• Авторизация


Моя курсовая) 17-05-2011 14:52 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Для тех, кому будет интересно почитать, выкладываю свою курсовую по теме "Механизм подражания в психическом развитии ребенка".

Оглавление
Введение  ……………………………………………………………... 3

Глава I. Проблема подражания ………………………………….... 4
1.1  Подходы к проблеме подражания в работах

отечественных психологов …………………………………………….. 4          

1.2  Подходы к проблеме подражания  в зарубежной психологии ………… 7
Глава II. Формы и функции подражания ……………………… 11

2.1  Подражание ребенка взрослому ………………………………..……… 11     
2.1.1        Подражание у новорожденных …………………..……….. 12

2.1.2        Подражание в младенчестве ……………...………………. 13
2.1.3        Подражание в раннем возрасте ………………………….... 15

2.1.4        Подражание в дошкольном возрасте ………………...…… 17
2.2  Подражание ребенка сверстникам …………………………………….. 20

Заключение …………………………..…………………………….. 22
Список использованных источников …………..………………. 23


Введение

Подражание имеет огромное значение в развитии личности ребенка. Через подражание идет адаптация к внешнему миру. С одной стороны, ребенок копирует чужое поведение и через это познает отличительные особенности другого человека, но вместе с тем, формируется и восприятие самого себя в этом мире.

В данной работе детское подражание представлено как форма ориентировки ребенка в различных сторонах окружающей его действительности, которая является необходимой для решения актуальных и специфичных для каждого возрастного задач развития.

Анализ взглядов зарубежных и отечественных психологов на проблему детского подражания, рассмотрение теоретических и экспериментальных данныхпозволит нам достаточно полно реконструировать онтогенетическое развитие имитации.  Мы проследим линию изменений содержания подражательных актов ребенка в онтогенезе, изложим представления о роли подражания в формировании психологического образа, выделим конкретно-психологические функции подражания в каждом этапе развития.

Глава I. Проблема подражания       

1.1.        Подходы к проблеме подражания в работах отечественных психологов
Огромное значение для понимания роли подражания в психическом развитии ребенка имеют полученные в работах отечественных психологов представления об ориентировочной деятельности.

А.В. Запорожец и И.П. Гальперин, проанализировав внутреннюю структуру человеческой деятельности, пришли к заключению, что в ней можно выделить две части - ориентировочную и исполнительную. Ориентировочная часть является важнейшей стороной психической деятельности и имеет решающее значение для ее удачной реализации. Ориентировочные действия приводят к адекватному отображению объекта, появлению его идеального образа.

А. Н. Леонтьев на примерах осязательного восприятия и развития звуковысотной чувствительности обнаружил, что в основе этих процессов находится общий механизм восприятия. С помощью движений рук, ощупывающих объект, движений гортани, воспроизводящих услышанный звук, создается копия, которая сопоставляется с оригиналом.

Установленные П. Я. Гальпериным, А. В. Запорожцем, А. Н. Леонтьевым и другими закономерности функционального развития психики составляют важное достижение отечественной психологии.

Сформулированные Л. С. Выготским положения о сути детского подражания заложили методологическую основу дальнейших экспериментальных и теоретических исследований имитации отечественными психологами.

Л. С. Выготский выступал против сравнивания характера подражания у человека и у животных. Подражание у животного ограничивается его природными способностями, а для человека подражание является путем приобретения таких деятельностей, которые выходят за пределы его собственных возможностей. Анализ проблемы связи развития и обучения, подводит Выготского к такому выводу о значении и функции подражания: "Подражание, если понимать его в широком смысле, это главная форма, в которой осуществляется влияние обучения на развитие".

Предложенные Л. С. Выготским положения о значении подражания в психическом развитии ребенка являются принципиальным решением этой проблемы. Однако эти общие положения не объясняют, каким образом детское подражание служит источником возникновения специфически человеческих свойств сознания.

