Крупную рыбу выудить не так-то просто, даже если она уже на крючке – одно резкое движение и снасти не выдерживают, поэтому опытным рыбакам приходится долго, иногда больше двух часов таскать за собой добычу до тех пор, пока ее нельзя будет взять практически голыми руками. Ларс фон Триер – опытный рыбак и он не интересуется мелкой рыбешкой. В течении долгих восьми частей (с прологом) он томит зрителей, чтобы в девятой мы в один голос воскликнули: «убийство – это хорошо». В данном, конечно же – упаси Бог, только в данном случае: «финал страшен, но морально оправдан» - пишут любимые мной кинокритики из цветных журналов. Велика магия искусства (пропаганды, идеологии) – какая-то пара-тройка часов и мы уже готовы «морально» оправдать что угодно. После того как Кидман застрелила главного героя-выдумщика, в котором я усматриваю явные параллели с режиссером, со словами «Всегда нужно что-то делать самому» зал в столице, говорят, аплодировал. В нашем гордом захолустье аплодисментов не было, но атмосфера всеобщего одобрения заползала во все щели этого комфортного, названного во славу богини зари и утренней свежести зрительного зала - двадцать два трупа, включая семерых детей, убитых на глазах у матери – уникальный в истории кино хэппи-энд. Спасибо Дэвиду Боуи и его Young Americans перед финальными титрами – теперь мы и весь мир считаем этот фильм антиамериканским. Так проще – пускай гангстеры расстреливают всех этих нехороших сволочей, а мы будем задорно хлопать в ладоши, не замечая, что стреляют в том числе и по нам.
За последние четыре дня я посмотрел четыре фильма, снятых за последние четыре года со множеством экспериментов: независимый фильм про несбычу американских мечт Requiem for a dream (рекомендую активно покрутить мышкой на сайте
www.requiemforadream.com и музыку Kronos Quartet), «Отель» Фиггиса (см.ранее) и «Реальный вымысел» Ким Ки Дука, который убедил меня, что за 200 минут хороший фильм не может снять даже хороший режиссер.
И я по-прежнему считаю, что если что-то и происходит в современном кино, то происходит это в уме и иногда в душе Ларса фон Триера.