Эллинские гиганты — единокровные братья титанов, циклопов, «сторуких» и, само собой разумеется, Олимпийских богов. У всех у них одни и те же прародители — Гея-Земля и Уран-Небо. Но произвели на свет они очередную когорту мучеников-богоборцев значительно позднее тех событий, о которых речь шла до сих пор. Некоторые античные авторы даже настаивают, что гиганты родились не от семени, а от крови оскопленного Урана. В отличие от бессмертных титанов все гиганты, кроме одного — Алкионея, — были смертными и заранее обречены на неминуемую гибель. Думается, они прекрасно были об этом осведомлены, и тем не менее решились на безумный и отчаянный шаг — вступили в неравную схватку с Зевсом и его клевретами.
Аполлодор поведал историю рождения и гибели гигантов с бесстрастностью хрониста:
«Гея, негодуя по поводу того, что произошло с титанами, родила от Урана гигантов, обладавших огромным ростом и необоримой силой. Они внушали ужас своим видом, косматыми густыми волосами и длинными бородами. Нижние конечности их переходили в покрытые чешуей тела драконов. По мнению одних, они родились на Флегрейских полях, другие же говорят, что на Паллене. Они стали метать в небо скалы и горящие деревья. Меж ними отличались особой силой Порфирион и Алкионей, который к тому же оставался бессмертным, если сражался на той земле, на которой родился. Он же угнал стадо Гелиоса из Эритеи. Богам рок судил, что они не смогут уничтожить никого из гигантов, но если в помощь богам выступит какой-либо смертный, то они сумеют взять верх над ними. Гея, узнав об этом, стала искать волшебную траву, чтобы спасти гигантов от гибели, грозившей им от руки смертного. Тогда Зевс запретил светить Эос, Селене и Гелиосу и успел раньше, чем Гея, срезать эту волшебную траву. По совету Афины он призвал в союзники Геракла. Геракл вначале сразил стрелой Алкионея, но, как только тот касался земли, к нему вновь возвращалась жизнь. По совету Афины Геракл стащил Алкионея с земли Паллены, и таким образом Алкионей был убит. Порфирион же во время сражения напал на Геракла и Геру. Зевс вселил в Порфириона страсть к Гере, и последняя стала громко звать на помощь, когда гигант разорвал на ней пеплос, пытаясь совершить насилие. Но Зевс поразил его своим перуном, а Геракл добил его выстрелом из лука. Из остальных гигантов Аполлон поразил стрелой Эфиальта в левый глаз, а Геракл в правый. Эврита убил Дионис тирсом; Клития же, ударив факелом, убила Геката, а Миманта убил Гефест, метая в него раскаленные камни. Афина, преследуя бегущего Энкелада, обрушила на него остров Сицилию; она же содрала с Палланта кожу и покрывала ею свое тело во время сражения. Полибот, преследуемый Посейдоном и спасаясь бегством через море, прибыл на остров Кос, но Посейдон отсек часть острова, так называемый Нисир, и навалил ее на гиганта. Гермес, имея на голове шлем Аида, убил во время сражения Ипполита, Артемида — Гратиона; Мойры, сражаясь медными палицами, убили Агрия и Тоона. Остальных поразил Зевс, метнув в них свои перуны. Погибающих гигантов добивал Геракл, расстреливая их из лука»[1].
В приведенном фрагменте есть удивительные подробности. Например, случайная обмолвка античного автора о том, что перед решающей схваткой богов и гигантов (рис. 1) Зевс запретил светить Эос (Утренней Заре), Селене (Луне) и Гелиосу (Солнцу). Возможно ли такое? Разумеется, возможно — и вовсе не из-за всесилия богов. Это — вполне естественное природное явление, однако происходить оно может не в Средиземноморье, а за Полярным кругом. Одним словом, речь идет о полярной ночи. Глубокий мистический оттенок всему сюжету придает таинственная трава — основной компонент снадобья, дававшего бессмертие и позволявшего гигантам избежать гибели. Исследователи усмотрели здесь также и намек на волшебную траву, которую использовал вавилонский верховный бог Мардук в битве с чудовищем Тиамат, демонизированной Праматерью мира.
[600x352]
А чего стоят скупые упоминания о «подвигах» совоокой богини Афины (рис. 2)! Опоэтизированное прозвище — Паллада — она получила всего лишь за кровавый, воистину живодерский акт — сдирание кожи с еще живого Палланта и использование ее в качестве накидки. Затем, как сообщают другие мифографы, над окровавленным телом изуродованного врага Афина исполнила ритуальный танец. Впрочем, изуверские наклонности девы, олицетворяющей мудрость и рассудительность, были известны: когда-то она уже сдирала кожу с ненавистной соперницы Медусы Горгоны, дабы натянуть ее на свой щит.
