Августин Аврелий - Исповедь
Книга одиннадцатая
О времени
"Что же такое время?" - ведёт очень интересное рассуждение Августин. Мы постоянно говорим о времени, замеряем его, сравниваем, а так же всё время используем три времени. Но время ведь уходит в прошлое и его уже нет, а будущее ещё не наступило, значит его уже нет. Реально только то, что существует в настоящем. А как же определить настоящее? Августин приводит такой пример: допустим, мы возьмем сто лет, если взять какой нибудь год из середины этого столетия, то все года до этого останутся в прошлом, а все следующие будут в будущем. Так может ли год быть настоящим? Возьмем месяц из середины года, все месяца до него останутся в прошлом, а все следующие будут в будущем. Поделим дальше, в месяце половина дней будет в прошлом, а половина в будущем, В дне половина часов останется в прошлом, а половина будет в будущем и так далее, пока не останется неделимый миг - он и будет настоящим. А неделим он будет потому, что если его можно будет на что то поделить, то опять часть уйдет в прошлое, а часть будет в будущем. Вот и получается, что настоящее нельзя измерить, так как оно не имеет длительности, это мигу появляющийся из будущего и тут же улетающий в прошлое.
Очень увлекательная тема =) В итоге получаются, что нам с самого детства обманывали и в школе обманывали, говорили, что есть будущее, настоящее и прошлое, а в итоге получается, что прошлого и будущего не существует, а настоящее ничтожно мало.
А так же довольно интересно рассуждение о прошлом и будущем. Мы можем вспомнить своё детство, хотя его уже нет. Но когда, ты рассказываешь о чем то из прошлого, ты воспроизводишь его образ в памяти в настоящем. Не по сходной ли причине предсказывают будущее? По образам, уже существующим, предчувствуют то, чего еще нет. Будущего еще нет, а если его еще нет, то его вообще нет, а если вообще нет, то его и увидеть никак нельзя, но можно предсказать, исходя из настоящего, которое уже есть и которое можно видеть. Ведь мы можем увидеть зарю и знать, что взойдет солнце. Так если оно так, то это можно в себе развить и предсказывать не те события, которые произойдут буквально через 5 минут, но и через день, через месяц. И возможно, можно начать их "видеть".
Оригинал:
XIV.
17. Не было времени, когда бы Ты не создавал чего-нибудь; ведь создатель самого
времени Ты. Нет времени вечного, как Ты, ибо Ты пребываешь, а если бы время
пребывало, оно не было бы временем. Что же такое время? Кто смог бы объяснить
это просто и кратко? Кто смог бы постичь мысленно, чтобы ясно об этом
рассказать? О чем, однако, упоминаем мы в разговоре, как о совсем привычном и
знакомом, как не о времени? И когда мы говоримо нем, мы, конечно, понимаем, что
это такое, и когда о нем говорит кто-то другой, мы тоже понимаем его слова. Что
же такое время? Если никто меня об этом не спрашивает, я знаю, что такое время;
если бы я захотел объяснить спрашивающему - нет, не знаю. Настаиваю, однако, на
том, что твердо знаю: если бы ничто не проходило, не было бы прошлого времени;
если бы ничто не приходило, не было бы будущего времени; если бы ничего не. было,
не было бы и настоящего времени. А как могут быть эти два времени, прошлое и
будущее, когда прошлого уже нет, а будущего еще нет? и если бы настоящее всегда
оставалось настоящим и не уходило в прошлое, то это было бы уже не время, а
вечность; настоящее оказывается временем только потому, что оно уходит в
прошлое. Как же мы говорим, что оно есть, если причина его возникновения в том,
что его не будет! Разве мы ошибемся, сказав, что время существует только
потому, что оно стремится исчезнуть?
XV.
18. И, однако, мы говорим "долгое время", "краткое время" и
говорим это только о прошлом и будущем. О сроке, например, в сто лет как в
прошлом, так и в будущем мы говорим, как о "долгом времени";
"кратким временем" назовем предположительно для прошлого и будущего
промежуток дней в десять. Но как может быть долгим или кратким то, чего нет?
Прошлого уже нет, будущего еще нет. Не будем же говорить о прошлом просто
"долго", но скажем "было долго", а о будущем: "будет
долго".
Боже мой, Свет мой, не посмеется ли истина Твоя и здесь над человеком? Долгое
прошлое стало долгим, когда уже прошло, или раньше, когда было еще настоящим?
Оно могло быть долгим тогда, когда было то, что могло быть долгим; но ведь
прошлого уже нет - как же долгим может быть то, чего вовсе нет? Не будем,
следовательно, говорить: "долгим было прошлое время"; мы ведь не
найдем ничего, что было долгим: прошлое прошло, и его больше нет. Скажем так:
"долгим было это настоящее время", будучи настоящим, оно и было
долгим. Оно еще не прошло, не исчезло, и поэтому и было то, что могло быть
долгим; когда же оно прошло, то сразу же перестало быть долгим, потому что
перестало быть вообще.
