• Авторизация


Итальянские куртизанки 04-05-2012 15:15 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Arin_Levindor Оригинальное сообщение

Страсти по Ренессансу-2. Итальянские куртизанки

Период эпохи Возрождения является самым великолепным в итальянской цивилизации, настоящий всплеск культуры и искусства. Именно тогда слово куртизанка становится синонимом слова проститутка, причём, так называемые "честные" куртизанки, жившие в богатых дворцах, блистали не только своей красотой, но и высокой культурой. Среди них - поэтессы Gaspara Stampa и Veronica Franco, а также несравненная Imperia, императрица римских куртизанок.
Но, рядом с "честными" куртизанками, утопавшими в богатстве о всеобщем обожании, существовали проститутки самых разных сословий, жизнь которых являлась тяжёлой борьбой за существование, против унижения и насилия. Эти женщины жили в прекрасную и в то же время сложную эпоху, которая, с одной стороны, преследовала их, а с другой, требовала и поощряла подобный род деятельности.
Иногда проститутки всего на всего только упомянуты, нередко окружены всеобщим обожанием, а зачастую брошены в ущелья ада, но в той или иной форме, почти во всех хрониках, исторических зарисовках и литературных произведениях этого периода встречается легендарная фигура куртизанки. Постоянное присутствие жриц любви содействовало созданию мифа куртизанок, дошедшего до наших дней.

Palma il Vecchio
[565x698]

Куртизанки делились на две основные категории.
К первой относились так называемые "честные" куртизанки - cortigiane "oneste". Их основная характеристика состояла в том, что они находились на содержании одного или нескольких богатых покровителей, как правило, выходцев из высшего сословия. "Честная" куртизанка имела свою определённую независимость, и обладали свободой передвижения. Она обучена правилам хорошего поведения, умеет вести застольную беседу, а иногда является обладательницей высокой культуры и литературного таланта.
В конце XV века в Риме, в связи с реформой папской канцелярии, появляются различные кружки, где обсуждают культурные, философские и поэтические мышления. Чтобы развеять слишком учёную обстановку мужчины нуждаются в женском обществе высокого класса. О дамах высших слоёв римской знати не могло быть и речи, поэтому выбор остановлен на свободных женщинах, сожительствующих с неженатыми членами курии, из них отобраны самые красивые и образованные.
Помимо культурного общения, они выполняли свои прямые обязанности проститутки и получили привилегированный социальный статус Cortegiana, hoc est meretrix honesta (cortigiana, ovvero prostituta onesta) или "честная" куртизанка. Честность в этом случае не имеет ничего общего с целомудрием, а означает мещанский образ жизни, культуру и хорошие манеры.


[491x699]

Таким образом, "честные" куртизанки в конце XV века, благодаря щедрым дарам своих покровителей, становятся владелицами недвижимого имущества, нежатся в роскоши, и как самые изысканные принцессы устраивают ежедневные приёмы. Ремесло куртизанок настолько выгодно, что нередко матери готовы потратить немало денег для обучения дочерей, надеясь увидеть своё чадо под "опёкой" знатного вельможи.
И действительно, некоторые представительницы этой профессии вели такой шикарный образ жизни в своих великолепных дворцах, что на одном из таких приёмов испанский посол, вынужденный плюнуть, предпочёл сделать это в лицо своего слуги, чтобы не испортить замечательные ковры владелицы дома.
Конечно, не все "честные" куртизанки обладали подобными дворцами, но многие из них всё же имели хорошо устроенные жилища. Об этом говорит декрет Сената Венеции от 1542 года, в котором проституткам запрещалось отделывать внутренние убранства комнат тонкими шёлковыми материями, им разрешалось использовать только обычные ткани, сотканные в городах Bergamo или Brescia.
На самом деле, этот декрет останется мёртвым камнем, в Венеции и в Риме дома "честных" куртизанок по-прежнему продолжают ломиться от роскоши: атласная обивка, расписная мебель, шёлковые балдахины над кроватью с эротическими фресками на потолке. В Венеции жрицы любви помимо кошек и собак, любили держать заморских обезьян и экзотических птиц.

