Поговорим об экономике и политэкономии. И о людях.
Господствующей, да что там господствующей, единственной теорией экономического развития СССР служила теория Маркса. Карл Маркс великий мыслитель. Это признают и его оппоненты, не говоря о приверженцах. Но… и он не был свободен от ошибок. I.
Марксизм, как известно, имеет три составные части (на источниках останавливаться не буду):
• учение о диктатуре пролетариата (научный коммунизм).
• материалистическое понимание истории (исторический материализм),
• учение о прибавочной стоимости (политическая экономия капитализма).
Первой, а значит и основополагающей, его ошибкой было признание пролетариата передовым классом, носителем передовых идей. Недоваольным – да, фабрично-заводские рабочие, пролетариат, испытывая гнет буржуазии, наиболее готов к бунту, восстанию против власти. Но передовым? Какие передовые идеи он, пролетариат, несет в капиталистическом обществе? Они что, фабрично-заводские рабочие во времена Маркса были обременены заниями философии, политических и экономических теорий, они были интелектуально готовы возлавить общество, стать господствующим классом? Они впитали идеи Бэкона, Сен-Симона, Герцена, Добролюбова? Конечно же, нет. Они готовы были восстать, бунтовать, бастовать. Так же как и крестьяне под водительством Болотникова, Степана Разина, Пугачева во времена феодализма бунтовали против феодалов.
Вот как описывал передовой класс уже в 20 веке Илья Эренбург. Рабочие спали в душных полутемных казармах на нарах, покрытые тулупами; они пили кислое, испорченное пиво, иногда играли в карты, пели, сквернословили. Среди них было мало грамотных, а грамотеи читали по складам хронику происшествий в «Московском листке». Помню еще забаву: рабочие облили керосином крысу, и огненная крыса металась в кругу. Я видел жизнь нищую, темную, страшную, и меня потрясала несовместимость двух миров: вонючих казарм и гостиной, где умные люди говорили о колоратуре. ("Люди, годы, жизнь")
О тяжелой жизни американских шахтеров-пролетариев поется в известной песне "16 тонн", исполняемой группой "Тhe platters" (но вовсе не Полем Робсоном, как думают многие).
Да, жизнь пролетариев была тяжелой. Но передовые идеи несли в их массы представители как раз враждебнного класса, класса буржуазии. Тот же Маркс был выходцем из мелкобуржуазной еврейской семьи, которая владела несколькими виноградниками в Мозеле. Энгельс – сын фабриканта-капиталиста. Не были пролетариями ни Ленин, ни Сталин. Это они, представители интеллегенции, организовывали рабочие, марксистские кружки, помогали пролетариату "осознать себя".
Таким образом, Маркс совершенно безосновательно, бездоказательно сделал пролетариат носителем передовых социальных идей.
Естественно, эта ошибка в базисе теории приводит к многочисленным ошибкам и далее в теоретических построениях и при их реализации на практике. В первую очередь, в теории диктатуры пролетариата, в теории пролетарского государства. Не могло, и не было диктатуры пролетариата, не управляли кухарки государством. Ленин, допускавший первоначально подобное, и даже убежденный в этом, позже признал ошибочность этого тезиса: кухарке надо подучиться, т.е. по сути, перестать быть кухаркой. Как и пролетарию, захватившему власть, надо выучиться властвовать, получить необходимые знания в одной из областей управления промышленностью, финансами, гражданской сферой, а значит перестать быть пролетарием. Надо сказать, что понятие "диктатура пролетариата" у Маркса ни разу не раскрыто. Фактически у Маркса диктатура пролетариата есть синоним понятия "государство". Маркс чувствовал слабость своей теории в этой части. Потому он говорил о необходимости "пролетариату осознать себя". Кстати, такй же прием Маркс использовал и при обосновании проблем отмирания государства в коммунистическом обществе, говоря о необходимости воспитать "нового человека".