А. В. Запорожец, развивая идеи Выготского о функции подражания, объединяет их с особенностями самого имитационного процесса. Он рассматривает подражание как один из наиболее ранних путей освоения ребенком общественно сложившихся способов поведения.

Возникновение у ребенка образа имитируемых действий и его последующее регулирующее влияние на поведение является центральным психологическим звеном подражания. По мнению Запорожца, специфической чертой подражательного процесса становится имитационный образ действий другого лица. Этот зрительный образ появляется вследствие наглядного показа образца. Он не обеспечивает безошибочное выполнение действий, но поведение ребенка становится более организованным и целенаправленным.

А. В. Запорожец считает, что факты указывают на единство природы подражания и ориентировочно-исследовательской деятельности. Оно выражается в том, что в результате предварительного ориентирования не появляется сразу готовое умение, а сформировывается образ, после чего ориентировка приобретает характер соотнесения.

Запорожец придавал огромное значение формированию адекватной, рефлекторной теории подражания. Он считал, что она "открывает пути решения проблем, служащих камнем преткновения для самых различных психологических направлений".

В. А. Просецкий в своих работах ставит своей целью выяснение сущности, возникновения и детерминации подражания.

Просецкий считает, что по своей сущности социально-обусловленная деятельность субъекта заключается в своеобразном отражении реальности. Процесс подражания представляется автором как следование образцу, как реакция на объект подражания.

В. А. Просецкий отмечает пять основных стадий в развитии подражания.
1. Элементарное подражание младенца типа "эхо".

2. Простое подражание (второй-третий годы жизни).

3. Игровое подражание детей дошкольного и младшего школьного возраста.

4. Подражание у подростков.

5. Подражание у парней и девушек старшего школьного возраста.

Выдвинутая В. А. Просецким концепция подражания дает нам детальное эмпирическое описание данного явления. Однако характеристика подражания как социально-обусловленной деятельности остается слишком глобальной для объяснения сущности и специфики имитации.
 

1.2.        Подходы к проблеме подражания  в зарубежной психологии        

Феномен имитации в зарубежной психологии был изучен в работах различных психологов.

Тенденция к имитации в психоанализе считается базовой. З. Фрейд рассматривал подражание ребенка родителям как внешнее проявление процесса идентификации. В процессе идентификации возникают структурные изменения в личности ребенка (возникновение супер-эго).

Фрейд выдвинул понятие идентификации с целью разрешения теоретических затруднений в понимании механизмов психического развития, формирования сознания и личности. Однако ни в работах основоположника психоанализа, ни в работах представителей современного психоанализа структура и функции идентификации не раскрываются.

Миллер и Доллард считают, что имитирующее поведение может рассматриваться как объект научения и объясняться законами связи S и R. При данном подходе действие модели может пониматься как важный тип сигнала, а побуждение подражать приобретается и является вторичным.

Суть теории имитации Миллера и Долларда заключается в том, что главным условием появления тенденции подражать является непосредственное подкрепление имитирующих действий субъекта. Авторы предложили принцип генерализации научения, согласно которому при определенной организации структуры научения возникает обобщение подражания или не подражания, а также их перенос на другие модели и ситуации.

Однако описанное Миллером и Доллардом научение не объясняет приобретения нового поведения, так как оно по своей сути заключается в установлении ассоциативной связи между сигналом и определенной реакцией, уже имеющейся в репертуаре ребенка.

Д. М. Болдуин в своей теории психического развития ребенка придает огромное значение подражанию. Болдуин разделял подражание на органический тип, основанный на инстинктивной тенденции, и на сознательное подражание, основанное на индивидуальном опыте.

По мнению Д. Болдуина, подражание имеет огромное значение в интеллектуальном и социальном развитии ребенка, является действенным методом любого обучения. Именно благодаря подражанию ребенок становится способен к жизни в обществе.

