В густой зелени Братского кладбища стоят белокаменные могилы, а над ними, выше, расположился Храм – памятник, как верный страж последнего убежища павших героев. С трепетом переступает православный человек ограду усыпальницы героев. С благоговением переходит он от одной могилы к другой, подолгу останавливается перед ними и внимательно прочитывает помещённую на них краткую историю героев. Духовному взору его представляется поле битвы, защитники Отечества и мученики за веру. И спешит он в Святой Храм – поклониться единому Вечному Богу и поставить свечу за упокой душ, на поле брани убиенных.
Холм, на котором расположено Братское кладбище, венчает величественный пирамидальный
Храм Святого Николая (Николы Морского, Свято-Никольский) - уникальное пирамидальное сооружение, являющееся памятником защитникам Севастополя.
[500x376]
Предложения о его строительстве появились сразу после окончания Крымской войны. В сентябре 1856 года Александр II дал разрешение на сооружение храма на добровольные пожертвования. Проект храма первоначально разработал придворный архитектор А.И. Штакеншнейдер, взяв за основу форму египетских пирамид - символ вечности и покоя, обладающих огромной эмоциональной силой воздействия и как бы являющихся продолжением жизни человеческой души.
Князь В.И. Васильчиков привлекает к проектированию талантливого архитектора Алексея Александровича Авдеева (1819—1885 гг.).
Авдеев происходил из дворян Тульской губернии, воспитывался в Московском дворянском институте. Удачно составленный проект церкви для имения Хомякова дал повод военному министру князю В.И. Васильчикову заказать Авдееву проектирование церкви для военного кладбища в Севастополе.
За эту работу автор в 1861 г. был удостоен звания Академика Императорской Академии художеств.
В 1840—1850-х годах А.А. Авдеев много строил в России: обсерваторию Московского университета,
[505x300]
особняки А.И. Кошелева
и дворян Кротковых в Москве, церковь в византийско-русском стиле в имении А.С. Хомякова в Рязанской губернии
[600x415]
церковь в имении Хомякова в Богучарове
После Крымской войны А.А. Авдеев проектирует и строит свои известные творения: часовню на Инкерманских высотах близ Севастополя (1886 г.) в память смотра русской армии, произведенном в 1855 году Александром II (окончена в 1886 году, но, к сожалению, не сохранилась),
[600x395]
часовню на могиле князя М.Д. Горчакова,
[451x600]
http://www.virtualcrimea.ru/ru/pano/gold/crimea-se...oe-the-chapel-gorchackova.html
храм во имя Святого Покрова Богородицы в Ореанде,
[600x450]
[600x450]
памятник на могиле капитана 1-го ранга А.И. Казарского в Николаеве.
[450x600]
Он же является автором проекта Владимирского собора, сооруженного на вершине Центрального холма в Севастополе.
[440x600]
Летом 1857 года А.А. Авдеев разрабатывает проект храма на Братском кладбище и передает его князю Васильчикову. Вначале его рассматривает Александр II. Проект был утвержден. Впрочем, в историческом путеводителе, составленным к пятидесятилетию Севастопольской эпопеи, под редакцией историка генерал-майора А.М. Зайончковского, говорится, что «проект храма первоначально составлен архитектором Шнейдером», но позже переработан Авдеевым.
[600x409]
В историческом путеводителе допущена неточность. На самом деле, проект храма был разработан архитектором Андреем Ивановичем Штакеншнейдером (22.02.1802 — 08.08.1865). С 1831 года он занимался частными постройками, в том числе дома для графа А.Х. Бенкендорфа в окрестностях Ревеля. Стал вскоре строителем царских и великокняжеских дворцов, архитектором «собственного Его Величества двора и заведующим постройками по загородным дворцам государыни императрицы». В 1834 году получил звание академика, а в 1844 году стал профессором архитектуры.
[424x550]
А.И. Штакеншнейдер — также автор проекта дворца Великого князя Николая Николаевича-старшего (сына Николая I) в Санкт-Петербурге, в котором имелась церковь во имя иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радосте»,
[549x367]
церкви во имя Архангела Михаила во дворце Великого князя Михаила Николаевича (Дворцовая набережная, д. 18).
[441x600]
В Крыму по проекту архитектора в 1852 году для августейшего семейства в Ореанде был построен великолепный дворец, сгоревший в августе 1861 года.
[600x432]
[500x333]
Сохранившийся эскизный проект на Братском кладбище, говорит о том, что он явно претерпел ряд изменений: пирамида стала выше, так как в ее верхней части разместили звонницу, крест — более массивным, в стенах появились узкие окна с сандриками. В проекте звонница предполагалась над порталом: барабан с проемами, увенчанный крестом.
[200x262]
Своей формой храм напоминает прославленные египетские пирамиды — символы вечности и покоя, обладающие огромной эмоциональной силой воздействия и как бы являющиеся продолжением жизни человеческой души.
[330x519]
5 сентября 1857 года были освящены и заложены первые камни храма во имя Святителя Николая Чудотворца. Под закладные блоки положили медали: «За защиту Севастополя» [600x450] и «В память войны 1853—1856 гг.».
