• Авторизация


Учение о реинкарнации в зороастризме 25-03-2012 14:53 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[показать]По поводу учения о реинкарнации действительно возникает много вопросов – и не только в связи с доктриной воскресения из мертвых, известной из зороастризма и христианства. Сама по себе доктрина воскресения тоже требует некоторой ревизии и верификации с общеиндоевропейской традицией. Но и зороастризм нет никаких оснований отрывать от неё. Весь вопрос в том, насколько глубоко в индоевропейское прошлое уходит зороастризм, и не были ли учения о перевоплощении поздним изобретением жрецов, заинтересованных в пропаганде теории судьбы и предопределения для манипуляций людьми? В таких манипуляциях часто обвиняется христианство, однако и учение о реинкарнации, связанное с кармой и судьбой, вполне могло быть на Востоке инструментом подавления личности и лишения её права выбора в борьбе за собственное благополучие. Реинкарнация и карма, в определенных интерпретациях, особенно свойственных современным эзотерическим школам, точно также могут оправдывать рабство, как и христианство его оправдывает "волей Божьей" и "смирением", способствуя несопротивлению злу силою. С другой стороны, нельзя исключать и того, что череду перевоплощений переживают не все люди, а только люди с низким уровнем эволюционного развития, например шудры, которые имеют иную психическую природу, а потому их сознание, более близкое к животному миру (что отражается также и на их теле), может легко менять разнообразные телесные оболочки, вплоть до нисхождения в мир насекомых и даже растений.

Цикл перевоплощений в индоевропейских религиях известен под термином Колесо Сансары. Это круговорот рождений и смерти в мирах, ограниченных кармой. Но в большинстве традиций и школ Сансара рассматривается как неблагоприятное положение, из которого необходимо выйти и закрыть череду воплощений, навсегда перейдя на новый высший уровень бытия. Таким образом в судьбе каждого человека должно наступить последнее воплощение, которое навсегда оторвет его от грубо материальной реальности, в коей он пребывает, благодаря своему невежеству о своем подлинном "я". Такое понимание находит свою параллель с гностицизмом. Гностики учили доктрине не только предсуществования, но также и перевоплощения человеческих душ. Согласно гностикам, спасение состояло в единении с Духом, или с божественной искрой, обитающей внутри каждого человека. Они верили, что люди погружены в сон невежества, и поэтому должны вновь рождаться и умирать до тех пор, пока не обретут просветление, познав свою подлинную божественную природу. В этом случае, потребность в перерождении отпадет. Гностические секты представляли собой более древнюю форму христианства, изначально оторванную от почвы иудаизма, тогда как кафолическая церковь являлась уже поздней модернизированной версией, из которой были убраны почти все следы учения о реинкарнации. Учитывая тот факт, что христианство имеет своим источником зороастризм и буддизм, нет строгих оснований отрицать существование учения о реинканации как в христианстве, так и в самом зороастризме. Но к этому учению должен быть дифференцированный и разумный подход – без голого отрицания, но и без излишней безусловной догматизации. Поскольку зороастризм – религия арьев, то есть высшей расы, находящейся под особым покровительством Ахура Мазды, Благого Творца, то отрицание в нем реинкарнации может быть связано именно с тем, что арьи считались благородной расой, стоящей на более высоком уровне сознания, тогда как это не должно исключать круговорота Сансары для неарийских народов.

© Suwardata

 

 

Вопреки распространённому мнению не существует никаких указаний, связанных с теорией перевоплощения. В учении Заратуштры людям в духовном мире дана гарантия на справедливый суд над душой после смерти за её поступки при жизни. Душа в физическом мире воплощается только один раз.


Последователи теории перевоплощения, полагают что все несчастья в этом мире – результат предыдущей жизни. Кто-то рождается богатым, кто-то – бедным, кто-то рождается здоровым, кто-то – больным или искалеченным, и это всё потому что их «бог» предопределил им это как награду или наказание за его предыдущие жизни. Этот «бог» очень странный и жестокий, если он наказывает свои создания таким произвольным и беспощадным способом, причиняя несчастье, страдания и, в конечном счёте, смерть конкретному созданию за преступления, которые он лично не совершил, якобы совершённые им в предыдущей жизни. Также трудно сказать, кем был в прошлой жизни некий человек, если он родился бедняком, потом стал личностью с мировой известностью, а затем умер самым трагичным образом.


Согласно учению Заратуштры, неравенство в телесном мире, не предопределено Богом, а являются результатом нападения Зла на мир. Зло порождает все конфликты, оскверняя когда-то совершенный мир и одно из семи творений – Хордад (Совершенство).


Из всего этого следует, что теория перевоплощения никоим образом не совместима с пророчеством Заратуштры о воскресении, когда душа навсегда воссоединится со своим физическим телом в совершенном состоянии. Перевоплощение, с другой стороны, подразумевает наличие одной души, переселяющейся во множество различных физических тел, каждое из которых проживает собственную жизнь, тогда как по определению воскресение может только произойти лишь один раз, той же самой души с тем же самым физическим телом.


Кроме того, неизвестно, по каким критериям судить, достойна ли душа жизни на небесах или низвержения в физический мир за её прошлые преступления! Самый чeткий аргумент против теории перевоплощения в учении Заратуштры содержится в Джамасп Намаг: «В этот мир невозможно вернуться ещё раз, даже для того чтобы творить добродетель» (Персидские Риваяты, Ervad B. N. Dhabhar, p. 485).


Известный учёный, Дж. Е. Санджан заметил: «... само собой разумеется, что вера в реинкарнацию абсолютно несовместима с традиционным зороастризмом, и поэтому можно без преувеличения сказать, что тот, который верит в перевоплощение, не может быть последователем Заратуштры...» (Догма Перевоплощения, p. 124).
(The Zarathushti Religion: A Basic Text/Mistree Khojeste Mobed Fariborz Sohrab Shahzadi)

Источник

 

Автор не прав, считая, что в зороастризме нет никаких указаний на реинкарнацию. В тексте "Бундахишн" сказано: "Когда подобие тела человека образуется в утробе матери, (то) душа из духовного мира поселяется в (этом теле). Она управляет телом, пока оно живет, а когда тело умирает, оно смешивается с землей, и душа опять возвращается в мир духовный" (XVII. О свойствах огня). Посему вопрос остается открытым.

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Учение о реинкарнации в зороастризме | Dumnorix - Лёд и Огонь | Лента друзей Dumnorix / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»