• Авторизация


Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь 05-06-2016 21:51 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения причастник Оригинальное сообщение

ВОЗРОЖДЕНИЕ. Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь

[482x336]

 Троице-Сергиева Приморская пустынь, мужской монастырь

 

 

Историк В.О. Ключевский писал о том, что русское монашество – это отречение от мира во имя идеалов, ему непосильных; cтремление покидать мир усиливалось не от того, что в миру скоплялись бедствия, а по мере того, как в нем возвышались нравственные силы.

Решение о возрождении монастыря и о постепенной передаче участка Русской Православной Церкви было принято в 1993 году. Как и в Александро-Невской лавре, здесь также покоились останки известных деятелей нашей культуры – политических деятелей 19 века, архитекторов, священнослужителей, полководцев. Однако во времена хрущёвской оттепели все монастырские постройки были окончательно снесены, а усыпальницы сровняли с землёй. После  запустения и разрухи, вызванной революциями и войнами, шаг за шагом восстанавливается деятельность монастыря. В воскресной и общеобразовательной школах проходит первый учебный год. Но начнём по порядку о том, кто прославил эту обитель.

[394x476]

 

Венчавшись на царство в Москве, как и все российские самодержцы, Анна Иоанновна совершила паломничество в Троице-Сергиеву Лавру. Будучи поражена благолепием древней обители, она возжелала, чтобы имя Святой Троицы и преподобного Сергия прославилось на берегах Балтики так же, как оно прославлено в окрестностях Первопрестольной. Для этой цели духовнику Императрицы архимандриту Троице-Сергиевой Лавры Варлааму (Высоцкому) была отдана в вечное владение приморская дача, прежде принадлежавшая сестре Государыни Екатерине Иоанновне, герцогине Мекленбург-Шверинской. Таким образом, осенью 1732 года в 19 верстах от Петербурга была основана новая обитель, называвшаяся в первые годы «Приморской Троице-Сергиева монастыря дачей».

 Сохранилось всего три прижизненных портрета Анны Иоанновны, племянницы Петра Первого. Да и те смахивают скорее на карикатуры, чем на серьёзную попытку передать характер императрицы. Разве что этот, - где художник, не стараясь вырисовывать аксессуары, не приукрашивая и не впадая в шаржирование, постарался передать особенности её облика.

  [472x289]

 Первое время на центральной площади стояла деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы, перевезённая из усадьбы царицы Параскевы Федоровны и освящённая в честь преподобного Сергия Радонежского. По обеим сторонам церкви располагались монашеские кельи и каменный дом настоятеля.

[567x403]

 На снимке видны три храма и несколько надгробий, возведённых на протяжении двух веков. Ни одна их этих построек не уцелела.

  [699x437]

 В царствование Елизаветы Петровны монастырь преобразился. Ко времени ее правления относится немало замечательных памятников зодчества: Зимний Дворец в Петербурге, Большой Дворец в Петергофе, Большой Царскосельский Дворец, собор Смольного монастыря и др. Все эти шедевры были созданы В.В. Растрелли. В 1760 году, по проекту П.А. Трезини, под смотрением Б. Б. Растрелли (первая его работа в России), - был завершен пятиглавый каменный собор - во имя Святой Живоначальной Троицы. По его проекту в 1756 году на месте старой церкви был заложен пятиглавый Свято-Троицкий собор, в 1756-58гг. – церковь преподобного Сергия Радонежского, а также новые монашеские кельи, каменные стены и башни, вместо деревянных.

  [699x470]

Императрица Елизавета Петровна

 В Троицком соборе в особом киоте стоял прекрасный образ Пресвятой Троицы, написанный К.П. Брюлловым. Главной святыней храма была привезенная из Троицкой лавры основателем пустыни чудотворная икона преподобного Сергия Радонежского. В ризнице хранились два креста с частицами мощей прп. Сергия и вмц. Варвары. Собор был освещен во имя Пресвятой Троицы в 1763 году в присутствии императрицы Екатерины II и ее сына.

 

[700x505]

 Собор во имя Святой Живоначальной Троицы, построен в 1763 году архитектором Франческо Бартоломео Растрелли. Это первая работа зодчего в России.  В 1960-е годы собор взорван.

Для самой Екатерины Алексеевны Сергиева пустынь имела особое значение, с пустынью были связаны незабываемые переживания. В дни государственного переворота 1762 года гвардейские войска под предводительством Екатерины II и Е.Р. Дашковой дошли в походе на Петергоф до монастыря и остановились за его стенами. В покоях настоятеля Екатерина Алексеевна дождалась ответ на свой ультиматум: император Петр III дал согласие на отречение от престола. В тот же час в пустыне состоялось самое первое богослужение по случаю счастливого исхода опасного предприятия. С тех пор Екатерина II щедро одаривала монастырь и ежегодно в памятный день справляла в его храме благодарственный молебен.

