Хочу вернуться к горшку. Купили Косте на 7 месяцев горшок Chicco - самый простой, для того чтобы ребенок понимал, что это не игрушка. Именно об этом горшке много положительных отзывов в интернете.
Однако наш сынуля ни в какую не захотел на нем сидеть больше 2 секунд.
Я конечно пыталась "подловить момент", пару раз даже получилось... ) Но это происходило с явным недовольством и протестом Кости.
Изучила данный вопрос в интернете. Есть два диаметрально противоположных мнения:
1. Детей нужно "высаживать" чуть ли не с рождения - чем раньше тем лучше. Через несколько месяцев можно полностью отказаться от памперсов. Почитать о пользе ранних высаживаний можно здесь
http://www.happymama.com.ua/malutka_grudnichok/o-v...nii-i-kormlenii-po-trebovaniyu
Я высаживаю своего малыша с рождения. Удивительно? Совсем нет. Еще до его рождения я была знакома с несколькими мамами, которые поступали так же, как сейчас я. Не использовали памперсы, а высаживали малышей. Памперсы использовали только для походов на улицу, “на всякий случай”. Сейчас я поступаю точно также, и в большинстве “случаев” мой малыш возвращается с прогулки сухим. Расход памперсов у нас 3-4 штуки в месяц. Иногда выбрасываю памперс не потому, что его использовали по назначению, а потому, что он начал терять форму. Высаживание, которым мы занимаемся с малышом, пока не имеет отношение к горшку. На горшке никто не сидит. Горшком, честно говоря, для высаживания пользоваться не очень удобно.
Считается, что если малыш периодически оказывается в мокрых пеленках, или ползунках и испытывает дискомфорт по этому поводу, он постепенно установит связь между мочеиспусканием и неприятными ощущениями от холодных, мокрых пеленок и постепенно начнет проситься на горшок, что бы избежать этого неприятного ощущения. На самом деле, ребенок испытывает дискомфорт до того, как намочит пеленки. Вы удивитесь, но малыш, которому 3-4 месяца, писающий под себя, уже утратил врожденную способность к сохранению себя в чистоте. Никакого дискомфорта в связи с мочеиспусканием он не ощущает. Пройдет еще много месяцев, прежде чем его начнут учить оставаться сухим и чистым и успеха, скорее всего, добьются не сразу...
Желание быть сухим и чистым можно считать врожденной особенностью малыша. Зная об этой его особенности, ее надо использовать. По какой-то, пока не известной, причине для малыша первых полутора месяцев жизни мочеиспускание представляет определенную проблему, вызывает дискомфорт. Ребенок всегда проявляет беспокойство, перед тем, как намочить пеленки. Беспокойство это бывает разной степени выраженности, от тихого сопения или попытки поворочаться до громкого внезапного плача. Все зависит от индивидуальных особенностей малыша, от того, как он перенес роды, как себя чувствует, от его характера, темперамента... Вне зависимости от этих особенностей, все малыши начинают проявлять беспокойство под действием испытываемого дискомфорта, и зовут на помощь. Новорожденному нужна мамина помощь. Во всем. И в освобождении мочевого пузырика тоже!
Как же мама может помочь малышу? Очень просто... принять позу, удобную для высаживания, приложить его к груди, и похлопать (слегка похлопать, а не шлепать!) по половым органам, приговаривая всем привычное пись-пись, а-а... Когда малыш начинает сосать, происходит рефлекторное расслабление сфинктеров мочеиспускательного канала и прямой кишки и малыш писает, а если хочет, то и какает. Похлопывание нужно с одной стороны для того, что бы помочь расслабиться, а с другой, что бы показать малышу, чего мы ждем от него и из какого места .... Слова мы говорим с расчетом на будущее...
Если просьбы малыша о помощи в этой ситуации остаются непонятыми, через некоторое время он перестает их подавать и начинает писать “без предупреждения”. Происходит это примерно через полтора-два месяца после рождения.
