Это цитата сообщения
Майя_Пешкова Оригинальное сообщениеКультурное наследие Российской Федерации:дворцы вельмож.Часть 3
Дворец Бобринских
|
|
Особняк или дворец Бобринских назван так в честь семьи, владевшей им с 1798 по 1917 год. Родоначальник семьи – Алексей Григорьевич Бобринский (1762–1813). Внебрачный сын императрицы Екатерины и Г.Г.Орлова, Бобринский в детстве считался сыном камердинера императрицы Екатерины II В.А.Шкурина и воспитывался с его сыновьями.
[показать] [показать] [показать] [показать] [показать] [показать]
После воцарения императора Павла I Алексей Бобринский получил приказание явиться ко двору. Император назвал его «братом», возвел в графское достоинство, назначил генерал-майором, Почетным опекуном и управляющим Санкт-Петербургским воспитательным домом. Дворец на Галерной улице стал подарком императрицы Марии Федоровны графу А.Г.Бобринскому.
[показать]
Дворец находится в одном из старейших районов города, который уже в конце XVIII века считался достаточно престижным. В 1790 году здание было куплено известным сенатором Петром Васильевичем Мятлевым, для которого и было перестроено итальянским архитектором Луиджи Руска. Это первая самостоятельная работа зодчего, крупного представителя неоклассицизма, ставшего впоследствии придворным архитектором. Внешний вид дворца с тех пор не претерпел серьезных изменений. В1796 году в комплекс на Галерной улице вошло ещё одно здание (№60) - бывший дом архитектора Саввы Чевакинского. В 1797 году оба дома перешли в собственность графа А.Г.Бобринского.
В XIX веке дворец был одним из самых знаменитых центров светской и культурной жизни Петербурга. Салон графинь Бобринских привлекал дипломатов и литераторов, его посещали императоры Александр I, Николай I, а на балах танцевала «вся столица».
[показать]
Анна Владимировна Бобринская (1769–1846), супруга А.Г.Бобринского, урожденная баронесса Унгерн-Штернберг, расширила дворец, отделала по последней моде его интерьеры и основала салон, в котором бывали В.А.Жуковский, П.А.Вяземский, К.Нессельроде, А.М.Горчаков. Частым гостем А.В.Бобринской был А.С.Пушкин.
Старший сын Алексея Григорьевича Алексей Алексеевич Бобринский (1800–1868) и его супруга графиня Софья Александровна, урожденная Самойлова (1799–1866), продолжили традиции дома. На Галерной, 60 собирался литературный кружок, участниками которого были А.С.Пушкин, А.М.Горчаков – приятели хозяина, В.А.Жуковский – поклонник графини, посвятивший ей ряд своих произведений.
В 1822–1825 годах парадные интерьеры дворца были перестроены архитектором А.А.Михайловым Вторым (среди других известных работ архитектора: Российская академия наук, церковь святой великомученицы Екатерины, вестибюль Академии художеств, интерьеры Юсуповского дворца на Мойке).
Последний хозяин усадьбы из рода Бобринских – граф Алексей Александрович Бобринский (1852–1927), историк, археолог, сенатор, предводитель дворянстваСанкт-Петербургской думы, вице-президент Академии художеств (1889–1890), с 1896 года – председатель Археологической комиссии.
В годы Первой мировой войны хозяева разместили во дворце военный госпиталь. В 1919 году семья Бобринских эмигрировала во Францию.
До настоящего времени частично или целиком сохранились интерьеры 15 помещений. Это анфилада комнат выходящих на Ново-Адмиралтейский канал и комнаты, примыкающие к ней. Весьма высока вероятность того, что прекрасно сохранившиеся росписи потолков были выполнены популярнейшим мастером того времени – Джованни Батиста Скотти.
