• Авторизация


Гибель гигантов (Часть 2) 23-11-2010 00:42 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Окончание. Перейти в начало статьи

 

Костные останки исполинов находили в разные времена во многих местах земного шара. Древнегреческий компилятор Флегонт, живший во II веке новой эры, даже собрал доступные ему свидетельства на сей счет в отдельную главу своей книги «Удивительные истории».

Приводимые им факты свидетельствуют о многом. Например, о том что в Мессении после наводнения вымыло каменный пифос с черепом, втрое большим обычного человеческого. В Далмации в пещере Артемиды можно было своими глазами увидеть множество скелетов с ребрами длиной около 11 локтей (то есть примерно пятиметровых). Подобные захоронения (?) находили также в Египте, Карфагене, на Сицилии, на острове Родос, в Боспоре Киммерийском и близ Афин[19].

Спустя восемнадцать веков Эрих фон Дэникен продолжил этот список:

— Немецкий антрополог Ларсон Коль в 1936 году обнаружил на берегу озера Элиаси в Центральной Африке кости человека-великана.

— Немецкие палеонтологи Густав фон Кенигсвальд и Франц Вейденрейх (1873-1948) в конце 30-х годов XX века обнаружили в аптеках Гонконга множество костей людей-великанов. В 1944 году профессор Вейденрейх выступил на заседании Американского этнологического общества с докладом об этих находках.

— Профессор Дени Сора нашел в разных районах Северной Африки не только отдельные кости великанов, но и каменные оружия, которые способен держать в руке только настоящий исполин.

— В апокрифической книге Еноха есть упоминание о том, что боги ведут свой род от исполинов.

— Апокрифическая книга Варуха называет количество исполинов, погибших во время потопа, — 409 тысяч[20].

О подобных же исполинах, обитавших на территории России в историческое время, также сохранились документальные свидетельства. Одно принадлежит Ахмеду ибн-Фадлану: в 921-922 годах он вместе с посольством багдадского халифа посетил царя волжских булгар, проехав перед тем и по русским владениям. Книга, которую написал ибн-Фадлан, — бесценный источник по истории дохристианской Руси, но интересующий нас отрывок из нее обычно стыдливо замалчивается. А рассказывается в нем ни больше ни меньше как о последнем исполине, проживавшем на волжской территории. Вот о чем поведал арабский путешественник.

Еще находясь в Багдаде, он слышал от одного пленного тюрка, что при ставке владыки Булгарского царства содержится в неволе один исполин — «человек чрезвычайно огромного телосложения». Когда посольство прибыло на Волгу, ибн-Фадлан попросил царя показать гиганта. К сожалению, его не так давно умертвили из-за буйного и злобного характера. Как рассказывали очевидцы, от одного взгляда исполинского существа дети падали в обморок, а у беременных женщин случались выкидыши. Одичавший великан был пойман далеко на Севере, в стране Вису (как считают современные историки, это — летописная весь, жившая где-то в районе Печоры. — В. Д.), и доставлен в столицу Волжской Булгарии. Его держали за городом, прикованным цепью к огромному дереву. Здесь же и удавили. Ибн-Фадлану показали останки: «И я увидел, что голова его подобна большой кадке, и вот ребра его подобны самым большим сухим плодовым веткам пальм, и в таком же роде кости его голеней и обе его локтевые кости. Я изумился этому и удалился»[21].

Перед нами важное документальное свидетельство, беспристрастно подтверждающее то, что хорошо известно из фольклора и мифологии, а также по многим рисункам и изваяниям. Архаичный пласт древних мифологий скрыт за семью печатями. И все же он поддается смысловой реконструкции. Между прочим, есть сведения, относящиеся к концу прошлого века: при вскрытии одного из могильников в Поволжье (правда, южнее тех мест, о которых говорит Ибн Фадлан, — в Саратовской губернии) там были обнаружен скелет гигантского человека.