Болдуин считает, что представления ребенка о себе самом и о другом человеке появляются совместно. Ощущение собственной индивидуальности у ребенка возникает благодаря подражанию им действиям взрослого. Ощущения и чувства испытанные ребенком в ходе процесса подражания составляют основу для заключения о внутреннем состоянии другого человека путем приписывания ему своих собственных ощущений. Таким образом, по мнению Болдуина, понятия "Я" и "другой" социальны и оба являются продуктами подражания.

Ж. Пиаже рассматривал имитацию как механизм перехода от сенсомоторного интеллекта к символическому мышлению с применением внутренних обозначающих. С точки зрения соотношения познавательных функций имитацию можно охарактеризовать как преобладание аккомодации над ассимиляцией. При имитации новых примеров поведения аккомодация наиболее важна, она является основой активного поведения субъекта.

Ж. Пиаже выделяет в развитии детской имитации шесть стадий:

1. Стадия подготовка имитации через рефлексы.

2. Спорадическая имитация.

3. Систематическая имитация действий и звуков, которые находятся в спонтанном репертуаре.

4. Имитация движений, существующих в спонтанном репертуаре ребенка, но невидимых для него во время воспроизведения. Начало имитации новых звуковых и зрительных образов.

5. Систематическая имитация новых моделей.

6. Отсроченная имитация.

Ж. Пиаже высказывает идею непрерывности и преемственности развития подражания. В схеме этапов развития имитации Пиаже отмечены изменения действия по двум параметрам: знакомость-новизна образца действий, а также легкость аккомодации. Вершина развития подражания достигается в конце сенсомоторного периода и имеет такие функции, как способность к быстрой имитации нового сложного образца, возможность отсроченной имитации и репрезентативный характер имитации.

Перед автором возникает важная психологическая проблема: является ли репрезентативная способность новым фактором, приходящим снаружи и оказывающим влияние на имитацию? Пиаже утверждает, что умственный образ не возникает внезапно и не является простым продолжением восприятия. "Представление в действии", или репрезентативная имитация предшествуют возникновению образа, который появляется лишь в результате ее интериоризации.

Достоинство теории возникновения образа из подражательных действий заключается в прослеживании возникновения и в выделении качественных ступеней становления образа, а так же в подчеркивании активного, конструктивного характера данного процесса. Однако Ж. Пиаже ставит перед собой цель изучить подражание независимо от обучения. Он не отрицает значения "социальной жизни", но, тем не менее, считает это понятие довольно общим и неопределенным.

В противоположность Ж. Пиаже, А. Валлон появление первых подражаний рассматривает в контексте взаимодействия ребенка с взрослым. Детское подражание имеет аффективный источник.

Первые подражательные действия являются воспроизведением движений и звуков, которые ребенок уже умеет совершать спонтанно. Начальное подражание не в точности копирует образец, оно предшествует представлению. Таким образом, имитация является промежуточной ступенью от действия к мысли.

А. Валлона считает, что подражание возникает после достижения ребенком полутора лет. Около двух лет отмечается подражание - копия, выражающееся в точном воспроизведении внешних действий. В три-четыре года подражание характеризуется как "воображаемое". Автор связывает его появление с кризисом личности ребенка. В возрасте шести лет подражание становится "Рассуждающим и размышляющим".

Значение подражания в детстве, по мнению А. Валлона, заключается в переходе к представлению, а также является новой формой мотивации действий и средством сближения ребенка и взрослого. Подражание, по мнению Валлон, принимает участие в этапах психического развития. Оно, то следует его законам, то ведет его за собой, способствует его прогрессу.

В представлениях Д. Болдуина, Ж. Пиаже, А. Валлона об имитации имеются различия, но общим является стремление этих авторов изучить суть процесса развития подражания в детстве, выявить качественные особенности стадий, вскрыть внутренние механизмы воздействия подражания на формирование самосознания ребенка и его интеллекта.
 