За время владения дворцом графы Бобринские собрали в своем доме ценную библиотеку в 20 тыс томов, где хранились, в частности, и рукописи В.А.Жуковского. Гостиные и кабинеты дворца были украшены великолепной коллекцией бронзы – около 500 предметов, десятками шпалер и ковров (в комнатах до сих пор сохранились крепления для их развески). Собрания фарфора и серебра выставлялись в специальных витринах, так же как и «ценные древности» – монеты, лиможские эмали, драгоценности, табакерки. Стены украшали портреты кисти Д.Левицкого, Ж.-Б.Греза, картины С.Щедрина и др. На уникальность интерьеров и художественного убранства дворца указывал А.Н.Бенуа. И.А.Фомин при постройке в 1910-х годах неоклассических усадеб брал за образец отделку дворца графовБобринских.
[показать]
13 декабря 2001 года Федеральной комиссией по Управлению государственной собственностью дворец Бобринских был передан Санкт-Петербургскому государственному университету. C 2002 года в помещениях дворца проводятся занятии Факультета свободных искусств и наук. В настоящее время в здании ведутся реставрационные работы. В рамках проекта реконструкции дворца предусмотрено сохранение фасадов, конфигурации кровель, сводчатых перекрытий первого этажа, а также реставрация уцелевшей декоративной отделки парадных помещений, металлической и кирпичной оград. Парадные помещения главного корпуса будут приспособлены под читальные залы библиотеки, конференц-центр и несколько больших аудиторий.
|
[показать]
[показать]
.
Дворец Безбородко, Почтамтская улица, 7
![]()
[показать]
![]()
В 1781 г. А. А. Безбородко приобрел в Адмиралтейской части города два участка со строениями. Один из домов принадлежал Курскому Знаменскому монастырю, другой находился во владении наследников Афанасия Яковлевича Топоркова, танцовщика Императорского двора.
[показать]
В 1783 г. строительство дворца, вероятно, уже велось. Подтверждение тому можно найти в монографии Н. Григоровича «Канцлер князь Безбородко», где, в частности, говорится, что в 1783 г. по мысли Н. А. Львова Безбородко заказал Левицкому для своего дома, который отстраивался, портрет императрицыюПроект фасада со стороны Почтамтской улицы и чертежи интерьеров здания дошли до наших дней. Судя по этим документам, дом Топоркова был перестроен и увеличен в длину по улице на 2 оси (первоначально их было 11). Архитектор расширил дворовые флигели, расположив их по всему периметру восточного двора и соединив с основным зданием. К главному зданию был добавлен один этаж, к дворовым флигелям – два; в итоге дом Топоркова стал трехэтажным.
Несмотря на то, что документы, свидетельствующие о перестройке подворья Курского монастыря, не обнаружены, можно предположить, что перестройка второй половины дома, вероятно, происходила в 1790-е гг. Дело в том, что в 1792 г. Безбородко приобрел большое количество картин. В письме к графу С. Воронцову от 11 июля 1795 г. он сообщил: «Случай разорений французских благоприятствовал мне достать несколько отличных штук... словом, с моим жарким старанием, с помощью приятелей и с пособием до 100 тысяч издержанных мною менее 3-х лет составил я хорошую коллекцию... от сего вышел другой расход, что я должен был построить большую картинную галерею». Галерея разместилась в западном флигеле, выходившем лицевым фасадом в переулок.
[показать]
Устройство галереи повлекло за собой другие переделки в здании. В северном флигеле появился аванзал, а в западном, кроме галереи, - танцевальный зал. Поменяли облик и парадные комнаты восточной половины дома: Парадная спальня, Красная гостиная, (бывший кабинет), Голубая гостиная, обыкновенная спальня.
В письме к Николаю Львову от 9 февраля 1798 г. Безбородко писал: «В здешнем моем доме вы найдете много нового, например, бывшая спальня обита по теперешней моде красным бархатом и в нише имеет бюст императорский, а на двух сторонах двери, два их величества портреты. Голубая гостиная с портретом покойной государыни превратилась в голубую бархатную, к портрету ее сделана новая великолепная рама, а на столе стоит пьедестал с медалями ее царствования... Спальня превосходная, вмещающая 16 Вернетов» (имеются в виду картины французского художника XVIII в. Клода Верне).
