Трагическая жизнь Винсента Ван Гога сегодня популярна как какая-то священная легенда, которая, кажется, нужна людям больше, чем сияние его звезд и подсолнухов. Голодное, почти нищенское существование, полное одиночества и презрения окружающих, обернулось уже всемирным ажиотажем и интересом в 20 веке. За свою жизнь Ван Гог продал лишь одну картину ("Красные виноградники в Арле"), а ровно через сто лет на аукционе Кристи в Нью-Йорке его "Портрет доктора Гаше" был куплен за 82,5 миллиона долларов (рекорд среди живописных произведений). На фоне этого нездорового поклонения теряется облик самого художника, могучего и ранимого одновременно, окончившего свой драматический путь на земле отчаянием и самоубийством. Ван Гог прожил всего 37 лет, из которых лишь последние семь с небольшим были посвящены живописи. Однако его творческое наследие поразительно. Это около тысячи рисунков и почти столько же картин, созданных в результате вулканических творческих извержений, когда в течении долгих недель Ван Гог писал по одной-две картины ежедневно. Ван Гог стал последним истинно великим художником в истории, недосягаемым примером для других, самоотверженное и героическое искусство которого, словно факел, словно радуга, сияет теперь над человечеством. Его картины это потрясающий, полный любви и страдания диалог - с самим собой, с богом, с миром...
[1024x824]
The Red Vineyards in Arles, 1888
Красные виноградники в Арле, Арль, ноябрь, 1888.
Холст, масло, 73х93.
Государственный Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Москва
[845x1024]
Portrait of Dr Gachet, 1890 01
Портрет доктора Гаше. Арль, июнь, 1890.
Холст, масло, 73х60.
Частное собрание
Винсент Виллем Ван Гог (нидерл. Vincent Willem van Gogh, 30 марта 1853, Грот-Зюндерт, около Бреды, Нидерланды — 29 июля 1890, Овер-сюр-Уаз, Франция) — голландский художник, представитель постимпрессионизма. Пройдя долгий и тяжелый путь в поисках самоопределения (был комиссионером в торговой фирме, учителем и проповедником), Ван Гог стал одним из величайших художников-постимпрессионистов. Его можно считать самоучкой, так как учился живописи, копируя картины старых мастеров. В период жизни в Нидерландах Ван Гог писал пейзажи, а также картины, посвященные труду и быту крестьян и рабочих, которых наблюдал вокруг.
В 30-летнем возрасте Ван Гог начинает заниматься живописью создаёт обширную серию картин и этюдов, выполненных в тёмных, мрачных тонах и проникнутых горячим сочувствием к простым людям.
[761x1024]
Peasant Woman with Dark Hood, 1885.
"Крестьянка", 1885,
Государственный узей Крёллер-Мюллер, Оттерло
[1024x727]
The Potato Eaters, 1885 01
Едоки картофеля, 1885,
фонд Винсент Виллем Ван Гога ,
Амстердам.
[792x1024]
Backyards of Old Houses in Antwerp in the Snow, 1885
[1024x529]
Cottage with Decrepit Barn and Stooping Woman, 1885
В 1886 г. он переезжает в Париж, где открывает для себя мир импрессионизма. Под впечатлением живописи импрессионистов и японской гравюры изменилась манера художника: появились интенсивная цветовая гамма и характерный для позднего Ван Гога широкий и энергичный мазок.
В 1888 г. он переехал на юг Франции, в местечко Арль. Это был самый плодотворный период творчества художника. За свою жизнь Винсент Ван Гог нарисовал более 800 картин и 700 рисунков в самых разных жанрах, однако ярче всего его талант проявился в пейзаже: именно в нем находил выход его холерический взрывной темперамент. В подвижно нервной живописной фактуре его картин отразилось душевное состояние художника: он страдал психической болезнью, которая в итоге привела его к самоубийству. Творчество Винсента Ван Гога было оценено по достоинству лишь после его смерти.
И в любом случае, его произведения говорят куда больше, нежели любые слова о них.
[1024x730]
Bathing Float on the Seine at Asnieres, 1887
[1024x827]
The Avenue in Argenson Park at Asnieres, 1887
[849x1024]
Agostina Sagatori Sitting in the Cafe du Tambourin, 1887
[1024x856]
Banks of the Seine with the Pont de Clichy in the Spring, 1887
[1024x714]
Exterior of a Restaurant at Asnieres, 1887
[1024x852]
Fishing in the Spring, Pont de Clichy, 1887
[1024x818]
The Seine with the Pont de la Grande Jette, 1887
[1024x796]
Corner of Voyer d'Argenson Park at Asnieres, 1887
1888
Ключевой момент в жизни Ван Гога. Устав от шумного и суетливого Парижа, Винсент отправляется на юг, в городок Арль. Поначалу холодная зима не давала Винсенту работать, но наступившая вскоре весна дала ему, наконец, возможность писать потрясающие цветущие пейзажи Прованса с его голубым небом и горячим солнцем. Он поселился в знаменитом «Желтом доме», в котором он собирался работать, и где он надеялся организовать в будущем сообщество художников. Все это время Винсент провел крайне продуктивно, написав множество пейзажей, морских видов в Сан-Мари-де-ла-Мер, а также большинство своих знаменитых портретов (включая серию портретов почтальона Жозефа Рулена и его семью).