Что происходит, если мама знает о потребности малыша и о своей помогающей роли? Мама начинает малыша высаживать с первого дня его жизни, помогая ему в нужный момент расслабиться при помощи сосания и похлопывания. Малыш привыкает к тому, что мама ему помогает в этом пока непростом для него деле и продолжает подавать ей сигналы о своих потребностях. Постепенно внимательная мама и малыш начинают понимать друг друга так хорошо, что мама будет предупреждать желания малыша, помогая ему пописать до того, как он даст сигнал об острой необходимости. Получается, что важность высаживания не в экономии памперсов или уменьшении объемов стирки, а в установлении взаимопонимания между мамой и малышом, в формировании у малыша уверенности в надежности мамы, в ее способности помочь в любой ситуации. А уменьшение затрат или стирки – награда маме за хорошо налаженное взаимопонимание с собственным малышом.
А какая может быть связь у высаживания и кормления по требованию? Связь, оказывается, очень тесная. Кормление ребенка по требованию подразумевает прикладывание малыша к груди в ответ на каждый плач или беспокойство. При наблюдении за здоровым новорожденным оказывается, что беспокойство он проявляет, преимущественно по двум поводам – хочет писать или уже устал и хочет спать. Малыш первого месяца жизни проявляет беспокойство и желание пососать примерно 16-20 раз в сутки и примерно столько же раз он писает. Мамы, умеющие высаживать детей, поступают так... при беспокойстве дают малышу грудь и высаживают его. Малыш писает и продолжает сосать, может даже уснуть, а может, насосавшись, спокойно пободрствовать какое-то время. С возрастом необходимость в прикладывании к груди возникает реже, чем потребность в мочеиспускании. Малыш может писать и без прикладывания к груди. Но в некоторых случаях высаживать с грудью удобнее, например, ночью, а так же тогда, когда мама высаживает малыша по своему требованию, например, перед прогулкой, или перед сном. Ночью малыш высаживается, не просыпаясь. Когда он начинает “возиться”, мама садится, берет малыша в позу для высаживания, дает грудь и похлопывает. Малыш писает и продолжает спать, посасывая.
Высаживание связано с закаливанием малыша. Оказывается, что ребенок, которого высаживают, одновременно начинает закаляться, причем самым мягким образом. Получается, что в течение суток у него очень часто оголяются ножки и нижняя часть туловища. Когда малыша перестают пеленать, оказывается, что удобнее всего его держать только в кофточке, с постоянно голенькими ножками и попой. Когда малыш начинает учиться ползать, вставать и ходить, лучше всего это у него получается с голыми ножками, т.к. голые ножки совершенно не скользят. Малыши предпочитают, примерно до трехлетнего возраста, в домашних условиях постоянно ходить босиком и без штанов. При этом ребенку, постоянно ходящему с голой попой легче установить правильные отношения с горшком, ему не надо ничего снимать. Он быстрее приучается самостоятельно пользоваться горшком. В результате вырастает ребенок, привыкший бегать дома, а по возможности (например, летом на даче) и на улице, босиком и равнодушный к “сквознякам”.
Высаживают малыша, держа его обычно над тазиком или раковиной, или любой другой подходящей емкостью. Обычно в каждой комнате дома такая емкость должна присутствовать. В позе для высаживания нет ничего сложного... мама берет малыша так, как если бы она хотела покормить малыша сидя. В этом положении малыш, сосущий грудь лежит вдоль маминой руки. Мама раздвигает ноги, не отрывая малыша от груди, опускает его попой вниз, придавая ему почти сидячее положение. Рукой, на которой он лежит, придерживает его за ножку, за бедро чуть выше колена, другую, свободную руку подводит под другую ножку так, что рука оказывается в подколенном сгибе, и ладонью этой руки похлопывает по промежности (половым органам). Когда малыш писает, особенно если это мальчик, мама этой же ладонью направляет струйку вниз, прямо в тазик. С приобретением определенной ловкости и сноровки высаживать малыша можно и над горшком.
А когда же малыш сядет на горшок? Скорее всего, на втором году жизни. Почему только на втором году? Можно и на первом, но большинство детей в возрасте 6-12 месяцев на горшке сидеть не хочет. Малыши или сопротивляются попытке посадить их на горшок, или, посидев секунду, слезают.
Проще всего тем детям, у кого есть наглядный пример в виде старшего братика или сестрички, пользующегося горшком. Но в любом случае, горшок должен появиться в интерьере и стать привычным предметом для малыша, по крайней мере, тогда, когда малышу исполнится год. Малышу можно предложить воспользоваться горшком по назначению в 1г3-4 месяца. Все дети с успехом используют горшок к 1г 8-9 месяцам.