[показать]
Завершающим аккордом в истории строительства стало возведение в 1797-1799 гг. Большого Парадного зала. Известно, что в октябре 1797 г. Безбородко приобрел у И. Томилова участок по двум купчим, одна из которых датируется 5 октября, а другая – 8 октября. Скорее всего, эта покупка была сделана с целью расширения дворца; если это так, то строительство Большого Парадного зала началось не ранее октября 1797 г. Однако в письме к Н. А. Львову от 9 февраля 1798 г. хозяин дворца, описывая перемены, произошедшие в доме, ничего не сообщает о сооружении Парадного зала.
[показать]
Историческое здание по Почтамтской улице дом 7, это история преобразований и реконструкции. В 1783-66 гг. архитектор Джакомо Кваренги перестроил существовавшие здесь с середины 18 века постройки подворья Курско-Знаменского монастыря, по заказу князя Безбородко А.А., который был приобретён им в 1871 году.
С 1829 года здание переходит почтовому ведомству. В1836 году архитектор А.К.Кавос перепланировал здание под почтовое ведомство, а в 1870 году по проекту архитектора Н.А.Любимова была произведена переделка фасадов. С 1924 года в здании размещён Почтово-телеграфный музей.
В 1799 г. Александр Безбородко скончался. У дома появился новый хозяин, младший брат Александра Андреевича Илья Андреевич Безбородко - к тому времени граф, сенатор, член Госсовета. Уже с 1809 г. часть дома стали сдавать внаём - здесь в свое время жили министры А.Б. Куракин, А.С. Шишков, О.П. Козодавлев, А.Н. Голицын.
![]()
3 июня 1815 г. умер Илья Андреевич Безбородко, и особняк перешел его вдове Анне Ивановне Безбородко (в девичестве Ширяевой). После кончины Анны Ивановны (27 июля 1824 г.) дом по наследству переходил княгине Клеопатре Ильиничне Лобановой-Ростовской (в девичестве Безбородко), а также Александру Григорьевичу и Григорию Григорьевичу Кушелевым, сыновьям Любови Ильиничны Кушелевой, старшей дочери И.А. Безбородко. По «полюбовному разделу» дворец достался графу Григорию Григорьевичу Кушелеву.
[показать]
В 1825 г. наследники решили продать дом Безбородко Почтовому департаменту за 400 тысяч рублей. Когда главноначальствующий над почтовым департаментом Александр Николаевич Голицын доложил об этом императору Александру I, тот велел «торговать» дом. «Сторговались» стороны лишь в 1829 г., остановившись на 350 тысячах рублей.
В 1829 г. в связи с покупкой здания Почтовым департаментом была изменена отделка всех интерьеров – на устроение дома потратили 81 034 руб. 32 коп. Основные перестройки здания проводились архитекторами Василием Глинкой и Альбертом Кавосом в 1837 г. По проекту Кавоса был также переделан Угловой зал, располагавшийся между аванзалом и бывшей картинной галереей, - на его месте была устроена лестница. На 1870 г. пришлись дальнейшие переделки фасадов и интерьеров здания по проекту архитектора Н. Любимова. До конца двадцатого века отделка фасадов оставалась почти неизменной.
Дальнейшая судьба здания
Начиная с 1829 г. здание принадлежало ведомству связи. После переезда в 1918 г. Наркомпочтеля в Москву освободившиеся помещения были переданы вновь образованному Главному управлению Северо-Западного округа.
В 1924 г. Музей народной связи был переведен в помещения дома N 7 по Почтамтской ул. С 1935 г. дворец Безбородко, признанный памятником архитектуры, перешел под охрану государства.
В 1938 г. поднимался вопрос о капитальном ремонте здания, но помешала Великая Отечественная война. Во время войны дворец сильно пострадал от артобстрелов, но был довольно быстро отремонтирован - уже в 1950 г. часть экспозиции была открыта для посетителей. Бывший Церковный зал (ранее Большой Парадный) стал Советским.В 1974 г. в связи с аварийным состоянием здание было закрыто на капитальный ремонт.![]()
Здание является памятником федерального значения. Реконструкция здания предусматривала создание современного музея связи при воссоздании интерьеров и планировочной структуры дворца, каким он был при князе Безбородко А.А. Были произведены конструктивные работы, обеспечившие сохранение всех старых капитальных стен, находившихся в различном техническом состоянии, включая аварийное.
