• Авторизация


О святках 18-01-2025 01:11 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Время от Рождества до Крещения называлось святками. На святках было широко распространено гадание девушек. Способы гадания были различны. Топили воск, жгли бумагу и по силуэту растопленного воска и пеплу сгоревшей бумаги угадывали свое будущее. Гадали с зеркалом, с кольцом, да всего и не перечислишь. Хочется упомянуть еще один способ гадания. Девушки под Новый год выходили на улицу и, высмотрев наиболее понравившегося им мужчину, подходили к нему и спрашивали его имя. Это имя должно было принадлежать суженому (будущему мужу).

orOtBcvbfDbyi9Hod_GIswnDvnC_yEhNJXdwnY5vfJ1RVO187X7TtFwg7YkNN7GwcUZPR4JTApgrt6YeeWXOkQ3h (640x373, 102Kb)

ADBsbHJKRnu2H47vsqG1LAlJiHCJKcwX05UzqMbK3dXefH5SdoNjRvEB-xO50Fq6ow_VQ6MV1STDkI9sqyckTjtJ (640x364, 119Kb)

На святках было широко распространено хождение ряженых. В игрушечных магазинах в большом количестве продавались маски. Чего тут только не было! Были маски с головами разных животных, были очень смешные, были очень безобразные, были очень страшные. На себя надевали тоже что-нибудь необычное, чтобы казаться либо смешным, либо страшным, например, шубу наизнанку. В руки брали либо ухват, либо кочергу, либо метлу. Вот в таком виде ряженые ходили в компании из дома в дом. Каждый ряженый старался изменить свой голос, свою походку, чтобы не узнали.

В центре города ряженые встречались реже. Этот вид народного развлечения был распространен, главным образом, на окраинах города, в рабочих районах. Да это и понятно. Такое хождение в центре города с высокими домами было очень сложно. Другое дело на окраине города, где деревянные домишки в два-три этажа значительно облегчали это хождение. К тому же рабочий люд жил в большем общении друг с другом, друг друга знали лучше, ближе. На всей улице все были свои.

В центре Петербурга веселились иначе. Елки для взрослых с балами, маскарадами устраивались в больших залах: Благородного собрания на углу Екатерининской и Итальянской улиц (Невский, 15. — А. К.), Дворянского собрания (Михайловская улица, 2), Приказчичьего клуба (Владимирский проспект, 10 (12. — А. К.) — ныне театр Ленсовета и других. На этих вечерах устраивались лотереи, базары с благотворительной целью (в пользу престарелых актеров, по борьбе с туберкулезом — «белый цветок» и проч.).

Петр Пискарев "Милый старый Петербург. Воспоминания о быте старого Петербурга в начале XX века"

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Первым из цикла народных праздников были Святки, или Коляда. Длились они от сочельника, т.е. вечера 24 декабря, до Крещения Христа, т.е. до 6 января по старому стилю.

uJnlICH-knJCxEAdduyR6PNXHs9uv8F9jze366cyQmtx1DhntiHX-pE_Qxp9yV5ct8JlXkPsNAo53jiq0TTDRoBd (604x403, 184Kb)

Празднование Святок начиналось с торжественного ужина. Пристальное изучение этого момента не оставляет сомнений в том, что ужин представляет собой поминальный стол. Поминовение усопших в разных формах есть один из постоянных элементов аграрных обрядов празднеств, что дает основание начать исследование именно с этого обычая.

Правда, во многих случаях сообщается только о том, что до появления первой звезды не едят ничего, а затем садятся за стол. Торжественная трапеза в этот день одновременно является и обедом, и ужином. Едят "скромное" - колбасу, свинину, и никаких обрядовых признаков как будто нет. Но тем не менее при изучении деталей. обрядовый характер этой трапезы становится ясным. Многие наблюдатели сообщают, что одно из непременных блюд в этот день - кутья. Кутье иногда называется и сам праздник.

Свидетельств, что в сочельник ели кутью, имеется очень много. И. П. Сахаров пишет: "Для вечерней трапезы готовится доселе из круп каша, а из пшена и ячменя - кутья сочельницкая". О том же А. А. Макаренко сообщает из Сибири: "В вечерю кушают капусту, квас и кутью". Кутью иногда ставили не на стол, а в передний угол под образа, вместе с необмолоченным снопом ржи. П. В. Шейн приводит запись из Смоленской губернии: "Главное и необходимое кушанье на этом обеде - кутья".

Общеизвестно, что кутья составляет непременную принадлежность похоронного обряда и поминок. Вместе с тем ее иногда употребляли на свадьбах, родинах (празднование родов) и крестинах. Почему, однако, именно кутья служит поминальной едой, которую при этом едят также на свадьбах и при рождении детей?

Кутья, как правило, варилась из цельных, нераздробленных зерен - чаще всего пшеницы. В городах, где пшеницы обычно не бывает, ее заменил рис. Если предположить, что кутья готовилась собственно из семян, мы приблизимся к пониманию этого обряда. Зерно обладает свойством надолго сохранять и вновь воссоздавать жизнь, умножая ее. Семя - растение - семя составляют извечный кругооборот, который свидетельствует о нескончаемости жизни. Путем еды к этому процессу приобщаются люди. В животном мире зерну или семени, с точки зрения крестьянина, соответствует яйцо, обладающее тем же удивительным свойством, что и семя: оно сохраняет, содержит жизнь и воссоздает ее.

К кутье обычно примешивались ягоды (черемуха, в городском обиходе - изюм). Ягоды представляют собой то же семя, облеченное плодом. Всем этим объясняется, почему кутью употребляли при свадьбах, рождении детей и смерти. Она знаменует постоянство возрождении жизни, невзирая на смерть.

Другой признак поминального стола состоит в том, что в этот день подавались блины, которые, как известно, также представляют собой поминальную еду. П. С. Ефименко, наблюдавший на севере обычай есть блины под Рождество, полагает, что славяне, как и другие народы, поминали умерших блинами и воображали, что покойники в это время встают и едят их вместе с живыми. "Так как этот день есть вместе с тем и день поминовения умерших родственников, то, кроме кутьи, пекут лепешки и блины", - сообщает П. В. Шейн из Смоленской губернии.

Рассматривая рождественскую вечернюю трапезу как поминальный стол, необходимо указать, что дело в этом случае идет не о поминовении покойников вообще, а покойников своей семьи, своих предков.

Из книги "Русские аграрные праздники" Владимир Пропп

На чай к тургеневской девушке
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник О святках | Ангарск - Дневник Ангарск | Лента друзей Ангарск / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»