Глава II. Формы и функции подражания

Наиболее адекватный подход к решению проблемы природы и функции подражания — это рассмотрение множества психологических фактов, относящихся к данному феномену, учитывая концепцию периодизации психического развития ребенка Д. Б. Эльконина. Данных подход позволяет систематизировать знания, а также проследить периодические смены главного содержания подражательных актов в связи со сменой объектов подражания и качественными изменения самого подражания, как психического процесса. Вместе с этим можно сделать вывод, что эмпирические данные о процессе имитации связанны с ведущей деятельностью ребёнка. Данное обстоятельство, с одной стороны, говорит о наличии имитации в онтогенетическом развитии, а с другой стороны,  о возможной недостаточно изученности психического развития ребёнка.
 

2.1              Подражание ребёнка взрослому

2.1.1 Подражание у новорожденных

Американские ученные Мелтзоффа и Мура сообщили о том, что они наблюдали подражание у двух - трехнедельных детей некоторым мимическим движениям, что поразило многих иностранных психологов.  Однако задача выявления имитации из общей двигательной активности ребёнка довольно сложна. Для исследования имитации методом эксперимента требуются особые условия, среди них - отсутствие посторонних раздражителей и близость взрослого и ребёнка. Ж.Пиаже определял данный период как подготовка имитации через рефлексы.

Перейдем к интерпретации этих данных в свете современных представлений о развитии новорожденных.

Новорожденный обладает максимальной социальностью, так как он совершенно беспомощен и отношение ребенка к предмету происходит посредством взрослого. В кризисный период новорожденности важнейшим новообразованием является появление реакции ребенка на лицо матери. Выделение ребёнком лица матери и ответная реакция на него – улыбка означает начало психической жизни ребенка. Учитывая данные факты, вряд ли стоит рассматривать лицевые движения новорожденных как имитацию в её подлинном смысле. Однако при демонстрации примера взрослым, движения новорожденного усиливаются. Они означают подготовительный этап к появлению социальной улыбки, как показателя появления психической жизни ребенка.

Возникновение комплекса оживления говорит о сложившийся для ребенка социальной ситуации. Непосредственно- эмоциональное и ситуативно-личностное общение является ведущей деятельностью младенческого периода.
 

2.1.2 подражание в младенчестве

В экспериментальных условиях детям первого полугодия жизни предлагались различные образцы для подражания. Было отмечено, что частота воспроизведения различных образцов различна. У одномесячных детей наиболее часто можно наблюдать имитационное высовывание языка, открывание и закрывание рта. К четырем месяцам снижается воспроизведение покачивания головы и движения ног. А к шести месяцам значительно увеличивается имитация движений пальцев, хлопков в ладоши.

Не стоит считать, что подражание ребенка взрослому появляется спонтанно. Однако Ж.Пиаже подчеркивал тот факт, что он не тренировал детей в умении подражать,  но в его поведении содержались условия для возникновения хватания у ребенка. Возможность осуществления ориентировочной деятельности ребенка тренируется его самопроизвольными действиями и подражательными действиями по отношению к взрослому, который показывает образцы поведения из репертуара самого ребенка.

Подражательные действия ребенка являются скорее исключением, чем правилом, что показал анализ взаимодействия матери и ребенка в экспериментальных условиях. Там проявилось имитирование матерью мимики, движений и настроений своего ребенка. 

Подражание имеет большое значение для ситуативно-личностного общения ребенка первой половины младенчества, поскольку на протяжении первого года жизни экспрессивно-мимические проявления ребенка являются главными средствами общения.

Имитация мимики и жестикуляции также может быть рассмотрена как способ развернутой ориентировки в области выражения эмоций. Так, дети первого полугодия реагируют на различия в частоте положительного внимания взрослого и не умеют отличать его от отрицательного. И лишь на втором полугодии жизни ребенок учиться различать позитивные и негативные эмоции взрослого.