Palma il Vecchio
[560x698]

Как правило, "честные" куртизанки промышляли под опёкой какой-либо тётки, матери или старой проститутки, выдающей себя за мать (хотя не исключены случаи, когда куртизанки жили одни). Многие проститутки, не имеющие собственных детей, удочеряли маленьких девочек, постепенно обучая своему ремеслу, обеспечивая тем самым денежный доход на старости лет.
Чтобы понять, кого называли куртизанками, достаточно прочесть официальный документ Венеции от 1542 года. В нём подчёркивается, что, проститутками считаются все незамужние женщины, имеющие интимную связь с одним или более мужчинами, а также замужние дамы, не живущие с мужем, а проживающие отдельно и имеющие интимные связи с одним или более мужчинами.
Куртизанки низкого ранга
Ко второй, мене удачливой категории, относятся куртизанки низших сословий, они более многочисленны. Некоторые из них тем или иным образом не смогли стать "честными" куртизанками, другие же, удостоившись когда-то высокой участи, скатились на дно жизни.
Некоторые женщины попадали в публичные дома, расположенные в злачных кварталах Рима, где их ждали небогатые и грубые клиенты. Помимо этого проститутки были обязаны отдавать часть выручки так называемому капитану. Капитан, с разрешения папской канцелярии, брал с каждой куртизанки налог, 2 carlini в месяц, помимо этого он являлся содержателем свободного игорного дома и гостиницы.

Palma Vecchio: Courtesan
[680x699]

Другие куртизанки промышляли в терапевтических салонах - stufe. Мода на подобные заведения пришла в XV веке из Северной Европы, сначала там действительно занимались лечением различных заболеваний, но потом они превратились своего рода публичные дома. Вскоре stufe можно было увидеть во всех римских кварталах. Говорят, что сам Рафаэль являлся владельцем одной из таких комнат, а Микеланжело был завзятым посетителем подобных мест, чтобы улучшить технику изображения обнажённых тел.
Многие клиенты лечились в stufe при помощи массажей импровизированных медиков и хирургов, но главным их желанием была встреча с куртизанками. Многие из таких заведений держали бывшие проститутки, в XVI веке stufe превратились в подпольные игорные дома и в настоящие публичные дома - lupanari, где куртизанки, обязаны, были отдавать часть заработка владельцу заведения.
Отношение к куртизанкам
Власти с одной стороны, преследовали куртизанок, а с другой, требовали и поощряли подобный род деятельности. В чём заключалось подобное поведение?
Дело в том, что мужское население было намного многочисленнее женского, оно нуждалось в куртизанках, чтобы сексуально разрядиться без помощи уважаемых дамам. Роль куртизанок состояла в сохранении семейной ячейки. Английский путешественник Thomas Coryat в XVII веке пишет, что Венецианская Республика открыла свободную дорогу проституции, чтобы уберечь благодетель жён и честь мужей.

Palma Vecchio: Lady With A Lute
[519x698]

В конце XV начале XVI века в Венеции был издан необычный указ, в котором говорилось, что проститутки, проживающие в специальных кварталах, обязаны сидеть напротив окон, вывесив наружу ноги и обнажив грудь, чтобы сильнее притягивать к себе мужчин, уберегая их тем самым от гомосексуальных связей. Документ, дошедший до нашего времени подтверждает, что в Венецианской Республике XV-XVI вв., распространение гомосексуализма приняло слишком большой размах, особенно среди интеллектуалов и религиозных санов, так что многие проститутки остались без своих завзятых клиентов.
С другой стороны, проституция всегда являлась для города доходным видом деятельности, а городские власти знали, как можно поживиться на этом. В 1549 году при Папе Paolo III для реконструкции моста через Тибр римским куртизанкам был объявлен налог в размере 1 giulio (серебряная монета при Папе Giulio II) с каждого scudo, уплаченного за съём жилья.