Если кто-то думает, что его хотят мистифицировать, пусть тогда познакомится с другим свидетельством: его можно найти в книге с поэтическим названием «Подарок умам и выборки диковинок». Она принадлежит перу другого арабского путешественника, ученого и богослова Абу Хамида ал-Гарнати. Спустя более ста лет после Ибн Фад-лана, он также посетил столицу Волжской Булгарии и встретил там такого же великана, но только уже живого, и даже разговаривал с ним:

«А я видел в Булгаре в 530 году [1135-36] высокого человека из потомков адитов, рост которого больше семи локтей, по имени Данки. Он брал лошадь под мышку, как человек берет маленького ягненка. А сила у него была такая, что он ломал рукой голень лошади и разрывал мясо и жилы, как другие рвут зелень. А правитель Булгара изготовил ему кольчугу, которую возили в повозке, а шлем для его головы, как будто котел. Когда случалось сражение, он сражался дубиной из дуба, которую держал в руке, как палку, но если бы ударил ею слона, то убил бы его. И был он добрым, скромный; когда встречался со мной, то приветствовал меня и здоровался со мной почтительно, хотя моя голова не доставала ему до пояса, да помилует его Аллах»[22].

Похожие сведения сохранились и в скандинавских источниках. Они касаются набегов викингов в отдаленные районы Русского Севера. Здесь неутомимые разбойники-землепроходцы неоднократно сталкивались с племенами исполинов, причем — как обычных великанов мужского пола, так и племен, состоящих исключительно из женских особей (так сказать, амазонок-великанш):

«Когда они проплыли некоторое время вдоль берега, увидели они, что стоял там очень высокий и огромный дом. <...> Увидели они, что храм был очень большим и построен из белого золота и драгоценных камней. Увидели они, что храм открыт. Показалось им, что все внутри сияло и сверкало, так что нигде не было даже тени. <...> Там увидели они стол, какому подобает быть у конунга, покрытый дорогой материей и [заставленный] разнообразными драгоценными сосудами из золота и драгоценных камней. <...> За столом беседовали 30 великанш, а жрица была в центре. Они [викинги] не могли понять, была ли она в образе человека или какого-то другого существа. Всем им показалось, что на вид она была хуже, чем можно выразить словами»[23].

Спустя некоторое время примерно такую же картину описывает датский историк-хронист Саксон Грамматик (1140-ок.1208), рассказывая о плавании дружины викингов по Белому морю, с той разницей, что здесь уже речь идет не о храме и «амазонках», а о пещере, где живут великаны. Русский Север переполнен рассказами об исполинских существах. Еще в начале нынешнего века среди поморов, плававших к Новой Земле, бытовало предание, что там в одной из прибрежных пещер находятся гигантские человеческие черепа с оскаленными зубами. Да разве только на Севере известны такие истории! В 50-х годах фольклорная экспедиция МГУ записала великанское предание не далее как в Подмосковье:

«Один старичок у нас есть (без двух лет восемьдесят ему), так отец его помнит — нашли могилу, где раскопали неприятельских солдат — скелеты и оружие, латы. Черепа были такие, что на голову вполне легко даже одевались. Вот какие были чудные люди — великаны. Оружие было татарское»[24].

Практически нет такого народа, у которого не бытовали бы подобные предания. Для иллюстрации приведем лишь два примера, почерпнутых в разных концах Российского Севера. В низовьях Печоры и далее к востоку человекообразного гиганта зовут Яг-морт. О встречах с ним записаны десятки свидетельств людей, не доверять которым нет никаких оснований. Вот одна из историй, рассказанная ветераном Отечественной войны Булыгиным Ефимом Ивановичем, русским по национальности, жителем села Усть-Цильма:

