Своеобразным символом города считается золотой памятник королю вальса Йоганну Штраусу в Вене, уютно устроившийся в городском парке Stadtpark и служащий местом паломничества многих ценителей искусства. Бронзовая скульптура маэстро со скрипкой изображает момент творческого воодушевления, это не просто дань памяти композитору, а напоминание о золотой поре балов и лёгкого парящего вальса. Памятник королю вальсов считается главной достопримечательностью города, а занимает он это место с 1921 года.
Пуппури с вальсами Иоганна Штрауса
Вальс — один из самых популярных танцев XIX века. Это трёхдольный, довольно быстрый и в то же время плавный, как бы летящий танец. Вальс легко узнаётся по фактурной формуле аккомпанемента.
Например вальс Гуно из оперы "Фауст"
Предшественником вальса был лендлер — неторопливый трёхдольный немецкий и австрийский танец. Многочисленные немецкие танцы Гайдна, Моцарта, Бетховена и Шуберта — это и есть лендлеры.
Ф.Шуберт. НЕМЕЦКИЙ ТАНЕЦ
Разновидностью лендлера был вальцер («Walzer» по-русски означает «кружащийся»). Бальный вариант вальцера с названием на французский лад — вальс (valse) — появился в самом конце XVIII века.
Вальс. Моцарт.
По сравнению с неторопливым, тяжеловатым лендлером он более подвижный и лёгкий. Мелодия вальса становилась всё более «полётной».
Бетховен. Вальс Диабелли,Вариация №22
Много вальсов написал Шуберт, живший в начале XIX века, как раз тогда, когда вальс только-только начинал входить в моду. На «шубертиадах» — вечерах, где собирались друзья Шуберта, — часто устраивали танцы. Сам Шуберт обычно не танцевал, а сидел за фортепиано и импровизировал вальсы, польки, экоссезы. Особенно удачные, запомнившиеся импровизации он потом записывал.
![]() Франц Шуберт |
Шуберт родился на окраине Вены, столицы Австрии, и очень хорошо знал простонародные лендлеры и вальцеры. Многие вальсы Шуберта напоминают эти незатейливые крестьянские танцы. Но есть у него и другие вальсы, в которых отразились лёгкость и изящество того танца, который вскоре узнала вся Европа.
В то время были в моде «большие вальсы» — своеобразные «цепочки» вальсов. В одну такую цепочку может быть «нанизано» до 20 разных маленьких вальсиков, вливающихся друг в друга без перерыва. Есть «большие вальсы» и у Шуберта. Вот два вальсика из одной «цепочки». Но какие они разные! Первый (с него начинается «цепочка») напоминает простонародные весёлые венские лендлеры с чёткой, «притоптывающей» мелодией, часто ритмически совпадающей с аккордами аккомпанемента. А второй (он появляется в «цепочке» четырнадцатым) — это лирическая миниатюра с певучей изысканной мелодией и «журчащим» подголоском в среднем голосе.
![]() Иоганн Штраус-отец |
Сначала «цепочки» вальсов составлялись произвольно, как попало. Иногда их составляли издатели из нескольких вальсов какого-нибудь композитора. В 20-х годах XIX века появляется новая разновидность большого вальса — венский вальс, который имеет более упорядоченную форму. Количество «звеньев» ограничено пятью, все они звучат в одной тональности, начинается музыка вступлением, заканчивается небольшим заключительным разделом — кодой.
Придумали эту форму два венских музыканта — Йозеф Ланнер и Иоганн Штраус. В 20-х годах они руководили небольшим оркестриком в маленьком трактире «У пылающего петуха». Но вскоре они прославились своими вальсами на всю Вену. А вальсы Штрауса стали знаменитыми во всей Европе.
Внимание! Это не те вальсы и не того Штрауса, о котором вы наверняка слышали.
![]() Иоганн Штраус-сын |
Штраус, работавший вместе с Ланнером, — это Иоганн Штраус-отец. У него было два сына-музыканта: Йозеф и Иоганн. Начиная с 40-х годов XIX века слава Иоганна Штрауса-сына затмевает славу Штрауса-отца.
В своих вальсах Иоганн Штраус-сын использует пятичастную форму, излюбленную отцом. Но при этом его вальсы превращаются в развёрнутые музыкальные поэмы. Многим вальсам композитор дал поэтичные названия: «На прекрасном голубом Дунае», «Сказки венского леса».
Вальс "Голубой Дунай"
Вальс "Сказки венского леса"
В вальсах Штрауса-сына усиливается роль оркестровых красок. И, конечно, прежде всего они запоминаются замечательными мелодиями.
Сначала Штраус, как и отец, писал вальсы для танцев, но многие его вальсы «переросли» танцевальную музыку. В творчестве Штрауса вальс превращается в концертную пьесу. С 1856 по 1865 год Штраус дирижировал концертами в Павловске под Петербургом. В этих концертах звучали не только его вальсы, но и музыка Моцарта, Бетховена, Глинки, произведения молодых русских композиторов, в том числе студента Петербургской консерватории Петра Чайковского.
Штраус создал жанр большого концертного оркестрового вальса. А в творчестве Шуберта вальс превращался в фортепианную миниатюру, предназначенную для домашнего музицирования или исполнения в небольших салонах. Такие салонные вальсы есть у современника Шуберта, немецкого композитора Карла Вебера, чуть позже появляются фортепианные вальсы Роберта Шумана и Фридерика Шопена.
Благородный вальс (Карнавал) Р. Шуман.
![]() Фридерик Шопен |
Вальсы Шопена (их 18) — это лирические миниатюры, рассказывающие о переживаниях человеческой души. Шопен обращался к жанру вальса на протяжении всей своей недолгой жизни. Первый вальс написан в 1827 году, когда юному автору было семнадцать лет, а три последних вальса созданы в 1847 году, за два года до смерти композитора.
Среди вальсов Шопена есть произведения блестящего, виртуозного характера, а есть тихие, напевные лирические миниатюры. По форме вальсы Шопена немного напоминают венские вальсы Штраусов: они тоже состоят из нескольких разделов. Но если в венских вальсах в каждом разделе звучит новая музыка, то у Шопена музыка первого раздела периодически возвращается, образуя форму рондо. В одном из последних вальсов, знаменитом вальсе до-диез минор, соединились и блестяще-виртуозные, и лирические черты шопеновских вальсов.
|
Так же, как некогда сарабанда стала «знаком» трагедии, а марш — «знаком» энергии, решительности, вальс становится «знаком» глубоко личных, лирических переживаний, которые могут быть и светлыми, и печальными, но всегда идут от сердца. В одном из крупных произведений Шопена, Первой балладе для фортепиано музыка рассказывает о трагических душевных переживаниях, местами очень бурных. Главная тема начинается спокойно и печально, как далёкое воспоминание. В ней угадывается характер вальса. Но вместо басового акцента на первой доле Шопен ставит в левой руке паузу. Это придаёт музыке ту зыбкость, которая и заставляет нас услышать в ней грустное воспоминание
Вальс можно встретить и в симфониях. Помните, что одной из «обязательных» частей в симфониях XVIII века был менуэт? В XIX веке (впервые — у Бетховена) на смену менуэту пришло скерцо (итальянское scherzo по-русски «шутка»). Но иногда композиторы заменяли менуэт вальсом. Вальсы есть в симфониях Берлиоза и Чайковского.
Сентиментальный вальс Чайковского.
Вальс из балета "Спящая красавица". Чайковский.
Текст отсюда: http://froland.ru/lyceum/muslit/man3_5_1.html