Не отставали от Афины и другие боги. Одна пикантная подробность, которой нет у Аполлодора, касается роли Афродиты (рис. 3). Вопреки позднейшей идеализации, она отличалась поразительной похотливостью и сексуальной необузданностью. Именно это «оружие» богиня любви и пустила в ход во время гигантомахии. Она поодиночке соблазняла облюбованных ею гигантов, увлекала их в пещеру и, насладившись любовью доверчивых исполинов, передавала их для умерщвления в руки Геракла, прятавшегося здесь же, в смертоносной пещере. Эти сведения сообщает Страбон в своей «Географии», относясь к ним, правда, весьма критически[2].
Что же не поделили боги и гиганты? Отчасти на этот вопрос отвечает Овидий во вступлении к 5-й книге «Фастов»:
Дикое племя Земля породила — чудовищ-гигантов,
Дерзко посмевших напасть и на Юпитеров дом;
Тысячу рук им дала, и змей вместо ног отрастила,
И приказала: «На бой против великих богов!»
Горы они громоздить до звездных высот начинают
И угрожают войной трону владыки небес.
Громом с небесных твердынь Юпитер по ним ударяет
И на зачинщиков он их же громады валит.
Мощь под защитой оружья богов сохраняет величье
И ограждает с тех пор силу свою и почет[3].
Наиболее загадочным представляется утверждение, согласно которому гиганты стремились к звездам и почти что их достигли. У Овидия ведь именно так и сказано — «вот уж добрались до звезд». То же самое отмечают и другие античные авторы. Что бы это значило? Быть может, в самом деле прав Эрих фон Дэникен, который усматривает в подобных фактах намек на древние палеоконтакты? Однако в истории восстания гигантов против Олимпийских богов совсем не упоминаются какие-либо летательные аппараты. Речь идет о некоем колоссальном и вместе с тем хаотическом строительстве, когда гиганты принялись громоздить горы — одна на другую, дабы достичь Олимпа, а затем и звездного неба.
Сюжет сей с устремлением к звездам скорее напоминает знаменитый эпизод из Ветхого Завета о строительстве Вавилонской башни (рис. 4) и смешении языков. Результат, как известно, оказался плачевным: и башня рухнула, и общий для всех язык распался. Считается, что главным вдохновителем этого беспримерного в библейской истории строительства и виновником столпотворения был Нимврод, внук Хама и правнук Ноя. Библия о нем сообщает очень мало подробностей. «Агада», где собраны устные талмудические сказания, дополнительно сообщает, что Нимвроду (в Торе и Талмуде он именуется Нимродом) досталась по наследству кожаная одежда самого Адама, благодаря которой он приобрел власть над животным миром. Толкователи Священного писания относятся к Нимвроду безо всякого почтения, ибо известно, что, помимо авантюры с неудавшейся постройкой Вавилонской башни, внук Хама явился еще и инициатором введения идолопоклонства.
Нимврод обладал колоссальной физической силой, и, хотя в библейских текстах прямо нигде не говорится, что он был гигантом, имеется достаточные основания, опирающиеся на устные предания, полагать, что это было именно так. Например, в Густынской летописи прямо говорится о Нимвроде (названного древнерусским летописцем Немротом), как об исполине и к тому же деспоте: «Немротъ же <...> силенъ сый, понеже иполин бяше, начат людем насилие творити, ихъ же неволею принуждаше себе въ послушание, хотя, дабы въ весь свет ему служил и повиновался, и под его единовласнъствомъ былъ»[4]. Кроме того, многие комментаторы, как древние, так и современные, придерживаются мнения, что в эллинской мифологии библейскому Нимвроду соответствует великан Орион[5], о котором уже рассказывалось выше.
Вообще гигантские человекоподобные существа никогда не вызывали у людей особой симпатии и доверия, почти всегда наделявших исполинов злобным нравом, устрашающей внешностью и склонностью к каннибализму. Эллинские гиганты — лишнее тому подтверждение. Но бывали и исключения, к коим не в последнюю очередь относится гигант Алкионей, «устрашающий воитель» (как назвал его великий Пиндар), — «сокрушивший камнем двенадцать колесниц / И дважды двенадцать конеборцев на них»[6]. Как и другой великан — Антей, — он черпал силы от матери Земли и был неуязвимым, пока оставался на родной почве (Геракл сумел заставить гиганта сойти с нее). Дошедшее до нас рельефное изображение его лица по праву считается одним из непревзойденных образцов мужской красоты (рис. 5).
* * *
Похоже, полторы сотни эллинских гигантов — всего лишь видимая часть мифологического айсберга — обширной популяции исполинов, некогда распространенной по всему миру. Сведения об этом содержатся в десятках первоисточниках, начиная с Библии. В б-й главе «Бытия» есть небольшое вставное отступление, которое не имеет никакого отношения ни к предыдущему, ни к последующему изложению. Всего две фразы: «В то время были на земле исполины <...> Это сильные, издревле славные люди» (Быт. 6, 4). Обычно слова эти воспринимаются как дань уважения фольклору и сказкам о великанах. Но, во-первых, в фольклоре также отображена реальная история, особенно древняя. Во-вторых, почему бы не посмотреть на сам библейский текст как на историческое свидетельство. Подобных свидетельств масса — как и заслуживающих внимания фактов. Обратимся к некоторым из них.