19. Посмотрим, душа человеческая, может ли настоящее быть долгим; тебе ведь
дано видеть сроки и измерять их. Что ты ответишь мне? Сто лет настоящего
времени - это долго? Посмотри сначала, могут ли все сто лет быть в настоящем?
Если из них идет первый год, то он и есть настоящее, а остальные девяносто
девять - это будущее, их пока нет. Если пойдет второй год, то один окажется уже
в прошлом, другой в настоящем, а остальные в будущем. Возьми, как настоящий,
любой год из середины этой сотни: бывшие до него будут прошлым, после него
начнется будущее. Поэтому сто лет и не могут быть настоящим. Посмотри дальше:
тот год, который идет, будет ли в настоящем? Если идет первый его месяц, то
остальное - это будущее; если второй, то первый - это прошлое, остальных
месяцев еще нет. Следовательно, и текущий год не весь в настоящем, а если он не
весь в настоящем, то и год не есть настоящее. Двенадцать месяцев составляют
год; из них любой текущий и есть настоящее; остальные же или прошлое или
будущее. А, впрочем, и текущий месяц не настоящее; настоящее - это один день;
если он первый, то остальные - будущее; если последний, то остальные - прошлое;
если любой из средних, он оказывается между прошлыми и будущими.
20. Вот мы и нашли, что долгим можно назвать только настоящее, да и то
сведенное до однодневного срока. Расчленим, однако, и его: ведь и один день в
целом - не настоящее. Он состоит из ночных и дневшдх часов; всего их двадцать
четыре. По отношению к первому часу остальные - будущее; по отношению к
последнему - прошлое; по отношению к любому промежуточному бывшие до него -
прошлое; те, которые наступят - будущее. И самый этот единый час слагается из
убегающих частиц: улетевшие - в прошлом, оставшиеся - в будущем. Настоящим
можно назвать только тот момент во времени, который невозможно разделить хотя
бы на мельчайшие части, но он так стремительно уносится из будущего в прошлое!
Длительности в нем нет. Если бы он длился, в нем можно было бы отделить прошлое
от будущего; настоящее не продолжается.
Где же то время, которое мы называем долгим? Это будущее? Мы, однако, не
говорим: "оно долгое", ибо еще нет того, что может стать долгим, а
говорим: "долго будет". Когда же оно будет? Если в будущем, то как
может стать долгим то, чего еще нет? если же оно станет долгим тогда, когда
начнет возникать из будущего, которого еще нет, станет настоящим и окажется как
будто тем, что может стать долгим, то ведь это настоящее время всеми
вышесказанными словами закричит, что оно не может быть долгим.
XVI.
21. И, однако, Господи, мы понимаем, что такое промежутки времени, сравниваем
их между собой и говорим, что одни длиннее, а другие короче. Мы даже измеряем,
насколько одно время длиннее или короче другого, и отвечаем, что этот
промежуток вдвое или втрое больше или меньше того, или что оба равны. Мы
измеряем, однако, время только пока оно идет, так как, измеряя, мы это
чувствуем. Можно ли измерить прошлое, которого уже нет, или будущее, которого
еще нет? Осмелится ли кто сказать, что можно измерить не существующее? Пока
время идет, его можно чувствовать и измерять; когда оно прошло, это невозможно:
его уже нет.
XVII.
22. Я ищу, Отец, не утверждаю; Боже мой, помоги мне, руководи мной. Кто решился
бы сказать, что трех времен, прошедшего, настоящего и будущего, как учили мы
детьми и сами учили детей, не существует; что есть только настоящее, а тех двух
нет? Или же существуют и они? время, становясь из будущего настоящим, выходит
из какого-то тайника, и настоящее, став прошлым, уходит в какой-то тайник? Где
увидели будущее те, кто его предсказывал, если его вовсе нет? Нельзя увидеть не
существующее. И те, кто рассказывает о прошлом, не рассказывали бы о нем
правдиво, если бы не видели его умственным взором, а ведь нельзя же видеть то,
чего вовсе нет. Следовательно, и будущее и прошлое существуют.
XVIII.
23. Позволь мне, Господи, "Надежда моя", опрашивать и дальше, да не
приведут меня в смятение искания мои. Если и будущее и прошлое существуют, я
хочу знать, где они. Если мне еще не по силам это знание, то всё же я знаю, что
где бы они ни были, они там не прошлое и будущее, а настоящее. Если и там
будущее есть будущее, то его там еще нет; если прошлое и там прошлое, его там
уже нет. Где бы, следовательно, они ни были, каковы бы ни были, но они
существуют только как настоящее. И правдиво рассказывая о прошлом, люди
извлекают из памяти не сами события - они прошли, - а слова, подсказанные
образами их: прошлые события, затронув наши чувства, запечатлели в душе словно
следы свои.
Детства моего, например, уже нет, оно в прошлом, которого уже нет, но когда я о
нем думаю и рассказываю, то я вижу образ его в настоящем, ибо он до сих пор жив
в памяти моей.