«В 20-м году, мне тогда было 15 лет, косили мы сено на реке Цильме, километрах в десяти отсюда. Я, еще человек шесть мальчишек и двое взрослых в трехстах метрах от реки стоговали сено. Неподалеку стояла изба, где мы жили во времена сенокоса. Вдруг на противоположном берегу появились две непонятные фигуры. Один маленький, черный, другой огромного роста (больше двух метров), серый, белесый. Они всем были похожи на людей, но мы почувствовали сразу, что это не люди, и смотрели на них, не двигаясь с места. Они стали бегать вокруг большой ивы. Белесый убегал, а черный за ним гонялся. Вроде играли. Бегали очень быстро. Одежды на них никакой не заметили. Так продолжалось несколько минут, а потом они помчались к реке и исчезли. Мы тут же вбежали в избу и целый час не решались выйти. Потом, вооружившись чем попало и захватив ружье, поплыли на лодке туда, где они бегали. Там нашли следы и большого и маленького. Особенно много их было вокруг ивы. У маленького следа пальцев не помню, но следы большого я рассмотрел хорошо. Они были очень большими, как от валенок. Резко выделялись пальцы. Их было шесть, примерно одинаковой длины. След очень похож на человеческий, но плоский, как у медведя, а пальцы не прижаты, как у человека, а немного расставлены в стороны»[25].

А вот известия из восточной оконечности России. Их собрал еще в конце прошлого века известный писатель, этнограф и народоволец-революционер Владимир Германович (Натан Менделевич) Богораз-Тан (1865-1936), сосланный на десять лет на Чукотку, где он плодотворно изучал быт, обычаи и предания местного населения, занимаясь одновременно и просветительской работой. Результаты этой воистину подвижнической деятельности получили впоследствии отражение в многочисленных статьях и 2-томной монографии «Чукчи» — наиболее полного и непредвзято-объективного свода сведений об этом палеоазиатском народе. Богораз разделяет духов (келет), о которых рассказывается в сказках и легендах, на три класса:

«К первому классу относятся злые духи. Невидимо витая в пространстве, они охотятся за человеческими душами и телами. Вторую категорию составляют кровожадные каннибалы, которые жили или до сих пор живут где-то на отдаленном берегу. Они вечно враждуют с чукчами. К третьему классу относятся «духи», которые прилетают на зов шамана и помогают ему в его колдовстве и врачевании. <...> Чукчи рассказывают также о существовании племени великанов, которые в отличие от келет не трогали людей. Они называются лолглый. Сказки о них во многом похожи на такие же сказки эскимосов. Один из рисунков, иллюстрирующих эти сказки, изображает великана по имени «Моржовым мясом одетый». Этот великан пришел из-за моря в страну коряков. Он был так тяжел, что везде оставлял следы... Однажды он лег спать на открытом месте. Три человека увидели его и поймали, привязав канатами к кольям, вбитым в землю. Потом они убили его своими копьями <...>»[26].

На одном из чукотских рисунков изображены два волосатых каннибала, пожирающих человеческого ребенка. Богораз пишет, что на подлинном рисунке вверху показаны родители, которые с ужасом наблюдают за этой сценой. Перед нами важные документальные свидетельства, беспристрастно подтверждающие то, что хорошо известно из фольклора и мифологии, а также по многим архаичным рисункам и изваяниям. Особенно впечатляют гигантские геоглифы (так называемые «земляные рисунки», хотя материал и способ, с помощью которых они создавались, могли быть какими угодно). Они встречаются на всех континентах земного шара и настолько озадачивают ученых своей необычностью и даже неправдоподобностью, что те обычно вообще предпочитают не давать никаких объяснений по поводу странных рукотворных феноменов, объявляя их «яко не бывшими».

Циклопические рисунки распространены и на Европейском Севере. Так, на Британских островах одним из самых известных и популярных в Англии и во всем мире памятников является гигантская примитивная фигура с эрегированным фаллосом, вырезанная в туфе на меловом склоне холма; однако фотографии ее и даже прорисовки публикуются крайне редко, поскольку считаются «непристойными» (рис. 8). Аналогичные гигантские рисунки-геоглифы (правда менее «непристойные») были совсем недавно обнаружены на плато У кок в Горном Алтае.
 