Высаживать малыша с рождения может любая мама, если она хочет этому научиться и понимает, что большую часть времени ребенок должен проводить у мамы на руках или в непосредственной близости от нее. Если же мама считает, что ребенка нельзя приучать к рукам, и уверена, что правильный ребенок – это ребенок, проводящий большую часть времени в кроватке, посасывая пустышку, то высаживать малыша она не сможет, да и вряд ли захочет. Ей лучше использовать памперс.
Высаживание детей когда-то было обязательным и естественным элементом общего ухода за малышом. Поэтому, в странах, где в обществе сохранилась передача традиционного материнского опыта, и мамы носят ребенка на себе, с приучением малыша к чистоте нет проблем. Внимательное отношение мамы к своему малышу и помощь в его желании быть сухим и чистым настолько общеприняты, что, например, в африканских странах женщина, испачканная своим малышом через неделю после родов, считается невнимательной матерью. Цивилизованным европейкам сложнее еще и потому, что они никогда не видели, как можно высаживать малыша. Если молодая мама, в течение своей жизни много раз наблюдавшая, как высаживают малышей другие женщины, начнет сама высаживать своего малыша, у нее это будет получаться почти инстинктивно. Нам же, не имевшим такого опыта, сложнее. От впервые услышанной информации о том, что новорожденный, оказывается, умеет проситься писать, до понимания своего малыша на уровне чувств: “Ага, ты хочешь писать? Пойдем к тазику...” проходит некоторое время.
Правила высаживания:
Высаживайте малыша после каждого сна, независимо от того проснулся он мокрым или сухим.
Высаживайте при проявлении беспокойства. Постепенно вы начнете понимать, какое именно беспокойство говорит о желании малыша пописать или покакать.
Высаживайте по вашему требованию, если вам это нужно, например, перед прогулкой.
Не ждите, что малыш будет сразу же писать, как только вы его высадили, особенно , если вы пытаетесь его высадить по вашей инициативе. Подождите, по крайней мере, 2-3 минуты.
Не настаивайте на мочеиспускании, если малыш долго не сосал. Ему может быть “ нечем” писать.
Высаживайте малыша, если он уже долго не писал, и вам кажется, что уже пора.
Малыши в возрасте нескольких месяцев и старше, могут не писать сразу после сна. Подстраивайтесь под изменяющиеся потребности ребенка.
консультант по грудному вскармливанию
и естественному уходу за ребенком
Казакова Лилия Валентиновна
Статья с сайта mother.ru
Есть даже очень хороший пример: дочку моей подруги детства начали высаживать с 6 мес., и уже в 9 они надевают ей памперс только на прогулку, и то она в него не ходит (так для подстраховки), а так и днем, и ночью ребенок ходит на горшок!!! Это очень хорошо - ничего не парит, ничего не мешает, тело ребенка дышит и.т.п.
(Воодушевившись именно ее рассказами, я решила что Косте "пора"!)
2. В этом возрасте детки еще не могут контролировать свои выделительные функции, так как у них еще не сформированы ответственные за это механизмы в ЦНС. Все рассказы, о том, что мой ребенок в год уже ходит на горшок, обычно рассказывают те мамы, которые регулярно, по часам высаживают ребенка на горшок, таким образом формируя у него (или у себя) своеобразный условный рефлекс, но дети при этом не просятся сами, т.е. если мама пропустит момент высаживания, то штанишки будут мокрыми. Вам можно, для начала, все время высаживать ребенка на горшок после сна, когда положительный результат практически гарантирован и громко радоваться увиденной лужице в горшке. Это нужно для того, чтобы у ребенка сформировалось понятие, когда в горшке мокро - мама радуется (дети любят, когда мама довольна). Потом он поймет, что мокро в горшке или сухо зависит только от него ( но не ждите этого слишком скоро и не форсируйте события). Потом можете подумать и решить, когда еще высаживание на горшок вашего малыша принесет желаемый результат (зависит от организма ребенка) и высаживать еще и в это время. И тогда, как только малыш начнет чувствовать, что он хочет писать до того, как процесс начался (потому что сейчас он может ощутить только результат - мокрые штанишки), он начнет проситься на горшок. Но здесь главное не передавить ребенка, иначе может пойти сильный протест против горшка и приучение затянется. Не ждите скорых результатов и запаситесь терпением.