Не по сходной ли причине предсказывают будущее? По образам, уже существующим,
предчувствуют то, чего еще нет? Признаюсь, Господи, не знаю этого. В точности,
однако, знаю, что мы обычно предварительно обдумываем будущие действия наши, и
это предварительное обдумывание происходит в настоящем, самого же действия,
заранее обдуманного, еще нет: оно в будущем. Когда мы приступим к нему и начнем
осуществлять предварительно обдуманное, тогда только действие и возникает, ибо
тогда оно уже не в будущем, а в настоящем.
24. Каким же образом происходит это таинственное предчувствие будущего? Увидеть
можно ведь только то, что есть, а то, что есть, это уже не будущее, а
настоящее. И когда о будущем говорят, что его "видят", то видят не
его - будущего еще нет, - а, вероятно, его причины или признаки, которые уже
налицо. Не будущее, следовательно, а настоящее предстает видящим, и по нему
предсказывается будущее, представляющееся душе. Эти представления уже
существуют, и те, кто предсказывает будущее, всматриваются в них: они живут в
их уме. Пусть пояснением послужит мне один пример, а их множество. Я вижу зарю
и уже заранее объявляю, что взойдет солнце. То, что я вижу, это настоящее; то,
о чем я объявляю, это будущее; в будущем не солнце - оно уже есть, - а восход
его, которого еще нет. Если бы я не представлял себе в душе этот восход, как
представляю сейчас, когда о нем говорю, я не смог бы его предсказать. Ни заря,
которую я вижу на небе, не есть солнечный восход, хотя она ему предшествует; ни
воображаемая картина его в душе моей; но то и другое я вижу в настоящем, и
заранее объявляю, что солнце взойдет. Будущего еще нет, а если его еще нет, то
его вообще нет, а если вообще нет, то его и увидеть никак нельзя, но можно
предсказать, исходя из настоящего, которое уже есть и которое можно видеть.
XIX.
25. Каким образом Ты, правящий миром, Тобою созданным, объясняешь душам
будущее? А Ты объяснял его пророкам Своим. Каким же образом объясняешь Ты
будущее. Ты, для Которого будущего нет? или, вернее, через настоящее объясняешь
ты будущее? Ибо, того, чего нет, никак невозможно объяснить. Не так остры глаза
мои, чтобы рассмотреть, как Ты действуешь, это выше сил моих, не могу постичь
сам, но смогу с Твоей помощью, когда Ты подашь ее, сладостный свет внутреннего
взора моего.
XX.
26. Совершенно ясно теперь одно: ни будущего, ни прошлого нет, и неправильно
говорить о существовании трех времен, прошедшего, настоящего и будущего.
Правильнее было бы, пожалуй, говорить так: есть три времени - настоящее
прошедшего, настоящее настоящего и настоящее будущего. Некие три времени эти
существуют в нашей душе и нигде в другом месте я их не вижу: настоящее
прошедшего это память; настоящее настоящего - его непосредственное созерцание;
настоящее будущего - его ожидание. Если мне позволено будет говорить так, то я
согласен, что есть три времени; признаю, что их три. Пусть даже говорят, как
принято, хотя это и не правильно, что есть три времени: прошедшее, настоящее и
будущее: пусть говорят. Не об этом сейчас моя забота, не спорю с этим и не
возражаю; пусть только люди понимают то, что они говорят и знают, что ни
будущего нет, ни прошлого. Редко ведь слова употребляются в их собственном
смысле; в большинстве случаев мы выражаемся неточно, но нас понимают.
XXI.
27. Я несколько ранее говорил о том, что мы измеряем время, пока оно идет, и
можем сказать, что этот промежуток времени вдвое длиннее другого или что они
между собой равны, и вообще сообщить еще что-то относительно измеряемых нами
частей времени. Мы измеряем, как я и говорил, время, пока оно идет, и если бы
кто-нибудь мне сказал: "откуда ты это знаешь?", я бы ему ответил:
"знаю, потому что мы измеряем его; того, что нет, мы измерить не можем, а
прошлого и будущего нет". А как можем мы измерять настоящее, когда оно не
имеет длительности? Оно измеряется, следовательно, пока проходит; когда оно
прошло, его не измерить: не будет того, что можно измерить. Но откуда, каким
путем ц куда идет время, пока мы его измеряем? Откуда, как не из будущего?
Каким путем? Только через настоящее. Куда, как не в прошлое? Из того,
следовательно, чего еще нет; через то, в чем нет длительности, к тому, чего уже
нет. Что же измеряем мы как не время в каком-то его промежутке? Если мы говорим
о времени: двойной срок, тройной, равный другому, и т. д. в том же роде, то о
чем говорим мы, как не о промежутке времени? В каком же промежутке измеряется
время, пока оно идет? В будущем, откуда оно приходит? Того, чего еще нет, мы
измерить не можем. В настоящем, через которое оно идет? То, в чем нет
промежутка, мы измерить не можем. В прошлом, куда оно уходит? Того, чего уже
нет, мы измерить не можем.