В России почти не знают вавилонского историка Бероса (ок. 350-280 до н.э.). Труды его (точнее — дошедшие из них фрагменты) никогда на русский язык не переводились и вообще считаются чуть ли не апокрифическими. Между тем они — один из важнейших источников по древней истории. Сам Берос был жрецом-астрологом, но после взятия Вавилона Александром Македонским и наступления «смутного времени» бежал в Элладу, выучил греческий язык, затем возвратился на родину и написал по-гречески для царя Антиоха I историю Вавилонии, включая доисторические времена, опираясь при этом на древние, погибшие уже тогда источники. Так вот, Берос, описывая допотопную историю Земли, делит населявших ее разумных существ на три категории: гиганты, обыкновенные люди и существа, жившие в море, которые обучили людей искусствам и ремеслам.
По Беросу, насчитывается десять допотопных династий гигантов, которые правили в общей сложности 400 500 лет. Называются и их конкретные имена. При первом из них — Аморе — из волн моря вышло странное существо — получеловек-полурыба, — одетое в чешую, говорившее на человеческом языке и назвавшее себя Оннанесом. Он не принимал никакой пищи и с заходом солнца уходил в морскую пучину. Таинственный просветитель научил людей письму, наукам, искусствам. Что касается исполинов, то сначала они были добрые и славные, говоря словами Библии. Но постепенно деградировали и стали угнетать людей. Питаясь человеческим мясом, — пишет Берос, — они изгоняли утробные плоды женщин для приготовления кушанья. Блудно сожительствовали с родными матерями, сестрами, дочерьми, мальчиками, животными; не уважали Богов и творили всякие беззакония. Боги за нечестие и злобу затмевали им разум, а под конец решили истребить нечестивцев, наслав на Землю воды потопа. Погибли все, кроме праведника Ноа [библейский Ной] и его семейства. От него и пошел по новой род людской[7].
Информация Бероса подтверждается из других и, как принято говорить, независимых источников. Со времен седой древности известна апокрифическая «Книга Еноха Праведного», пользовавшаяся широкой популярностью в христианской и иудейской среде, но в особенности — среди славянских народов. Древнейший первоисточник на иврите до наших дней не сохранился, однако дошел сделанный с него перевод на эфиопский (амхарский) язык. В эфиопской среде этот древний текст считается не апокрифическим (то есть крамольным), а каноническим (то есть соответствующим истине). В начале эфиопской версии рассказывается хорошо известная ветхозаветная история про то, как ангелы господни (то есть некоторые неизвестные крылатые существа) решили взять себе в жены «красивых и прелестных дочерей человеческих». Дальнейшие события излагаются следующим образом:
«И они взяли себе жен, и каждый выбрал для себя одну; и они начали входить к ним и смешиваться с ними, и научили их волшебству и заклинаниям, и открыли им срезывание корней и деревьев. Они же зачали и родили великих исполинов, рост которых был в три тысячи локтей. Они поели все приобретение людей, так что люди не могли уже прокармливать их. Тогда исполины обратились против самих людей, чтобы пожирать их. И они стали согрешать по отношению к птицам, и зверям, и тому, что движется, и рыбам, и стали пожирать друг с другом их мясо и пить из него кровь. Тогда сетовала земля на нечестивых. <...> Жены же родили исполинов, и чрез это вся земля наполнилась кровью и нечестием. И вот теперь разлученные души сетуют и вопиют ко вратам неба и их воздыхание возносится: они не могут убежать от нечестия, которое совершается на земле»[8].
Среди рукописей Кумранской общины, найденных в середине XX века в тайных пещерах на берегу Мертвого моря, оказались фрагменты «Книги исполинов», где, судя по всему, излагалась все та же история. Вот образец одного из таких чудом сохранившихся текстов:
Фрагмент 3
... дабы исследовать на земле всех сынов Адама по поводу нечестия [исполинов, которое они учинили на земле,] ибо из-за него (нечестия) кровь пролилась и ложь произносилась, и мерзости совершались на ней, [в]се [дни...] Потоп на земле [...][9]
Берос, как и безымянные авторы «Книги Еноха» или кумранской «Книги Исполинов», описывал события на Ближнем и Среднем Востоке. Он не знал, что творилось на Севере, на Дальнем Востоке и уж тем более — в Америке. А там происходило примерно то же самое. Помимо людей, существовали еще и человекообразные существа исполинского роста. Сначала они были нормальными «людьми», однако постепенно деградировали, превратившись в злобных и кровожадных людоедов. Сообщениями об этом наполнены самые серьезные исторические труды, посвященные истории и предыстории Нового Света. Трудно отрицать, к примеру, надежность сведений, приводимых в обширной «Истории государства инков», написанной по-испански самым авторитетным хронистом перуанской (доинкской и инкской) истории Гарсиласом де ла Вега (1539 — 1616). Он был незаконным сыном испанского конкистадора и его наложницы — перуанской принцессы, через мать и ее окружение усвоил подлинные факты истории, относящиеся к эпохе до испанских завоеваний, и на их основе написал один из самых знаменитых исторических трудов по ранней истории Америки. Вот как излагает прямой потомок благородных инков события, связанные с появлением племени исполинов:
