Еще одна книга про холодный ветер и темноту. А еще про снег, лед и одиночество. Одиночество не от того, что так хочется, а от того, что не находится ни одного человека, которому можно было бы доверять. Везет мне что-то на мрачные книги последнее время.
"Смилла..." это детектив, но детектив странноватый. Смилла, как положено по жанру, опрашивает свидетелей, копается в документах, узнает всё больше, только новые знания ничего не проясняют, а всё больше запутывают. Мы узнаем всё новые имена людей, каким-то образом причастных к этой истории, но, похоже, у каждого свой интерес, и понять, каким образом разнонаправленные векторы складываются в один общий, как все эти кусочки складываются в общий узор, очень сложно. Получается не плоский паззл, а некая объемная фигура, у которой просматриваются не все грани, и поэтому нельзя понять, какова ее форма, на что она похожа. Смилла ищет ответ на вопрос: почему погиб мальчик, к которому она была привязана. Я пытаюсь разобраться, кто такая Смилла, одинокая женщина, терминатор из невиданного сплава, ученый, знающий всё о льде и снеге, коммунистка, скучающая дочка богатого папаши, а может, всё это вместе? Но облик Смиллы Ясперсен дробится, как на портретах Пикассо, рассыпается, она то похожа на заводной танк, то на охотницу, то вообще ни на что и ни на кого. Я дочитала до конца, но знаю не больше, чем в начале. Это головоломка, а не книга. То ли автор так закрутил, что сам не смог свести концы с концами, то ли это у меня после болезни голова стала работать хуже, но это первая книга за последние несколько лет, которую я не поняла. Если кто читал и разобрался, что к чему, прошу объяснить. Не то чтобы мне эта загадка не давала спать ночью, но воспринимаю "Смиллу" как некий вызов.
Может, такова и была цель автора, показать, как мало мы вообще можем? Одна из основных идей книги, как мне показалось, такова: человек, что бы он о себе не воображал, мал и слаб по сравнению с природой. Городской житель может думать, что он всё контролирует и всё знает, но те, чье сознание не так испорчено цивилизацией, понимают, что природу покорить и подчинить нельзя, и следует с почтением относиться к огромному миру, который неизмеримо древнее и могущественнее человека.
Но можно сделать и другой вывод, вселяющий надежду. Победить природу нельзя, не нужно и пытаться. Но у природы можно и нужно учиться, наблюдать, пытаться понять ее законы, изучать ее приметы, ее характер. И тогда, как в старых легендах, земля даст силу, волна вынесет на берег, ветер оградит стеной, а огонь обогреет. Смилла, конечно, такая настоящая легендарная героиня. Она наблюдательна, почтительна к суровым стихиям, возможно, именно поэтому она спасается из любой ловушки, и, оказавшись в тупике, не сдается, а находит выход там, где его, казалось, и не было. Прекрасный пример целеустремленности и изобретательности!