В таком же духе пишет и популярный на сегодняшний день доктор Комаровский в своей статье "Дорога к горшку"
http://articles.komarovskiy.net/doroga-k-gorshku.html
Наблюдая за ребенком, сравнивая его с другими детьми, общаясь с друзьями-подругами, нормальные любящие родители постоянно ищут доказательства того факта, что «наш не хуже других». И именно поэтому жизнь нормальных любящих родителей состоит из огромного количества переживаний.
Проблемы и поводы для волнений поэтапно сменяют друг друга. Будет ли держать головку? Вылезут ли зубы? Закроется ли родничок? Когда же, наконец, он сядет, встанет, поползет, пойдет? Неужели он так и будет отталкивать ложку? Неужели он так и не заговорит – уже ведь год исполнился, а кроме «мама» и «дай» никаких осмысленных звуков не наблюдается?
Принципиальной особенностью именно нашего образа жизни является постоянное обсуждение волнующих проблем не только в кругу семьи, но и вынос их (проблем) на всеобщее обозрение в процессе общения с друзьями, подругами, соседями и сослуживцами.
Как только на каком-нибудь дне рождения вы гордо заявите о том, что, дескать, «наш Петя в 10 месяцев сам пошел», как пренепременно среди присутствующих обнаружится более «удачливый» родитель, чей Вася пошел в 9,5. Детальное изучение вопроса наверняка приведет к расширению списка обсуждаемых родственников и знакомых. Главным итогом вечера станет не вызывающее сомнения заявление соседки тети Клавы касательно того, что ее внучатый племянник Артурчик ходил самостоятельно в 8 месяцев.
Оставшись наедине с собой, вы невольно удивитесь трансформации собственных мыслей. В течение какого-то часа ваш самый любимый, самый талантливый и самый развитый мальчик Петя из объекта непоколебимой родительской гордости трансформировался в самое обычное и совсем невыдающееся дитя. То ли дело Артурчик!
Наутро, успокоившись, вы поймете, что восьмимесячный племенник тети Клавы ходил самостоятельно, главным образом, под себя…
И это предмет отдельного разговора.
Тема «хождения под себя», к которой мы пришли «простым логическим путем», во всем спектре детских проблем стоит особняком.
* * *
Умение самостоятельно, без помощи родственников, справлять нужду является настолько очевидным атрибутом «взрослости», что желание поскорее увидеть своего ребенка гордо сидящим на горшке и не менее гордо натягивающим после этого абсолютно сухие трусы становится просто нестерпимым.
Масла в огонь добавит опять-таки уличная информация. Несложно будет узнать о выдающихся достижениях молодой мамы Оксаны из третьего подъезда: ее дочка с трех месяцев мочится по команде «пись-пись». Вряд ли вам сообщат о том, что словосочетание «пись-пись» Оксана произносит по 30-40 минут подряд, но дело сделано. Зерно сомнения запало в ранимую родительскую душу. И, снимая с сухого и веселого Пети тяжелый утренний подгузник, вы твердо решите: хватит быть маленьким!
С этого момента начнется дорога вашего ребенка к горшку (вариант унитазу). Но, отправляясь в путь, следует четко уяснить: сам малыш не скоро придет к намеченной цели. Вам обязательно следует быть рядом с ним. Готовы ли вы к этому путешествию?
Поэтому давайте перед дорогой присядем и подумаем.
И, прежде всего, вот о чем.
Много ли вы знаете детей, которые пошли в школу, не умея при этом самостоятельно справлять нужду?
Ответ однозначен – немного, а если точнее, не знаете. По крайней мере, если речь идет о ребенке, который отправился в обычную среднюю школу.
Вы твердо должны отдавать себе отчет в том, что если у ребенка нет тяжелой врожденной или приобретенной патологии, то рано или поздно он научится контролировать свои потребности и станет полноправным членом общества.
Но что в данном контексте означает словосочетание «рано или поздно»?
Рано, это когда – в полгода или в год? Поздно, это когда – в три года или в четыре?
И ответа однозначного здесь нет и быть не может.