[показать]Рис. 8. Гигант с эрегированным
лингамом, высеченный на скале
Церне-Аббас в Англии

 

Одно из самых поразительных открытий было сделано недавно в труднодоступной и безлюдной местности на юге Австралии, в шестидесяти километрах от городишка Марри. Пролетая над пустынным плато, пилот частного самолета неожиданно для себя увидал с высоты 3 000 м фигуру гигантского существа с явственно выраженными мужскими гениталиями (рис. 9). Отчего перехватило дыхание у видавшего виды «воздушного волка» нетрудно понять из сухих и бесстрастных строк протокола, составленного через некоторое время учеными: «Рисунок имеет 4 километра в длину (!!!) и изображает аборигена с палкой неизвестного назначения в левой руке. Волосы аборигена забраны на затылке в узел. Линии в нижней части головы образуют бороду. Абориген имеет волосы на груди и пенис, длина которого составляет около двухсот метров (!!). Ширина борозд, формирующих рисунок, равняется десяти метрам (!). Происхождение рисунка неизвестно». Добавим, что ни один эксперт оказался не в состоянии объяснить, каким образом без помощи компьютера можно было рассчитать и пропорционально воспроизвести подобный контур, окрещенный «маррийским человеком», не говоря уже о невероятных сложностях его технического исполнения.

 

[показать]Рис. 9. 4-х километровое
изображение мужчины,
обнаруженное в австра-
лийской пустыне

 

* * *

Сибирские сказания о встречах с великанами собирал и записывал всемирно известный ученый-археолог академик Алексей Павлович Окладников (1908 — 1981). Охотник и оленевод Николай Курилов с низовий Лены рассказывал ему еще в 40-х годах XX столетия[27], что некий человек, охотившийся зимой на песцов, обнаружил на берегу Ледовитого океана огромные человеческие следы, которые выходили из моря. Охотник решил выяснить, куда же уводят следы по суше. После двух суток езды он увидел перед собой гору, возвышавшуюся среди тайги, как остров. Здесь следов было особенно много. Вдруг появилась женщина высотой в несколько сажен (как ни показалось невероятным, но эта информация напоминает вышеприведенное свидетельство викингской саги). Она взяла Николая Курилова за руку и повела в дом, где находился мужчина-великан. Тот сказал охотнику: «Я сам виноват, что показал свои следы, иначе бы ты не пришел сюда. Отправляйся назад домой, только никому не рассказывай об уведенном. А я помогу тебе вернуться. Не выходи, пока я не приготовлю нарту. Выйдешь потом». Через некоторое время великан вернулся в дом и повелел: «Теперь выходи». Кругом был сплошной туман, не видно ни зги. Великан посадил охотника на нарту, завязал ему глаза и сказал: «Когда доедешь до своей земли, собак отпусти».

Обратный путь занял у охотника только один день и без ночевки. Когда охотник развязал глаза, то увидел, что его везут не собаки, а два волка. Сзади мчалась груженная доверху его собственная собачья нарта. Придя домой, охотник отпустил волков, и они сразу исчезли. Когда он раскрыл груз, то увидел гору дорогих мехов. Дело в том, что великан спрашивал незваного гостя: «Почему ты бродишь один по берегу моря?». Тот ответил, что этим он живет. Потому-то великан из жалости и дал так много пушнины. До старости Николай Курилов никому и ничего не говорил, а рассказал только при смерти.

Про таежных великанов у разных сибирских народов сохранилось немало легенд. Существует поверье, что они тайком уносят из охотничьих костров горящие головешки. Они отличаются от обычных людей не только гигантским ростом, но и длинными густыми бровями или же тем, что сплошь покрыты шерстью. Их другое название — «бородатые люди». Жилища «бородатых» расположены не по одному, а целыми поселками. Форма домов куполовидная, внутри они освещались не печами, а неведомым «светящимся камнем». Но и на западной оконечности Русского Севера бытовали рассказы о великанах, причем самого обыденного свойства. Так, в 1937 году от известной сказительницы М.С. Крюковой в деревне Нижняя Зимняя Золотица Приморского района Архангельской области был записан следующий рассказ:

«Чужеземный великан.