Не дал определения диктатуры пролетариата и Ленин. А вот Сталин выразил свое понимание четко, ясно, лаконично:
“Диктатура пролетариата есть
• неограниченное законом насилие в отношении капиталистов и помещиков,
• руководство пролетариата в отношении крестьянства,
• строительство социализма в отношении всего общества”.
(И.В. Сталин. Вопросы и ответы. Соч., т. 7, с. 187)
Обращает на себя внимание заложенное первым же пунктом беззаконие власти. Это откликнется позже, в годы репрессий.
В книге Ленина "Что делать" есть вывод о том, что сам по себе пролетариат не способен подняться выше профсоюзных идей - то есть мелкобуржуазных. Отсюда и необходимость привнесения идей социализма в рабочую среду. Позже Ленин изменит своё мнение и напишет "Государство и ревоолюция", но потом, опять убедится, что кухарки просто не хотят управлять государством. В целом, на примере Советской России видно, что пролетарское учение "пролетело" с пролетариатом и его диктатурой. II.
Маркс внес неоценимый вклад в идеи материалистического понимания истории, фактически создал учение об историсческом материализме. Но, будучи до мозга костей материалистом, он не сумел, не смог учесть "человеческий фактор" в полной мере. В его представлении личность в истории, это некий робот, сконструированный и действующий в строгом соответствии с материалистическими законами, законами природы. История творит людей, думал Маркс. Но на самом деле все оказалось гораздо сложней, и даже совсем не так. Оказалось, что не история творит личность, а личность творит историю. Вспомните известных правителей – от Александра Македонского до Сталина и Хрущева, попутно и Наполеона, и Бисмарка, и Черчилля, и вы поймете, насколько это очевидно. С этой точки зрения более очевидной становится историческая роль таких личностей, как Горбачев, Ельцин и Путин, хотя время для объективных и полных оценок последних еще не пришло.
III.
Огромным достижением Маркса явилась разработка им теории прибавочной стоимости, политической экономии капитализма. Вместе с тем, марксов подход к проблемам оценки эксплуататорской сущности капитализма, не является единственно возможным. Можно вспомнить и иные работы. Скажем, работы А.Маршалла дают теорию цен в конкурентных условиях капиталистического рынка. Маркс же ни кронкуренцию, ни спрос-предложение не учитывал.
Я уже не раз писал о том, что КПД (коэффициент полезного действия) социализма, построенного в СССР, оказался ниже КПД капитализма развитых стран Европы и Америки, в среднем где-то в 2-2,5 раза. Это явилось главным фактором, приведшим к краху СССР.
Можно ли говорить о КПД применительно к теории политической экономии. КПД в обычном понимании – это соотношение полезно использованной энергии к общим ее затратам при работе машины (механизма). Оказывается, можно и нужно! - говорит русский ученый-экономист Сергей Андреевич Подолинский еще в 1880 году в своей работе «Труд человека и его отношение к распределению энергии». Его имя современным экономистам мало знакомо. Между тем, он встречался с Марксом, и получил от него теплый отзыв. Жаль, что Маркс не воспринял учение Подолинского. Энгельс вообще не воспринял идеи Подолинского.
А между тем Подолинский установил, что труд человека обладает уникальным свойством, он обладает КПД более 100%! Уникальность его в том, что труд человека обеспечивает не только на 100% возмещение энергетических затрат человека на свое существование, но и производит продукт сверх того, прибавочный продукт, и тем больше, чем выше КПД труда. «Труд есть такое потребление механической и психической работы, накопленной в организме, которое имеет результатом увеличение количества превратимой энергии на земной поверхности». Пути повышения КПД труда разнообразны.
С позиций Подолинского очевидны положительные последствия механизации, роботизации производства, тогда как Маркс считал, что механизация (в его времена о роботизации еще речь не заходила, естественно) ухудшает положение рабочих, усиливает эксплуатацию, и в этом была еще одна ошибка Маркса.