«Рассказывают местные жители, основываясь на услышанном от своих отцов рассказе, который существовал и существует очень давно, что на плотах из тростника, сделанных в виде больших лодок, по морю приплыли такие огромные люди, что у некоторых из них высота колена была такой же, как [длина] тела обычного человека, даже если сам он был хорошего роста, и что части их тела так соответствовали их огромной величине, что вызывал ужас вид [их] голов — такими огромными они были — и спадавших на плечи волос. Глаза же были такими же большими, как небольшие тарелки; утверждают, что у них не было бород и что некоторые из них были одеты в звериные шкуры, а другие [ходили] в том, чем их наградила природа, и что они не привезли с собой женщин; прибывшие на этот мыс, после того как они устроили свое жилище наподобие селения (ибо даже в эти времена сохраняется память о местах, где стояли эти их штуки, которые они построили) [и] не обнаружили [пресную] воду, от отсутствия которой они страдали, они вырыли глубочайшие колодцы, являвшиеся сооружением, само по себе достойным памяти, ибо оно было создано столь чрезвычайно сильными людьми, как это можно предположить о них, поскольку они были такими громадными. Они рыли эти колодцы прямо в скале, пока не обнаружили воду, а затем они выложили их камнем от воды до самого верха, так что они просуществовали много времен и веков; в них имеется очень хорошая и вкусная вода, и она всегда холодная, по причине чего пить ее — большое удовольствие.
Когда эти большие люди, или гиганты, построили свои жилища и у них появились эти колодцы, или цистерны, из которых они пили, они стали уничтожать и поедать любую пищу, которую обнаруживали в окрестных землях; они столько ели, что, как говорят, один из них съедал больше, чем пятьдесят мужчин из местных жителей той земли; а так как им не хватало еды, которую они находили [на земле], чтобы поддерживать свое существование, они убивали много рыбы в море, [ловя] ее своими сетями и рыболовными принадлежностями, которые у них имелись. Местные жители испытывали к ним великое отвращение, потому что если они пользовались их женщинами, то те умирали, а их самих они убивали по другим причинам»[10].
Позднее в Куско, в 1560 году, в дни правления вице-короля дона Антонио де Мендосы, было раскопано захоронение с огромными человеческими костями. Похожие кости к тому времени были уже найдены и в Мехико. Не стоит полагать, что эти кости принадлежат динозаврам или же доисторическим млекопитающим, например мамонтам, так же как и кости гигантов «огромной величины», которые, по словам старого испанского миссионера и историка Падре Окосты, были найдены поблизости от Манты, в Перу, в 1560 году. Это захоронение схоже с раскопками одноименного места на Центральной железной дороге в Эквадоре, где в 1928 году были обнаружены такие же кости великанов, в пещере за огромными сталагмитами на окаменевшем полу. Это были останки древних людей около двух с половиной метров высотой. Сталагмиты, имеющие одинаковый с костями возраст, также были огромных размеров. Ученые знают, как медленно растут сталагмиты[11].
Рассказы испанцев, записанные по горячим следам во времена завоевания Америки, изобилуют сообщениями о живых великанах и их останках. Вот типичная информация подобного рода: «В мае 1696 года день был совершенно ясный. В одной из миссионерских деревень Ко-коморачи в три часа дня священник стоял у дверей своего дома и увидел гиганта, который смотрел в сторону. Самые высокие деревья были ему по пояс. Он наклонялся как вроде бы собирал камни. Видение исчезло минут через пятнадцать». Священники Андрее де Ольмос и Педро Сьеза де Леон добавляют два интересных факта по поводу этих американских гигантов. Внешний вид некоторых из них местные индейцы описывали так: «ужасные, отвратительные, ходили голые или в шкурах, занимались охотой и ели падаль». Другими словами, описанные здесь великаны не были каннибалами (в отличие от некоторых индейских племен). Об их питании можно даже сказать, что они были вегетарианцами, ибо основной едой таких исполинов были желуди и разнообразные травы.
Однако приведенный пример скорее исключение из общего правила. Ко всем исполинам обеих Америк в большей степени приложима характеристика, которую можно найти в исследованиях по мексиканскому фольклору. Здесь говорится о том, что раньше на вершинах гор обитали гиганты, высокие, как сосны, и с головами, как валуны. Именно они научили индейцев тарахумарас сеять кукурузу, вырубая и сжигая деревья. Однако они пожирали детей. Одна женщина родила гиганта в пещере, но умерла от родов. Индейцы другого племени заставили великанов работать на себя — перекапывать землю и сеять маис, за что им давали еду. Но эти гиганты оказались очень злыми: они насиловали женщин, когда находились под влиянием луны. Поэтому тарахумарас разозлились и отравили гигантов.
