Талант
Федор Шаляпин родился в семье бедного архивариуса. Образование получил лишь начальное. То есть освоил закон Божий, церковное пение, чтение, письмо да азы арифметики. Из всех дисциплин более всего Феде понравилось пение. Но отец определил отрока в писари, что Феде не понравилось. Призвание свое он видел в другом, а потому, обладая от природы нежным дискантом, попросился в церковный хор. Его прослушали, отметили талант и оставили. Когда дискант сломался, Федя, не теряя времени, обучился у соседа основам нотной грамоты. И когда на месте дисканта родился густой баритон, семнадцатилетний юноша пошел устраиваться в театр – в уфимскую оперную труппу.
Ф.И.Шаляпин во дворе дома, в котором родился.
И вот тут проявился его второй талант: он с удивительной легкостью стал овладевать репертуаром. Помимо хоровых ему стали давать сольные партии. Переходя из театра в театр и кочуя с ними по России Шаляпин за три года овладел всем популярным на то время оперным репертуаром. Добрался до Тифлиса. Театр, с которым он приехал, разорился, но Шаляпин не стал терять времени и пошел заниматься у знаменитого тифлисского оперного педагога Усатова. Почуяв в молодом певце талант огромного размера, Усатов взялся учить Федора искусству вокала бесплатно и, более того, подкармливал... В дальнейшем Шаляпин называл Усатова своим единственным педагогом и всю жизнь хранил о нем самые теплые воспоминания.
В 1893 году двадцатилетний Шаляпин получил приглашение в тифлисский оперный театр и там, благодаря исключительной способности слету запоминать звучание, за один сезон разучил дюжину партий. Публика рукоплескала, но еще не носила на руках, а оклад позволял снимать лишь угол в полуподвале...
Через год, собрав денег, Шаляпин поехал искать счастья в Москву. Попасть в Большой театр, как он предполагал, не удалось, и тогда он, не задерживаясь, махнул в Петербург. Столичные театралы отметили талант высокого сероглазого блондина, им заинтересовалась дирекция Мариинского театра, и Шаляпин в 21 год оказался на главной оперной сцене Росссии.
Не наша задача описывать дальнейший творческий путь великого певца, этот путь хорошо описан и многим известен. Мы поведем речь о его жизненном пути.
Успех у петербургской публики возник сразу. И быть бы Шаляпину до самой смерти прославленным и почитаемым артистом Императорских театров, но жизнь ставила перед ним свои задачи, решение которых требовали от Шаляпина решительных действий. И он сомнениями не терзался.
В первое же лето певец получает приглашение поехать в Нижний Новгород, «на халтуру» – выступать во время знаменитой нижегородской ярмарки. Приглашение прислал миллионщик Савва Мамонтов. В ту пору он приступил к воплощению своей давней мечты: создать чисто русский оперный театр, и ярмарка должна была стать для этого стартовой площадкой. Не считаясь с затратами, он пригласил самых лучших певцов и музыкантов, заказал художникам роскошные декорации и костюмы, кои затмевали даже постановки императорских театров.
Савва Мамонтов.
Но выступление перед купцами провалилось, оперные спектакли шли в полупустом зале. При том, что залы нижегородских ресторанов были полны. Убытки Мамонтова были огромны, но это его не остановило. Заплатив артистам сполна, он прислал Шаляпину предложение бросить казенную сцену и на постоянно перейти в его оперу, которая с осени будет выступать в Москве. Условия были небывалые: Шаляпину предлагался круглогодичный оклад в 600 рублей в месяц (сразу в несколько раз больше, чем он получал в Мариинке).
Кроме того, по воспоминаниям самого Шаляпина, Мамонтов сказал ему: «Феденька, вы можете делать в этом театре все, что хотите! Если вам нужны костюмы, скажите, и будут костюмы. Если нужно будет поставить новую оперу, поставим оперу!» И Шаляпин согласился без колебаний!
Таким манером Мамонтову удалось собрать многих талантливых людей. Дирижером в его опере был Рахманинов, художниками — Коровин, Поленов, Врубель, Левитан, Серов, Васнецов. Среди композиторов – Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков, произведения которых тогда ещё не были в чести на казенных сценах, а у Мамонтова они составили основу репертуара.