[показать]
Были сохранены подлинные фрагменты росписей, которые были обнаружены при обследовании зданий. Замена перекрытий была осуществлена таким образом, что были сохранены все исторические своды. Дворовые фасады были воссозданы какими они были спроектированы архитектором Д.Кваренги. Для увеличения площади музея, дворы были перекрыты остеклёнными куполами позволившими создать атриумные дворы площадью 780 мª. Спроектированные инженерные системы обеспечили микроклимат и безопасность хранения музейных фондов.
Проект реконструкции здания и сами работы по его реконструкции были выполнены в период с 2001 по 2003 год и сдано к 300-летию Санкт-Петербурга государственной комиссии.
[показать]
При реконструкции здания были сохранены и реставрированы все интерьеры, находящиеся на учете в КГИОП, поскольку они являются памятником Федерального значения. Два внутренних двора преобразованы в атриумные пространства. Старые деревянные конструкции перекрытий были освобождены от глиняно-кирпичной смазки, являющейся пригрузом против вибрации и звукоизоляции.
[показать]
Дворец Безбородко - Музей Связи
Это позволило снизить нагрузку на стены и фундаменты, благодаря чему не потребовалось значительное усиление последних. Вся нагрузка была перенесена на новые металлические балки, несущие новые монолитные железобетонные перекрытия. Деревянные балки несли функцию крепления исторических потолков, имеющих архитектурно-художественную ценность.
[показать]
Были произведены конструктивные работы, обеспечившие сохранение всех старых капитальных стен, находившихся в различном техническом состоянии, включая аварийное. Были сохранены подлинные фрагменты росписей, которые были обнаружены при обследовании зданий. Усиление перекрытий второго этажа было осуществлено таким образом, чтобы сохранить все исторические своды. Дворовые фасады были очищены от поздних наслоений, и воссозданы, какими они были спроектированы еще архитектором Д. Кваренги.
[показать]
Для увеличения площади музея, дворы были перекрыты остеклёнными куполами, которые опирались на существующие стены, позволившими создать атриумные дворы площадью 780 квадратных метров. Конфигурация куполов была выполнена таким образом, чтобы она не просматривалась ни с Почтамтской улицы, ни с Почтамтского переулка.
[показать]
Спроектированные современные инженерные системы обеспечили микроклимат и безопасность хранения музейных фондов, а также работу музейных экспонатов, являющихся старыми и современными средствами связи, а инженерные коммуникации не оказали влияния на исторические интерьеры здания. Проект реконструкции дворца и его реализация позволили приспособить старое историческое здание под самый современный технический музей города.
Воронцовский дворец
[показать]
Воронцовский дворец — дворец в центральной части Санкт-Петербурга, располагающийся на Садовой улице напротив Гостиного двора. Возведён архитектором Б. Ф. Растрелли в 1749—1757 годах для канцлера М. И. Воронцова. Дворец отличается богатым, нарядным декором фасадов и пышной отделкой интерьеров. Во дворце более 50 парадных залов и помещений. Дворец украшают лепнина, золоченая резьба и другие элементы, сопутствующие стилю барокко.
[показать]
Воронцов Михаил Илларионович
Воронцовский дворец - главное сооружение на территории усадьбы знатного вельможи , графа, государственного канцлера, участника дворцового переворота 1741 года, приведшего к власти императрицу Елизавету Петровну, Михаила Илларионовича Воронцова.
[показать]Строительство дворца велось по проекту придворного архитектора Елизаветы Петровны - Ф.Б.Растрелли в период с 1749 по 1757 год.![]()
Усадьба занимала обширную территорию между ул.Садовой и Фонтанкой .
Нарушив традиции городского усадебного строительства, Растрелли разместил дворец не у реки , а ближе к Садовой, отделив здание от нее оградой художественной работы.
[показать]
Граница обширного двора-сада , раскинувшегося за оградой , сформирована главным корпусом дворца и его боковыми флигелями.Подобная планировка буквой «П», на Руси издавна называлась «покоем».
[показать]
Главный трехэтажный корпус с четырехугольным в плане двором расположен в глубине усадьбы. Два симметричных двухэтажных флигеля вынесены вперед и поставлены по красной линии улицы. Центральная часть главного фасада декорирована сдвоенными колоннами и пилястрами , окна оформлены декоративными наличниками .
