• Авторизация


Кто о чем, а я все о Сергее Максимове 14-08-2010 21:43 к комментариям - к полной версии - понравилось!


11 08 2010Красное знамя
Везде свои птицы...
Обычно Сергей Максимов радовал нас своими красивыми, светлыми песнями. О любви, разлуке и других вечных темах говорил эмоционально, но лаконично, в стихах. Мы привыкли воспринимать его как лирика с гитарой. А теперь Максимов удивил всех и выступил в роли автора «толстого» романа. Причем издали «След грифона» в столице, чего добиться провинциальному автору ох как непросто. Сергей Максимов поведал нам о секретах своего писательского успеха, особенностях литературного Томска и будущем книжной культуры. Во время беседы Сергей показался редким оптимистом.

- Вы многих удивили, обратившись к прозе.
- Действительно, раньше я писал стихи и песни, благодаря им ко мне и пришла какая-то известность. Роман же начал с легкой руки Александра Казанцева. Он мне однажды сказал: «Пиши роман, у тебя получится!» Не знаю, почему он так решил, но у Александра Иннокентьевича был редакторский дар, и к его совету я прислушался. Попробовал - вроде получается. Но процесс получился очень долгим. С момента, когда я написал первую строку, до того дня, когда получил книгу, прошло 10 лет. Столько всего за это время изменилось...
- А то, что вы по профессии режиссер, помогало в создании романа?
- Профессия режиссера - это всегда умение во всем вскрывать действенность. Как следствие - понимание конфликта, чувство композиции. Я уже не говорю об умении четко определять тему, идею и сверхзадачу любого произведения. Это писателю точно не повредит.
- Как вам удалось реализовать мечту, наверное, большинства нестоличных писателей - издать книгу в Москве?
- Сейчас это возможно, главное - чтобы издатель заинтересовался. В издательстве АСТ моим романом и заинтересовались. Так получилось, что он попал в классическую серию, там соседство очень солидное, и не может не смущать. Из томичей есть только Вячеслав Шишков. Еще в этой серии Булгаков, Шукшин, Лев Толстой, Алексей Толстой... Современных авторов в этой серии не так уж много. Из томичей, кстати, не я первый работал с этим издательством, у них уже выходили романы Юлия Буркина. Он мне помог, подсказал, как лучше с ними работать, как грамотно заключить договор. Конечно, это чудо, что книга автора из Томска выходит в Москве, да еще и в такой серии. Но последние годы успешны для наших писателей. Два года назад Владимир Костин вошел в шорт-лист главной российской премии «Большая книга». Сейчас выходит большой исторический роман Сергея Заплавного, плодотворно работает Борис Климычев... Думаю, не будь Климычева, Заплавного и Колыхалова - я бы роман не написал.
- Вы считаете их своими учителями?
- Естественно, тем более, мы состоим в одном союзе. Коллег по Союзу писателей России воспринимаю как близких по духу.
- Как бы вы определили тему романа?
- Роман посвящен моим родителям. Действие начинается в 1907 году в Томске, а заканчивается в 1941 году в Финляндии. События разворачиваются в самые трагические для России периоды - Первая мировая война, гибель Империи и Гражданская война, Вторая мировая война... В книге появляется и наш земляк, генерал Пепеляев. О других белогвардейских генералах достаточно упоминаний, а о Пепеляеве знают немногие. Персонажи там разные - и Сталин, и генералы царской армии, и руководители советской разведки. Конечно, речь не только о политике, в книге есть и любовный треугольник, и шпионская интрига - поиск легендарного «золота Колчака».
- Значит, «След грифона» по жанру - исторический роман?
- Да, причем с элементами эпопеи. Некоторые удивляются, когда я успел такое написать, скоро выйдет и вторая книга, продолжение, и читатели точно подумают: «Он романы, как блины, печет!» Хотя я над второй книгой тоже долго работал. В ней для читателей будет раскрыта тайна, что стало с золотом Колчака. В первой книге интрига остается, но все равно роман читается как законченное произведение. Первые отзывы читателей очень хорошие, теперь главное, чтобы роман хорошо продавался. Кстати, возможно, по книге снимут кино. Мне оставили право на сценарий - в издательстве знают, что я режиссер, и решили пойти навстречу. Никакому режиссеру-писателю чужой сценарий точно не понравится...
Сейчас многое стало открываться такого, о чем никогда не писали. Сначала думал: напишу авантюрный роман. Но когда коснулся темы, времени - оказалось, нелегко разобраться, что произошло, каким было Белое движение, почему оно не победило. Еще пока писал, понял, что да, мы живем в сложное время, но нам можно и позавидовать! Слава Богу, что попали не в то трагическое время, о котором речь в «Следе грифона». Тогда человек ничего не решал. Нельзя допустить, чтобы в России снова повторилось что-то подобное.
- В своей работе вы использовали архивы, реальные исторические факты?
- Да, много всего изучил, и в архивах бывал, и публикации читал. Если в конце романа, как в научной работе, указать источники, то их будет много, как в докторской диссертации. Мою рукопись читал историк Николай Ларьков. Он следил, чтобы не было исторических «ляпов». И Интернет здорово помог. Там, конечно, очень разная информация, но когда у тебя достаточно знаний, то разберешься, кому верить.
- Насколько для вас как писателя важен Интернет? Некоторые предпочитают консервативные методы сочинения...