Когда в Москве опера Мамонтова поставила «Псковитянку» Римского-Корсакова, слава буквально обрушилась на Шаляпина. Потом были великолепные партии в «Хованщине» Мусоргского и в «Садко» Римского-Корсакова. Но подлинно шекспировских высот Шаляпин достиг в роли Бориса Годунова в одноименной опере Мусоргского. После исполнения этой партии Шаляпин был признан первым оперным певцом России.
Дирекция императорских театров, чтобы вновь заполучить Шаляпина на свою сцену, теперь тоже не жалела денег. В результате в 1899 году Шаляпин уйдет от Мамонтова, подписав контракт с московским Большим театром. Не предаст, нет, а попросту уйдет туда, где платили больше. Однако пребывание в Частной труппе стало ключевым в биографии Шаляпина, и не только в творческом, но и в личном плане – летом 1898 года он женился на артистке мамонтовского театра, итальянской танцовщице Иоле Тарнаги.
Иола
Пути Федора и Иолы пересеклись еще в Нижнем Новгороде. Приглашение ехать в Россию итальянская балерина получила неожиданно. Она успешно станцевала в знаменитом Миланском театре, и уже подписала контракт на зимний сезон с театром в Лионе, а тут какой-то русский меценат предлагает летние выступления в каком-то Нижнем Новгороде. Но зато какие деньги дает!..
Обаяние и грация итальянки свели с ума молодого Шаляпина, но Торнаги категорически отвергала его далекие от изящества ухаживания. Однако и в этом деле Шаляпин проявил завидный талант, заменив галантность напором. То, что итальянка не знала ни слова по-русски, его не смущало, лишь завидев Иолу с подругами, тут же подлетал к ним и, громко смеясь и жестикулируя, заводил беседу. Постепенно подруги, едва завидев его, стали прятаться куда попало. Иоле спрятаться не удавалось... И однажды сердце балерины дрогнуло.
Их страстный роман был в самом разгаре, когда летний сезон закончился. Иолу уже ждали в Лионе, а Шаляпина — в Петербурге. И кто знает, как сложилась бы их судьба, снова не вмешайся Мамонтов. Он решает убить двух зайчиков сразу. Для этого предлагает итальянке еще один сезон в своем театре, обещая уже не просто большие, а огромные деньги и оплату расторгнутого конракта с французами. С Шаляпиным было сложнее, он числился солистом Императорского Мариинского театра. Требовалость тоже оплатить немалую неустойку, ну да с этим у Мамонтова проблем не было. Но Мариинка – это первая по значимости оперная сцена России, и она сулила молодому певцу громадные перспективы.
И вот тут Савва Иванович делает беспроигрышный ход – он посылает к Шаляпину в Петербург Иолу Торнаги. А дабы она ехала не с пустыми руками, вручил ей письмо к Шаляпину, в котором был расписан репертуар Мамонтовскогой оперы на весь сезон, основу которого составляли новые русские оперы с главными партиями, написанными для баса... И Иола поехала в Питер. И как же удивился Шаляпин, когда в его холостяцкую съемную квартирку вошла изящная итальянка!
В общем, через два дня Федор уже был в Москве, а еще через два пел Сусанина.
Лето тесно сдружившиеся «мамонтовцы» проводили вместе в деревне, и там, в маленькой сельской церквушке Федор Шаляпин и Иола Торнаги обвенчались. За жениха поручился миллионщик Савва Мамонтов за невесту – художник Константин Коровин.
Невеста. Иола Торнаги.
Однако через год Федор Шаляпин прощается с Саввой Мамонтовыми, давшим ему путевку в большое искусство. Он ушел дальше и выше – в московский императорский Большой театр. Потому как и там деньги давали уже хорошие... На первом же спектакле («Фауст» комозитора Гуно) подготовленная к приходу Шаляпина публика вызывает его на поклон около 30 раз! А затем увенчивает лавровыми, цветочными и серебряными венками... Это был триумф!
Через год Иола, которую теперь на русский манер называли Иолой Игнатьевной, родила первенца и навсегда покинула сцену – чтобы полностью посвятить себя семье. Дети меж тем рождались один за другим, семья требовала все больших расходов и все более просторных квартир. Шаляпины не раз переезжали, пока, наконец, не купили и не приспособили под свои потребности солидный особняк в Москве на Новинском бульваре.