[показать]
Дворец был построен в стиле пышного и нарядного барокко. Как известно Растрелли был мастером этого стиля, достигшего своего расцвета в русской архитектуре времен правления Елизаветы Петровны. Об этом свидетельствуют такие названия этого стиля середины XVIII века , как «Растреллиевское барокко» и «Елизаветинское барокко».
Позади главного корпуса был разбит регулярный сад, простиравшийся до Фонтанки , с многочисленными бассейнами, фонтанами, аллеями подстриженных деревьев и другими «затеями».
[показать]
Над одноэтажным корпусом , выходящим в парк , была устроена открытая терраса с видом на реку. Отсюда открывался прекрасный вид на фейерверки, устраивавшиеся в Аничковом саду.
[показать]
Роскошью отличались и интерьеры, оформленные так же в традициях барокко. Пятьдесят парадных залов размещались по анфиладному принципу вдоль главного фасада и в боковых корпусах.
![]()
центральной части Воронцовского дворца был расположен большой двусветный зал, в другом просторном зале помещалась библиотека Воронцова, тогда одна из лучших в Санкт-Петербурге.
В 1763 году М.И.Воронцов вынужден был уступить дворец казне в счет долгов за 217600 рублей, так как строительство требовало огромных вложений .
[показать]
После вступления на престол императора Павла I в конце 90–х годов XVIII века дворец был передан Мальтийскому Ордену, здесь же разместился капитул российских орденов. Бывший Воронцовский дворец было велено называть «Замком мальтийских рыцарей». Над решетчатыми воротами дворца укрепили орденский герб: на красном фоне белый мальтийский крест с четырьмя раздваивающимися завершениями.
На территории усадьбы были построены два храма - православная церковь и католическая капелла ордена мальтийских рыцарей (архитектор)Д.Кваренги.
[показать]
[показать]
Сегодня в Мальтийской капелле проходят концерты органной музыки. Хорошо сохранилась отделка интерьеров капеллы – колоннада коринфского ордера, роспись, лепное убранство стен, облицованных искусственным мрамором. Реставрация капеллы проводилась в 1927 году архитектором Н. П. Никитиным.
[показать]
Для нужд этого учебного заведения , которое размещалось во дворце с 1810 по 1918 годы, помещения были перестроены по проекту архитектора А.Е.Штауберта в 1827 году, тогда же была утрачена прежняя барочная отделка интерьеров.
[показать]
После революции здесь разместилась Первая Петроградская Пехотная школа командного состава РККА, на базе которой в 1937 году было образовано Ленинградское Пехотное училище им. С.М.Кирова. В 1958 году здание полностью было отдано Суворовскому военному училищу.
Дворец К. Г. Разумовского ,набережная Мойки, 48
[показать]
Мойка, 48 — дворец К. Г. Разумовского (архитекторы А. Ф. Кокоринов, Валлен-Деламот). В 1797 году сюда с Миллионной улицы переехал Петербургский Воспитательный дом. В 1834 году в здании разместилось сиротское отделение (с 1837 года — Николаевский сиротский институт). C 1918 года здесь располагается Педагогический институт, в настоящее время — Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена.
[показать]
[показать]
На воротах при входе во двор с Мойки помещено изображение пеликана, кормящего птенцов. Пеликан был символом воспитательного дома и остался символом университета. Изображения этой птицы можно увидеть и на фронтонах 1, 2 и 6-го учебных корпусов. Лепка исполнена по рисункам Джакомо Кваренги.
[показать]
[показать]
[показать]
Во дворе 30 июня 1961 года был открыт памятник К. Д. Ушинскому работы скульптора В. В. Лишева.
Дом князя Лобанова-Ростовского
Дом Лобанова-Ростовского (в обиходе дом со львами) — памятник архитектуры, бывшая дворянская резиденция, возведённая в 1817—1820-х для князя Алексея Яковлевича Лобанова-Ростовского по проекту Огюста Монферрана в стиле классицизма. Расположен в Санкт-Петербурге по адресу Адмиралтейский проспект, 12, Вознесенский проспект, 1 или Исаакиевская площадь, 2. Скульптуры на фасаде (в том числе, легендарные львы у парадного входа) выполнены Паоло Трискорни.