Любопытные сведения приводятся в рассказе о плавании Педро Сармьенто де Гамбио из Галисии. Когда его корабль приплыл к острову Крестовому, индейцы, находившиеся с ними, принялись вдруг плакать от страха. Они сказали, что здесь живут великаны, сильно притесняющие людей. Этот остров был знаком раньше и другим мореплавателям, прозвавшим его Землей гигантов. Сармьенто де Гамбоа рассказывает об одной такой встрече с гигантами в районе Магелланова пролива: «Появилась группа гигантов, которые им кричали и махали руками. Наши люди повторили эти жесты, означающие мир. Гиганты подошли к кораблю. На землю спрыгнули Алферез с четырьмя помощниками. Гиганты показали им знаками, чтобы оставили оружие и показали им принесенные подарки. Испанцы решили, что гиганты пришли, чтобы раскаяться, ибо до этого у них была какая-то стычка с англичанами. Но сначала испанцы решили проверить свое предположение и напали на гигантских аборигенов, захватив одного из них в плен. Даже связанного его с трудом удерживали десять испанцев. Вслед за этим сородичи удивительного пленника напали на испанцев, да так стремительно и агрессивно, что те еле-еле успели ретироваться на корабль. Захваченный в плен оказался ростом в два с половиной метра туземец. На корабле гигант загрустил, а от предложенных подарков отказался. Огромный рост встреченных индейцев не мешал им быть удивительно ловкими. Сармьенто столкнулся с гигантами еще один раз, уже на другом острове, где с ними снова произошла стычка». В своей книге «Древняя или Нижняя Калифорния» иезуит Хавьер Клабихеро оставил нам поразительный документ, заслуживающий особого внимания: «По некоторым сохранившимся доказательствам видно, что раньше этот полуостров был населен людьми менее варварскими, чем те, которых встретили ныне испанцы. Потому что иезуиты, в последние годы нахождения там, нашли в горах, расположенных между 27 и 28 градусами [северной] широты, огромные пещеры, а в них нарисованных мужчин и женщин, прилично одетых, и различные виды животных. Эти рисунки, хоть и грубые, представляют хорошо различимые предметы и цвета. Краски, судя по всему, были добыты из минералов, которые в изобилии встречаются вокруг близлежащего вулкана Де ля Свирхенеса.
Больше всего удивило, что краски совсем не изменили цвет. Так как найденные рисунки и одежда, изображенная на них, не принадлежат одичавшим племенам, обитавшим в Калифорнии во время появления здесь испанцев, это означало одно: они принадлежали к совершенно другой древней расе, хоть мы и не можем сказать, к какой именно. Калифорнийцы в один голос заявляли, что это была раса гигантов, прибывших с Севера(!). Я не настаиваю на том, чтобы верили в эту легенду, однако вряд ли можно сомневаться, что раньше здесь [то есть в Калифорнии. — В.Д.] обитали какие-то люди очень большого роста, что подтверждается также некоторыми человеческими костями, найденными миссионерами. Среди них — отец Хосе Ротеа, любознательный мужчина, миссионер из Кадакааманга, узнал, что в одном месте его прихода, ныне названного Сан-Хуан, был найден гигантский скелет. Он приказал копать и действительно вскоре нашел позвоночник, однако с разъединенными позвонками, одну кость, ребро, несколько зубов и один большой кусок черепа. Остальное повредили до него. Ребро, хоть и не было целым, было в 2 ступни[12] в длину. Измерив все и просчитав, они решили, что это был человек ростом в 11 ступней (то есть около трех с половиной метров. — В.Д.)».
Архаичная мифология Калифорнии насыщена и другими ужасными монстрами. В данном плане типично предание о великане Мивок. Давным-давно птицы и звери дружно жили в цветущей долине, пока с Севера не появился огромный великан, который тотчас же принялся пожирать все живое. Особенно по вкусу пришлись ему люди. Рост его достигал самых высоких сосен, а руки были такие большие, что в каждой помещалось по десять человек. Он ходил с большим мешком на спине, куда засовывал пойманных людей. В этот мешок могла поместиться целая деревня. Он хватал всех людей подряд, разрезал их на куски и развешивал сушить на скале. Там и до сих пор видны капли крови, которые индейцы охотно демонстрировали всем желающим. Кровожадного великана никто не мог одолеть. Наконец решили попросить мошку (Mosca), чтобы она покусала гиганта и нашла его слабое место. Мошка кусала его и до тех пор, пока не добралась до щиколотки. Это и было его слабое место. Тогда люди сделали устройство с шипами и положили его на дорогу. Гигант укололся и сразу умер, и тело его сожгли.
На испаноязычном сайте в Интернете, посвященном индейской истории и мифологии (откуда заимствованы многие вышеприведенные факты), рассказывается также о старом индейце огромного роста по имени Мохан (Моан), занимавшемся магией и колдовством. В одном из своих видений он предсказал вторжение испанцев, трагические события, связанные с завоеванием Америки, и решил уйти в горы навсегда. Те, кто с ним сталкивался, говорят, что он — старик-великан демонического вида, волосатый, со светящимися глазами, с огромным ртом и ногтями, преследующий красивых женщин, убивающий и пожирающий маленьких детей. Его можно увидеть на берегах рек рано утром, где он греется на солнце и курит. Отсюда возник обычай оставлять на берегу табак, чтобы задобрить великана. (За предоставленную информацию выражаю свою искреннюю признательность моему корреспонденту Татьяне Викторовне Цветковой и всей ее семье, проживающей в Испании.)
