Эта эффектная и звонкая аббревиатура - ТРИЗ - расшифровывается как "Теория решения изобретательских задач". Ее создателем в 1948 г. стал Генрих Саулович Альтшуллер, который был известен широкой публике в 60-е гг. как писатель-фантаст под псевдонимом Г. Альтов.
Вообще, изначально ТРИЗ создавалась вовсе не для детей, а для серьезных инженеров-практиков, которым нужно было решать сложные технические задачи на производстве. Однако сейчас как в нашей стране, так и за рубежом эту теорию применяют и в других областях жизни. В том числе и в качестве методики раннего развития.
Немного теории о теории
Как это ни странно, но большинство задач во всем мире по-прежнему решается "методом научного тыка", правда, по-серьезному его называют методом проб и ошибок. Это значит, что человек или некая группа людей рассматривают множество вариантов решения какой-то проблемы и анализируют их, чтобы в итоге выбрать правильный.
Генрих Альтшуллер в свое время поставил задачу несколько иначе: "Как без бессистемного перебора вариантов выходить сразу на сильные решения проблемы?" Так родилась ТРИЗ, один из инструментов которой - алгоритм решения задач с помощью универсальных инструментов.
Элегантная простота
Теория, о которой мы говорим, утверждает, что сильное решение практически любой задачи лежит в том, чтобы преодолеть выявленное в ней противоречие. Человек, владеющий ТРИЗ. умеет так делать без лишних затрат времени и сил. При этом, как полагает автор и как, собственно, получается на практике, тризовское решение должно быть элегантным и стремиться к простоте - к идеальному решению.
Вот пример. В биологической лаборатории возникла необходимость срочно определить среднюю температуру маленьких жучков-долгоносиков. Нужно заказывать специальный и очень дорогостоящий прибор. В идеале специального прибора вообще не должно быть, а его функция должна выполняться.
Какое же в итоге принимается решение? А такое: жучков-долгоносиков насыпают в стакан и измеряют среднюю температуру обычным градусником.
Разумеется, наибольший интерес и пользу данная система представляет для уже подросших ребят, которые хотя бы немного знакомы с основными законами физики и увлечены этим знанием. Например, книга Альтшуллера (написана она тоже под псевдонимом Г. Альтов) "И тут появился изобретатель" - это самый настоящий хит для детей, начиная с 5-го класса, а также их родителей любого возраста.
Однако по мере того, как этой интереснейшей и эффективной теорией начали увлекаться все больше людей, возникла идея применить данную теорию для раннего развития детей. Оказывается, научить даже маленьких ребятишек мыслить диалектически (то есть находить противоречие в любой задаче и разрешать его) можно на самом простом, доступном их возрасту и пониманию материале.
ТРИЗ "по-детски"
А теперь давайте посмотрим, каким образом теория решения изобретательских задач работает в быту. Мальчик лет восьми оказался перед проблемой: как войти в дверь, закрытую его сестрой с другой стороны? Применить силу или угрозы, поднять крик? Банально... Он немного подумал и сформулировал идеальное в данной ситуации решение: сестра САМА открывает дверь. Мальчик придвинул к двери стул со своей стороны и сказал сестре: "Послушай, а ведь я тебя запер". Уже через пару секунд она распахнула дверь, освобождая себя из "плена". Мальчика можно назвать смекалистым от природы, но именно такой вот находчивости, умению сконцентрироваться и нестандартно выйти из ситуации легко, оказывается, научиться с помощью ТРИЗ. Творческое наследие Генриха Альтшуллера адаптировали для развития детей 3-6 лет около 20 лет назад в городе Норильске. Результат можно наблюдать в книге ,,Новые похождения Колобка, или Наука думать для больших и маленьких", написанной Зоей и Михаилом Шустерман.
Детям предлагают помочь Колобку в решении различных повседневных задач. При этом ребенок сталкивается с основными диалектическими законами: возникновение и разрешение противоречий, восхождение от простого к сложному, накопление количественных изменений и переход в новое качественное состояние и т.д. Элементы разрешения задач взяты как раз из методики ТРИЗ, причем рассматриваются они на самых простейших сказочных и жизненных ситуациях. А вот все сложные "умные" слова остались в специальных главках - для родителей.
Цели программы: научить ребятишек заниматься "направленным" на определенный результат творчеством и дать детям простейшие навыки технологии поиска решений различных задач.
Целевая аудитория: дети с 3 лет. Пол ребенка или его склонности к техническим либо гуманитарным наукам значения не имеют. Лучше всего заниматься с компанией детей, чтобы они могли сравнить и найти идеальное решение с учетом закономерности развития систем.