[1024x802]
Vincent`s House in Arles (The Yellow House), 1888
На протяжении всего года Винсент продолжал работать, создав многие из своих лучших работ. Помимо этого, он с нетерпением ожидал приезда своего друга, художника Поля Гогена, который, как и он, мечтал о создании содружества свободных художников. Наконец, в октябре 1888 года, Гоген появился в Арле и поселился с ним в «Желтом доме». Это время стало необычайно плодотворным для обоих, несмотря на их частые и непрекращающиеся споры об искусстве и обо всем остальном на свете. Плохая зимняя погода часто не давала им работать, вынуждая их оставаться дома и все больше и больше спорить. Их напряженные отношения продолжались до 23-го декабря, когда в пылу одного из споров Винсент, якобы, пытался напасть на Гогена с бритвой. Оставшись в одиночестве, Винсент отрезал себе лезвием мочку уха, и, завернув ее в газету, отнес одной из местных проституток в борделе. Впоследствии он попал в больницу, а спустя некоторое время в Арль из Парижа прибыл Тео. В последнее время некоторые исследователи утверждают, что Ван Гог не отрезал себе ухо - это сделал Гоген, который таким образом пытался охладить Винсента во время их пылких и страстных споров.
[905x1024]
Self Portrait with Bandaged Ear and Pipe, 1889
Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой, 1889
[1024x812]
Vincent's Bedroom in Arles, 1888
Спальня Ван Гога в Арле. Арль, 1889.
Холст, масло, 57х74.
Музей д'Орсэ, Париж, Франция
[1024x824]
The Red Vineyards in Arles, 1888
Красные виноградники в Арле, Арль, ноябрь, 1888.
Холст, масло, 73х93.
Государственный Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Москва
[1024x815]
Sower with Setting Sun (after Millet), 1888
Сеятель на закате солнца, 1888.
Холст, масло, 64х80.
Государственный Музей Креллер-Мюллера, Оттерло
[697x1024]
A Pair of Lovers, Arles, 1888 (Sotheby`s version)
[810x1024]
The Cafe Terrace on the Place de Forum in Arles at Night, 1888
Терасса ночного кафе Плейс ду Форум в Арле. Арль, сентябрь 1888. Холст, масло, 81х66.
Музей Кроллер-Моллер, Оттерло
[1024x828]
Fishing Boats on the Beach at Les Saintes-Maries-de-la-Mer, 1888
[846x1024]
The Old Mill, 1888
Старая мельница, 1888. Холст, масло, 65х54.
Художественная Галерея Альберта Кнокса, Буффало, Нью-Йорк
[1024x809]
Starry Night over the Rhone, 1888
Звездная ночь над Роной. Арль, сентябрь 1888.
Холст, масло, 73х92.
Париж, Музей д'Орсэ, Франция
1889
В новом году Винсент начал поправляться, и седьмого января он покинул больницу в Арле. Но на протяжении нескольких месяцев его состояние еще оставляло желать много лучшего. Иногда он был спокоен и вменяем, иногда страдал от припадков и галлюцинаций. Он пытался продолжать работать в своем «Желтом домике», но постоянные тоска и перепады настроения привели его мысли о необходимости психиатрического лечения. С помощью Тео он перебрался в психиатрическую лечебницу Сен-Пол-де-Масол, близи Сен-Реми-де-Прованс.
[1024x802]
Vincent`s House in Arles (The Yellow House), 1888
Год проходил под знаком постоянных изменений в психическом состоянии Винсента. Когда это было возможно, он работал за пределами клиники. В этот период была создана серия картин с оливами и кипарисами. Иногда припадки заставали его на природе, и тогда его находили без чувств где-нибудь в поле. После этого Винсент продолжал работать в стенах больницы, рисуя картины на основе работ любимых им художников (в первую очередь, Милле и Делакруа).
По иронии судьбы, именно в тот момент, когда психическое состояние Винсента стало крайне тяжелым, к нему, наконец, стало приходить признание в узком кругу ценителей современной живописи. Его картины «Звездная ночь над Роной» и «Ирисы» были представлены в Салоне Независимых в сентябре 1889 года.
[1024x812]
Landscape with House and Ploughman, 1889
Пейзаж с домом и пахарем. Октябрь 1889.
Холст, масло, 33х41.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
А в ноябре того же года Октав Маус, секретарь Бельгийской художественной группы, предложил ему выставить шесть работ в их галерее. Винсент пытается вновь работать на открытом воздухе, но вскоре с ним происходит один из самых сильных припадков, во время которого он вновь пытался отравиться.
[1024x811]
Starry Night, 1889
Звездная ночь, 1889. Холст, масло, 73х92.