С самой эксплуатацией у Маркса тоже не все гладко. Ведь следуя теории самого Маркса, пролетарий и капиталист встречаются на рынке, на рынке труда. Добровольно заключают сделку: рабочий продает, капиталист покупает рабочую силу. Покупает по цене ниже ее стоимости на прибавочную стоимость. Рынок свободный, сделка добровольня. Какая эксплуатация?
И в заключение. При строительстве социализма, создании даже "развитого социализма" что-то пошло не так. Поскольку марксизм к этому вреимени из науки превратился в методичку (помните – "марксизм не догма, а руководство к действию"?), он, естественно не мог дать должных решений. Как наука марксизм остановился в 1917. Левая идея замерла. И только во второй половине ХХ века она находит некоторое развитие в работах Муамора Каддафи "Зелена книга", о Третьей Всемирной Теории. В этой третьей теории много интересных моментов. Но… попытка ее реализовать на практике тоже окончилась крахом. И не только потому, что американцы разгромили Ливию и убили Каддафи, а потому, что реализация идей джамахерии, народовластия, отказ от государства, предпринятые Каддафи, обернулись фактически диктатурой лидера, хотя и обеспечили за счет нефтедолларов высокий уровень жизни берберов, жителей песчанной пустыни такой, какой нам и не снился.
Я думаю, что левая идея хоть и замерла, но все же не умерла. И она получит свое развитие. Когда? Как? Нужны научные исследования. Требует корректировки коммунистическая идея. Мне представляется, что коммунизм - утопия. А вот социалистическая идея вполне жизнеспособна и может дать неплохие плоды.
Очень интересная и содержательная статья, Ян. Прочитав её. я по-другому взглянула на учение Маркса. Действительно: как может быть неграмотный рабочий носителем передовых идей? И что это за "диктатура", если целью является построение гуманного общества,где все равноправны? Ну и так далее. Хотя с некоторыми вещами я и не совсем согласна. Один из ключевых моментов - это то, что я всё-таки считаю, что людьми управляют исторические законы. А выдающиеся личности просто воплощают эти законы, а не сами их творят. Ну и с КПД больше 100 % я, как естественник, не могу согласиться. Понимаю в этой связи Энгельса. Там, у Подолинского, энергия перепутана с информацией. Это и понятно - в те времена ещё до конца не понимали, что такое информация (да и сейчас большинство ещё плохо понимает).
Ну и последнее - я всё же сомневаюсь в жизнеспособности левых идей. По крайней мере, в обществе, где существует рынок. В самом понятии обмена и конкуренции заложено неравенство. Иначе не будет развития.
Добрый вечер, Ирина! Доволен, что статья нашла отклик и понимание. Несогласие с отдельными моментами естесственно и дает повод для дискуссии.
О роли личности. Я долго думал над этим вопросом, но, исходя из материалистического понимания все же пришел к выыводу, что личность имеет гораздо ольшее значение в истории, чем это трактует марксизм. Да, для появления Личности нужны условия, условия объективные. В отсутствии таких условий личность может не проявиться, проявиться в иных областях и т.д. Но, при наличии условий - она проявит себя в полной мере. Вот сейчас условия, в которых может проявиться личность, причем в самых разных, порой неожиданных направлениях. Путин войдет в историю, но не надолго, не на века. Да и с каким знаком, + или - сказать трудно. Скорее (мое мнение) с минусом. И потому он НЕ историческая личность. Впрочем сейчас судить рано.
Что касается КПД человека. Я не прочел всю работу Подолинского, просмотрел по диагонали. Много интересного.
И вот, следуя ему (а он все рассматривает с энергетической точки зрения) следует признать, что труд уникален тем, что создает прибавочный продукт, т.е. продукт, неробходимый для простого воспроизводства человека (жилье, питание, одежда и пр. самого работника и семьи), но и сверх того - прибавочно. Более того, мне думается, что это свойственно всему живому - прокормить себя и оставить потомство. Так вот КПД=1 при простом воспоизводстве (воспроизводстве "себя) + некоторая часть - для потомства. А это в сумме уже больше 1.