И все бы было хорошо, но тут случилась революция 1905 года. Во время которой Шаляпин настоял, чтобы Иола с детьми уехала за границу. А потом настаивал, чтобы она там оставалась подольше, покуда в России смута...
Иола во всем слушалась его советов, чувствуя себя вполне счастливой: у нее много детей, любящий и заботливый муж, к тому же талантливый и знаменитый, – разве это не женское счастье? Вот только иногда приходилось отгонять тревожные женские мысли: ведь в театре вокруг мужа столько молодых и красивых актрис...
Но молодая и красивая вошла в жизнь Шаляпина вовсе не со стороны театра.
Мария
Шаляпин познакомился с Марией на Московском ипподроме. К театральному миру она никакого отношения не имела. Марию Августу Элухен в восемнадцать лет выдали замуж за богатого владельца пивоваренных заводов Эдуарда Петцольда. Через несколько лет муж неудачно скатился на лыжах с горы и скончался. Мария осталась вдовой с двумя маленькими детьми. Жила в Петербурге затворницей. В Москву приехала погостить к сестре, и, дабы отвлечься от тяжких дум, решила как-то раз сходить на скачки... Там ей представили Шаляпина, и роман вспыхнул факелом. Дело в том, что Мария обажала певца с юности, а он влюбился в нее потому, что была внешностью похожа на его итальянку, но умней, тоньше в мировосприятии, при этом хотя и была немкою по происхождению, но вполне русской по живому характеру. А также была на восемь лет моложе Иолы...
Портретов этой женщины в Интернете почти нет. Удалось найти лишь эти две:
А что же сама Иола? А она в это время нянчила двух только что родившихся близнецов. Конечно, знакомые сразу же сообщили ей об увлечении мужа. Она была в отчаянии. Ведь их с Федором связывали вместе не только годы совместной жизни, но и пятеро детишек. Иола вернулась из Италии домой, в Москву. После мучительного разговора с Федором решили детей как можно дольше в происшедшее не посвящать...
Мария уехала из Москвы в Петербург, домой, к своим детям. А Шаляпин стал разрываться между Москвой и Петербургом. И в новой петербургской семье тоже скоро стало пятеро детей: к дочери и сыну Марии прибавились три их общие с Федором дочери. Однако и в Москве и в Петербурге Шаляпин по-прежнему был рачительным хозяином дома, материальной и духовной опорой семьи. Такие добровольные обязательства требовали много сил и денег.
Так продолжалось до 1921 года. В том году Шаляпин съездил на гастроли за рубеж, после чего принял окончательное решение бежать из России. Но бежать так, чтобы это не походило на бегство и чтобы можно было вывезти из России обе семьи... Те зарубежные гастроли 1921 года были в Риге.
Рига
Надо заметить, что Шаляпин впервые побывал в наших краях сразу после свадьбы с Иолой Торнаги – они отдыхали на Рижском взморье, на даче в Дзинтари. Двенадцать лет спустя Шаляпин у нас уже выступал, пел в Малой гильдии. После концерта публика не отпускала его со сцены до полуночи и воодушевленный таким приемом, «он спел сверх программы еще десять-двенадцать номеров». После чего зал долго называли Шаляпинским.
Шаляпин в Риге.
Следующий приезд был в 1921 году. Эти гастроли, длившиеся несколько дней, именитый певец и сам хорошо запомнил и даже описал в книге воспоминаний «Маска и душа». Запомнил потому, что Рига тогда сыграла в его жизни переломную роль. Началось с того, что решил Шаляпин деньги поменять. Но рижский банковский служащий сказал: «Извините, этих денег не принимаем…» Для Шаляпина эти слова прозвучали как оскорбление.
«Иду с опущенной головой назад в гостиницу. Что делать?... И вдруг меня окликает знакомый тенор из Мариинского театра Виттинг. Жмет мне руки. Рад. Чего это я такой грустный? Да вот, говорю, в гостинице остановился, а платить нечем. «Концерт!» – восклицает мой приятель.– Сейчас же, немедленно!»
