• Авторизация


БЕГУЩАЯ С ВОЛКАМИ 16-12-2012 11:00 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Кларисса Пинкола Эстес

Как лесная тропинка внезапно становится почти незаметной и вскоре исчезает бесследно, так слишком рано исчерпывается традиционная психологическая теория для творчески одаренной и глубоко мыслящей женщины. Чаще всего эта теория либо касается слишком бегло, либо вообще обходит молчанием глубинные, важные для женщины вопросы: об архетипическом, интуитивном, сексуальном и цикличном, о возрастах женщины, о ее образе действий и принципах понимания, о ее творческом пламени. Именно эти вопросы заставляли меня в продолжение двадцати лет посвящать большую часть времени архетипу Дикой Женщины.

С возникающими у женщин проблемами души нельзя разобраться, вписав их, женщин, в некую приемлемую для бессознательной культуры форму; нельзя их втиснуть и в интеллектуальные представления тех, кто претендует на звание единственных наделенных сознанием существ. Увы, именно такие попытки превращали в изгоев тех женщин, которые начинали свою жизнь как сильные и естественные личности. Целью же, напротив, должна стать помощь в восстановлении очаровательного и естественного психического облика женщины.

*****

Я называю этот архетип "Первозданной Женщиной", так как именно эти слова: первозданность и женщина образуют llatnar о tocar a la puerta – сказочный стук в дверь глубокой женской души. В буквальном смысле выражение "llamar о tocar a puerta" означает "играть на инструменте имени, чтобы распахнулась дверь", то есть пользоваться теми словами, которые действуют как заклинание, как открывающий ключ. К какой бы культуре ни принадлежала женщина, сочетание слов "первозданная, дикая" и "женщина" ей интуитивно понятно.

Когда женщина слышит эти слова, старинная, древняя память просыпается в ней и возвращается к жизни. Это – воспоминание о нашем полном, неоспоримом и окончательном родстве с первобытной женственностью; эта связь могла уже давно стать совершенно непонятной, призрачной от забвения, могла быть погребена под толщей домашнего быта, объявлена вне закона окружающей культурой. Мы могли позабыть Ее имена, мы можем не откликаться на Ее зов, но мы помним Ее всем телом и тоскуем по Ней, мы знаем, что Она принадлежит нам, а мы – Ей.

*****

Здоровые волчицы и женщины обладают определенными общими психическими особенностями – острой чувствительностью, игривостью нрава и глубокой преданностью. Женщины и волчицы родственны по своей природе: они пытливы, наделены огромной выносливостью и физической силой. Им свойственны глубокая интуиция, тщательная забота о потомстве, о своем супруге и о сообществе в целом. Они искусно приспосабливаются к непрерывно меняющимся обстоятельствам, бывают неистовы в своей верности и необычайно отважны.

Однако и те, и другие всегда подвергались травле, притеснениям и лживым обвинениям в ненасытности, неискренности и чрезмерной агрессивности; считалось, что они менее достойны, чем их гонители. Они превратились в объекты охоты для тех, кто мечтает очистить не только лесные чащи, но и дикие уголки души – истребить инстинктивное так, чтобы от него не осталось и следа. Хищническое отношение невежд к волкам и к женщинам поразительно похоже в своих проявлениях.

*****

Утрачивая связь с этой инстинктивной душой, мы живем только наполовину, и образы и силы, естественные для женщины, не получают полного развития. Отрезанная от своего главного источника, женщина приобретает стерильную благопристойность, но утрачивает свои инстинкты и природные жизненные циклы, попадает под власть общества, интеллекта и эго – собственных или чужих.

Первозданная Женщина – здоровье всех женщин. Без нее женская психология лишается смысла. Эта дикарка – прототип женственности; она не зависит ни от культуры, ни от эпохи, ни от общественного устройства. Меняются ее циклы, ее символы и олицетворения, неизменна лишь сущность: Она. Она – то, что она есть. Она сохраняет свою целостность.

Что это такое? Это умение определить свою территорию, найти свою стаю, пребывать в своем теле с полным пониманием его и с гордостью, независимо от его совершенств и ограничений; это способность действовать и высказываться от своего имени, сохранять бдительность и внимательность, прибегать к врожденным женским силам интуиции и чуткости, достичь гармонии своих циклов, найти то, что принадлежит женщине по праву, развиваться с достоинством и добиться максимальной осознанности.

Архетип Первозданной Женщины – и все, что с ним связано, – всегда был покровителем художников, писателей, скульпторов, танцоров, мыслителей, духовных деятелей, тех, кто ищет и находит, ибо все они посвящают себя творчеству, то есть главному занятию инстинктивных натур. В любых искусствах Она занимает место в сердце, а не в голове. Она умеет выслеживать и преследовать, призывать и отталкивать. Она способна чувствовать, маскироваться и глубоко любить. Она интуитивна, символична и нормативна. Она необычайно важна для умственного и душевного здоровья женщины.