Ибо все определяется, по крайней мере, должно определятся, именно вашими личными представлениями о своевременности и целесообразности. Еще раз подчеркиваю – лично вашими!
Не мнением прабабушки, которая однозначно заявляет, что все ее пятеро детей с годовалого возраста сами вытирали себе попу и не были избалованы вредными и никому не нужными памперсами;
Не высказываниями настойчивой соседки Оксаны, подсчитавшей, что за последние полгода ей удалось сэкономить на памперсах сумму, равную 20 упаковкам стирального порошка;
Не категорическими утверждениями крупных «специалистов» о том, что подгузники вредны и «вам должно быть стыдно и вообще уже пора».
Вы четко должны определиться с непреложным правилом: это ваш ребенок, это именно вы тратите деньги на его одежду и подгузники, это именно вас должно в вашем ребенке что-либо устраивать или не устраивать. Когда и каким образом ваш ребенок будет справлять нужду, является внутренним делом именно вашей семьи.
Из приведенного правила есть очевидное исключение. Процессы оправления физиологических потребностей являются внутренним делом вашей семьи лишь при условии, что это не затрагивает существования других семей. Ситуация, при которой дитя мочится под дверью у соседей, нормальной не является. Но упомянутое исключение лишь подтверждает общее правило.
Итак, вы решили, что действительно пора.
Первое, что вы должны знать: что-либо знать вам совсем не обязательно. Если вы никогда не знакомились с правилами приучения к горшку, если вы никогда не открывали книг с мудрыми инструкциями, если без теории вы сразу же решили стать практиком – успех придет к вам пренепременно. Да, возникнут проблемы, разочарования в себе и в ребенке, несколько скандалов и истерик, но конечный результат предопределен.
Ограничить количество практических неудач и недоразумений можно с помощью вовремя полученной теоретической информации.
Этим мы и займемся, пожалуй.
* * *
С момента рождения – и это очевидный факт – процессы мочеиспускания и дефекации ребенком не контролируются. Т. е. эти процессы подчиняются безусловным рефлексам – действиям, не требующим участия коры головного мозга. Элементарная задача приучения к горшку в переводе на умную терминологию состоит в том, чтобы данный от природы безусловный рефлекс сделать условным – подчинить его воле конкретного юного индивидуума.
Успешность переучивания определяется тремя факторами:
Состоянием (развитием) органов, принимающих непосредственное участие в процессах мочеиспускания и дефекации: мочевой пузырь, мочеиспускательный канал, прямая кишка, мышцы брюшного пресса, сфинктеры прямой кишки и мочевого пузыря (сфинктер – это особая круговая мышца, сжимающая полый орган или замыкающая выход из него).
Состоянием (развитием) нервной системы, прежде всего, коры головного мозга.
Интенсивностью внешних воздействий или, проще говоря, педагогической активностью родственников.
Три перечисленные составляющие тесно взаимосвязаны, но уже на этом этапе можно сделать очень существенные выводы, которые, впрочем, вполне очевидны:
Чем раньше вы начнете процесс приучения к горшку, тем больших усилий это от вас потребует.
Приучение к горшку тем успешнее, безболезненнее и проще, чем выше уровень физиологического развития ребенка.
Практический опыт подтверждает вышесказанное: дорога к горшку полна слез, детских воплей, труда и разочарований, но только тогда, когда вы отправились в путь слишком рано.
Очень многим терпеливым и активным родителям удается добиться прекрасных результатов уже на первом году жизни. Сплошь и рядом произносятся гордые заявления о том, что ребенок в 10, 9, 8 даже в 7 месяцев опорожняет мочевой пузырь по команде «пи-пи», а ходит по большому исключительно после «а-а». И в этом нет совершенно ничего удивительного. Многократным пипиканьем и ааканьем несложно добиться возникновения условного рефлекса, только рефлекс этот не совсем то, что нам требуется.
Почему? Да потому, что это связь между процессом опорожнения мочевого пузыря и звуком «пи-пи». И если этот звук произносится часто и подолгу, и если все равно не отцепятся, пока не помочишься, так связь эта установится рано или поздно.