И на Шаляпина тут же обрушились и успех, и деньги. Более того, последовали приглашения выступить в Европе, Америке и даже в Японии. В Риге, в этой форточке на Запад, он понял, какие возможности ему сулит европейская жизнь, а потому быстро принял решение уезжать из советской России. Рижские гастроли, по его собственному признанию, сыграли в этом самую непосредственную роль.
В 1922 году Шаляпин с Марией и детьми уехали. Но предварительно певец позаботился о том, чтобы оставшаяся в Москве Иола со старшей (замужней уже) дочерью из-за его эмиграции не пострадала. Он обратился за поддержкой к Дзержинскому. Тот выслушал и сказал: «Хорошо».
Эмигрировав и обосновавшись в Париже, Шаляпин затем трижды побывал в Риге – в 1930, 1931 и 1934 годах. В 1930 году он спел партию дона Базилио в «Севильском цирюльнике» по-итальянски, арию «Клевета» повторил по-русски, а в ансамбле «Доброй ночи» спел на латышском. Его из Оперы в гостиницу унесли на руках!
Через год триумфальные гастроли повторились. Вот как писала о них газета «Сегодня». «В Национальной опере уже состоялась первое выступление Ф.И.Шаляпина, который исполнил заглавную партию в опере «Борис Годунов». На спектакле присутствовала вся культурная Рига, из высоких персон отметим присутствие президента Латвии...»
Отметим и такое место в этой статье: «В своем интервью Шаляпин признался, что хотел бы пожить в Латвии и поудить рыбку... А из всех деликатесов всему предпочитает черный хлеб и соленый огурчик». То есть, через десять лет жизни в Европе Шаляпин увидел Ригу эдакой форточкой в обратную сторону – в Россию, с рижской русской речью, с половыми в рижском ресторане «Волга», со щами, блинами, черным хлебушком и огурчиком... От всего увиденного его стали посещать мысли о том, что все можно переменить и зажить в Риге жизнью, которая напоминала ту, дореволюционную...
В 1934 году Шаляпин уже всем и открыто говорит, что намеревался купить в Риге дом и обосноваться здесь навсегда. «Тридцать шесть лет меня тянет сюда, в этот старинный город. Как переезжаю германскую границу, так всегда у меня появляется хорошее настроение. Ни в каких Метрополитенах и Гранд-Опера я не получал такого удовольствия, как в Риге...».
Заметим, что два последних раза он приезжал в Ригу с женой Марией. А она, напомню, была немкой, а если точнее – лифляндской немкой. Так что для нее переезд в Ригу и вовсе был бы возвращением на родину.
Есть и еще один секрет в любви Шаляпина к Риге. Революция лишила его не только родины, но и мечты, в чём он тоже признался корреспонденту «Сегодня»: «Собственный театр – вот самая затаённая и самая глубокая мечта моей жизни. Он представлялся мне чем-то вроде академии, в которую ежегодно на несколько месяцев съезжались бы выдающиеся представители всех видов искусства для того, чтобы совместно творить. Великая катастрофа, постигшая Россию, разрушила эти мечты».
Но не суждено было сбыться и шаляпинской мечте о доме в Риге. Почему? А всмотритесь в цифры года последнего приезда – 1934 – и вспомните историю Латвии... А ведь Шаляпин и его рижские друзья ту историю наблюдали воочую. А потому более он в любимую Ригу не ездил.
Отрaдно, что в феврале этого года в честь 140-летия со дня рождения Шаляпина на фасаде рижской гостиницы «Метрополь», в которой он не раз останавливался, благодарные рижане разместят мемориальную доску – добро от Рижской думы уже получено.
Деньги
Ну, и еще об одной любви. В любом трактате о Шаляпине можно встретить кокетливую оговорку, мол, всегда найдутся те, кто захочет покопаться в его любви к деньгам, в его якобы баснословных гонорарах... ну, и так далее. А почему бы и не покопаться, раз это народу интересно? Да и что зазорного в финансовой стороне жизни великих певцов?