На Печете приходил из каких-то стран великан, отбирал у промышленников первый улов. И когда нагрузит корабль рыбой, насытятся его глаза богатством, тогда разрешает им промышлять. А кто если ему не даст улова, то убивал. Раз пришел небольшой человек, стал проситься на суда рабочим:

— Жалованья мне не надо, а только кормить.

Много судов обошел, но никто не хотел брать, что бродячий человек. Наконец, на одно судно взяли, и он оказался очень понятливым: какую работу ни покажут, другой раз не надо показывать. Тут промышленники стали ждать великана, боятся до него одну рыбинку уловить. Вот он пришел, а этот человек говорит своему хозяину:

— Дозволь мне с ним сразиться!

Все ужаснулись, но он сказал великану, чтобы сей год рыбы не ждал, предложил ему сражаться. Поднял великана и бросил его о камень, что тот не шевельнул больше ни ногой, ни рукой.

— Вот и все ваше страшилище!

Затем сказал своему хозяину, что весь род его будет жить не в богатстве, но в сытости, пожелал всем промышленникам счастливо промышлять, спустился с судна и ушел в Печенгскую губу»
[28].

Во многих легендах земля обитания племени великанов связывается с островами Ледовитого океана. В середине XIX века со слов очевидца была записана следующая история. Некий промышленник осматривал звероловные снасти на островах около Колымского устья. Там его застигла пурга, и он заблудился. Долго блуждал по ледяной пустыни, и наконец собаки привезли его в незнакомое селение, состоящее из нескольких изб. Поздно вечером пришли с промысла мужики огромного роста и стали расспрашивать незнакомца: кто он, откуда, по какому случаю и зачем заехал сюда, не слыхал ли он о них прежде и, наконец, не подослан ли кем? Промышленника, рассказавшего всю эту историю, они держали под присмотром шесть недель, поместив в отдельном доме и не дозволяя отлучаться ни на шаг. Часто он слышал звон колокола, из чего и решил, что попал в раскольнический скит. Наконец хозяева согласились отпустить промышленника, но взяли с него клятву молчать обо всем виденном и слышанном. Затем они ему завязали глаза, вывели из селения и проводили очень далеко. При расставании подарили большое количество белых песцов и красных лисиц.

В наши дни тоже изредка фиксируются встречи с человекоподобными исполинами. В Америке такое существо даже получило особое наименование — «сасквач» — «застенчивый гигант». Оно живет в безлюдных горах и предпочитает не вступать в контакты с людьми. Тем не менее неоднократно находили следы сасквача (рис. 10) и подвергали их научной экспертизе. Ученые-антропологи (и конечно же археологи) всегда с повышенной долей скепсиса и недоверия относились к сообщениям об останках великанов (рис. 11). С другой стороны, постоянно высказывались вполне понятные сомнения: если великаны когда-нибудь существовали, то где же их костные останки. Останки, как мы видели из приведенного свидетельства ибн-Фадлана, все же встречались. Любопытные факты приводятся и в европейских средневековых хрониках. Согласно одной из них, когда раскопали могилу одного кельтского героя, слывшего великаном, то обнаружили хорошо сохранившееся мумифицированное тело исполина. Но через пять минут от соприкосновения с воздухом оно рассыпалось в прах.

 

Рис. 10. Слепки следов
гиганта, обнаруженных
в Скалистых горах Америки
 

[показать]
Рис. 11. Череп гиганта.
Художник З. Абоев

 

Однако именно специалистам-профессионалам суждено было однажды обнаружить в Юго-Восточной Азии костные фрагменты черепов огромных антропоидов (достигавших предположительно четыре метра и выше) — четыре нижних челюсти и около тысячи зубов, каждый из которых по объему в шесть раз превосходил человеческие зубы. Существо получило и соответствующее название — гигантопитек. Информацию о принадлежащих ему костных останках постоянно передают печатные и электронные средства массовой информации. Так, во второй половине XX века индийские ученые сообщили о находке ископаемых костей гигантопитека. В одной из деревень штата Пенджаб, расположенной в 73 милях от Дели, был обнаружен четырехметровый скелет, принадлежавший древнему человеку. Такие далеко не единичные факты, как правило, отсутствуют в специальных публикаций, поскольку очень уж не вписываются в догматизированную эволюционную картину антропогенеза.

