Некоторое время назад прочитала на Ли.ру пост о графине Ростопчиной, которая была знакома почти со всеми нашими классиками, и сама тоже писала и стихи и прозу. Как же так, думаю, а я и не знала этого имени, думала, славу русской литературы 19-го века составили только мужчины. В районной библиотеке нашла сборник произведений Ростопчиной, куда входят романы "Счастливая женщина" и "Палаццо Форли", роман в стихах "Дневник девушки" и комедия "Возврат Чацкого в Москву..." Добросовестно всё прочитала и поняла, почему сочинения графини Ростопчиной не входят в школьную программу. Из тех вещей, что я прочла, можно узнать, о чем думает и чем живет девушка или молодая женщина из знатной семьи, получившая неплохое воспитание. Это любопытно, как если бы вдруг заговорил старинный портрет светской дамы. Она расскажет не всё о своем времени, лишь о том, что попало в поле ее зрения. А ведь это очень небольшая часть картины жизни, несравнимая по охвату с тем, что открывает нам "Евгений Онегин" или "Герой нашего времени", или любой из романов Тургенева, или любое другое знакомое нам со школы произведение.
О чем пишет Евдокия Ростопчина? Ее героиня непременно благородного происхождения, хороша собой, любит чтение и музыку, словом, романтичная натура. Она ждет большого чувства, ищет родственную душу. Ее требования к мужчине очень высоки, очень мало кто смог бы соответствовать таким запросам. Даже самый верный рыцарь вряд ли согласится променять подвиги во имя прекрасной дамы на счастье быть вечно у ее ног. Рыцарь бы иссох и зачах, и в конце концов стал не интересен и себе, и даме. Мужчине мало смотреть в глаза любимой и разделять ее досуги, лишь первое время, на рассвете любви, этого достаточно. Потом он вспомнит о делах, друзьях и обо всем прочем, что только есть в огромном мире. Марина Ненская, "счастливая женщина", не может простить своему возлюбленному Борису, что он не всегда с ней. Маркезине Форли везет больше, ее избранник полностью ей покоряется. Девушку Зинаиду из "Дневника" счастье лишь поманило и обмануло. Евдокия Петровна словно гадает о своей судьбе, раскладывая своих героинь как карточных дам, так ли будет? или этак? Прочие персонажи лишь дополняют колоду, для них не предусмотрено никаких действий кроме тех, что имеют отношение к дамам. Поэтому разговоры, даже любовные, кажутся скучноватыми, словно беседуют не живые люди, а нарисованные.
"Возврат Чацкого...", к сожалению, не выдерживает сравнения с комедией Грибоедова. Нет запоминающихся фраз, которые могли бы превратиться в пословицу, наподобие "и дым Отечества..." или "блажен, кто верует..." Ростопчина использует готовые пословицы. Практически нет сюжета, интриги, просто Чацкий проводит смотр старым знакомым и убеждается, что они не стали ни умней, ни честней. Кажется, весь сыр-бор был затеян ради того, чтобы госпожа Цветкова могла пригласить Чацкого в свой салон, где будут достойные люди. Произведение, надо отдать должное, написано гладко, но вряд ли его можно назвать обязательным для чтения.
Возможно, я не вполне справедливо оценила эту книгу, может, прочитав что-то еще из наследия Ростопчиной, переменю мнение.