[600x450]
В августе 1861 года в Севастополь прибыл Александр II с императрицей Марией Александровной и младшими детьми — Павлом, Сергеем, Алексеем и Марией он посетил Братское кладбище и Херсонесский монастырь, где заложил первый камень и установил деревянный крест в основание будущего храма в честь Святого Равноапостольного князя Владимира. Храм на Братском кладбище благословили назвать именем одного из самых почитаемых в Православии святых — Николая Чудотворца (Мирликийского). А.А. Авдеев и члены комиссии, контролировавшие строительство всего комплекса Братского кладбища, рассчитывали возвести храм за три года. Никто не предполагал, что оно растянется на долгие тринадцать лет. Работа продвигалась крайне медленно и, в основном, из-за нехватки средств. Пожертвования поступали из многих городов и разных уголков России. Присылали деньги офицеры и чиновники, родственники погибших воинов в Севастополе, солдаты и матросы. Но денег катастрофически не хватало. Комиссия принимает решение о временном приостановлении строительства. Прекратили выплачивать жалованье А.А. Авдееву. Архитектор уехал в Петербург, а, возвратившись, занимался некоторое время только возведением Владимирского собора. Критическое финансовое положение несколько спасла княгиня Татьяна Васильевна Васильчикова, пожертвовав в 1863 году двенадцать тысяч рублей и пообещав, что в последующие три года будет давать на строительство по столько же. Но уже в том же году комиссия приходит к выводу, что недостроенный храм требует ремонта. Из-за сырости местами отвалилась штукатурка, здание дало осадку, на стене появилась трещина, стали проседать гранитные ступени крыльца.
Осенью 1860 года, когда был установлен крест весом в 1500 пудов, вырубленный из диорита, добытого в районе Аю-Дага, поперечная часть его обломилась. К счастью, жертв не было, не сильно пострадало и здание: повреждение получили только фронтоны. Новый крест, высотой 6,8 метра, водрузили в феврале 1864 года, завершив, в целом, строительство храма в виде усеченной пирамиды.
[600x398]
На наружных гранях установлены мраморные доски, на которых перечислены полки, отстаивавшие Севастополь в войне 1854-55 гг., время их прибытия, численный состав и количество погибших в боях. Изнутри на стенах укреплены 38 плит с именами 943 погибших офицеров, с перечислением воинских соединений, принимавших участие в обороне, временем пребывания в осажденном Севастополе и понесенных потерь. Они представляют как бы открытую поминальную книгу, по которой каждый может молитвенно помянуть имена тех, кто отдал свою жизнь, отстаивая Севастополь. Напоминая о важном событии в военной истории Отечества, они удачно вписались в памятник, подчеркивая строгую индивидуальность храма-пирамиды.
[600x450]
С четырех сторон пирамиды находятся ризалиты. В них с севера на юг устроены окна вытянутых пропорций, в восточном ризалите, где помещается алтарь, окна отсутствуют. В толщину стен пирамиды врезаны узкие окна с сандриками, выше — арочные проемы с колоннами дорического ордена, ведущие в небольшую звонницу.
Внутри пирамиды устроен крестовокупольный храм византийского стиля.
[450x600]
В верхней части часовни расположена звонница, которую венчает большой гранитный крест с рельефным венком в центре. Снаружи храма четыре прямоугольных выступа: с западной стороны - притвор, с восточной - алтарь. Дьяконник и жертвенник размещены отдельно от алтарной части, в нишах, так их размещали в древних храмах. Храм облицован мрамором, на темных плитах высечены названия дивизий, полков и флотских экипажей, время их прибытия в Севастополь и число погибших. В храм ведут бронзовые литые двери, над которыми разместили мозаичный образ "Спаситель Благословляющий".
[423x500]
На восточной стене в тимпане фронтона мозаичный образ Воскресения "Воста несть зде", он выполнен по эскизу художника М.Н.Васильева в керамической мастерской Жаливе в Париже.
[500x376]
Стены храма расписаны известными художниками А. Е. Карнеевым, М. Н. Васильевым и А.Д.Литовченко, образ Христа создал ф. А. Бруни. Но спустя несколько лет живопись стала портиться от сырости, тогда было решено заменить ее мозаикой, точной копией бывшей живописи. Мозаику заказали в знаменитой студии мастера А. Сальвиати в Венеции. Мраморный иконостас был выполнен по рисунку А. А. Авдеева в каррарской мастерской скульптора В. Бонати. Украшенный тонкой декоративной резьбой, он сам служит украшением храма.
[600x373]
[400x297]
[600x450]
В 1870 году все строительные и отделочные работы были завершены и в присутствии генерал-адмирала Великого князя Константина Николаевича — младшего брата Александра II, храм Святого Николая освятили.
Шли годы, и так как часовня не отапливалась, фрески, выполненные восковыми красками, от сырости испортились. По решению посетившего храм Александра III живопись была заменена на мозаику. Работы были осуществлены в 1886 году в мастерской Сельвиати в Венеции по картинам художника М. Н. Протопопова (точная копия прежней живописи). Вся реставрация памятника производилась под наблюдением инженер-полковника Я. П. Семенова в 1888/889 годах. Эти работы обошлись казне в 220 тыс. руб.
В августе 1898 года Братское кладбище и храм Святого Николая посетил Николай II с Императрицей Александрой Федоровной и детьми.
[600x492]
http://rutube.ru/tracks/1030472.html?v=352626e3f1ea7d741dfbc3619f26c7d0
В 1911 году симферопольский художник Николай Степанович Лапин промыл в храме мозаику. Но на этом работы на Братском кладбище завершились — и надолго.
Грянул 1917-й год…
После революционных событий отношения атеистического Советского государства и церкви оказались сложными и подчас трагичными. Ликвидировались религиозные общины, закрывались храмы и монастыри, разрушались, стирались с лица земли ценнейшие исторические и архитектурные памятники русского культового зодчества. Храму Святого Николая повезло, его не снесли, как в Балаклавском Георгиевском монастыре — древнейший храм Святого Георгия Победоносца, в котором в сентябре 1820 года, при посещении обители, бывал Александр Пушкин, как храм Святого Николая в Инкермане, часовню Святого Георгия Победоносца в Кады-Кое...
Затем была Великая Отечественная война...