3. Лоренцо Лотто в Пушкинском.
До посещения выставки ничего не знала о нем, оказывается, с именем Лоренцо Лотто связана довольно интересная история. Художник родился в Венеции в 1480-м году, жил в эпоху позднего Возрождения. В родной Венеции он по каким-то причинам не задержался, покинул ее в довольно юном возрасте, начал разъезжать по северной Италии, где выполнял заказы для церквей и для частных лиц, в основном это были картины на библейские сюжеты, а также портреты. Видимо, среди поклонников его творчества не было очень богатых людей, поэтому художник большого состояния не нажил, и не получил того признания, на которое надеялся и которого заслуживал. Пишут также, что художник не очень умел ладить с людьми, может, и это тоже было причиной его неуспеха. Семьей он не обзавелся, и жизнь свою окончил в монастыре в 1556-ом году.
Но и после смерти невезение Лоренцо Лотто не кончилось. Знатоки итальянского искусства считали его художником отнюдь не первого ряда, а в лучшем случае второго, если не третьего. Многие его картины приписывали другим, более знаменитым художникам, поднимая тем самым на них цену. Так, единственная картина Лотто в Пушкинском музее, "Мадонна дель Латте", числилась сначала за Леонардо да Винчи, а в XIX понизилась в статусе, будучи приписанной его ученику, Чезаре да Сесто.
Лишь в конце 19-го века американский искусствовед Бернард Бернсон вновь "открыл" Лоренцо Лотто, выделив ряд картин эпохи Возрождения, отличающихся от полотен известных мастеров, и вернул им имя подлинного автора. Доказательствами авторства послужили письма самого Лотто и его дневник.
Искусствоведы находят в работах Лоренцо Лотто влияние Рафаэля, Корреджо, а также немецких и голландских художников. Чтобы составить свое мнение, посмотрим сами на работы Лоренцо Лотто.
«Мадонна, коронуемая ангелами, с Младенцем и святыми Стефаном, Иоанном Евангелистом, Матфеем и Лаврентием» (1538 г.)
«Мистическое обручение св. Екатерины» (1523).
Вы, конечно, заметили в правом верхнем углу картины серый прямоугольник, совсем не украшающий полотно? Говорят, что на этом месте был изображен прекрасный пейзаж с видом на гору Синай. Но в 1527 году, когда французские войска находились в Италии, один солдат вырезал приглянувшийся кусок картины и увез с собой, вероятно, с целью украсить стену собственного дома. Наверно, пейзаж и вправду был очень хорош.
«Св. Семейство со св. Екатериной Александрийской». (1533 г.)
Ангел и Дева Мария (1526 - 1530), парные картины, предназначались для церковного алтаря, если не ошибаюсь.
«Портрет Лючины Брембати» (около 1518)
«Принесение во храм» (1554-1555).
Считается, что это последняя работа Лоренцо Лотто. Мне она кажется немного жутковатой из-за темного провала ниши над головами людей.
«Св. Иаков странник» (1511-1513 г)
В нашем Эрмитаже есть несколько картин Лотто. На московскую выставку были привезены работы, хранящиеся в разных городах Италии.