Итальянский мореплаватель Антонио Пигафетта (ок. 1491 — после 1534), спутник Фернана Магеллана (ок. 1480 — 1521), оставил записки о первом европейском кругосветном путешествии — одну из самых читаемых книг, посвященных эпохе Великих географических открытий. В ней он подробно рассказал о встречах с великанами Патагонии.
«Однажды мы вдруг увидели на берегу голого человека гигантского роста, он плясал, пел и посыпал голову пылью. Капитан-генерал велел одному из наших сойти на берег и проделать то же самое в знак миролюбивых намерений. Таким способом ему удалось завести его на островок и представить капитан-генералу [Магеллану. — В. Д.]. Когда гигант увидел нас и капитана, он чрезвычайно удивился и начал делать знаки поднятием пальца вверх, как бы заявляя, что мы явились с неба. Он был очень хорошо сложен и такого роста, что наши головы достигали только до его пояса. Его широкое лицо было все расцвечено красной краской, около глаз — желтой, на щеках нарисованы два сердца. Скудные волосы его были раскрашены белой краской. Одет он был в шкуры одного животного, искусно сшитые вместе. <...> Спустя две недели мы увидели четырех таких же безоружных великанов: они скрыли свое оружие в кустах, о чем нам стало известно от двух взятых нами в плен. Каждый из них был раскрашен по-разному. Двоих из них, помоложе и лучше сложенных, капитан-генерал захватил при помощи очень хитрой уловки для того, чтобы повезти их в Испанию. <...>
В это время появились два других великана. Увидев своего сотоварища раненым, они заколебались было, но ничего не сказали. Однако на рассвете они сообщили об этом женщинам, и все они бросились тотчас же бежать, покинув все свои пожитки, причем те, что были ростом поменьше, бежали быстрее других. Двое из них обернулись и выстрелили в наших из луков. Один уводил с собою животных, предназначенных для охоты, как описано было выше. В этом бою один из наших был поражен стрелой в бедро и вскоре умер. Увидев это, великаны побежали еще быстрее. Наши были вооружены мушкетами и самострелами, но не могли ранить ни одного из великанов, так как во время сражения великаны не стояли на одном месте, а кидались в разные стороны. Наши похоронили убитого товарища и сожгли все имущество великанов, оставленное ими. Действительно, эти великаны бегают быстрее, чем лошади, и весьма сильно ревнуют своих жен. <...> Капитан-генерал назвал этот народ патагонцами. Одеты они в шкуру упомянутого уже животного, и других жилищ, кроме как из шкур того же животного, у них нет; в этих домах они кочуют с места на место, подобно цыганам. Питаются они сырым мясом и сладким корнем, называемым ими «капа». Каждый из захваченных нами великанов съедал по корзине сухарей и залпом выпивал полведра воды. Они едят также крыс вместе с кожей»[13].
Конечно, индейцы-патагонцы и сегодня очень высокие люди, считается даже — самые высокие на Земле. Но согласитесь: рост до 3 метров, когда обычный человек едва достает им до пояса, — это уж слишком! Видимо, следует признать, что полтысячи лет тому назад было одно из двух: либо рост патагонцев намного превышал современный (и без того высокий — до 2 метров), либо же те патагонцы, с которыми столкнулся Магеллан и его спутники, являлись потомками великанов, о коих рассказывалось хотя бы в древнеинкских преданиях.
Мифология североамериканских индейцев также богата преданиями о великанах-каннибалах. У знаменитых ирокезов существует целый цикл сказаний о кремнёвых людоедах-великанах, вторгавшихся с Севера во владения ирокезов, истреблявших людей и пожиравших все, что попадалось им на пути. Покровитель племени — бог Таронхайавагон — сжалился над ирокезами и, также приняв облик великана, обрушил на людоедов град каменных глыб. Удалось спастись лишь великану по имени Ганусква, который передал ирокезскому охотнику искусство изготовления священных масок, применяемых при лечении болезней (так называемые «ложные лица»). У северозападных индейцев племени квакиутль распространенным персонажем является Дсоноква (рис. 6) — великанша-людоедка с медными когтями, которая свистом заманивает детей в лес и уносит их на спине в корзине. Однако ей не удается насытиться человеческой кровью. Дсоноква попадает в ловушку, приготовленную людьми, и ее сжигают; но при попытке развеять по ветру пепел Дсоноквы он превращается в москитов. Верховным же божеством племени квакиутль является Каннибал-На-Северном-Краю-Мира, чья сверхъестественная сила становится достоянием членов ритуального общества людоедов во время их драматизированных церемоний[14].