[показать]
До 1710-х годов пространство будущей Исаакиевской площади занимали гласис (пологая земляная насыпь перед наружным рвом крепости или замка) и эспланада (широкое пространство перед фортификационным сооружением) Адмиралтейской крепости. Впоследствии эти оборонительные элементы были устранены в связи с утратой адмиралтейством фортификационного значения, и их место заняла хаотичная застройка из частных домов: деревянных или мазанок
Это уже не первый дар Н.Д. Лобанова-Ростовского: в резиденции посольства РФСанкт-Петербургский пожар 1736 года уничтожил большую часть деревянных строений города. На одной только Исаакиевской площади и в прилегающих районах, называвшихся тогда Морской слободой, огонь уничтожил примерно 100 домов — почти всю деревянную застройку на месте тогдашней площади. Северная часть площади так и осталась пустовать, приняв форму неровной трапеции.
[показать]
В начале XIX при поддержке российского императора Александра I, желавшего сделать Санкт-Петербург «краше всех посещенных столиц Европы» было решено возвести новый, четвёртый Исаакиевский собор на месте третьего, отличавшегося низким качеством постройки. Активные работы по проектированию и строительству храма начались ещё в 1813 году, однако по ряду причин, начало возведения пришлось отложить.
[показать]
Князь Лобанов-Ростовский. Слуга царю, отец солдатам
В 1816 году был сформирован Комитет для строений и гидравлических работ (современники величали эту структуру «Комитетом красоты и архитектурной дисциплины»), которому в числе прочего было предписано заниматься «урегулированием улиц и площадей». Фактически строительство колоссального сооружения началось только в 1818 году.
![]()
Перерыв в активных разработках Исаакиевского собора был использован Монферраном и возглавляемым инженером А. А. Бетанкуром Комитетом красоты и архитектурной дисциплины для переосмысления планировки территории вокруг возводимого храма. Северная часть Исаакиевской площади (то есть наблюдаемая со стороны Сенатской и Медного всадника), по решению зодчих, становилась прямоугольной по форме. Это достигалось в том числе за счёт отсечения от северо-восточного угла площади треугольного участка, образуемого будущим Исаакиевским собором, Адмиралтейским и Вознесенским проспектами. Считается, что это планировочное решение исходило от самого Александра![]()
Дом на Исаакиевской площади с самого начала задумывался четой Лобановых-Ростовских как доходный дом — жилое строение, приспособленной для сдачи квартир внаём. При этом, идею о таком использовании столь примечательного участка подала супруга князя, Клеопатра Ильинична. После сдачи сооружения она и ведала делами предпричтия. Семья князя, таким образом, поначалу там практически не жила.
[показать]
сынъ князя Якова Ивановича,
Летом 1821 г. в здание въехал художественный магазин братьев Леончини, в котором продавалось, к примеру, «весьма хорошее собрание всякого рода алебастровых ваз различной величины, ламп и других вещей».
[показать]
Салон приехавших из Италии предпринимателей расположился на 1-м этаже. Тем не менее, особняк оказался мало известным среди потенциальных арендаторов, в связи с чем, уже осенью того же года была начата рекламная кампания, давшая, как оказалось впоследствии, свои плоды. Проведённая в 1824 году инвентаризация даёт подробную информацию об арендаторах княжеской семьи. В год сумма дохода от этого доходного дома достигала 100 000 рублей.
На первом этаже располагались: апартаменты литографа Петерса (платил 1000 руб. в год), мучная и мелочная лавки (1200 руб.), провиантский департамент Военного министерства (6300 руб.), Комиссия строительства Исаакиевского собора (6850 руб.), портерная (в угловой со стороны Исаакиевской площади квартире; 1750 руб.); проживали сапожник (2500 руб.) и «перчаточник» (2300 руб.).