[699x432]

Пётр III и Екатерина II

 Расцвет пустыни начался в 1834, когда ее наместником был назначен архим. Игнатий (Брянчанинов), автор знаменитых "Аскетических опытов". Игнатий Брянчанинов, ученик иеромонаха Леонида, (Оптинского старца в 1829-1841 гг.), начал восстановление обители с возрождения строгого устава монашеской жизни и упорядочения богослужения, введения «практики умного делания», ежедневной исповеди, как в Оптиной пустыни.

  [700x477]

 

Постижение искусства молитвы начиналось с клиросного пения, и все новоначальные иноки, придя в пустынь, получали послушание в братском хоре. Лучшие церковные композиторы того времени П.И. Турчанинов, А.Ф. Львов (гимн «Боже, царя храни») писали  свои музыкальные произведения для монастырского хора, который в 1840 годы был возведен на степень первого в России монашеского хора. Особенно прославился сподвижник Игнатия Брянчанинова духовный композитор схимонах Михаил (Чихачев).  

Пение как врачевание, как путь разрешения от земных скорбей – один из символов культуры XIX века. При этом Троице-Сергиева пустынь, находясь на перекрестке культуры и религии, была местом притяжения музыкантов, композиторов. Кроме П.И. Турчанинова, А.Ф. Львова, здесь бывал также М.И. Глинка, прибегая, как и многие другие, к духовным советам отца Игнатия. За духовным советом к святителю Игнатию приезжали великие князья и княгини, в беседах с ним искали вдохновения Н.И. Гнедич, И.А. Крылов, К.Н. Батюшков, А.С. Пушкин.

 

Хозяйство на этом крошечном участке было настолько налажено, что своего урожая монастырю хватало на целый год. Масло и молоко в дальнейшем также не покупали. Монастырский фруктовый сад был приведен в отличное состояние, - в нем имелось 300 яблонь и 100 вишен.

  [640x424]


[523x352]


 Достойным продолжателем дел настоятеля Игнатия Брянчанинова стал его бывший келейник Игнатий (Малышев) в течение следующих 40 лет (1857-1897 гг.) Он учился в Императорской Академии художеств у К.П. Брюллова, М.И. Скотти. Многие иконы были выполнены им для монастыря, а сама обитель превращена в образец архитектурного искусства.  При нем была завершена архитектором А.М. Горностаевым перестройка храма преподобного Сергия Радонежского, закончен Братский корпус с надвратной церковью во имя Св. Саввы Стратилата. Другой известный архитектор А.И. Штакеншнейдер руководил (1855-1857гг.) последней при Игнатии Брянчанинове постройкой церкви Григория Богослова над могилой графа Г.Г. Кушелева.

В 1884 году Игнатием Малышевым вместе с профессором Академии художеств А.А. Парландом был возведен Храм Воскресения Христова. Выполненный в византийском стиле, вмещающий до 2 500 человек, этот храм стал украшением Сергиевой пустыни. Также совместно с А.А. Парландом, Игнатием Малышевым был создан проект знаменитого «Спаса на Крови», храма-памятника на месте смертельного ранения императора Александра II.

  [700x349]


[700x492]

интерьер Воскресенского храма, 1890-е годы
Заботясь о внешнем украшении, настоятели монастыря не забывали о внутреннем созидании, поддерживали высокий духовный авторитет. Из монашеской братии пустыни по  традиции выбирались судовые священники для русского военного флота.

[640x425]

внутренний вид Воскресенского храма, 1909 год

 По ходатайству настоятеля Игнатия Брянчанинова пустынь была наделена лесным участком в 50 десятин. Земля была заболочена, но после многих трудов полевое монастырское хозяйство поднялось на очень высокий уровень. Достаточно сказать, что  в 1882 году в России на выставке хлеборобов Сергиевой пустыни была присуждена большая серебряная медаль за семена ржи, две медных медали – за семена пшеницы и ячменя.

В пустыни действовал инвалидный дом, школа, больница для бедных, странноприимная (ежедневный приют для 15-20 странников), госпиталь во время войны. При монастыре существовала первая Российская Сергиевская школа трезвости, основанная игуменом Павлом (Горшковым). Основатель Александро-Невского общества трезвости отец Александр Рождественский ввел в обычай крестные ходы трезвенников в Троице-Сергиеву пустынь в одно из летних воскресений.

[700x448]

  [699x388]

 В 1843 году началась постройка каменной церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь строилась на средства князя М. В. Кочубея, над могилой его супруги Марии Ивановны, урождённой Барятинской. Проект храма был составлен в норманнском стиле, строили его архитекторы Р. И. Кузьмин и Г. Г. Боссе. Церковь представляла собой копию знаменитого Флорентийского собора.

