
** Мозаичный образ «ХРИСТОС ПАНТОКРАТОР» — художник Н.Н. ХАРЛАМОВ
СПАС — сокращённая форма от слова СПАСИТЕЛЬ, Иисус Христос.
СПАСЫ — названия трёх летних праздников, посвящённых Иисусу Христу: Медовый СПАС, Яблочный СПАС и Хлебно-Ореховый СПАС.
В августе эти ТРИ ПРАЗДНИКА В ЧЕСТЬ СПАСИТЕЛЯ — ТРИ СПАСА в народной традиции тесно связаны со сбором урожая мёда, яблок и орехов и имеют народные названия: первый СПАС — 14 августа — «на воде»;
второй СПАС — 19 августа — «на горе»;
третий СПАС — 29 августа — «на полотне».
Праздник Первого СПАСА — 14 августа — «МЕДОВЫЙ» — СПАС «на воде»,
в Православии:
«ПРОИСХОЖДЕНИЕ (ИЗНЕСЕНИЕ) ЧЕСТНЫХ ДРЕВ ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ»

Православная Церковь 14 августа, в первый день Успенского поста, празднует происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. С того времени, как Сын Божий освятил Крест cвоими страданиями, в нём стала проявляться необыкновенная чудодейственная сила. О её проявлении свидетельствует и история праздника.
Установлен праздник по случаю двойной победы: русский Князь Андрей Боголюбский одержал победу над болгарами, а греческий Император Мануил — над арабами в 1164 году.
Русский Князь и греческий Император имели в войсках своих Святой Крест Господень. Они оба усердно молились Ему о помощи и оба удостоились с войсками чудного видения: от взятых на войну икон Спасителя и Матери Божьей исходил свет и осенял войска. Храбро кинулись воины на неприятеля и победили. В память этого события установлен был Крестный ход на реку, где во время освящения воды крестьяне старались искупать своих лошадей.

Первый Спас ещё называют Медовым Спасом. Этот день — праздник пчеловодов, когда пчеловоды-пасечники заламывают в ульях первые медовые соты. «На первый Спас и нищий медку покушает», — говорят в народе. Крестьяне полагали, что с этого дня пчёлы перестают вырабатывать мёд. Неизвестно откуда вошло в русскую деревню странное понятие о розах, но крестьяне считали, что когда перестают цвести розы, тогда происходит перемена и в росах. Действительно, с 14 августа выступают росы хорошие и безвредные. А что касается роз, то их перенесение в русскую землю последовало в царствование Алексея Михайловича в XII веке.
«МЕДОВЫЙ СПАС»
Словно три богатыря
На картине Васнецова,
Есть три Спаса, и не зря —
Это знают богословы.
Начался Успенский пост,
Первый Спас земли российской.
Этот день корнями врос
В православные записки.
Пчеловодству посвящён
Покровителем — Зосимой.*)
Спас Медовый подслащён,
Самый вкусный и просимый.
Соты в ульях так полны,
Что готовы к медосбору.
Пчеловоды всей страны
Собираются к Собору.
Освятить янтарный мёд,
В нём кусочки солнца тают…
Мне — тебя недостаёт,
Слов медовых не хватает…
*) Покровителями пчеловодства на Руси издревле почитались
основатели Соловецкого монастыря святые преподобные Зосима и Савватий.
Наш народ преподобного Зосиму издавна зовёт «Пчельник».
© Светлана ГРУЗДЕВА, 14.08.2012

Праздник Второго СПАСА — 19 августа — «ЯБЛОЧНЫЙ» — СПАС «на горе»,
в Православии:
«ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДА БОГА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА»

*** Мозаичный образ «ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ» — художник Н.Н. ХАРЛАМОВ
Раньше до второго Спаса фрукты есть было не положено. 19 августа их несли в церковь для освящения, после чего все фрукты разрешалось употреблять в пищу. Поэтому в народе второй Спас называется «Яблочным Спасом». После освящения часть принесённого оставляется причту храма, а остальное относится в дом, где освящёнными яблоками разговляются.

Василий СЕЛИВАНОВ в своей книге «Год русского земледельца» писал:
«В этот день после обеда толпы баб и ребятишек осаждают помещичьи сады, которые почти всегда сдаются купцам, и покупают у последних всё то, что даже было бы выкинуто за негодностью, лишь бы называлось яблоком. Покупают на гроши, на кудели пеньки и льна, на яйца; например, за одно яйцо получают две или три пригоршни яблок, сколько широкие руки сидельца могут их вместить. В этот день насыпают целые воза падалицы и непадалицы, хороших даже сортов яблок, и развозят по окрестным приходам к церквам, где по окончании обедни всё раскупается».