Естественно, младенческая имитация отличается по механизму от осознанного подражания различным выражениям человеческих эмоций, но по функциям они сходны. Младенческое заражение эмоциями помогает ребенку в элементарном понимании состояния другого человека, а так же в нахождении средств выражения своих эмоций, понятных взрослому.

2.1.3. Подражание в раннем возрасте

В возрасте двух лет у ребенка возникает возможность переносить действия на предмет, сходный с тем, что был в образце действия. Это означает, что воспроизводимые ребенком действия приобретают орудийный характер.

Главной особенностью подражания детей на втором году жизни является то, что дети становятся способными воспроизводить отдельные действия, но не могут воспроизвести всю ситуацию.

Новым в структуре имитации детей первой половины второго года жизни являются действия с предметами согласно их закрепленной функции. Действия с вещами по их назначению, многочисленные повторения общих схем их использования в различных ситуациях переходят в предметную игру.

Д.Б. Эльконин анализировал процесс совместной деятельности ребенка и взрослого с точки зрение возникновения у ребенка предметно-орудийного действия. Он считал, что продемонстрировав ребенку образец действия с предметом, у него появится возможность выделить общую функцию предмета. По мере многочисленных подражательных актов, у ребенка вырабатывается свой образ этого действия, совпадающий с образцом взрослого.

Главным фактором формирования у ребенка орудийно-предметных действий является характер взаимоотношений между ребенком и взрослым. Положительное отношение к взрослому усиливает способность детей раннего возраста к подражанию предметным действиям.

С.Л. Новоселова считает, что в процессе подражания ребенок начинает постигать смысл и принцип действий, которые затем он начинает применять в определенных условиях. Она выяснила, что при подражательном освоении действия, ориентировка ребенка становится направленной. Схематическое воспроизведение поведения взрослого оказывается мощным стимулом для дальнейшего развития деятельности ребенка.

Следующим шагом в развитии подражания становиться то, что ребенок  принимается не просто воспроизводить действия с предметом, а уже может соединить их в определенную логичную последовательность.

С.Л. Новоселова  отмечает, что вслед за ознакомительными играми детей, следуют сюжетно-отобразительные игры. Ребенок начинает отражать в игре свои наблюдения и совершать различные действия с помощью предметов.

Из воспроизводимых ребенком в игре действий в раннем детстве появляется роль, как один из главных моментов сюжетно-ролевой игры дошкольника.

2.1.4 Подражание в дошкольном возрасте.

При описании подражания детей дошкольного возраста, зарубежные психологи используют понятие идентификации.

З. Фрейд считал, что в промежутке от четвертого по восьмой год жизни осуществляется идентификация ребенка с родителем. Идентификация играет роль защиты. Вследствие идентификации ребенка с взрослым происходит освоение моральных норм, появляются структурные изменения личности ребенка.

Ж. Пиаже также использовал термин идентификации для характеристики изменений, возникающих в подражании ребенка после двухлетнего возраста. Последней стадией сенсо-моторного подражания является приближение к идентификации.  Сама идентификация рассматривается Ж.Пиаже как символическое приравнивание себя к другим. Игры детей, возникающие от двух до пяти лет, в которых они выступают в роли другого человека, приводят к осознанию пределов своей физической идентичности.

По мнению Муссена, идентификацию можно определить, как  желание быть похожим на другого индивида. Но ее отличие от имитации заключается в том, что идентификация появляется спонтанно, важнейшим условием ее появления становятся личные взаимоотношения с человеком, являющимся образцом поведения, ее влияние характеризуется как сравнительно стабильное, а также путем идентификации с родителями, ребенок заимствует нормы поведения, ценности и суждения.

Отечественные психологи также придают большое значение процессу идентификации.

В. С. Мухина считает, что "идентификация" и "отчуждение" составляют особый механизм, действующий на протяжении ряда этапов развития. Идентификация выражается в единстве эмоциональных, поведенческих и когнитивных частей. Функции идентификации очень значимы и состоят в формирование самосознания, социально значимых качеств личности, интериоризация норм, стереотипов поведения, мотивов.

