По определению самого Эстергрена, автора и персонажа собственной книги, "Джентльмены" это памятник друзьям Класа, братьям Морган, Генри и Лео. Хотела коротко рассказать о братьях, но они ускользают, оказываются больше набора выбранных мной определений, как и любой человек. Братья Морган талантливы, младший, Лео, поэт, старший, Генри, музыкант и боксер, как ни странно такое сочетание. Оба успели прославиться, будучи совсем юными, но оба, повзрослев, достигли меньшего, чем обещали. Почему? Сказала бы: потому что бездельники, и это не было бы ложью, ведь к тридцати с лишком годам они не имели постоянной работы, и даже не пытались найти. С другой стороны, Лео пишет новые стихи, а Генри репетирует свое новое сочинение и, вообще, каждый день начинает с составления списка дел, которые обычно выполняются. Подумала было, что братья просто живут так, как им хочется, в свое удовольствие, но и это не совсем точно, не похожи они на счастливых людей, довольных тем, что есть. Довольные жизнью люди не сбегают из дома и не напиваются вусмерть. Рыскать по помойкам, чтобы было чем натопить печку в мороз; обедать по непонятно где и как добытым купонам, всё это, как по мне, удовольствия весьма сомнительные.
Пересказать сюжет так же нелегко, как и описать братьев в двух-трех словах. Хочется сказать, что с ними ничего не происходит, но это будет несправедливо. Путешествия, роковая любовь, поиски сокровищ. Джазовые вечера, рок-концерты, демонстрации протеста, журналистские расследования. Немногим столько приключений выпадает. Так что движение есть, но цель не видна, хотя многие ли могут похвастать, что имеют ясную цель и упорно движутся к ней? Братья Морган ничуть не хуже других многих, по крайней мере они никому сознательно не делают зла. Генри щедрый и заботливый, Лео готов бороться за правду, чем не положительные персонажи. В книге мелькнула фраза: «мужчина в самом расцвете сил», уж не знаю, была ли она в оригинале, или это привет от переводчика, но, конечно, сразу увидела, как Карлсон махнул своей пухлой ручкой. Мне кажется, у Генри Моргана много общего с Карлсоном, не только город. Оба хвастливы, всегда не прочь немного подкрепиться, и того и другого можно упрекнуть в легкомыслии и нежелании трудиться. Зато оба умеют быть веселыми и обаятельными, оба могут превратить обычный день в небольшой праздник. Легко верится, что Генри многим нравился, что ему можно было многое простить. Но трудно поверить, что этот приятный почти во всех отношениях джентльмен мог влипнуть в серьезные неприятности, угрожающие жизни его собственной и тех, кому не повезло жить в одной квартире с Генри. Так поняла, что есть продолжение под названием "Гангстеры", возможно, все разгадки в следующей части.
Может возникнуть вопрос, почему жизнь неких джентльменов без определенных занятий должна быть нам интересна и стоит ли про них читать. Не могу сказать: конечно читайте. Можно и пропустить. Меня более всего занимал Стокгольм, где я не была. Старые дома, стоящие вплотную друг к другу, так что по чердакам можно пройти чуть ли не целую улицу; кафешки, магазинчики, где владельцы стоят за прилавком и знают всех посетителей. Детали чужого быта, так непохожего на наш. Про разные шведские события и общественные потрясения 60-х и 70-х годов тоже было любопытно узнать. Например, как жильцы захватывали дома, протестуя против высокой арендной платы. Про манифестацию на первое мая. Ну и так далее. А сами братья...Нет, не могу сказать, что влюбилась в одного из них. Да, думаю, и я не в их вкусе, особенно учитывая нелюбовь автора к нашим соотечественникам, почти даже страх перед ними. Странно, разве мы такие пугающие? Хотя...наверно, лет тридцать назад и я испытывала страх и недоверие к жителям капиталистического лагеря, тоже думала, что они спят и видят, как бы на нас напасть. А швед Клас Эстергрен то же самое думал про нас, в Стокгольме, в квартире с задернутыми плотными шторами.
И ведь всё возвращается, черт возьми. Печаль...