В книге также есть специальные блоки, в которые можно записать творческое решение ребенка, чтобы он стал соавтором книги.
Занимаемся дома
Поиграйте с ребенком в игры, которые способствуют развитию диалектического мышления.
На детском уровне метод проб и ошибок, который используется при решении простых задач, можно представить в виде игры.
Игра "Хорошо - плохо"
Эта игра учит детей самостоятельно находить противоречивые свойства. Выбирайте любой объект, который нейтрален для ребенка, не связан с жестко положительными или отрицательными эмоциями. Например: лужи на улице. Предложите малышу придумать плюсы и минусы для такого явления.
Игра "А что, если…"
Предложите ребенку простой вопрос из повседневного быта или сказки, которую вы читаете вместе: "А что, если сестрица Аленушка не пойдет искать братца Иванушку?". "А что, если ты промочишь ноги на прогулке?". Не отметайте ни одного решения, просто анализируйте работу мысли малыша:
- Если я промочу ноги, то, наверное, пойду домой.
- Мы собираемся гулять в лесу, до дома далеко.
- Тогда я...
Понимание противоречий - одна из важнейших составляющих ТРИЗ. Не бойтесь показывать их ребенку в быту: в этом комбинезоне ты будешь очень красивая, но в нем неудобно играть в песке; мы можем подольше погулять, но тогда закроется магазин, и мы не успеем купить вкусного и т.п.
Игра "Наоборот"
Предложите крохе отгадать обратные признаки, действия (функции) холодный - ? полный - ?). А теперь придумайте, что совмещает в себе эти свойства? Например, что у нас острое и тупое одновременно? (Нож: лезвие острое, ручка - тупая.)
Придумайте теперь обратные действия (разрезать - ?).
Это основа, а дальше уже можно переходить к главному: формулировать противоречие и решать изобретательские задачи. Помните, что решения изобретательских задач могут быть более или менее удачные. Наилучшее определяется с точки зрения идеального конечного результата. Так что работа по материалам ТРИЗ - это творчество.
Приведем примеры задач:
Я инопланетянин. Как вы мне объясните, что такое "карандаш"? Только моему переводчику очень тяжело переводить множество слов вашего объяснения, пожалейте его.
Как измерить ядовитую змею в зоопарке, чтобы она не укусила?
Игра "Теремок"
Цель: тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения.
Реквизит: рисунки разных объектов, например: гитара, чайник, дом, сумка, дерево, яблоко, карандаш и т.д. На каждого ребенка - один рисунок.
Ввод в игру: напоминание сказки "Теремок" и предложение сыграть сказку в измененном виде.
Ход игры: каждый участник получает свой рисунок и играет за нарисованный объект. Ведущий выбирает одного из детей хозяином теремка, а остальные по очереди подходят к теремку (кстати, теремок может быть чисто условным - шкафчик, коврик или просто часть комнаты) и проводят с хозяином следующий диалог:
- Тук, тук, кто в теремочке живет?
- Я (называет себя, например, гитара). А ты кто?
- А я (называет себя, например, яблоко). Пустишь меня в теремок?
- Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.
Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и у гитары, и у яблока есть палочка. После этого гость заходит в теремок, а к хозяину обращается следующий участник игры. И так, пока все не зайдут в теремок. Если кто-то не сможет ответить хозяину, остальные дети могут помочь.
Играть можно не только в группе, но и с отдельным ребенком. Тогда ведущий и ребенок попеременно становятся хозяином и гостем, а вместо рисунков используйте бытовые предметы.
Игра "Маша - Растеряша"
Цель: тренировать внимание, умение видеть ресурсы при решении проблем.
Предшествующий этап: ознакомление детей с функциями различных предметов. Зачем ложка? Зачем дверь? Зачем нож?..
Ввод в игру: рассказать (с соответствующим выводом) о невнимательных людях, которые все путают и теряют. Пригласить ребят оказать дружескую помощь таким Машам-Растеряшам.
Ход игры: ведущий сам берет на себя роль Маши-Растеряши и обращается к остальным:
- Ой!
- Что с тобой?
- Я потеряла (называет какой-то предмет, например нож). Чем я теперь буду (называет функцию потерянного предмета, например хлеб отрезать)? Играющие называют те вещи, что подходят для выполнения данной функции, например: пилой, топором, леской, линейкой. А можно и рукой отломать! Маша-Растеряша может предоставить за хороший совет небольшое вознаграждение.
Источник:;журнал "Мой ребёнок"
Спасиибо, www.yshastiki.ru/index.htm