Но цепочка должна быть другой: не «пи-пи» – наполнение пузыря – мочеиспускание, а наполнение пузыря – горшок – мочеиспускание. Т. е. побудительным мотивом к горшку должен стать физиологический процесс (наполнение пузыря), а не звуковой раздражитель («пи-пи»).
Расплата за ранние успехи приходит на втором году жизни. Якобы способный и развитый ребенок с 9-ти месяцев сидящий на горшке, вдруг, по каким-то «непонятным» соображениям, перестает это делать, и активно воюет за свою свободу с озабоченными родственниками. А соображения очень даже понятные – наступает время формирования того самого нормального, естественного контроля над выделениями, о котором мы уже говорили. Мочевой пузырь пустой, а они тут лезут со своими «пи-пи»…
Каких бы «поразительных успехов» вы ни добились, но до 1,5 лет успехи эти будут временными, а эпизоды промашек – частыми. И к этому надобно относится весьма философски. Нет совсем ничего плохого в том, что вам удастся сэкономить энное количество подгузников и познакомить ребенка с такой интересной штукой, как горшок. Но знакомство это, по крайней мере, с точки зрения медицинской науки, будет поверхностным, а выработанные навыки не стойкими.
Впрочем, сроки формирования рефлексов индивидуальны, осознанное общение с горшком может иметь место и в годовалом возрасте, но ситуация, когда до 3-х лет «ну ничего не получается» – тоже совсем не редкость.
В этом-то и кроется серьезная проблема. Озабоченные тем, что не получается, родители пытаются активно влиять на процесс. Возможные воздействия непременно включают в себя элементы насилия – заставить сесть, не дать встать, наказать за лужу в коридоре. Следствие – истерики, антипатия ребенка к процессу в целом, к горшку и родственникам в частности.
Отсюда важное правило: если не получается – подождите. Закройте тему на 1-2 месяца, вернитесь к привычным для всей семьи подгузникам, не тревожьте понапрасну свою и детскую психику.
Существуют установленные специалистами физиологические нормы.
Естественный переход к контролю над выделениями начинается после года и активно «дозревает» в течение второго года жизни.
Средний возраст выработки более или менее устойчивых «горшечных» навыков колеблется в интервале от 22-х до 30-ти месяцев.
Стойкие условные рефлексы формируются к трехлетнему возрасту.
Все вышеизложенное – теория, предшествующая последующим практическим рекомендациям. Но перед тем как перейти к конкретным советам, хочется еще раз подчеркнуть: попытки приучения к горшку ребенка в возрасте до года могут привести лишь к экономии подгузников (что немаловажно), но никакого отношения к формированию осознанного контроля над выделительными функциями эти попытки не имеют.
Таким образом, рекомендуемое время приучения ребенка к горшку колеблется в достаточно широком возрастном интервале – от 1 года до 3 лет.
Для того чтобы процесс прошел максимально гладко, следует знать некоторые признаки, указывающие на психическую и физиологическую готовность организма ребенка к познанию туалетной науки.
К таким признакам относятся:
установление более или менее стабильного режима дефекации;
способность более 1,5-2 часов сохранять подгузники в сухом состоянии;
знание частей тела и названий предметов одежды;
знание или понимание слов «пописал» и «покакал»;
демонстрация отрицательных эмоций как следствие пребывания в грязных (мокрых) подгузниках;
стремление (умение) самостоятельно раздеваться;
стремление (умение) самостоятельно входить-выходить из туалета.
И, наконец, самый достоверный признак: способность любым способом – словом, кривлянием, конкретными звуками, жестами – передать родителям слово «хочу».
* * *
Итак, все предварительные условия присутствуют. Желание есть. Начинаем.
1. Помимо готовности ребенка должна быть и готовность взрослых. Очевидно, что на этапе перехода от подгузника к горшку затраты времени на непосредственное общение с малышом заметно увеличиваются. Нельзя вырабатывать туалетные навыки лишь по воскресеньям или только в те дни, когда ожидается официальный визит бабушки.
2. Ребенок, как, впрочем, и всякий взрослый человек, склонен к переменам в настроении. Ранний этап туалетного обучения лучше проводить тогда, когда все члены семьи здоровы и жизнерадостны.
3. Лучшее время – лето. Легче освободиться от одежды, меньше количество предметов, подлежащих стирке в случае промашки. Да и сохнет все заметно быстрее.