Музей современного искусства, Нью-Йорк
[1024x818]
Avenue with Flowering Chestnut Trees at Arles, 1889
[812x1024]
Ваза с двенадцатью подсолнухами. Арль, январь, 1889.
Холст, масло, 92х73.
Филадельфия. Филадельфийский Музей изобразительных искусств, США
[1024x802]
Wheat Field with Cypresses at the Haude Galline near Eygalieres, 1889 01
Пшеничное поле с кипарисом, июнь 1889.
Холст, масло, 73х94.
Частное собрание
1890
Этот год, последний в жизни художника, как и предыдущий, начался не только со множества улучшений состояния здоровья Винсента, но и с последующими неизменными припадками. Как и ранее, он работал, когда мог, и по мере того, как его жизнь неизбежно катилась к своему концу, его работы получали все больше и больше признания.
31-го января жена Тео, Джо, родила мальчика, которого назвали Винсентом. После нескольких серьезных приступов в феврале Тео передал Винсента под наблюдение доктора Пола Гаше. Под опекой доктора Винсенту стало значительно лучше, и вскоре он появился в Париже, весьма здоровым и крепким.
В мае Винсент перебрался в городок Овер, расположенный к северу-западу от Парижа, где продолжил жить под наблюдением доктора Гаше. Здесь Винсент испытал свой последний всплеск творческой активности – работая с невероятной энергией, он написал более 80 картин в последние два месяца жизни. Винсент сжигал себя в огне своего творчества, не жалея себя и думая лишь о солнце и звездах.
Июнь: Винсент продолжает работать, на одном дыхании создавая свои лучшие произведения. Его физическое и психическое состояние невероятно улучшилось, и доктор Гаше считает, что он полностью восстановился. Винсент проводит свои самые счастливые дни рядом с доктором, Тео, Джо и их малышом.
Июль: В то время как дела Винсента пошли в гору, дела его брата Тео резко ухудшились. У него начались финансовые трудности, вдобавок, заболел его сын. Винсент навестил его 6-го июля, и был крайне удручен его состоянием. Он пытался продолжать свою работу, однако теперь в его психическом состоянии произошел окончательный срыв, возможно, связанный с его отношением к себе как к обузе для Тео и его семьи, и как к причине его финансового кризиса и прочих проблем брата.
27-го июля Винсент вышел на прогулку и, уйдя в поле, выстрелил в себя из пистолета. Он сумел вернуться домой поздно вечером, никому не сказав о случившемся. Раненый Винсент был найден в своей постели, после чего был вызван доктор. Изъять пулю не удалось. Вскоре Тео был извещен о происшедшем.Последние часы жизни Винсента были подобны двум последним годам его жизни. Иногда он приходил в себя, иногда забывался вновь. Оставшееся время до смерти Винсент сидел на своей постели и курил трубку. Рядом сидел Тео. Он обнял голову Винсента своими руками. Винсент сказал: “Я хотел бы умереть так”.
Винсент умер рано утром следующего дня, 29 июля 1890 года. Для похорон было выбрано место неподалеку от дома, а могила Винсента была покрыта двенадцатью подсолнухами, которые он так горячо любил. Ван Гога не стало, и с его смертью рождалась легенда – легенда о Ван Гоге.
[1024x726]
Village Street and Steps in Auvers with Figures, 1890
Деревенская улица с фигурами на лестнице, 1890.
Холст, масло, 50х72.
Художественный Музей Сент-Луиса, Миссури
[1024x486]
Wheat Field with Crows, 1890
Поле пшеницы под грозовым небом, 1890.
Холст, масло, 51х100.
Музей Винсента Ван Гога, Амстердам, Голландия
[798x1024]
Artist: Vincent van Gogh
Date made: 1888
Стул Ван Гога и его трубка. Арль, декабрь 1890.
Холст, масло, 93х74.
Национальная Лондонская Галерея
Стул Ван Гога и его трубка. Арль, декабрь 1890. Холст, масло, 93х74.
Национальная Лондонская Галерея
[1024x803]
Village Street in Auvers, 1890
Деревенская улица в Овере, 1890.
Холст, масло, 73х92.
Художественный Музей, Хельсинки
[820x1024]
Sorrowful Old Man, 1890
Горюющий старик. Сан-Реми, май-июнь, 1890.
Холст, масло, 81х65.
Музей Кроллер-Мюллер, Оттерло
"Меня больше не мучат сомнения, я без колебаний берусь за работу, и моя уверенность в себе все больше возрастает. Какая здесь природа!.. Итак, теперь у меня три картины, изображающие сад, что напротив моего дома; затем два «Кафе» и «Подсолнечники», портрет Боша и мой автопортрет; затем красное солнце над заводом, грузчики песка, старая мельница. Как видишь, даже если оставить в стороне остальные этюды, работа проделана немалая. Зато у меня сегодня окончательно иссякли краски, холст и деньги. Последняя моя картина, написанная с помощью последних тюбиков краски на последнем куске холста, - зеленый, как и полагается, сад - сделана одним чистым зеленым цветом с небольшой прибавкой прусской зелени и желтого хрома." (Винсент Ван Гог)