Романтизм самой высокой пробы.
Во-первых, все вещи о любви. О такой, какую лет в двенадцать-четырнадцать я, романтичная дурочка, ждала и звала. Чтобы страсти, признания, разлуки и всяческие безумства во имя любви. И любовь, конечно, в рифму со словом кровь. Какое счастье, что это не сбылось!
Но вернусь к книге Александра Бестужева. Он пишет о влюбленных, которые молоды и прекрасны как телом, так и душой. Каждая пара сталкивается с серьезным препятствием. То он и она не равны по состоянию или происхождению, и суровый отец против невыгодного союза. А то она поспешила выйти замуж до того, как встретить его. Или военные действия мешают любви, увлекают героя от любимой. Словом, они никак не могут быть вместе.
Во-вторых, романтическая обстановка. Роман и Ольга из повести с таким же названием живут в средневековом Новгороде, который еще не утратил своей независимости, и Ольга, конечно же, княжна. "Ревельский турнир" это тоже средневековье, прибалтийское. Но не всегда Бестужев пишет о временах далеких, в девятнадцатом веке тоже есть место необычному, из ряда выдающемуся. Аммалат-бек не только заглавный герой повести, но современник Бестужева, реальный человек, за свои набеги на русские владения приговоренный к смерти Ермоловым. События его жизни таковы, что тут и сочинять ничего не требовалось, готовый роман с приключениями и со всем, что полагается: любовь и коварство, дружба и предательство, а сцена - великолепный Кавказ. Морская романтика, кажется, никогда из моды не выйдет, потому что море никогда не покорится человеку. Влюбленные из повести "Фрегат "Надежда" попадают не как Чацкий с корабля на бал, а, напротив, с бала, из светского Петербурга на корабль, навстречу бурям. А мореход Никитин должен бороться не только с сердитым морем, но и с пиратами. Действие повести "Испытание" почти полностью проходит в столице, но и тут не без романтики. Не каждый день случается попадать на маскарад или быть свидетелем дуэли. Таким образом, несмотря на то, что в сюжетах этих произведений есть совпадения, повторений нет, капитан "Надежды" Илья Правин вовсе не копия Аммалат-бека, у каждого свой характер и свой путь. Прекрасные героини более сходны между собой, они откровенны и честны, верны своей любви, впрочем, блестящая княгиня Вера свободнее в своих поступках, чем горянка Селтанета, возлюбленная Аммалата.
Не только пестрота картин и драматические события не дают скучать, но и отличный слог Бестужева. Сразу видно человека всесторонне образованного, много читавшего, с богатейшим словарным запасом, с безупречным вкусом. Прежде чем писать о морских походах или о средневековье, Александр Александрович собирал сведения, читал всё, что было доступно по заинтересовавшей его теме, потому-то детали всех повестей и рассказов весьма убедительны.
Но главное, как мне кажется, даже не в этом. Не в серьезной подготовительной работе и не в занимательных сюжетах. Достоверность и правдивость исходит от самого Бестужева. Он не только верил в то, что писал, что, мол, за настоящую любовь и жизнь можно отдать, что честь важнее всего. Он и сам был таким, рыцарем в самом высоком значении этого слова, без страха и упрека, декабристом и ссыльным в Якутске, рядовым на кавказской войне, и писателем-романтиком. Может, не самым известным, но одним из самых честных.
Когда прочитала эту книгу, почувствовала огромную благодарность автору за то, что помог мне, пусть ненадолго, оторваться от земли, забыть про будни, вспомнить, что мечтать - не стыдно, если мечтать о чем-то большом и прекрасном.