Для того, чтобы покопаться, надо вернуться в Петербург, в 1897 год, когда Шаляпина приняли в Маринский императорский театр. Тогда ему положили жалование в 200 рублей в месяц. Много это или мало? Все познается в сравнении. В результате денежной реформы 1895-1897 годов в России был введен так называемый «золотой стандарт». В основу был положен золотой червонец – золотая монета в 10 рублей, весом в 8,6 грамма. То есть Шаляпин получал в 1897 году на руки 172 г золота в месяц.
Савва Мамонтов в 1898 году перекупил Шаляпина втрое большими деньгами, положив ему в месяц 600 рублей. Или 7 200 рублей в год. Но год спустя певец уходит от Мамонтова. Причина? Она в новом контракте, согласно которому Большой театр обязался платить Шаляпину в полтора раза больше: в первый год 9 000 рублей, во второй — 10 000, а в третий — 11 000. Сами по себе эти цифры тоже мало что говорят, но тоже хорошо осмысливаются в сравнении. В те годы дворник и городовой получали около 250 рублей в год, фельдшер – 600, младшие офицеры и путиловские рабочие около 1200, депутат Госдумы 4000.
В те же годы начала расти европейская слава Шаляпина. Так в 1900 году он получил приглашение от Миланского театра La Scala, причем дирекция согласилась выплатить ему за десять выступлений 15 000 франков. Французские франки тогда шли по курсу 2,67 франка за 1 руб. То есть, Шаляпину на десять выходов на сцену выдали 5 600 рублей. Или 4 кг 800 граммов золота.
Ну, да было за что: его выступление произвело на взыскательных миланских театралов потрясающее впечатление. Уже первая ария вызвала бурю аплодисментов. Затем с каждой картиной восторг публики все возрастал и вылился под конец представления в безудержный шквал оваций. Признание итальянской публики стоило многого — на следующий день 27-летний Федор Шаляпин проснулся мировой знаменитостью.
И в дальнейшем, по мере того как росла его слава, Шаляпин все больше времени отдавал гастролям, которые в коммерческом отношении были гораздо выгоднее, чем выступления по контракту. В 1907 г. дирекции императорских театров стоило больших усилий заключить с ним постоянный договор. Речь уже не шла об окладе, речь шла об оплате каждого выступления. В конце концов, он согласился спеть за сезон 27 спектаклей в Петербурге и Москве за вознаграждение в 50 000 рублей, или 1850 рублей за один спектакль.
Наконец, вот заметка из «Московской газеты» от 1911 года: «Нам сообщают, что Шаляпин принял приглашение выступить в июле во Владивостоке в 10 спектаклях. Гонорар необычайный: по 4000 руб. за спектакль». То есть в 1911 году за один вечер Федор Иванович Шаляпин получал уже столько, сколько депутат Государственной думы за год... Иначе, увез из Владивостока 34 кг 400 граммов золота.
В Париже у него была огромная квартира, занимавшая весь этаж дома, а возле Биарицца — большое имение... Ну и что?! Он проводил там ничтожно мало времени. Последние шестнадцать лет жизни прошли в непрерывных гастролях по всем частям света. Только в Антарктиду и в СССР не приезжал никогда.
Да, деньги Шаляпин любил – это общепризнано. Считать их умел. Но жадным не был. К примеру, в 1912 году Горький просит помочь возобновить издание журнала «Русская трибуна» – и Шаляпин денег дает. Он оказывает помощь и поддержку Убежищу престарелых артистов Санкт-Петербурга. Участвует в бесконечной череде благотворительных концертов: то в пользу погибших авиаторов, то в пользу жертв гибели «Титаника»...
В 1938 году Шаляпин скончался в Париже на руках Марии. Ему было не так уж много – 65 лет. Похоронили на парижском кладбище Батиньоль. Хотя он завещал похоронить его на высоком берегу Волги. В 1984 году его сын Фёдор Шаляпин младший добился таки перезахоронения. Но прах до Волги не довезли, упокоили в Москве на пафосном Новодевичьем кладбище.
А что его любимые женщины?
В Париже до его последнего вздоха была с ним рядом любимая россиянка, а в Москве на долгие годы осела любимая им итальянка. Иола лишь в 1960 году сумела вернуться на родину, где скончалась в возрасте 90 лет.
Одновременно с ней ушла из жизни и Мария. Обе похоронены в Риме, почти что рядом.
То есть далеко-далеко от Шаляпина.
Автор engelgardt