• Авторизация


Учим детей изобретать. ТРИЗ 23-01-2011 16:43 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Ксения_Бунакова Оригинальное сообщение

Учим детей изобретать. ТРИЗ

[640x386]

Эта эффектная и звонкая аббревиатура - ТРИЗ - расшифровывается как "Теория решения изобретательских задач". Ее создателем в 1948 г. стал Генрих Саулович Альтшуллер, который был известен широкой публике в 60-е гг. как писатель-фантаст под псевдонимом Г. Альтов.

Вообще, изначально ТРИЗ создавалась вовсе не для детей, а для серьезных инженеров-практиков, которым нужно было решать сложные технические задачи на производстве. Однако сейчас как в нашей стране, так и за рубежом эту теорию применяют и в других областях жизни. В том числе и в качестве методики раннего развития.

Немного теории о теории

Как это ни странно, но большинство задач во всем мире по-прежнему решается "методом научного тыка", правда, по-серьезному его называют методом проб и ошибок. Это значит, что человек или некая группа людей рассматривают множество вариантов решения какой-то проблемы и анализируют их, чтобы в итоге выбрать правильный.

Генрих Альтшуллер в свое время поставил задачу несколько иначе: "Как без бессистемного перебора вариантов выходить сразу на сильные решения проблемы?" Так родилась ТРИЗ, один из инструментов которой - алгоритм решения задач с помощью универсальных инструментов.

Элегантная простота

Теория, о которой мы говорим, утверждает, что сильное решение практически любой задачи лежит в том, чтобы преодолеть выявленное в ней противоречие. Человек, владеющий ТРИЗ. умеет так делать без лишних затрат времени и сил. При этом, как полагает автор и как, собственно, получается на практике, тризовское решение должно быть элегантным и стремиться к простоте - к идеальному решению.

Вот пример. В биологической лаборатории возникла необходимость срочно определить среднюю температуру маленьких жучков-долгоносиков. Нужно заказывать специальный и очень дорогостоящий прибор. В идеале специального прибора вообще не должно быть, а его функция должна выполняться.

Какое же в итоге принимается решение? А такое: жучков-долгоносиков насыпают в стакан и измеряют среднюю температуру обычным градусником.

Разумеется, наибольший интерес и пользу данная система представляет для уже подросших ребят, которые хотя бы немного знакомы с основными законами физики и увлечены этим знанием. Например, книга Альтшуллера (написана она тоже под псевдонимом Г. Альтов) "И тут появился изобретатель" - это самый настоящий хит для детей, начиная с 5-го класса, а также их родителей любого возраста.

Однако по мере того, как этой интереснейшей и эффективной теорией начали увлекаться все больше людей, возникла идея применить данную теорию для раннего развития детей. Оказывается, научить даже маленьких ребятишек мыслить диалектически (то есть находить противоречие в любой задаче и разрешать его) можно на самом простом, доступном их возрасту и пониманию материале.

ТРИЗ "по-детски"

А теперь давайте посмотрим, каким образом теория решения изобретательских задач работает в быту. Мальчик лет восьми оказался перед проблемой: как войти в дверь, закрытую его сестрой с другой стороны? Применить силу или угрозы, поднять крик? Банально... Он немного подумал и сформулировал идеальное в данной ситуации решение: сестра САМА открывает дверь. Мальчик придвинул к двери стул со своей стороны и сказал сестре: "Послушай, а ведь я тебя запер". Уже через пару секунд она распахнула дверь, освобождая себя из "плена". Мальчика можно назвать смекалистым от природы, но именно такой вот находчивости, умению сконцентрироваться и нестандартно выйти из ситуации легко, оказывается, научиться с помощью ТРИЗ. Творческое наследие Генриха Альтшуллера адаптировали для развития детей 3-6 лет около 20 лет назад в городе Норильске. Результат можно наблюдать в книге ,,Новые похождения Колобка, или Наука думать для больших и маленьких", написанной Зоей и Михаилом Шустерман.

Детям предлагают помочь Колобку в решении различных повседневных задач. При этом ребенок сталкивается с основными диалектическими законами: возникновение и разрешение противоречий, восхождение от простого к сложному, накопление количественных изменений и переход в новое качественное состояние и т.д. Элементы разрешения задач взяты как раз из методики ТРИЗ, причем рассматриваются они на самых простейших сказочных и жизненных ситуациях. А вот все сложные "умные" слова остались в специальных главках - для родителей.

Цели программы: научить ребятишек заниматься "направленным" на определенный результат творчеством и дать детям простейшие навыки технологии поиска решений различных задач.

Целевая аудитория: дети с 3 лет. Пол ребенка или его склонности к техническим либо гуманитарным наукам значения не имеют. Лучше всего заниматься с компанией детей, чтобы они могли сравнить и найти идеальное решение с учетом закономерности развития систем.