Palma Vecchio: Portrait of a Woman
[561x699]

В Венеции также были введены для проституток ординарные и неординарные налоги. С 1413 года на основании сенатского декрета Венецианской Республики университет города Padova в праве собирать налоги с общественных туалетов и с куртизанок, используя деньги для нужд университета. В 1514 году в Венеции, в связи со строительством Арсенала, местные куртизанки были обложены тяжёлым налогом.
Проститутки получали оплату с проезжих иностранцев, вкладывали затем капиталы в местные банки (куртизанки являлись излюбленными клиентами банков), тем самым, поощряя местную экономику.
Уход за телом и внешностью
Куртизанки уделяли много времени уходу за телом, в этом они ничуть не отставали от дам высшего света. Некоторые писатели периода эпохи Возрождения утверждают, что жрицы любви более опрятны и ухожены, нежели женщины из приличного общества. По их рассказам, дошедших до нашего времени, можно узнать, как "честные" куртизанки следили за собой.

Giovanni Antonio Fasolo: Fresco: Detail from "The Dance"
[452x699]

Рано утром, прежде чем встать с постели, куртизанка при помощи салфетки снимает с зубов, образовавшийся за ночь, налёт, а затем несколько раз полощет рот чистой водой. Потом она омывает всё тело водой с отваром ароматных трав, эта процедура, как правило, повторяется несколько раз в день. Затем служанки вытирают свою госпожу льняным полотенцем, делают ей маникюр и педикюр, опрыскивают духами и благовониями.
Во всю используется косметика. Куртизанки, обладающие хорошим вкусом, употребляли румяна в ограниченном количестве, только, чтобы скрыть излишнюю бледность, появившуюся после бессонной ночи любви или небольшого недомогания.
Художники того времени изображали ангелов, мадонн и портреты ангелообразных дам со светлыми золотистыми волосами, поэты также влюблялись и воспевали злотовласых красавиц. Светлые волосы становятся модными, особенно в Венеции, где знатные дамы и куртизанки прибегают к довольно трудоёмкому методу окраски волос в светлый цвет, который так и назывался - biondo veneziano.

Giovanni Antonio Fasolo: Fresco: Detail from "Games"
[700x658]

Венецианки часами просиживали на открытых террасах своих домов под лучами палящего солнца, смазав волосы специальным раствором. Как правило, в этих случаях, они одевали льняную или шёлковую одежду и покрывали голову широкополой соломенной шляпой без дна, высвободив волосы наружу, спасаясь таким образом от жары.
Для приготовления подобных красителей нередко употребляли отстой белого вина (винную гущу) смешанный с оливковым маслом. Этот метод считался довольно трудоёмким, нужно было часами сидеть под солнцем, периодически расчёсывая волосы гребнем. Но уже в XV веке Caterina Sforza применяла более простые методы окраски волос без солнечных ванн. Новые красители состояли из смеси соды и углекислого калия.
Одежда куртизанок
После ухода за телом куртизанка переходила к одеванию. В каждом городе была своя мода, но повсюду, "честных" куртизанок и знатных дам из высшего общества, объединяло одно и то же желание - наряды из самых дорогих и богатых тканей. Часто материя украшалась драгоценными камнями и золотыми подвесками, иногда была соткана вместе с золотой нитью в виде сети, к которой прикреплялся жемчуг.

Michiel Parrhasio: Courtesan Playing Lute
[603x699]

Использовались также шёлковые нижние юбки, окрашенные в золотой цвет. Это, уже не говоря, о драгоценностях, всевозможных колье, цепях, браслетах, диадемах с крупными драгоценными камнями: диамантами, рубинами, жемчугами и т. д. Так одевались многие "честные" куртизанки не только вечером, но и во время дня.
Впоследствии, в период Папы Pio IV и Папы Pio V, был выпущен указ, запрещающий римским куртизанкам использовать золото, серебро, вышивки, бархат и другие дорогие материи. Тогда женщины прибегли к уловке, они накрывались сверху длинной накидкой в виде плаща, под которой прятали изысканные наряды.
Во многих других городах были приняты подобные меры не только по отношению к куртизанкам, но и к женщинам всех сословий. Это связано не с моралью того времени, а с желанием избежать ненужных расходов на излишества, так называемую непродуктивную трату денег, причиняющую вред всему обществу. В 1558 году в городе Pistoia выходит подобный указ, поскольку желание иметь роскошные наряды привело к тому, что девушки из хороших семей перестали выходить замуж, т. к. их семьи не в состоянии были гарантировать приданное с дорогим гардеробом. Нередко, отцы и братья девушек на выданье, чтобы обеспечить им мужа, приходили в разорение.