Кто же Она, Первозданная Женщина? С позиции архетипической психологии,* а также с точки зрения традиционных сказителей, она представляет собой женскую душу. И все же она – нечто большее: это источник женственности. Она – все то, что относится к инстинктам в видимом и невидимом мирах, она есть основа. Каждая из нас получает от нее некую сияющую клеточку, где содержатся все необходимые для существования инстинкты и знания.

*****

Сказка гораздо старше, чем искусство и наука психологии, и всегда будет оставаться старшим членом уравнения, сколько бы времени ни прошло. Один из древнейших способов рассказывать сказки, который меня чрезвычайно занимает, – пламенное состояние транса, когда рассказчица, "почувствовав" публику, будь это один человек или целая толпа, входит в состояние "мира между мирами", и тогда сказка "притягивается" к сказительнице и рассказывается через нее.

Сказительница в таком состоянии призывает El duende [5], ветер, который швыряет душу в лица слушателей. Используя медитативную практику сказки, она учится поддерживать двойную психологическую связь, то есть овладевает навыком закрывать некоторые психические врата и выходы эго, чтобы дать слово голосу – тому голосу, который старше, чем камни. И тогда сказка может сделать любой поворот, может встать с ног на голову, может наполниться кашей и стать обедом для бедняка, зазвенеть золотом для любителей наживы, перенести слушателей в другой мир. Сказительница никогда не знает, чем все закончится; и это лишь половина целебной магии сказки.
_____________________
Кларисса Пинкола Эстес

БЕГУЩАЯ С ВОЛКАМИ
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (5):
это очень важно и не толкает женщину в одну из современных социально-приемлимых ролей - либо АМАЗОНКА, ОТВЕРГАЮЩАЯ ИЛИ ЮЗАЮЩАЯ МУЖЧИН, либо классическая ЧЕХОВСКАЯ ДУШЕЧКА, ТАКЖЕ ЮЗАЮЩАЯ МУЖЧИН, ПУТЕМ ПОЛНОГО РАСТВОРЕНИЯ В НИХ
я всегда была не тем ни другим, хотя пыталась примерить на себя обе роли. они мне не подходят, однозначно.
и вот это определение дикой, первозданной женщины - оно очень верное и не зависит от возраста, энергии вообще не зависят от возраста и в 50 лет я наслаждаюсь ими больше, чем в 30. привлекательность абсолютно не зависит от внешности, а с возрастом приходит полная уверенность в себе

и да
я могу привлечь, оттолкнуть, или убить самца, который слабее
я строю и охраняю своё логово
я ращу и обучаю своих дитенышей
я интегрирована в окружающую среду,общаясь с максимальным количеством животных, растений и минералов, переехав в деревню
и осознанность - мой главный интерес на сегодня, я бы сказала единственная цель, которая тащит за собой подцели развития
но я всегда искала себя в образе невозмутимой львицы, максимальное волнение которой выказывается лишь подрагиванием хвоста, даже мандалу рисовала с львицей, как образом силы
Lemniscata 05-01-2013-20:46 удалить
соболинда, а я собака по году и у меня с детства тяга именно к волкам, тем более, что кое-что из своей прошлой индейской жизни я помню, наверное, поэтому в лесу я как дома, но почему сейчас я родилась в городе? какой в этом высший смысл?.. очень хочу в деревню! даже не в деревню, а в поселение, но не к бахнутым анастасийцам)), а просто хочу большой кусок земли, домик хоббита, зимний сад, оранжерею и огромные почти непроходимые дебри вокруг с замшелыми каменными, почти невидными в траве, статуэтками стихиалий, ангелов и бог знает кого, и светильники перед и ветерками над ними...
уф! размечталась))) о чём это я? ах, да! волки! с первых строк этой книги что-то бурно отозвалось во мне))
Ответ на комментарий Lemniscata # это картинка моей жизни, практически, конечно без романтических атрибутов в виде старых каменных изваяний. я тоже всегда хотела жить даже не в деревне, на хуторе, вообще одним. а теперь рада, что мы перехали именно в деревню, все-таки совсем без людей жить страшно, даже имея собак и ружьё.
Lemniscata 06-01-2013-01:02 удалить
Ответ на комментарий соболинда # соболинда, почему страшно?
Ответ на комментарий Lemniscata # не знаю, но это так. я на практике это поняла. первобытный страх беззащитности перед неведомым.мы всеж существа социальные и перенимать опыт и делиться им надо, и дрить тепло людям. отшельничество - крайняя форма эгоизма, если ты не святой подвижник, мне кажется.


Комментарии (5): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник БЕГУЩАЯ С ВОЛКАМИ | Suraja_ke_phula - Да обретут все Существа Счастье и причину Счастья! | Лента друзей Suraja_ke_phula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»