[150x230]Ждать фильмов
Франсуа Озона подолгу не приходится. Узнал я о нём, как и добрая половина человечества, конечно, после
"8 женщин". И зафанатееееел. Ну вот не нашёл изъянов в этом кино. И блистательные актрисы, и стиль, и музыка, и сценарий, и постановка. Всё было подозрительно удачно. В поисках записей старых фильмов Озона я провёл время вплоть до выхода
"Бассейна", а вот и
"5x2" подоспел.
Не скажу точно, сколько раз я широко зевал, и уж точно не скажу, сколько всего раз зевнули зрители в совокупности, но цифра, должно быть, впечатляющая. Таким нудным я Озона не ожидал увидеть - всё получилось примерно в том же ключе, что и
"Капли дождя на раскалённых скалах". Резина, которая тяяянется и тяяянется. И ведь страшно подумать, люди на это время тратили, снимали, делали пост-продакшн. Как им самим-то тоскливо не стало.
Построение уже известное всем - не буду уж заострять внимание. Даже не
Гаспар Ноэ придумал ставить события фильма в обратном хронологическом порядке. Фильм - пять эпизодов из жизни пары. В каждом эпизоде - своё маленькое предательство, а маленькие предательства, как известно, однажды да приведут к большим размолвкам. Стоит отдать должное актрисе в главной роли -
Валери Бруни-Тедески (которую Озон заранее уже успел снять в своё следующем, уже завершённом фильме
"Время, что осталось"). Но сдаётся мне, однако, что фильм не стоил этой актрисы. Озон, убеждённый (убеждающий) в том, что стоит в авангарде
современного проклассического французского кино, в который раз занялся самолюбованием и истязанием зрителей сюжетом, который для экрана не предназначен, хоть ты тресни. Может есть на свете режиссёр, сумевший бы снять "Капли дождя" и "5x2" так, чтобы это не выглядело телеспектаклем, но это явно - не Озон. Ему нужны другие сценаристы.
Посему, любимым фильмом этого господина для меня пока останется "8 женщин". Не смотря даже на то, что по сути это тоже театральный сценарий, написанный по пьесе
Робера Тома не без помощи
Марины де Ван - великолепного режиссёра и актрисы (
"В моей коже"), которая, кстати, снялась в озоновском
"Крысятнике" - вещи, опять же, достаточно живенькой и интригующей. Живость и интрига же последнего шедевра меньше, чем даже у
"Призрака оперы". Ну не удивительно, в последнем хоть песни замечательные были. Вот! Если бы в "5x2" было ещё пять песен, как в мюзикле, я бы не заснул)))) Поугарал бы над радикальным концептом.... Жиль насилует Марион, а потом они вместе поют римейк на Шер: "Do you belieEeve in love after love?"

Фаворит каннского фестиваля этого года - другая французская картина
"Посмотри на меня" ("Comme une image") режиссёра
Анье Жауи (
Агнес - кому как нравится %). Вот это первое моё знакомство с ней как постановщиком и очень даже впечатляющее. Сценарий написала она и
Жан-Пьер Бакри - они же сыграли в фильме одни из главных ролей. О сюжете говорить в этом случае достаточно порнографично, да и не в сюжете в общем дело. А в героях.
Девушка Лолита, страдающая комплексом неполноценности, с хорошим голосом и лишним весом, убеждённая что все общаются с ней лишь для того, чтобы сблизится с её папочкой.
Этьен, папа Лолиты - известный преуспевающий писатель, циничный тип, не уделяющий своей старшей дочери достаточно внимания, за полгода ни разу не послушавший запись песни в исполнении дочери, что та подарила ему.
Сильвия, учительница пения Лолиты - единственный человек, в искренности которой Лолита уверена (ошибочно).
Множество других удивительно точно прописанных персонажей. Что самое удивительное, это не просто яркие типажи, удобно собранные вместе, чтобы повлечь за собой ситком. Психологизм их отношений совершенно объясним и реален, а потому так понятен и узнаваем. Люди сами выбирают себе игры, в которые хотят играть, и партнёров по играм. С ними сложно. Потому и примечательны совершенно изумительные диалоги!
Насколько в этом фильме очень удачной базой является психология, настолько в "5x2" целью является пережёвывание одной и той же идеи в разных контекстах. Наколько у Озона главное - давно сформулированная, почти пошлая метафора, настолько у Жауи основа - всегда разные, интересные люди.

Ну, и напоследочек, мои впечатления от ещё одного французского фильма
"Долгая помолвка". Даже стыдно уточнять, что режиссёром выступает
Жан-Пьер Жене, а ещё постыднее упоминать, что самой известной его работой является
"Амели". Ну и конечно, я уже взрываюсь от притока крови к голове, когда говорю, что, как и в "Амели", в главной роли в этом фильме - обворожительная, но до боли знакомая
Одри Тоту.
Не обманывайтесь тэг-лайном, что я прочитал на одной из афишек: "От режиссёра "Амели" ждём чудес". Не дождётесь. Будет много крови и смерти. А финал - это не чудо, это банальщина. Но трогательно. Чуть-чуть так... :) Если сравнивать историю о девушке с Монмартра и эту, то последняя куда слабее. С другой стороны, чего-чего, а детектива от Жене я не ожидал и посему не знал, что нужно будет запоминать море имён и прозвищ. Потому почти ничего не понял. Надо было хоть блокнотик взять записывать кто там есть кто и в чьих сапогах кто когда был.
К Одри придирок нет, к Жене тоже. Но что-то не даёт мне покоя.
1) Приходится рассматривать фильм НА ФОНЕ "Амели", что вовсе ему не в пользу.
2) Картине не разрешили принимать участие во французских кинофестивалях (да, и в Каннах тоже ;)) из-за поддержки её со стороны Warner Bros.
3) Не люблю кино о войне.
4) Режиссёр бросается из огня, да в полымя посередь картины и не может выбрать, что он, собственно, снимает.
От "Помолвки" я ждал куда большего, но не разочаровался. Смотрелось тяжело, но впечатление приятное, лёгкое. Ну и слава богу.
Буду рад почитать в комментариях сообщения людей, который тоже смотрели эти фильмы. Да и тех, кто не смотрел...:)