Праздник Третьего СПАСА — 29 августа — «ХЛЕБНО-ОРЕХОВЫЙ» — СПАС «на полотне»,
в Православии:
«ПЕРЕНЕСЕНИЕ ИЗ ЕДЕССЫ В КОНСТАНТИНОПОЛЬ НЕРУКОТВОРЕННОГО ОБРАЗА (УБРУСА) ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА»
и
«УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ»
28 августа Православная церковь празднует Успение Пресвятой Богородицы — последний Великий двунадесятый праздник в церковном году. Новый календарный круг откроется 14 сентября.

В этот день Святая Церковь воспоминает праведную кончину Божией Матери — событие, окрашенное одновременно печалью об окончании жизненного пути Предстательницы за род человеческий и радостью о соединении Пречистой Матери Господней с Сыном Своим.

Кончину Богородицы Церковь называет УСПЕНИЕМ, а не смертью, потому что смерть как возвращение земле её персти, а духа — Богу, «Иже даде его», не коснулась Благодатной Заступницы нашей. «Побеждены законы природы в Тебе, Дева Чистая», — воспевает Святая Церковь в тропаре праздника, — «в рождении сохраняется девство, и со смертию сочетается жизнь: пребывая по рождении Девою и по смерти Живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Твое». Она лишь уснула, чтобы в то же мгновение пробудиться для жизни вечноблаженной и после трёх дней с нетленным телом вселиться в небесное нетленное жилище. Она опочила сладким сном после тяжкого бодрствования Её многоскорбной жизни и «преставилась к Животу», то есть Источнику Жизни, как Матерь Жизни, избавляя молитвами Своими от смерти души земнородных, вселяя в них Успением Своим предощущение жизни вечной».
29 августа Православная Церковь празднует перенесение Нерукотворного Образа Господня в Константинополь.

Существует предание о том, что во время земной жизни Иисуса Христа князь Едесский тяжело заболел. Узнав о чудесах Спасителя, князь послал к нему своего художника с письмом, прося исцелить его от тяжёлой болезни. Когда художник увидел лик Спасителя, сильно захотелось ему изобразить черты Его на полотне, но все труды остались напрасны — никак не мог он уловить черты лица Господня. Заметив это, Иисус Христос велел принести воды, умылся, вытер лицо Своё платком, и, к удивлению присутствующих, на платке тотчас же возникло изображение Его. Этот нерукотворный образ Свой Иисус Христос послал князю вместе с письмом, в котором писал: «Блажен ты, что уверовал в Меня, не видав Меня. После вознесения Моего придёт к тебе ученик Мой и совершенно исцелит тебя от недуга».
Князь, получив Образ и поклонившись Ему, почти совсем излечился от болезни. Сначала образ хранился в городе Едесс, где жил князь, а уже впоследствии был перенесён в Константинополь. Перенесение это было совершено 16 августа (29 августа н. ст.)

«СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ»
Образ Спас Нерукотворный
Проявился на плаще,
Словно Древа жизни корни
На яву, а не во сне.
Дали жизнь побегам новым,
На убрусе дар чудес
По веленью Божьим Словом,
Проявив любовь очес.
Образ светлый и небесный
Словно в душу смотрит нам,
Путь, пройдённый в муках, крестный
Дал побеги чудесам.
Дал нам Образ Воскресенья
Жизни после смерти, вновь.
В нём великое смиренье
И бессмертная Любовь!
© Наталья ЛЕШУКОВА

** Мозаичный образ «ХРИСТОС ПАНТОКРАТОР» в плафоне центрального купола Собора Воскресения Христова «СПАСА-на-КРОВИ» в Санкт-Петербурге; эскизы мозаик куполов — художника Н.Н. ХАРЛАМОВА выполнены по канонам византийской иконописи.
*** Мозаика «ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ» в плафоне купола Собора Воскресения Христова «СПАСА-на-КРОВИ» в Санкт-Петербурге; эскизы мозаик куполов — художника Н.Н. ХАРЛАМОВА выполнены по канонам византийской иконописи.

© Copyright: Светлана Груздева, 2012
Свидетельство о публикации №112081406149.
© Copyright: Наталья Лешукова, 2012
Свидетельство о публикации №112082808197.
|