4. Знакомимся с горшком. Предлагаем его ребенку тогда, когда вероятность «процесса» максимальна – после сна, после еды, когда по поведению поняли – пора.
5. В случае успеха – очень-очень хвалим. В случае неудачи – изо всех сил стараемся не огорчаться, а если огорчаемся – огорчения не показываем.
6. Фиксируем внимание не только на самом горшке, но и на действиях, непосредственно предшествующих общению с горшком и расставанию с ним: как горшок достать, как его открыть, как снять трусы, как одеть трусы, как и куда вылить содержимое из горшка, как помыть горшок, как закрыть горшок и поставить его на место. Реализация всего перечисленного с легкостью превращается в интересную игру. Замечательно, если после каждого удачно осуществленного действия родители не скупятся на похвалы – весь процесс в таком случае сопровождают положительные эмоции, а это, пожалуй, главное на переходном этапе.
7. Постепенно организовываем встречи с горшком не только тогда, когда пора ребенку, а тогда, когда этого требует распорядок дня. Например, в обязательном порядке усаживаемся перед сном, перед прогулкой.
8. Расставаться с подгузниками окончательно и бесповоротно не следует. Вполне пригодятся для поездок в транспорте, ночью, на прогулке в прохладное время года, поначалу и во время дневного сна. Но всякий раз, когда проснулись сухие и быстренько уселись на горшок – обращаем внимание на то, какие мы молодцы, и в подтверждение этого очевидного факта демонстрируем сухой подгузник.
9. Форма горшка, его цвет и количество «прибамбасов» (музыкального сопровождения, откручивающихся частей, нарисованных глаз и выступающих ушей) не имеют принципиального значения. Важно все-таки, чтобы горшок воспринимался не как игрушка, а в качестве предмета совершенно определенного назначения. И в этой связи не стоит поощрять просто игры с горшком. «Вот это стул. На нем сидят» – и, по аналогии, – «Это горшок, на нем писают и какают«. Желательно, тем не менее, чтобы горшок был сделан из экологически чистой пластмассы, был удобным – размеры соответствовали попе, не был холодным. Наличие спинки (горшок в виде кресла) совсем не помешает.
10. Непринципиально: горшок или унитаз (подразумевается наличие специального детского сиденья). Тут уж как вам удобнее. С учетом того, что, особенно на первых порах, процесс может затягиваться, горшок сподручнее, поскольку общаться в комнате приятнее, чем в тесном туалетном пространстве. Совмещать горшок с унитазом – вполне приемлемый вариант, особенно для мальчиков. Специальная табуреточка в туалете, а с нее помочиться – это ж просто удовольствие и осознанное приобщение к миру взрослых. А если еще папа найдет время показать, как это делается…
* * *
Итоговое наблюдение из практики.
Честное слово, за два десятка лет работы педиатром я ни разу не сталкивался с ситуацией, когда родители нормального четырехлетнего ребенка обращаются к врачу по поводу того, что дитя не умеет пользоваться горшком.
Но рыдания мамы, чей двухлетний отпрыск писает в штаны, – явление довольно типичное. При этом главный повод к огорчениям не тот факт, что наш штаны намочил, а то, что все остальные давно ходят на горшок.
- А с чего вы взяли, что все остальные ходят?
- Так сами говорят!
По этому поводу вспоминается замечательный анекдот о том, как пенсионер Иван Иванович жалуется сексопатологу: «Соседу Петру Петровичу, как и мне, 70, он говорит, что может 3 раза, а я вообще не могу!». А доктор советует: «Так и вы говорите»… Надеюсь, аналогия понятна.
Учитывая все вышесказанное, взвесив все за и против, а также, в связи с явным протестом Кости, решила выбрать золотую середину )
Ждать конечно полутора лет и более мы не будем, но до 8 месяцев горшок пока спрятан.
Потом начнем сначала: буду пробовать садить только после сна, или когда точно видно, что хочет. И очень-очень хвалить если получится.
И так по чуть-чуть не принуждая, если будет получаться - будем увеличивать количество высаживаний.
Если снова будет сопротивляться значит отложим его (горшок) еще на некоторое время.
Надеюсь я все делаю правильно и так будет лучше для нашего ребенка.
Так что - продолжение следует....
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]