В Северной Америке, как и в Южной, постоянно обнаруживались следы и костные останки людей-исполинов. Американский журнал «Фейт» регулярно информирует читателей о подобных находках — давнишних и недавних. Так, около 1810 года в районе Брейстоуна, в верховьях реки Теннеси, были найдены невообразимо древние следы, вдавленные в твердую скалу. Это были отпечатки ног шестипалых гигантов. Один след представляет собой отпечаток человеческой пятки шириной в тринадцать дюймов! Рядом с ними видны отпечатки копыт древних лошадей — тех самых лошадей, появление которых на Американском континенте до Колумба официальная наука считает невозможным. Следы заставляют предполагать, что в одном направлении двигалась целая армия гигантов, и один из них, переходя вместе с армией через гору, вел с собой лошадь. Отпечатки копыт этой лошади равны восьмидесяти дюймам.
Спустя шестьдесят лет (около 1879 года), один из служащих индейского бюро в Вашингтоне сообщил, что омахи, рывшие могилу рядом с домом их бывшего вождя, откопали лежащие в один ряд скелеты восьми гигантов. Черепа этих великанов были длиной в два фута и сильно отличались от средних размеров черепа современного, человека! Эта находка, судя по всему, подкрепляет древние предания омахов, гласящие, что на землях их предков жили гиганты, называвшиеся пасну та, которые силой уводили с собой более мелких мужчин и женщин[15].
Еще один показательный пример. Весной 1943 года отряд добровольцев инженерных войск США (подчинявшийся командованию обороной Аляски) был послан на альканское шоссе. В форте Льюисе им дали другое задание и отправили через Тихий океан на небольшой островок на западной оконечности Алеутских островов. Он называется Шемия, находится неподалеку от вулканического острова Атту и не посещается никем, кроме военных сил США. На Шемии предстояло построить посадочную полосу. В мае 1943 года было сделано примечательное открытие. На северо-восточной окраине крошечного островка есть обрывистый берег, сложенный твердыми осадочными породами, а бухта под ним усеяна крупными валунами вулканических и осадочных пород. Когда валуны в бухте были отодвинуты, за работу принялись бульдозеры, которые стали снимать древние отложения слой за слоем, причем каждый из них отличался от нижележащего.
В одном из этих слоев оказались огромные кости и гигантские черепа, залегающие рядом с уровнем костей слонов, мамонтов и мастодонтов. У некоторых гигантских черепов отсутствовала нижняя челюсть. Все они были длиной от фута десяти дюймов до двух футов! Все явно принадлежали людям, а не животным. Останки животных лежали достаточно далеко и четко отличались. Рост великанов был не ниже двадцати четырех футов!
Свидетель этих находок рассказал: «Я был в 92-м батальоне и вынужден просить вас не разглашать моего имени, поскольку я снова могу быть призван в армию опять из-за войны в Корее и пострадать, если армейские начальники узнают, что я вам это рассказал. Командующие офицеры в Шемии строго засекретили это открытие. Никому не удалось взять себе на память ни одного фрагмента гигантских черепов и челюстей или слоновьих и мамонтовых костей. Останки гигантов в бухте острова Шемия были найдены на глубине шести футов от поверхности. Слой с черепами и костями был песчаный, а сама по себе бухта представляла собой просто грязную, выветрившуюся скалу. Большие кости были смешаны с костями поменьше. Может быть, они осели там после какого-нибудь катаклизма. Любопытно, что все черепа великанов были с дырками диаметром в два дюйма[16].
Бесхитростный рассказ американского ветерана Второй мировой войны перекликается с опубликованным недавно сообщением известного писателя Сергея Алексеева. В предисловии к очередному роману «Арвары: Родина Богов», посвященному Гиперборее, он вспоминает эпизоды своего послевоенного детства, прошедшего в нынешней Кировской области, на берегах одного из притоков реки Вятка (в старину давшей название всему краю). В деревне, где жил будущий писатель, естественно, имелось кладбище, но, как оказалось, расположенное на месте каких-то очень древних захоронений людей-исполинов. Всякий раз, когда копали новую могилу, обнаруживали черепа и кости, размерами несопоставимые с обычными людьми.
Как пишет Сергей Алексеев, глазницы у вырытых черепов были таковы, что в них пролезала голова ребенка, передние зубы были длиннее спичечного коробка, а ископаемая плечевая кость доставала до пояса взрослого человека. На кладбище регулярно откапывали внушительные валуны, которые местные жители ценили превыше всего: они использовались в банях для складывания печек-каменок, ибо местность в округе была в основном песчаная. И каждый мало-мальски пригодный камень ценился на вес золота. Реальные факты и воспоминания детства, приведенные писателем в предисловии, перемежаются с художественным вымыслом самой книги, хотя и здесь сформулирован ряд продуктивных научных гипотез. Среди них и высказанное предположение об особой популяции исполинов, которые регулярно рождались в славянском племени русов (действие романа происходит в IV веке новой эры). Таковым был и вождь русов Космомысл, хранитель гиперборейских традиций.
