Лето у моей старшей дочери весьма насыщенное. Главное - это восполнение пробелов школьной программы. Я очень расстроилась, поговорив с учительницей по русскому языку. Нашла изумительного репетитора, учительницу с огромным опытом, у нее даже самые безнадежные пишут сочинения и прилично сдают ЕГЭ. Ее вердикт был неутешительным, все оказалось даже хуже, чем я предполагала. По ее словам, ребенок запущен настолько, будто русским языком вообще никогда не занимался. Еще бы! Учебник Бунеевых, по которому обучался класс моей дочери, школа со следующего года выкидывает на помойку, и фигня-вопрос для гимназии, что наши дети остались безграмотными.
Домашние задания по русскому языку в этом учебнике представляли собой три предложения, где нужно было вставить 3-4 буквы или 2-3 запятые. Правил русского языка в нем нет. То есть, понятных ребенку правил, которые он должен выучить и отработать. Правила рассказывала учительница на уроках, но вся ее аудиторная работа оказалась абсолютно бесполезной, так как ученики практически не работали на закрепление материала! Системных знаний нет, в голове – каша. Навыков сочинения и работы с текстом, естественно, детям тоже никто не дал.
Однако наша учительница выпустила 6 отличников – больше, чем другие учителя начальной школы. Ее класс был, есть и будет образцово-показательным. Она отлично знает, как этого добиться: класс переписывал по 2-3 раза контрольную или самостоятельную работу, пока оценки не будут приличными, и только потом их выставляла в журнал. Диктанты, как правило, были с домашней подготовкой, то есть детям заранее давали текст, который потом шел, как диктант. На фоне всеобщей безграмотности учительница просто не могла рисковать, диктуя спонтанно. Все сочинения – только в качестве домашней работы, то есть их писали или, как минимум, проверяли родители прежде, чем они попадали на проверку к учительнице. Текущие двойки по предметам выставлялись только простым карандашом учительницей для себя, чтобы потом ребенок отработал тему, поэтому двойки никогда не учитывалась при итоговой аттестации. Так что безграмотность детей закономерна и теперь это серьезная проблема родителей. Если, конечно, родителям есть до этого дело, и они способны это осознать, не сильно доверяя школьным четверкам и пятеркам.
Жуткие пробелы у дочери не только по русскому языку. Печально, но я тоже осознала это не сразу: ведь официально у меня ребенок безупречный «хорошист» – сплошные «4» и «5» в аттестате, ни одной тройки (кроме поведения). И по русскому языку у нее официально твердая «4»! Причем не нарисованная, не вымоленная, а вполне законная, то есть средний балл среди текущих оценок. Она, как ни странно, даже «карандашные» двойки по русскому языку не получала. А итоговый диктант вообще каким-то чудом умудрилась написать на «5», учитывая, что этот диктант был без домашней подготовки. Я не учитель и понятия не имею, что ребенок должен знать по тому или иному предмету в определенном возрасте. Меня только очень сильно настораживала система домашних заданий и бесконечные жуткие ошибки в моих диктантах, предназначенных для учащихся младших классов, которые я ей периодически давала, скачивая из Интернета. Но мне и в голову не могло прийти, что учитель занимается откровенным очковтирательством, кроме того, учебники сейчас все безобразные, и найти альтернативу непрофессионалу - проблема. Я смогла сориентироваться, только сверившись с федеральными стандартами после окончания начальной школы (которые, кстати, не сильно изменились по сравнению с советских времен) и, перелопатив весь Интернет, скачать старые советские учебники для ориентира. И вот тут мне по-настоящему стало плохо. Проблема осложняется еще и тем, что ребенок мой не может схватывать материал на лету, она должна систематически заниматься, чтобы был результат. Так что русский язык повис на нас тяжким бременем надолго.
Математику будем разгребать уже в текущем учебном году по ходу дела. У нас будет учебник Виленкина, который по сравнению с нынешними реформаторами от образования может считаться классикой. Ребенок и так мужественно работает, поэтому математику сейчас я даже не рискую ей предлагать. Самое смешное, что и по математике у нее тоже твердая «4». Убиться…
Вот это учебное убожество, по которому мой ребенок пытался изучать математику в начальной школе.
Английский тоже на нуле, то есть ребенок не только не понимает конструкцию языка, но даже не умеет читать! Как так получилось? Просто уволилась учительница, поработав с ними полтора года, и пришла другая, которая принесла с собой другие учебники и собственную программу, более "продвинутую".
Учебное время не резиновое, поэтому новая учительница просто не обратила внимания на тот факт, что детей не учили читать, что они не знают слоги, правил чтения, фонетику и т.д. И, не моргнув глазом, заявила, что английский знает только тот, кто регулярно занимается с репетитором с первого класса. Круто! Тогда, во-первых, на черта ребенку вообще в этом возрасте иностранный язык, он и русский-то толком еще не знает?! Эти часы нужны школе, а не детям. А, во-вторых, за что учителя английского получают в школе зарплату? Зачем тогда ребенок тратит свое время в школе и дома, делая домашние задания, если результата без репетитора все равно не будет? Зачем я оплачиваю учебники, которые выбирает учитель? Господи, как же хочется им всем морду-то набить… Короче, сейчас ребенок занимается с нуля, то есть с алфавита. Надеюсь, что за лето дочь научится читать.
Про уроки истории, литературы, природоведения я вообще молчу. Их давно уже заменили мои лекции и библиотека. Остаются еще занятия сольфеджио. Ладно, будем считать это хобби. Но вообще-то ребенок ходил в музыкальный класс. Сольфеджио было прописано в сетке расписания (значит, эти часы финансировались из бюджета) и было обязательным предметом. Излишне говорить, что за 4 года знаний, нужных для музыкальной школы, дочь не получила. Как мне было сказано, дети занимались «хоровым сольфеджио». Потрясающее оправдание. А кому было нужно это хоровое сольфеджио, если изначально предполагалось, что дети будут заниматься специальностью, причем в этой же школе?! Ведь сольфеджио – это основа, музыкальная грамотность! Впрочем, о грамотности в гимназии я уже написала выше.
Теперь о пении, ведь общеобразовательные уроки музыки в этой школе тоже есть. Предполагается, что детей должны знакомить с классическими произведениями, композиторами, инструментами, музыкальной литературой и т.д. Именно такими я помню уроки музыки в обычной советской школе. Песни дети тоже должны разучивать. Ну, слова одной из песен, которые они поют, я уже публиковала в своем дневнике, даже ее название говорит само за себя «Голова из янтарной смолы». Что ж тут еще скажешь? Хорошо, что хоть гимн своей страны они знают. Сейчас вожу ребенка на концерты классической музыки, и тут тоже восполняю пробелы. А то боюсь, что школьные уроки прекрасного совсем испортят ребенку вкус.
Я давно уже с усмешкой смотрю на доску почета в школе с гордым названием «Будущее России». Милые лица способных, умных детей – отличников, победителей всевозможных олимпиад. Только вот какое отношение эта школа имеет к их успехам?! Это заслуга родителей и репетиторов, которые вкладывали и вкладывались в этих детей. Школа-то тут причем?! Еще меня умиляют данные о поступлении выпускников в престижные ВУЗы, которые школа с гордостью публикует. Вот уж наглости и самомнению нет предела. Но куда ж нам теперь деваться с этой подводной лодки-то… Я уже пробовала соскочить, не получилось. Остается только латать «тришкин кафтан».