• Авторизация


Грифоны в истории искусств: Древний мир и Средневековье. 07-12-2010 00:41 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Грифоны — это мифические крылатые существа, наполовину орлы, наполовину львы. Имеют белоснежные или золотые крылья и острые когти. Вы спросите – как грифоны могут относиться к славянам? А мы ответим: - они относятся к ним прямо и непосредственно. Жители Греции считали, что место обитания грифонов – на севере, они сторожат золото в Рипейских горах. Исследователям сложно сойтись в одной точке зрения по поводу того, какие именно горы греки именовали Рипейскими. Но один факт неоспорим: эти горы находятся на территории, где проживают славяне.
Грифон имеет очень древнее происхождение, изображение этой птицы встречаются во многих древних культурах: Иран, Микены, Китай, Италия, Турция, Русь и др.

[показать]
(Микены, пластина, XIII в. до н.э)

[показать]
(Турция, IV в. до н.э)

Среди славян изображение Грифона было очень популярно, но называли они его иначе - «Див».

Семарглы и грифоны довольно часто встречаются в русском прикладном искусстве XI - XIII вв., а также в архитектурном декоре.
Нередко они располагаются симметрично по сторонам композиции, обозначающей высшую небесную силу - Небо. Часто на изображениях грифоны соседствуют со знаками плодородия или покрыты ими. Также существуют изображения грифонов, терзающих зайца (например, на Дмитровском соборе во Владимире).
В болгарском городе Преслава, часто посещавшемся русскими в X век., был найден клад с золотыми вещами, на которых изображены семарглы, грифоны и символ неба. Примерная дата захранения клада - 945-959 гг.

Образ Грифона был известен предкам славян еще в далёкое скифско-сколотское время, когда на скифском пограничье для украшения наверший знамён применялись бронзовые фигуры грифонов. Им несомненно придавалось оберегающее, апотропеическое значение, и грифоны частоо изображались в активной позе терзания.
Большой интерес для нашей темы представляет русское соответствие античному наименованию грифона - ДИВЪ. В известном "Слове о полку Игореве" образ Дива упоминается дважды. Первый раз при приближении Игоря к степи Див, находящийся на вершине дерева, "велит послушати" что-то степной земле и какому-то идолу в Тмутаракани. Вторично Див упоминается в момент разгрома русских войск: Див пал наземь.
Подробнее образ Дива будет рассмотрен ниже в общем контексте сюжетов прикладного искусства X - XIII вв. Можно предположить, что обозначение грифона, "собаки Зевса", словом "див" может объясняться как прилагательное от русской формы имени Зевса (Zeus, Dios): "ДИЙ", "ДЫЙ" - ДИИВЪ, ДЫИВЪ, т. е. "принадлежащий Дию". В дальнейшем образ фантастического зверя с крыльями и птичьей головой послужил основой для словообразования типа "диво", "дивиться", "удивляться", "дивный" (в смысле - необычный).
Одна из композиций, созданная в языческом государстве при участии учёных и мудрых волхвов и хорошо знакомая нам, это - два грифона на турьем роге из Чёрной Могилы. Вторая композиция - два грифона, наведённые золотом на медных пластинах церковных ворот Рождественского собора в Суздале 30-х годов 13 века, то есть созданных накануне татарского нашествия. Обе композиции отделяет от друг друга почти три сотни лет, но в каждом случае грифоны не были простым декоративным элементом, широко распространённым в искусстве средневековой Европы и Востока. Черниговские грифоны X в. были, как мы помним, олицетворением той высшей мировой силы, которая постоянно, ежегодно побеждает мертвящее начало Кощея-Аида.
Грифоны XIII в. помещены в нижнем ряду церковных дверей и несомненно задуманы как дополнительные «охранники» входа в святое помещение. Как и на оковке турьего рога, грифоны суздальского собора неразрывно связаны с растительной, плодородной символикой. В некотором отношении золотые грифоны церковных дверей времен Юрия Всеволодича даже более языческие, чем грифоны-дивы священного рога эпохи Святослава: над растительным орнаментальным кругом, обрамляющим каждого грифона XIII в., находятся два крылатых пса Симаргла, направившие свой взгляд, как и грифоны X в., в разные стороны и грозно оскалившись.
В этом историческом промежутке между X и XIII веками мы встретим множество симарглов и грифонов на серебряных браслетах, колтах, княжеском шлеме, костяной шкатулке, в белокаменной резьбе владимиро-суздальской архитектуры и на изразцах Галича.
Колты с изображениями грифонов известны нам из найденных кладов в Чернигове, Киеве и городов по Роси, то есть из находок внутри самого древнего ядра Руси на Правобережье Днепра.

Как мы можем заметить, грифон у многих народов средневековья продолжал играть роль покровителя растений и могущественного стража. На византийском аксамите, например, орлиноголовый грифон с львиным туловищем весь испещрён аграрно-магическими символами: шея его покрыта зигзагами воды-дождя, а крылья - знаками засеянного поля; на лапах - знаки семян, все чудище оплетено ветвями растения, произрастающего из семени у его лап. Трудно сказать, насколько осознавалась архаичная символика грифона народами Северной Европы, где не было древней подосновы этого греко-восточного образа. Праславяне, плотно имевшие дела со скифами-иранцами и через них воспринявшие много элементов восточной культуры, однозначно знали как внешнюю форму, так и тайную символику образа грифона. Образ семаргла-сенмурва добавился, вероятно, позднее (скифам он был неизвестен) во время контактов Персии с Киевской Русью. Недаром иранское наименование сенмурва быстро исчезло из русского обихода и стало непонятным даже самим средневековым переписчикам. Корни мифического грифона-Дива шли на полторы тысячи лет глубже корней заносного семаргла.
Грифоны, идущие из глубины веков, стражи сокровищ, древние "собаки Зевса стали известны славянам ещё в I тысячелетии до рождества Христова. В X в. образ этого мифического существа возрождается для изображения исполнителя высшей воли; иногда он раздваивается для того, чтобы показать всестороннюю эманацию его силы. После крещения Руси он продолжает существовать в прикладном искусстве горожан XI - XIV вв. Известно, что боярыни и княгини средневековой Руси носили короны с грифонами, колты с грифонами и семарглами.

"Язычество Древней Руси", Б.А. Рыбаков


В нашем интернет-магазине этнических украшений "Сокровище Богов" представлены колты и подвески с изображением грифона. Это изображение - точная копия с изображения с южных врат собора Рождества Богородицы в Суздале. XIII век.

[показать]

www.sokro.ru
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Грифоны в истории искусств: Древний мир и Средневековье. | Сокровища_Богов - Сокровища Богов | Лента друзей Сокровища_Богов / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»