Giovanni Antonio Fasolo: Fresco: Detail from "The Concerto"
[580x699]

Одежда "честных" куртизанок настолько схожа с нарядами дам высшего общества, что, порой трудно определить на глаз, кто есть кто. Поэтому во Флоренции был заново введён в действие средневековый закон, обязывающий куртизанок использовать опознавательные знаки, закон распространялся также на евреев и прокажённых. В 1546 году Cosimo I приказывает проституткам покрывать лицо жёлтой вуалью или прикреплять к одежде (на видном месте) жёлтый бант, шириной в палец. В 1562 году вуаль заменяется беретом.
В 1535 году в Венеции выходит закон, обязывающий всех граждан вести более скромный образ жизни. Был опубликован перечень разрешаемых драгоценностей: чепцы из золотых или серебряных нитей, ценой не выше 10 ducati; кольца; только одна нить жемчуга, по дозволению венецианских властей, не дороже 200 ducati - позволено носить только на шее; одна золотая цепочка или rosario, не дороже 40 ducati. Выше перечисленные драгоценности уже сами по себе являются целым капиталом, поэтому можно только предпологать, какими богатствами владели жители Венеции того периода.
Один английский путешественник, проездом в Венеции, описывает замужних женщин, увиденных в городе. Он пишет, что платья дам спереди и сзади, укреплены китовым усом. Светлые волосы венецианок уложены толстыми косами поверх головы в виде своеобразных рогов, без какой-либо поддержки, сзади, на плечи спадает чёрная вуаль, не закрывающая ни волос, ни плеч, ни грудей, которые открыты почти до живота. Женщины кажутся выше мужчин, т. к. носят обувь на очень высокой платформе (50 см.), поэтому рядом с госпожой идут две служанки, на одну дама опирается при ходьбе, другая несёт её шлейф. Нетвёрдой походкой передвигаются молодые и пожилые дамы, показывая обнажённую грудь всем встречным.

Jacopo Robusti - Il Tintoretto: Flora
[586x699]

Затем приходит новая мода, от которой без ума многие женщины, как куртизанки, так и дамы благородных семей, а также служительницы церкви. Эта мода состоит в ношении мужской одежды, поэтому не трудно догадаться, что такая вольность сразу же была запрещена местными властями и церковью. Правда, венецианские куртизанки пустили слух, что в мужскую одежду облачались только те, у кого не хватало денег на роскошные женские туалеты.
Куртизанки низшего ранга, конечно, не носили таких дорогих нарядов, но и они использовали шёлковые ткани, золотые браслеты, серебряные цепи и тонкие шёлковые чулки.
Утренние занятия
Вымывшись, накрасившись, причесавшись и одевшись, куртизанка, наконец, начинает свой продолжительный рабочий день. Чаще всего она совершает прогулку по улицам города в сопровождении поклонников, которые, пытаясь предугадать её желания, задаривают красавицу подарками.
Во время праздников некоторые куртизанки, всё с той же свитой, наведываются в церковь, вызывая тем самым протесты местного населения и городских властей.
Находясь в храме, они продолжают вести себя, как ни в чём, ни бывало, обниматься, хихикать с кавалерами, выкрикивать непристойности и употреблять неуместные жесты, будто бы это не церковь, а карнавальное шествие.
В Венеции, например, проститутки не могли посещать церкви и другие святые места, по крайней мере, во время религиозных церемоний и процессий.
Но не все куртизанки вели себя подобным образом, некоторые из них скромно молились в церкви, в сторонке от честных женщин, говели по субботам, и заканчивали свой день молитвой.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Итальянские куртизанки | Keytalin - Мир моих безумных фантазий | Лента друзей Keytalin / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»