В части левой идеи - не знаю. Мне казалось - будущее за социализмом. Но вот сейчас стал сомневаться. А не есть ли социализм всшей стадией капитализма? Если убрать не очень внятное определение "всеобщая, обшщзественная" собственность, все становится на свои места.
Но это пока не причессаные мысли!)))
Ответ на комментарий ecolimp #
Мысли, хоть и "непричёсаные", но понятные. С Вашими пояснениями я согласна. Действительно, во всех сферах Бытия решающую роль играют два фактора: свойства объекта и условия среды. Их взаимодействие и даёт определённый результат. Так в генетике, так и в социологии.
Насчёт КПД больше 100 % я всё равно останусь верна своей точке зрения. А то, что Вы (или Подолинский) описали как "прибавочный продукт" - это и есть созданная (или проявленная) с помощью энергии информация. Но вещества и энергии в ней столько же, сколько было в исходных продуктах.
А, вообще, очень интересно с Вами обменяться мнениями. Спасибо!
Ответ на комментарий Acid_Nebula #
Мне тоже интересен такой обмен мнениями, Ирина! Спасибо и Вам за отклики!
В чости КПД>100% и проявленной энергии. Вообще-то труд преобразует предмет труда, повышая его стоимость. Даже не столько стоимость, сколько полезность (полезность - это по Маршаллу). Закон сохранения массы я не трогаю. А вот с энергией - не все гладко. Труд может создать дополнительную энергию, скажем первобытный человек трением зажигал лучину. Это что? Он свою психо-физическую + энергию сокрытую в лучине высвобождал?Значит энергии стало больше? Но эта дополнительная энергия имеет полезность, стоимость. Не берусь говорить об информации, просто плохо пока понимаю.
А вот еще интересно: темную материю заменили отрицательной массой: https://nplus1.ru/news/2018/12/05/negative-creation
Ответ на комментарий ecolimp #
Вот да, Маршалл, очевидно, под словом "полезность" понимал именно информацию.
А насчёт добывания огня трением, так это физика объясняет превращением механической энергии в тепловую при выполнении кем-то (или чем-то) работы. Но я вижу, что Вам более близки социальные науки, чем естественные. Ну а мне - наоборот. Спасибо за ссылку. Интересно, хоть и сложновато, конечно, написано. Но это такая область, где учёным приходится только гадать. Так что гипотез там может быть множество. Главное, чтобы уравнение решалось, а с физическим смыслом они морочиться не будут:))
Ответ на комментарий Acid_Nebula #
Маршалл оценивал именно полезность продукта, его применимость.
Что касается добывания огня - да, он возникает в результате перевода энергии механической (трения) в тепловую. Но ведь это превращение происходит при участии человека, его физических сил. Правда, увереннро отвечать, что энергии стало больше в этом примере - не берусь. Но можног придумать очевидные примеры. Просто что-то с ходу не получимлось.
Ответ на комментарий ecolimp #
Всё правильно, Ян. Такие примеры придумать можно, потому что законы сохранения действуют только в замкнутых, изолированных системах. А таких систем в природе не бывает. Так что примеры есть. Взять хотя бы те же звёзды? Откуда они берут энергию? Из ядерного синтеза? А откуда тогда взялась энергия в атомах? Ведь элементы были созданы звёздами. Вот и получается замкнутый круг:)
Но это я уже перешла к своей любимой Вселенной, о которой Вы писали в предыдущем посте. А насчёт человека, то своей работой он, действительно создаёт продукт. А иногда и энергию, разрушая связи. Но на это он тратит свою, как Вы выразились, психофизическую энергию и время (которое тоже является видом энергии). То есть здесь тоже наблюдается некий круговорот. Так что все мы одинаковы - и люди, звёзды:)
Ответ на комментарий Acid_Nebula #
Точно! Все мы - живое!!! Все, что борется с энтропией, со смертью - живое! А мелкие неувязки в теориях относительности, возникновения Вселенной легко решить, если представить, что все в мире, Мирозданьи - программируется, все подчинено определенным алгоритмам. Тогда и носок, отнесенный на 10 млрд. световых лет на некую экзопланету Вета Омега-звезды мгновенно, а не через 10 млрд лет стането левым, если вы на Земле натянете другой носок на правую ногу. Мгновенно! Не так ли?