Наиболее подробно изучено появление половой идентификации в дошкольном возрасте. Как считает Плисенко, половая идентификация быстро развивается в дошкольном возрасте через эмоционально-познавательную ориентацию на родителей и сверстников своего пола. К концу дошкольного возраста она переходит в идентификацию с представлениями об эталонах поведения одноименного пола.

Анализ сюжетно-ролевой игры, как ведущей деятельности дошкольного возраста, также дает понимание специфики функции и содержания имитации в этом возрасте.

Игра обусловлена желанием ребенка поступать как взрослый. Однако деятельность взрослого имеет различные стороны, различаемые по степени сложности и обобщенности, которые не могут восприниматься и отражаться ребенком одновременно. На протяжении всего дошкольного возраста содержание доступных для ребенка образцов медленно изменяется и усложняется. В младшем дошкольном возрасте дети отражают предметные действия, а старшие дошкольники начинают отражать профессиональные и общественные функции взрослого.

Д.Б. Эльконин выделяет две значимых этапа развития сюжетно-ролевой игры. На первом этапе (3-5 лет) содержанием игры являются социальные по своей направленности предметные логичные действия, а на втором (5-7 лет) содержанием игры становятся отношения между людьми и общественный смысл их деятельности. По мнению Д. Б. Эльконина, игровая ситуация образовывает возможность сравнения ребенка с лицом, которому он подражает.

Как считает А. В. Запорожец,  игра представляет собой материальный этап развития внутреннего плана деятельности. Игра является стихийно сформировавшейся формой моделирования образцов, эмоционально привлекательных, но пока физически недостигаемых ребенку. Подражание-идентификация в роли устройства характерной для дошкольников сюжетно-ролевой игры, позволяет ребенку активно воссоздавать сферы человеческой деятельности в игре. В результате данного моделирования появляется более глубокое и ясное осознание ребенком задач и мотивов человеческой деятельности.

Ролевая игра и в более позднем возрасте, выполняет функцию социальной ориентации в различных сферах человеческой деятельности. Правила ролевого поведения, включенные в игру, выступают в качестве образца социальных норм.
 

2.2         Подражание ребенка сверстникам

Начиная с первых лет жизни, ребенок взаимодействует не только с взрослыми, но и с детьми.

Зарубежные психологи выявили факты взаимного подражания детей уже на втором году жизни. Они рассматривают данную имитацию в роли условия для перехода от физических объектных отношений к социальным.

Отечественные психологи также принимают идеи о том, что подражание сверстнику является в младшем возрасте способом установления контакта.

М. И. Лисина и Л. Н. Галигузова проводили различные экспериментальные исследования. Их целью было выяснение появления потребности в общении со сверстниками у детей от 1 года до 3 лет. Оказывается, что дети от 1 до 1,6 года в отношении со сверстниками осуществляют только неспецифические действия, одинаковые для сверстника и для игрушек.

Дети 1,6 до 2 лет обращают большее внимание на сверстников и совершают по отношению к ним субъектные действия. Так же появляется особый тип субъектных действий, ориентированных исключительно на сверстников.

В своих наблюдениях Е. К. Вишневецкая обнаруживает, что на третьем году жизни ребенка появляется огромное количество подражательных действий по отношению к сверстникам. Придуманное ребенком новое движение, подхватывается остальными детьми и это становится своеобразной игрой.

На третьем-четвертом годах жизни сверстник остается для ребенка участником общей деятельности, при этом его индивидуальные черты остаются незаметными для ребенка. На четвертом-пятом годах жизни сверстник принимается ребенком как равное себе существо, с которым себя можно сравнивать. Но только к пяти-семи годам сверстник получает индивидуальность в глазах ребенка.