Вообще же кости не ахти какой долговечный материал. Сохранность на протяжении веков, а то и тысячелетий, обеспечивается прежде всего природной средой и условиями, в которых оказался костный остов. В подтверждение приведу один достаточно красноречивый пример. Вплоть до XVIII века в Арктике вовсю процветала хищническая и исключительно прибыльная добыча моржового клыка и, кроме того, кожи и жира как побочных продуктов. Европейские промысловики ежегодно истребляли моржей десятками тысяч, пока на многих островах они не исчезли полностью. За многие годы скапливались горы останков беспомощных ластоногих: им отрезали путь к воде и методично умерщвляли на берегу. За всю историю моржового промысла по логике вещей должны были скопиться десятки тысяч скелетов. Однако ничего этого нет и в помине: природные условия оказались мало подходящими для консервации костей и черепов.

Тем не менее, если говорить о костных останках великанов, то их продолжают находить и сегодня — причем фактически в том же самом регионе, где живого великана более тысячи лет тому назад видел любознательный арабский путешественник ибн-Фадлан. Речь идет о российском Поволжье, только на сей раз о Симбирской губернии (нынешней Ульяновской области). Недавно журналист Николай Варсегов поместил в газете «Комсомольская правда» специальный репортаж, где собрал множество красноречивых свидетельств. Например следующие.

В селе Михайловка, что на юге Ульяновской области, рабочие копали траншею, и неожиданно ковш экскаватора вычерпнул из земли человеческие кости. К удивлению, они оказались неимоверно больших размеров. Специально кости не измеряли, но, по мнению очевидцев, обладатели таких скелетов должны были иметь рост под три метра. Послали за батюшкой. Батюшка же, сотворив на месте молитву, велел кости гигантов обратно предать земле. А траншею тогда отвели в сторону от могильника. Это случилось — по памяти старожилов — в году примерно 1960-м.

Местные краеведы и школьные учителя рассказывают, что недалеко, в гористой местности есть другие материальные свидетельства былого обитания великанов. Здесь на горном плато стоят вытесанные из камня большой круглый стол и табуретки вокруг него, пригодные для сидения трехметровых гигантов. Там же большая каменная голова с метр высотой и многотонное изваяние бегемота работы неизвестного древнего скульптора. А еще лежат огромные каменные колеса, похожие на мельничные жернова. Нормальным людям управиться с такими было бы не под силу. По легендам, проживавшие здесь исполины назывались людьми — непохожими. «Были они высоки, безволосы, черны, как печная сажа, и могли сотворять гром». Жили те исполины в гористом лесу обособленно, людям нормальным вреда не чинили, а любопытных к себе не пускали. Если же любопытные приближались к поселению великанов, то последние начинали метать огни, извергать гром, отпугивая незваных гостей. Когда и куда исполины исчезли — тоже неведомо.

В 1884 году местный священник отец Михаил Адриановский побывал в той гористой местности и написал отчет в Симбирскую духовную консисторию (учреждение при архиерее по управлению епархией): «Саженях (сажень — 2,13 метра) в шести от реки на север большим отверстием начинается земляной коридор, имеющий в длину около пяти саженей. Сажени через четыре от входа вверх по коридору на двух дубовых плахах лежит каменная плита. Через полсажени поворот на восток, а аршина (аршин — 71,12 см) через два находится деревянная дверь в пещеру. В передней и боковых сторонах ее полуциркулярные углубления размером около аршина...»

Как пишет в одной из своих работ местный краевед В. Силантьев, «проведенная тогда по горячим следам проверка ничего не дала: местные жители о пещере не слышали и не знали. Да и позднее почему-то боялись подходить к этому месту. Перед Великой Отечественной войной случился тут оползень, который и «похоронил» таинственную находку...» Другой краевед А. Гаврилов описывает в районной газете «Теренгульские вести», как он, будучи школьником, в 1963 году пробовал покопать с товарищами кладбище исполинов. «Помню, мы взяли лопаты и произвели небольшие раскопки. Нашли несколько костей конечностей явно человеческих. Поразили размеры бедренной кости, оказавшейся значительно длиннее, чем у «нормальных» людей. На этом наши исследования тогда и закончились...»