[показать]
На бельэтаже (втором по счёту, наиболее престижном, этаже) сдавалась квартира с видом на Исаакиевскую площадь и «Вознесенскую улицу», а также «две залы в том же этаже, хорошо отделанные, удобные для концертов и маскарадов». В общем и целом, помещения бельэтажа были заняты преимущественно Провиантским департаментом военного ведомства, а также (в меньшей степени) Косморамой (4000 руб.) гамбургского живописца Сура.
Третий этаж заполонили личные покои — управляющего (фр. l’intendant) княгини Лобановой-Ростовской, закройщик Шпицбарт (2000 руб.), «мастера ольфрейной живописи» Мартушевича (1200 руб.), господина Орлова (за счёт Комиссии по строительству Исаакиевского собора) — и пансион госпожи Орсениус.
Часть помещений четвёртого этажа не была отделана, и никем не занималась; впрочем, именно тут располагались комнаты Лобановой-Ростовской, непосредственной хозяйки дома.
В доме Лобанова-Ростовского регулярно проводились разного рода светские предприятия. В здании одно время действовала Косморама живописца Сура — особая экспозиция, способная создать эффект стереоскопического, проще говоря, объёмного восприятия показываемой картинки благодаря специальному оптическому оборудованию. Сур демонстрировал, как правило, виды немецких и некоторых европейских городов (Берлина, Гамбурга, Вены, Рима);
[показать]
в их числе был и Таганрог, печально известный тогда, как место смерти императора Александра I. Косморама пользовалась у современников большой популярностью: «Если виды сии не заключают важного достоинства со стороны художества, то оптическая часть доведена до совершенства,» — писали свежие "Отечественные записки». Другая известная косморама Сура — панорама схватки армий Александра Македонского и Дария при реке Гранике — «и в ту минуту, когда персы бегут, преследуемые македонянами, мост под ними разрушается». Посещение данного представление стоило 2 руб. 50 коп. с человека
[показать]
Другим предпринимателем, снимавшим помещения в доме, был Тозелли. Он выставил на обозрение в парадной анфиладе «Сценографию Иерусалима и святых мест, окрест его лежащих», по поводу которой обозреватель Свиньин заметил: «Зрелище сие весьма походит на театральную сцену, только несравненно еще живее», имея в виду ухищрения, на которые шёл Тозелли, стараясь сделать представления более увлекательными.
[показать]
7 ноября 1824 во время разрушительного наводнения Исаакиевская площадь была затоплена так, что из воды были видны только одни здания. Это отразилось в городском фольклоре и искусстве. Так, в первой трети XIX века в столице ходила байка о неком Яковлеве, который, будто бы, накануне катастрофического наводнения гулял по городу.
[показать]
Когда же стихийное бедствие началось, и вода начала прибывать, Яковлев направился домой, однако, добравшись до располагающегося на площади дома Лобанова-Ростовского, понял, что пройти дальше просто невозможно. В результате Яковлев взобрался на одну из скульптур львов, «смотревших» на затопленный город «с подъятой лапой, как живые». Яковлев спасся, так как на льве «просидел все время наводнения». В конце концов, легенда нашла отражение в поэме Александра Сергеевича Пушкина «Медный всадник».
[показать]
Александр Бенуа. Иллюстрация к поэме «Медный всадник»
[показать]
Хозяин дома, известный библиофил и коллекционер А. Я. Лобанов-Ростовский, прожив в нём несколько лет, решил разыграть его в лотерею. Для этого был выпущен миллион лотерейных рублёвых билетов; на один из них должен был пасть выигрыш — дом князя. Но Николай I запретил эту коммерческую аферу и предложил князю продать в казну дом и уникальную библиотеку, за которую Лобанову-Ростовскому была назначена пожизненная пенсия.
[показать]
C 1824 до 1917 года в доме со львами размещалось Военное министерство России. После Октября он взят под охрану государства. Некоторое время там располагался Физико-математический лицей № 239.
В 2002 году дом со львами перешёл к Управлению делами президента, которое намеревалось приспособить его для переезжавшего в Петербург Конституционного суда. Однако позже было решено создать в его стенах самый фешенебельный отель в городе, готовый принимать высших государственных лиц. Здание было передано в аренду на 49 лет компании ЗАО «Тристар Инвестмент Холдингс».
Архитектура и интерьер