Свои наиболее выдающиеся симфонические произведения Шуман создал в жанрах, не связанных с традициями циклической симфонии. Его увертюра к «Манфреду» и фортепианный концерт с оркестром благодаря значительности идеи, яркости и новаторству художественного стиля возвышаются над всеми его симфониями.
Увертюра к «Манфреду» (1849) отразила общую идею байроновской философской поэмы в преломлении композитора. Манфред, с его глубоким и пытливым умом, но разъедаемый скепсисом и разочарованный в людях, этот Фауст XIX столетия, таил в себе, с точки зрения Шумана, нечто глубоко типичное для современности.
С бетховенской страстностью и драматизмом Шуман создает в увертюре свой образ Манфреда, вечно мятущегося, противоречивого и сложного, с его неразрешимым душевным конфликтом и трагическим концом. Эта увертюра является прямым потомком бетховенских увертюр, в частности «Кориолана». Ни в одной своей симфонии Шуман не достиг подобной степени драматизма, контрастности и насыщенности тем.
Яркие черты романтического поэмного симфонизма (интонационные связи, отсутствие ясных границ между партиями, значительная роль колористического элемента) гармонически сочетаются с бетховенским динамичным, целеустремленным развитием, с ясной драматургической функцией каждой темы.
Смелость и оригинальность увертюры к «Манфреду» ставит ее рядом с лучшими фортепианными произведениями Шумана, а глубиной мысли и эмоциональной мощью она превосходит их.
http://www.classic-music.ru/zm094.html
Серия сообщений "Симфонии - первая половина 19-ого века":
Часть 1 - Герберт фон Караян дирижирует 4 -ой симфонией Роберта Шумана(д/ф)
Часть 2 - Л.В.Бетховен: Увертюра к трагедии Гёте "Эгмонт", соч. 84 (1809-10 г.)
...
Часть 6 - Ференц Лист:Симфоническая поэма "Прелюды".К 202-летию выдающегося композитора(РНО.Дирижёр М.Плетнёв)
Часть 7 - Беллини Винченцо:Камерные произведения.К Дню рождения выдающегося итальянского композитора
Часть 8 - Роберт Шуман:Увертюра "Манфред"(дирижёр Л.Бернстайн)