Недалеко от могильника, который вскрыл экскаватор, стоит дом 73-летнего уроженца. Зовут его Александр Федорович. Он хорошо помнит, как здесь случайно вырыли кости неизвестных исполинов. А пару лет спустя была надобность выкопать в огороде погребную яму под овощи. И экскаватор опять вскрыл несколько крупных скелетов. «Я тогда грешным делом, — вспоминает хозяин, — вынул из ямы череп, а он оказался втрое больше моей головы. Я даже примерил на себя нижнюю челюсть, и мое лицо утонуло в ней. Так яму опять зарыли. А однажды я сажал яблоню и наткнулся лопатой на каменную кладку. Может, это был склеп? Ломать я его не стал».

Как это ни странно, официальная наука находками под Михайловкой никогда не занималась, и даже каменные изваяния на горном плато не внесены ни в какие исторические каталоги. Несколько лет назад рядом с домом Александра Федоровича «выплыла» из-под земли огромная каменная плита с непонятными знаками. Ее оттащили трактором за гумно, от греха подальше, там она и лежит...[29]

Журналисты «Комсомольской правды» не остановились на достигнутом и в июле 2004 года организовали новую экспедицию в Поволжье, где широко распространены и до сих пор бытуют записанные еще в XVIII — XIX веках первыми русскими исследователями легенды о гигантах, якобы живущих на берегах рек Волжского бассейна: Свияги (в районе нынешнего Ульяновска), на Суре, Каме, в Пановых горах (Нижегородская область). Общую картину дополняют мифы и свидетельства коренных поволжских народов: например, курганы, которых здесь превеликое множество, на чувашском языке зовутся «Улап тапри» — «холм великана Улапа».

Корреспонденты «Комсомолки» без труда обнаружили новые свидетельства о былом присутствии великанов. Нынешний глава администрации села Михайловка, что в Ульяновской области, Иван Фролов показал им места, где в недалеком прошлом неоднократно находили кости исполинов, и рассказал, что неподалеку от деревни, в лесу, есть загадочный «сад камней»: там, по уверениям дедов, и жили люди-гиганты. Оказалось, что предполагаемые гиганты жили неподалеку от трассы Ульяновск — Сызрань, на каменистых холмах, покрытых густым лесом. Густой лес, без намека на тропинки. И то тут, то там внезапно открываются небольшие уютные полянки. На них местные жители и находят следы «жизнедеятельности» великанов. Конечно, вода и ветер могут придать камням самые причудливые формы. Но кто возьмется доказать естественное происхождение пяти лежащих на одной поляне идеально круглых каменных дисков диаметром 1,5-1,7 метра каждый и высотой 0,5 метра? Вытесаны они все из цельного камня. В центре двух — небольшое углубление. Возле остальных — камни поменьше, словно стулья. Лежат диски на склоне холма, на высоте примерно метров 200 от дороги. Кто и когда их сделал — неизвестно.

Еще одна загадка — вросший в землю камень, который к художествам природы явно не имеет никакого отношения. На округлом булыжнике высотой 1,2 метра четко видны глаза, нос и рот. Последний похож на естественное отверстие, но глазницы и треугольный нос явно выбиты какими-то инструментами. Стоит каменный болван почти на вершине холма. И поднять его туда обычному человеку (или даже группе) было непросто.

Еще в лесу под Михайловкой множество валунов, напоминающих фигуры животных. Есть готовящаяся к прыжку лягушка, бегемот, камень-мамонт, правда без бивней, фигуры лошадей, коров — всего около десятка (возможно, есть еще, но трудно все разыскать в густых зарослях). Размеры — от метра до трех-четырех в высоту. Похоже, имя скульптора, создавшего этот зоопарк, — природа. Хотя энтузиасты аномального дела вполне могут возразить: «Откуда столько фигур на маленьком пятачке, если в Ульяновской области больше они нигде не найдены?»