В книге также есть специальные блоки, в которые можно записать творческое решение ребенка, чтобы он стал соавтором книги.

Занимаемся дома

Поиграйте с ребенком в игры, которые способствуют развитию диалектического мышления.

На детском уровне метод проб и ошибок, который используется при решении простых задач, можно представить в виде игры.

Игра "Хорошо - плохо"

Эта игра учит детей самостоятельно находить противоречивые свойства. Выбирайте любой объект, который нейтрален для ребенка, не связан с жестко положительными или отрицательными эмоциями. Например: лужи на улице. Предложите малышу придумать плюсы и минусы для такого явления.

Игра "А что, если…"

Предложите ребенку простой вопрос из повседневного быта или сказки, которую вы читаете вместе: "А что, если сестрица Аленушка не пойдет искать братца Иванушку?". "А что, если ты промочишь ноги на прогулке?". Не отметайте ни одного решения, просто анализируйте работу мысли малыша:

- Если я промочу ноги, то, наверное, пойду домой.

- Мы собираемся гулять в лесу, до дома далеко.

- Тогда я...

Понимание противоречий - одна из важнейших составляющих ТРИЗ. Не бойтесь показывать их ребенку в быту: в этом комбинезоне ты будешь очень красивая, но в нем неудобно играть в песке; мы можем подольше погулять, но тогда закроется магазин, и мы не успеем купить вкусного и т.п.

Игра "Наоборот"

Предложите крохе отгадать обратные признаки, действия (функции) холодный - ? полный - ?). А теперь придумайте, что совмещает в себе эти свойства? Например, что у нас острое и тупое одновременно? (Нож: лезвие острое, ручка - тупая.)

Придумайте теперь обратные действия (разрезать - ?).

Это основа, а дальше уже можно переходить к главному: формулировать противоречие и решать изобретательские задачи. Помните, что решения изобретательских задач могут быть более или менее удачные. Наилучшее определяется с точки зрения идеального конечного результата. Так что работа по материалам ТРИЗ - это творчество.

Приведем примеры задач:

Я инопланетянин. Как вы мне объясните, что такое "карандаш"? Только моему переводчику очень тяжело переводить множество слов вашего объяснения, пожалейте его.


Как измерить ядовитую змею в зоопарке, чтобы она не укусила?

Игра "Теремок"

Цель: тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения.

Реквизит: рисунки разных объектов, например: гитара, чайник, дом, сумка, дерево, яблоко, карандаш и т.д. На каждого ребенка - один рисунок.

Ввод в игру: напоминание сказки "Теремок" и предложение сыграть сказку в измененном виде.

Ход игры: каждый участник получает свой рисунок и играет за нарисованный объект. Ведущий выбирает одного из детей хозяином теремка, а остальные по очереди подходят к теремку (кстати, теремок может быть чисто условным - шкафчик, коврик или просто часть комнаты) и проводят с хозяином следующий диалог:

- Тук, тук, кто в теремочке живет?

- Я (называет себя, например, гитара). А ты кто?

- А я (называет себя, например, яблоко). Пустишь меня в теремок?

- Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.

Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и у гитары, и у яблока есть палочка. После этого гость заходит в теремок, а к хозяину обращается следующий участник игры. И так, пока все не зайдут в теремок. Если кто-то не сможет ответить хозяину, остальные дети могут помочь.

Играть можно не только в группе, но и с отдельным ребенком. Тогда ведущий и ребенок попеременно становятся хозяином и гостем, а вместо рисунков используйте бытовые предметы.

Игра "Маша - Растеряша"

Цель: тренировать внимание, умение видеть ресурсы при решении проблем.

Предшествующий этап: ознакомление детей с функциями различных предметов. Зачем ложка? Зачем дверь? Зачем нож?..

Ввод в игру: рассказать (с соответствующим выводом) о невнимательных людях, которые все путают и теряют. Пригласить ребят оказать дружескую помощь таким Машам-Растеряшам.

Ход игры: ведущий сам берет на себя роль Маши-Растеряши и обращается к остальным:

- Ой!

- Что с тобой?

- Я потеряла (называет какой-то предмет, например нож). Чем я теперь буду (называет функцию потерянного предмета, например хлеб отрезать)? Играющие называют те вещи, что подходят для выполнения данной функции, например: пилой, топором, леской, линейкой. А можно и рукой отломать! Маша-Растеряша может предоставить за хороший совет небольшое вознаграждение.
 

Источник:;журнал "Мой ребёнок"

Спасиибо, www.yshastiki.ru/index.htm 
 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Учим детей изобретать. ТРИЗ | Natalzin - Дочкина мама | Лента друзей Natalzin / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»