- В Сети легко освоился. Большинству писателей вообще было несложно с компьютером - как минимум проблем с клавиатурой после печатных машинок у них не было. Я уже не мыслю свою жизнь без Интернета. Мое поколение, среднее по возрасту, вообще легко адаптируется. И к переменам, и в общении.
Я быстро нахожу общий язык и с молодежью, и с пожилыми людьми.
- Теперь, когда роман издан, продолжаете ли вы писать стихи и песни?
- Роман, судя по всем показателям, оказался серьезнее моего стихотворного уровня. Так что стихи надо теперь писать или намного лучше, чем прежде, или вообще бросать. Как говорится, «года влекут к презренной прозе». С возрастом эмоции уже не столь яркие. Поэзия - дело молодое. Потом молодежной аудитории не так интересно, о чем пожилой человек думает. И читательская аудитория ровесников сокращается с годами.
- Но вы продолжите выступать с концертами?
- Да, недавно я записал новый диск, он называется «У нас просто снег», по названию одной из песен. У меня большой запас песен, и надо с ними что-то делать. Раз мною сейчас заинтересовалось издательство, возможно, смогу выпустить там и книги стихов, есть такой шанс, но удастся ли - не знаю.
- Вы как ведущий литературных четвергов при «Доме искусств» и Литературного объединения «Молодые голоса ТПУ», как преподаватель ТГУ, наверное, хорошо представляете себе томских молодых писателей. Какое впечатление они на вас производят?
- Молодежь совершенно разная. Меня очень радует, что когда общаешься со студентами, у них просыпается интерес к литературе. Начинают писать, сразу оказывается, что им не хватает слов. Они чувствуют: надо увеличивать словарный запас, а единственный способ это сделать - больше читать. Еще мне симпатичен подход студентов-политехников. У них все структурировано, они же не гуманитарии. Бывает, они интересно развиваются, гуманитарии начинают им уступать. Это вообще беда филологов: филолог все знает, но не может применить знания.
- Как вы думаете, время чтения стихов для полных стадионов в прошлом, теперь литературные встречи могут интересовать только узкий круг?
- Стадионы могут возвратиться. «Дом искусств» совместно с «Аэлитой» каждую последнюю среду месяца проводит поэтические вечера, мы с Александром Пановым их ведем. И зал постоянно полон.
В Томске, как бы то ни было, существует литературная среда. Кто-то ее признает, кто-то нет, но она все равно есть. Люди здесь творили и будут творить. Называйте их как угодно, хоть графоманами, они не перестанут писать. Если они приходят ко мне на «четверги», мы общаемся между собой - у нас условие, что все сдержаны в оценках. Хотя учеба тоже идет. Интересно, на «четверги» порой приходят люди, уже самостоятельно издавшие несколько книг (сегодня это несложно). А после общения, дискуссий, занятий сокрушаются: «Что же я раньше этого не знал, я бы сделал книгу по-другому, лучше...» Бывает, что человек умен, талантлив, но ему просто не хватает специальных знаний и умения.
- Что сегодня читают те люди, которые стремятся стать писателями? Классику или, напротив, что-то максимально экспериментальное, новое?
- По-разному. Сегодня многие попадаются на телевизионный обман, мы часто смотрим какие-то передачи и восклицаем: «И я так могу!» Но те, кто начинают подражать, не добиваются признания - просто кого-то назначили «звездой», а остальные - «неформат». Задача опытного литератора - объяснить им, что ценность не то, что модно, ценностью можно объявить что угодно. Один писатель недавно сказал: «Идет туземизация России». Даже внешние проявления: многие начали плести африканские косички, делать пирсинг и, для полного счастья, еще и петь рэп. А написать рэп могут даже школьники. У меня есть интересное наблюдение, я был в жюри на конкурсе песен, посвященных юбилею Победы, и заметил: у людей не получается написать об этом в стиле рэп. Они пытаются, но сами чувствуют, что-то не то. Этому есть научное объяснение: орнитологи записывали пение птиц, и оказалось, если прослушать соловьев в другой скорости, то у них мелодика, как у русских народных песен. Видимо, человек слушал птиц и старался воспроизвести их мелодику. А в других краях, если бегают страусы - значит, там будут органично звучать там-тамы. Везде свои птицы.
- Сергей, а каким вы видите будущее книги и литературы вообще? Сейчас на эту тему ведется много дискуссий. Не все уверены, что книгоиздательство выдержит конкуренцию с электронными носителями...
- Уверен, книга никуда не пропадет. С носителями все не так просто: начали переводить библиотеки на электронные технологии, а потом выяснилось, они тоже не вечны. Только за последние несколько лет сколько носителей сменилось... Книга эталонна, ничего другого умнее не придумали. Компьютер и другие электронные носители сажают зрение. А книга сегодня приобретает еще большую ценность и изысканность. Ведь за ней огромный пласт культуры. Пусть бумажная книга достаточно хрупка, но если она действительно стоящая, то из тысячного тиража хотя бы несколько экземпляров обязательно сохранят, на многие века они останутся в культуре. Культура же от слова «культивировать». Время покажет, что будет отбраковываться, а что культивироваться.
Мария СИМОНОВА.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Кто о чем, а я все о Сергее Максимове | Мунира_Мунира - Дневник Мунира_Мунира | Лента друзей Мунира_Мунира / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»