Темпера – одна из древнейших красок на земле.
Ее история насчитывает более 3 тысяч лет. Гробницы фараонов, дворцы римский императоров, русская иконопись, современная монументальная живопись, вот примеры применения этой краски. Как правило, она состояла из сухих натуральных пигменты смешанных с куриным желтком, медом или соком растений. Каждый художник знал свой секрет составления темперных красок, который строго хранил в тайне. И стоило из-за чего. Темперная живопись прекрасно сохранялась веками, а цветовые сочетания не подвергались разрушению временем как, например, масляная живопись. При высыхании темперные краски слегка меняют цвет и получается бархатисто-матовая поверхность, к тому же водостойкая.
Еще один секрет темперы: одна дает широкие, совершенно ровные, непрозрачные бархатистые поверхности, отчего ее можно использовать как грунт-фон, а ее укрывистость (густота краски) позволяет применять ее в сложных видах росписи, где один слой следует за другим. Сейчас это тонкое дело, составление красок, можно доверить настоящим профессионалам и предаться чистому творчеству, например росписи в стиле «двойной мазок».
А вот история этой техники сравнительно молодая, всего 250 лет. Родилась она в ХIII веке на Демидовских заводах в городке Нижний Тагил. Отсюда и название: тагильская роспись или маховое письмо. Природа северного Урала вдохновила мастеров на создание удивительных растительных сюжетов, утонченную вязь орнамента, богатство красок. За один прием на кисть бралось несколько цветов, а объемность изображения получалась от различных поворотов кисти. Произведение создавалось за один прием, можно сказать на «одном дыхании». Именно за мастерство ценили уральских мастеров и в России и во всем мире. Поэтому именно темперой мы решили сделать роспись по дереву в стиле «двойной мазок».
Итак, для работы нам понадобятся:
- деревянная заготовка в форме подноса;
- темперные краски «Анжелино»;
- плоские кисти для «двойного мазка», баночка с водой;
- контуры по стеклу, контуры с блестками «Глиттер».
1. Смачиваем кистью поверхность доски водой. Это нужно для того, чтобы краска ложилась ровнее. Затем закрашиваем всю поверхность темно-синим цветом.
2. Пока краска не высохла, на один край добавляем еще два цвета для мягкого перехода тонов (желтый и белый). Затем широкой кистью плавно размешиваем цвета, двигаясь с края на край по всей поверхности доски. У нас получается растяжка, градиент тона с переходом от синего к зеленому цвету.
3. На высохшей поверхности делаем роспись «тагильская роза». Для этого набираем на кисть два цвета (белый и бордовый) и начинаем прописывать с нижних лепестков. Роза всегда было основным сюжетом росписи уральских мастеров, их было несколько видов, и каждый мастер старался привнести в роспись свою изюминку. Мы решили сделать круговую композицию – венок из роз, которые бутонами смотрят вовнутрь. Это символ оберега в доме.
4. Затем прописываем верх розы. Это крайние лепестки, которые выстраиваются по кругу.
5. Прописываем бутон розы – это соединение верхних и нижний полукругов лепестков. Здесь хочется отметить одну особенность темперы. Ее укрывистость позволяет прописывать в несколько слоев и каждый слой лепестков ложиться плотно, отчего рисунок становиться объемным и очень гладким (нет наплывов краски по контуру лепестков). Это качество важно для последующего покрытия лаком – получается идеально ровная поверхность.
6. Таким же способом прописываем следующий цветок, используя синий и белый цвета. Здесь есть своя тонкость: чтобы в синей розе присутствовали мягкие оттенки бордового цвета, мы перед росписью не моем кисть, а просто набираем вместо красной синюю краску. Это дает гармоничное соединение цветов в росписи.
7. Переходим к прописи бутона синей розы. Постепенно красные оттенки уступают место более холодным, синим тонам.
8. Так же прописывает охристую розу, постепенно заменяя синие оттенки на коричневые.
9. Переходим к росписи листьев. У нас на кисточке остался охристый оттенок. Теперь мы его постепенно заменяем зеленым оттенком. Каждый листочек должен получиться разным по цвету, но в одной цветовой гамме. Мы можем подмешивать к зелени и охру и синий цвета, а на светлую полоску кисти брать белый, желтый, охристый оттенок. Это важный момент в росписи - умение передать благородность цветовых сочетаний. Сама темпера помогает нам в этом. Ведь уральские мастера составляли свои краски тоже из минеральных пигментов, растирая разноцветные каменья в порошок.
10. Теперь добавляем в композицию «кудрины травки». Это завитки, веточки, прожилки, которые делают наш венок более легким, ажурным.
11. Пришло время поработать контуром. Мы выбрали белый и золото. На темном фоне росписи очень оживляют композицию пучки белых точек, собранные в кисти. Это прообраз разнотравья. Их мы помещаем ближе к розам, чтобы создать густоту центра росписи.
12. Добавляем в роспись золотые завитки. Мерцание золотой контура придает росписи праздничность. В прожилки некоторых листочков также можно тоже добавить золото.
12. Последний штрих нашей композиции это зеленый глиттер. После высыхания, он утратит свой объем, сольется с поверхностью листа и придаст росписи имитацию блеска росы. Но и настоящие капельки тоже выписать можно.
13. Наш венок-оберег готов. После полного высыхания, изделие можно покрыть лаком. Но, если вам нравиться бархатисто-матовая поверхность, то можно оставить и так. Акриловая темпера – это стойкий материал и не боится воды, а ваш рисунок будет долгие годы радовать вас.
Художник: Аэлита Рада