Мне лично лишь однажды пришлось столкнуться с информацией, относящейся на сей раз уже к Сибири, но позволяющей в очередной раз предположить, что титаны способны в любое время приоткрыть наглухо замурованную дверь между прошлым, настоящим и будущим. Удивительную историю поведал мне участник научно-поисковой экспедиции «Гиперборея» — омич Кирилл Макаров. Однажды во время деловой поездки по Северу Сибири ему доверился один из добытчиков мамонтовой кости — ценного поделочного материала. Профессия ныне редкая, но не до конца себя изжившая. Каждое лето, после того как реки на короткий период очищаются ото льда, десятки искателей приключений отправляются водным путем на свой страх и риск в поисках мамонтовых бивней. Промысел вполне законный при условии, что все найденное за вполне приличное вознаграждение будет сдано государству.
Наибольшая вероятность вернуться не с пустыми руками ожидает тех, кто не спеша продвигается вдоль оттаявших высоких берегов сибирских рек и речушек по направлению к Ледовитому океану. Изредка сползший грунт обнажает останки мамонтов и других допотопных животных. Но костедобытчиков интересуют только бивни, которые иногда скатываются прямо в реку и торчат из воды, точно толстые сучья. То, что поведал неожиданный информатор, случилось в середине 80-х годов XX столетия. Однажды, проплывая по одному из притоков восточно-сибирской реки Яны, он увидел в скальном берегу на высоте примерно 6-этажного здания вход в огромную пещеру. Мамонтом здесь явно не пахло, но природная любознательность взяла верх.
Охотник вылез из лодки и с трудом поднялся по скользкому склону. Солнце светило прямо вовнутрь, и перед изумленным взором человека открылась картина, которую он не забудет до самой смерти. В пещере вкруговую располагалось с десяток исполинских человеческих черепов размером до полуметра, и один находился в середке. Поодаль различались металлические предметы, о назначении коих можно было только догадываться. Тотчас же нашего поисковика охватил панический страх, он кубарем скатился с обрыва к лодке и даже не упомнил, как выгреб на середину реки. То, что черепа были однозначно человеческие, сомневаться не приходится: охотник прекрасно разбирался в костных останках различных животных (в том числе и ископаемых). Увы, проверить этот рассказ пока что не удалось...
Понятно, что скептики в таких случаях заводят одну и ту же песню: где реальные доказательства, почему нет «образцов» или хотя бы фотографий? Снарядить экспедицию за «образцами» или фотоснимками в весьма отдаленное и исключительно труднодоступное место при отсутствии конкретной финансовой поддержки пока не удается. Что касается скептиков, то устройство их мозга, как правило, таково, что любую представленную фотографию они непременно объявят подделкой. И в определенной степени будут правы: по нынешним временам и меркам с помощью компьютерной обработки подделать можно все, что угодно. Можно даже совершенно новую объективную реальность создать, правда, виртуальную по своей природе.
Любая даже не подделанная фотография при желании тоже может ввести в заблуждение. Помнится, лет тридцать тому назад в одной из солидных газет была опубликована фотография черепа... циклопа, найденного болгарскими археологами. Сообщались и имена уважаемых ученых, и координаты места, где произошло удивительное открытие, и название уважаемого научного журнала, откуда была перепечатана «научная» фотография. Однако некоторое время спустя та же российская газета опубликовала опровержение (или разъяснение — как угодно можно считать). Да, действительно, во время археологических раскопках был найден некий древний череп. Но при фотографировании — нечаянно или умышленно (ради шутки что ли) — его расположили так, что на переднем плане оказалось шейное отверстие, которое на снимке получилось таким. Что его невозможно было отличить от глазницы — естественно, в единственном числе и находящейся посередине. Вот и верьте после этого «научным» фотографиям...
Почти все первопредки практически всех древнейших народов представлялись в исполинском обличии. А прародители китайцев Фу-си и Нюй-ва — одновременно еще и змееногие боги. Согласно древним канонам, они всегда изображались в виде человекоподобных существ с переплетенными змеиными хвостами или без оных (рис. 7). Тем самым по внешнему виду и даже функционально они мало чем отличались от эллинских гигантов (правда, судьба у них была совсем не одинаковая). К тому же Фу-си родился необыкновенным образом: мать зачала его, наступив на Болоте грома на след великана. Его сестра и инцестуальная жена Нюй-ва — сама полудракон по обличию — объезжала вселенную на драконах. Древнейший даосский трактат «Хуайнаньзцы» сообщает:
«Нюй-ва всходила на громовую колесницу, в коренниках у нее был Откликающийся Дракон, а вместо пристяжной — Сине-зеленый Рогатый. Она брала в руки скипетр, садилась на циновку Лоту, желтые облака были шнурами ее колесницы, впереди проводником — Белый Безрогий Дракон, позади в свите — летящие змеи. Странствовала в смутной дали, на Путях Духов, поднималась к Девяти Небесам, являлась на аудиенцию к Владыке ко Вратам Души <...>»[17].
Китайская мифология рисует также и других гигантов, нередко в чудовищном обличие. Такова, к примеру, мать бесов Гуй-му (или Гуйгушань). У нее была голова тигра, а ноги, глаза и брови, как у дракона. За один раз она могла родить десяток чертей, утром рожала, а вечером проглатывала их, как лакомство[18].