Вновь повышается значение сверстника в подростковый период. Д. Б. Эльконин и Т. В. Драгунова отмечают, что при овладении существующей моралью для подростка важным фактором является выделение образцов, на которые он ориентируется.

Оценивая результаты экспериментальных исследований подражания ребенка сверстникам на разных этапах развития, можно сделать вывод, что оно раскрывается в большей степени в области межличностного общения.

Как считает М. И. Лисина, общение ребенка со сверстниками приводит к появлению образа другого человека, а также к формированию образа самого себя. Подражание рассматривается в качестве одного из первых и основных методов организации общения детей между собой. По мере углубления содержания общения изменяется и форма подражания. Совершается постепенное обогащение и углубление образа сверстника и "образа Я" ребенка.
 

Заключение

Проведенный анализ теоретических взглядов и экспериментальных данных отечественных и зарубежных психологов в области детского подражания разрешает нам сделать следующие предположения.

1. Подражание в онтогенезе выполняет функцию "ориентировочной части" главных видов деятельности ребенка.

2. Исходя из представления о периодической смене типа ведущей деятельности, правильно ожидать появления этой же закономерности и в смене содержания подражания как "ориентировочной части" соответствующей ведущей деятельности. При этом изменения должны совершаться именно на самых первых этапах выделения и становления данной деятельности.

3. Результатом подражательных действий ребенка является построение исходного предварительного ориентировочного образа отображаемого объекта. Имея в виду принципиальную схожесть механизмов возрастного и функционального развития, можно предположить, что функция построение ориентировочного образа  является специфичной для имитации как в онтогенезе, так и в функционалгенезе.

4. Качественные перемены характера процесса подражания в детстве могут рассматриваться как ряд следующих друг за другом этапов в спонтанном развитии ориентировочной деятельности: от этапа внешней, материальной, развернутой формы ориентировки к этапу сокращенной, внутренней ориентировки, выполняемой преимущественно в умственном плане.


Список использованных источников:

1.     Обухова Л. Ф. Формы и функции подражания в детском возрасте. М., 1994.

2.     Запорожец А. В. О действенном характере зрительного восприятия предмета. Избранные психологические труды: В 2-х т. М., 1986. Т. 1.

3.     Гальперин П. Я. Введение в психологию. М., 1976.

4.     Выготский Л. С. Мышление и речь. Собр. соч.: в 6 тт. М., 1982. Т. 2.

5.     Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. М., 1983. Т. 1.

6.     Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого "Я". М., 1925.

7.     Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969.

8.     Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 1967. 

9.     Обухова Л. Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. М., 1981.

10.   Эльконин Д. Б. Детская психология. М., 1960.

11.   Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. Под ред. Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгуновой. М., 1967.

12.     Новоселова С. Л. Развитие мышления в раннем возрасте. М., 1978.

13.     Психологический словарь. Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М., 1983

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (7):
Karalka 17-05-2011-14:59 удалить
надо бы почитать=)
Nadin-Hoffnung 17-05-2011-15:01 удалить
Ответ на комментарий Karalka # Karalka, поставили 15 из 15 баллов)
Secret_To_You 17-05-2011-15:47 удалить
Молодец! А долго писала эту курсовую?
Nadin-Hoffnung 17-05-2011-15:52 удалить
Ответ на комментарий Secret_To_You # Secret_To_You, чуть меньше недели))
P_ika 19-05-2011-17:46 удалить
ого молодца, так быстро написать и отметка самая высокая
Nadin-Hoffnung 19-05-2011-21:03 удалить
Ответ на комментарий P_ika # Ba-BaIka, ага, сама удивилась когда оценку узнала)
P_ika 22-05-2011-13:46 удалить
Ответ на комментарий Nadin-Hoffnung # значит заслужила


Комментарии (7): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Моя курсовая) | Nadin-Hoffnung - Просто как жизнь | Лента друзей Nadin-Hoffnung / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»