Ответ на комментарий ecolimp #
Ян, я очень рада, что мы находим общий язык. Я тоже считаю, что всё во Вселенной живое. И насчёт запутанности объяснение про носки мне нравится. Дело в том, что весь мир, видимо, возник из-за бинарных взаимодействий. Поэтому он весь "запутан".
Ответ на комментарий Acid_Nebula #
Да, конечно, это приятно, когда тебя понимают и в основном согласны. Расскажите о Вселенной. Как там с трехмерным Мёбиусом?
Ответ на комментарий Acid_Nebula #
С трёхмерным Мёбиусом мне тоже очень понравилось. И, вообще, вся Ваша статья мне доставила удовольствие своим стилем. Хотя я, конечно, размышляю на эти темы более серьёзно:)
Ответ на комментарий Acid_Nebula #
Рассуждать серьезно неит стьимула))) Если бы этим занялся раньше - может докторскую написал бы по могорафии (брошюрке). Вот тогда надо было бы серьезно. И матаппарат привлечь, формулы сочинить. А с юмором и иронией - это уже отдых.
Ответ на комментарий Acid_Nebula #
Именно! Поэтому я тоже уже перестала в этом направлении серьёзно размышлять. Да и времена какие-то тревожные настали. Тут бы выжить - не до философии с физикой стало. Хотя без упражнения для мозгов ещё хуже.
Ответ на комментарий ecolimp #
Большое спасибо, Ян. Да, мне об этом известно, но, конечно же, в этой статье всё систематизировано и есть конкретные факты. Так что она мне очень пригодится.
Ответ на комментарий Acid_Nebula #
Растения - живое, очень живое. И, как все живое, обладает определенным разумом. Разум может прояваляться, вероятно, по разному - и в мозгу, через нервную систему управляя организмом, но видимо и иным путем. Разум возможно порой стоь необычно проявляется, что мы его не можем идентифицировать. Когда-то давно читал о таком эксперименте. В деталях не помню, но суть.
В лаборатории два одинаковых растения в горшках. К ним подходит черовек и с ними ласково разговаривает, поливает. Через какое-то время подходит другой человек молча. Но начинает на одном растении обрывать листочки, ломать веточки. И такие подходы не один раз. Ученые что-то там замеряли (то ли электрические импульсы, то ли еще что-то, не помню как). Так вот спустя несколько дней при подхолде "доброгог" растения оставались спокойными. При подходе "злого" растение, которое подвергалось издевательствам (или оба?) начинало трепетать, нервничать... Это показывали импульсы.
Ответ на комментарий ecolimp #
Да, Ян, я тоже слышала о таких экспериментах. Мжет, конечно, в них там что-то и привирали немного, но вот то, что растения сообщают друг другу с помощью химических веществ о нападении паразитов, например, точно доказано. https://www.epochtimes.ru/content/view/61677/5/
Ян, ты не представляешь сколько конспектов я написала по учению К.Маркса и В.Ленина, хотя и тогда было ясно, что историю творит личность. История КПСС всяко писалась под диктовку наших лидеров. Каждое время даёт своих лидеров.
Ответ на комментарий OKSOMORON #
Да, Лина! Это взаимосвязано "лидер и время". Не пришло время - не появится лидер, не будет лидера - время просто пройдет.
Ответ на комментарий ecolimp #
Ну... Энгельса можно простить: тогда ведь биологическая наука была на более низком уровне, чем сейчас. Так же, как, например, Декарт описывал рефлекс механистически, когда не знали ещё, что нервы проводят электрические импульсы.