Журналисты не были бы журналистами, если бы удовлетворились только расспросами и визуальными наблюдениями. По всем правилам археологической науки они организовали и провели раскопки на одном из огородов, где в недалеком прошлом, по рассказам старожилов, находили огромные кости. Результаты не заставили себя ждать. Упорство и настойчивость были вознаграждены: после трехчасовой работы самодеятельные археологи наткнулись на скелет внушительных размеров с хорошо сохранившимся черепом (рис. 12) — не гиганта, конечно, но и не сказать, чтобы обычного человека...[30]

[300x224]
Рис. 12. Череп, найденный при раскопках
в селе Михайловка Ульяновской обл.

 

Дёмин В. Тернистыми путями Титанов. М. 2005, стр. 110-143

 


 

ПРИМЕЧАНИЯ :

[1] Аполлодор. Мифологическая библиотека. Л., 1972. С. 9-10.
[2] См.: Страбон. География. М., 1994. С. 470.
[3] Овидий. Элегии и малые поэмы. М., 1973. С. 329. (Перевод Ф. Петровского.)
[4] Густынская летопись // Полное собрание русских летописей. Т. 40. СПб., 2003. С. 10.
[5] См., напр.: Грейвс Р., Патай Р. Иудейские мифы: Книга Бытия. М., 2002. С. 186.
[6] Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты. М., 1980. С. 127. (Перевод М. Гаспарова.)
[7] Изложение исторической хроники Бероса можно найти в кн.: Каратыгин П. П. История религий и тайных религиозных обществ и народных обычаев. Т. 4. СПб., 1870.
[8] Текст эфиопской версии «Книги Еноха» приводится по изданию: Смирнов А.В. Историко-критическое исследование, русский перевод и объяснение апокрифической книги Еноха. Казань, 1888.
[9] Книга исполинов // Тантлевский И.Р. Книги Еноха. М.-Иерусалим. 2000. С. 160.
[10] Инка Гарсиласо де ла Вега. История государства инков. Л., 1974. С. 583-584.
[11] См.: Уилкинс Г. Затерянные города Америки // Книга тайн-5. М., 1994. С. 330.
[12] Испанская мера длины, равная 32,4 см.
[13] Пигафетта А. Путешествие Магеллана <...>. М., 2000. С. 48-52. (Выделено мной. — В. Д.)
[14] См.: Мифы народов мира. Т. 2. М., 1980. С. 515.
[15] См.: Уилкинс Г.Т. Гиганты в земле // Загадки таинственных мест Земли. М.,2004. С. 78-79.
[16] Там же. С. 83-85.
[17] Философы из Хуайнани / Хуайнаньцзы. М., 2004. С. 113.
[18] См.: Юань Кэ. Мифы древнего Китая. М., 1965. С. 36 —37.
[19] См.: Флегонт. Удивительные истории // Вестник древней истории, 2001. №3. С. 240-21.
[20] См.: Дэникен Э. фон. Каменный век был иным. М., 2003. С. 170.
[21] Ковалевский А.П. Книга Ахмеда ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг. Харьков, 1956. С. 139.
[22] См.: Демин В.Н. Загадки Урала и Сибири. М., 2000. С. 281.
[23] Там же. С. 281-282.
[24] Сказки и несказочная проза. М., 1998. С. 268.
[25] См.: Демин В.Н. Загадки Урала и Сибири. М., 2000. С. 283.
[26] Богораз-Тан В.Г. Чукчи. Т. 1. Л., 1934.
[27] См.: Окладников Л. П. Открытие Сибири. Новосибирск, 1982. С. 168 —170.
[28] Рыбацкие песни и сказы. М., 1950. С. 185.
[29] Комсомольская правда, 2004. 27 мая.
[30] Комсомольская правда, 2004. 8 и 10 июля.

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Гибель гигантов (Часть 2) | Dumnorix - Лёд и Огонь | Лента друзей Dumnorix / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»