Вокруг чёрного квадрата
В среде современных искусствоведов и ценителей искусства имя художника-авангардиста начала ХХ века Казимира Малевича считается знаковым. Да и полотна его изображают формы-знаки: квадрат, круг, крест. Вокруг его самого знаменитого полотна – «Черного квадрата» до сих пор не умолкают споры. Что только не видится, не мнится изощренным искусствоведам в квадратной беспроглядной черноте. Одни говорят, что черный квадрат – это «символ человеческой цивилизации» – ни больше, ни меньше. Другие, еще более пафосно уверяют, что квадрат – «универсальная формула мира»…
Но что же видел в черном квадрате сам его создатель? Неужели столь мрачно смотрел он на мир? Напротив, современники вспоминают, что был он человеком жизнерадостным и экстравагантным, способным на весьма оригинальные выходки. Он – сын мастера киевского сахарного завода, приехал в Москву в 1905 году, когда ему исполнилось 27 лет. Здесь он присоединился к художникам-авнгардистам Ларионову и Гончаровой, которые искали источник вдохновения в… историческом прошлом. Например, Гончарова считала, что черты кубизма заметны и в предметах быта древних скифов, и в ярмарочных деревянных русских куклах. А Малевич, вместе с Татлиным основал в то время новое направление в искусстве, назвав его кубо-футуризм.
Позже Малевич провозгласил свою художественную теорию, названную супрематизмом и с гордостью заявлял, что его стараниями «предметы исчезли, как дым». А еще Малевич «со товарищи» любил расхаживать по Москве в диковинных одеждах, с редиской или расписной деревянной ложкой в петлице. Да и лица художников подчас были расписаны значками и фигурками. Скандальная выставка 1912 года, организованная художниками-бунтарями, называлась «Ослиный хвост». Ведь великий реалист Илья Репин сказал, что их полотна смог бы нарисовать и осел, если б привязать кисть к его хвосту.
«После того как Малевич нарисовал черный квадрат, он долго не мог прийти в себя и считал его мистическим откровением. Расшифровывал он это откровение всю жизнь», – уверяет своих читателей один современный модный журнал.
Меж тем оказывается, что никакой «тайны» черного квадрата для Малевича просто не существовало! Об этом рассказывает Марианна Федоровна Модорова – дочь прославленного советского художника-реалиста Федора Модорова. Различие взглядов на искусство и принадлежность к его взаимоисключающим направлениям, не мешали Модорову и Малевичу приятельствовать.
Марианна Федоровна с детских лет помнит этого художника с непривычным для слуха именем – Казимир Северинович. Крупный, широкоплечий, но при этом говорящий тонким юношеским голоском, он был частым гостем в мастерской ее отца. Слышала Мариша и их споры о современном искусстве, а однажды стала свидетельницей разговора об истории создания знаменитого черного квадрата.
В начале ХХ века в высшем обществе России стало очень популярно новое увлечение – фотографирование. Одним из первых обладателей заветного дорогущего «Кодака» стал император Николай II. А остальные царедворцы и прочие состоятельные господа, это модное поветрие, конечно же, подхватили. Нам с вами эдакий ажиотаж тоже знаком. Знаем, с чего вдруг вся «элита» общества хватается то за теннисную ракетку, то за горные лыжи… Вот и в те годы ситуация была схожей и такой же комичной, как ныне.
Малевич, напротив, был человеком протестным, да еще и обладал своеобразным чувством юмора. В наступлении эры черно-белой фотографии виделась ему смерть истинного искусства. Он считал, что фотография полностью вытеснит живопись. И именно поэтому в 1913 году написал он свой первый черный квадрат в белой рамке – злую пародию, карикатуру на фотоснимки. Их в ту пору было модно не только хранить в альбомах, но и сплошь увешивать ими стены жилых комнат. Вот вам и «мистическое откровение»…
Пожалуй, художник и сам не ожидал какой эффект произведет его очередная выходка. Но потом решил продолжить «эксперименты». Он вновь и вновь рисовал квадраты – не только черные, но и красные, и белые, похожие на кубики сахара-рафинада, что производились на заводе, где когда-то работал его отец. От квадратов художник перешел к кругу, к кресту, к разноцветным прямоугольникам и полосочкам, словно набросанным на полотно, и прочим не сложным изображениям. Публика ахала, умилялась, привозносила автора-новатора. А он? Как знать, может быть и смеялся в душе, видя результаты своих розыгрышей. Доверчивые зрители опять пошли на поводу у моды, теперь уже всерьез ища скрытый подтекст в проделках художника, ставшего культовым. А он уже не торопился разубеждать «почтеннейшую публику».
В 1933 году у художника обнаружили рак. Он знал, что обречен и стал готовится… к собственным похоронам. По его задумке Суетин сконструировал супрематический гроб. На похоронах, один из коллег и творческих соперников Малевича – Татлин, увидев тело в гробу, сказал: «Притворяется!»
Пожалуй, именно в этом «притворстве» и кроется смысл творчества и притягательность картин Малевича. Шумная слава сделала свое дело. Сегодня для западного обывателя русское авангардное искусство ХХ века – это прежде всего Малевич. Имя его по-прежнему на слуху, и о черном квадрате все наслышаны, но мало кто знает о поистине провидческой идее художника. В далеком 1913 году, когда большинство землян вершиной человеческих достижений в области техники считали фотоаппарат, К. Малевич говорил о создании искусственных спутников Земли и о выходе человека в космическое пространство. В это же время Малевич бывал на демонстрациях первых опытов профессора Бориса Розинга по передаче изображения на расстоянии и, возможно, пророчески предугадал своим квадратом «черную» роль телевидения в судьбе человечества. Пародокс, но его ироничные выходки общество воспринимало всерьез, а над дальновидными прогнозами посмеивалось.
@ Ольга Жукова
НА фото: Федор Модоров Канал им. Москвы, шлюз в Тушино
(наверное, нет смысла иллюстрировать статью "Черным квадратом" :))
[600x373]