Внизу: храм прп. Сергия

  [699x486]

внутренний вид Сергиевского храма, 1898 год

Пустынь с ее строгим уставным богослужением и прекрасным пением монахов, самоотверженным подвигом любви привлекала потоки богомольцев. Жители Петербурга любили свою Сергиеву пустынь. А знать Петербурга, еще со времен Екатерины II, выбрала пустынь местом погребения своих родных, устраивая фамильные склепы под храмами или рядом с ними. В 1804г. графы Зубовы избрали Троице-Сергиеву пустынь местом захоронения героя суворовских войн, генерала от инфантерии, члена Государственного совета, директора 2-го Кадетского корпуса В.А. Зубова. На средства Зубовых в 1809 году был построен на 30 человек «увечных воинов» Инвалидный дом с церковью Святого великомученика Валерьяна. В подземной части этой церкви – фамильный склеп (27 погребений).

Среди погребенных на монастырском кладбище – представители таких семей, как: Адлерберги, Апраксины, Зубовы, Голицыны, Кочубеи, Кушелевы, Мятлевы, Нарышкины, Перовские, Строгановы, Толстые, Чичерины, Юсуповы, Яковлевы и многие другие. Почетным по своему статусу считалось погребение «Его Императорского Высочества герцога Николая Максимилиановича Лейхтенбергского, князя Романовского». Здесь также были похоронены канцлер Российской империи А. М. Горчаков; министр народного просвещения А. С. Норов; выдающийся общественный и культурный деятель принц П. Г. Ольденбургский; военные губернаторы Петербурга; выдающиеся архитекторы А.И. Штакеншнейдер и А.М. Горностаев; потомки  А. В. Суворова и М. И. Кутузова.


[700x477]

 

[699x410]

[700x458]

 Некоторые часовни и склепы были подлинными произведениями искусства. Территорию обители украшали изящной архитектуры ротонды и оранжереи – усыпальницы: ротонда-усыпальница семьи Толстых, оранжерея-усыпальница семьи принцев Ольденбургских. Из безжалостного разграбления в 30-е, а особенно в 60-е годы, спасти удалось немногое. В фонды Русского музея из родовой усыпальницы Зубовых были переданы бронзовые и мраморные бюсты работы С. Кампиони, Н. Пименова, П. Ставассера. В Некрополь XVIII века Александро-Невской лавры были перенесены художественные надгробия А.А. и Ф.А. Баташевых, Ф.А. Яковлева.

[700x285]

[514x698]Крест над могилой архитектора А.М. Горностаева (+1862)

 Пустынь закрылась в 1919 году, но богослужения еще продолжались. Число братии постепенно сокращалось, последнее пострижение в монашество было в 1926 году. В 1931 году монастырь полностью прекратил свое существование. Перед войной здесь открыли школу переподготовки начсостава военизированной охраны промышленности ВСНХ СССР им. Куйбышева. Во время Великой Отечественной войны с сентября 1941г. вплоть до снятия блокады в январе 1944г. на территории бывшего монастыря находились оккупанты, фашистский штаб армии. Отсюда велась корректировка артобстрела Ленинграда. Монастырские строения, в особенности Троицкий собор и Воскресенская церковь, сильно пострадали от артиллерийских обстрелов. В послевоенные годы начались реставрационные работы. Был составлен проект реставрации Троицкого собора, но в 1962г. собор сняли с государственной охраны и снесли. На его месте устроили плац для открытой на территории бывшего монастыря Средней школы милиции. Несколько ранее та же участь постигла церковь Воскресения Христова и другие церковные постройки. Надгробные памятники, чудом уцелевшие до лета 1964 года, в один день были снесены бульдозером. Правда, два памятника оставили: фамильный склеп Чичериных (возможно, из уважения к наркому иностранных дел в правительстве Ленина Г. В. Чичерину), и мраморный крест на могиле известного архитектора А. М. Горностаева.

[700x297]

 

 

Последним перед революцией настоятелем монастыря был архимандрит Сергий, духовник великих князей Константина Константиновича и Дмитрия Константиновича Романовых, живущих в Стрельне и часто молящихся в пустыни. В 1937 году архимандрит был расстрелян, причислен к лику святых Русской Православной Церковью За Границей.

[567x425]

Собор во имя преподобного Сергия Радонежского, построен в 1859 году стараниями архимандрита Игнатия (Брянчанинова) и его преемника архимандрита Игнатия (Малышева) по проекту архитектора А.М. Горностаева

[662x496]

[524x374]

[700x500]

 В 1993г. территория бывшего монастыря возвращена Санкт-Петербургской епархии. Это знаменательное событие положило начало возрождению обители. Идут сегодня богослужения в храме преподобного Сергия Радонежского. В 2009 году открылись воскресная и общеобразовательная школы. Светлые идеалы подвижника Сергия о христианской любви к людям будут всегда с нами, как и благоговейная память об ушедших. Память традиций, рода, собственной человеческой истории и благодарность к тем, кто был в ней до тебя – необходимая ступень нравственной зрелости каждого из нас.

  [510x699]

[699x524]

 

[700x602]

[524x374]
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь | Владислав_Тарашкевич - Лезвие Пути | Лента друзей Владислав_Тарашкевич / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»