Среди миллиардов страниц интернет-контента, только поисковые системы могут выручить пользователя сети и помочь ему в поиске той или иной информации. Но лишь единицы, имеют в своём распоряжении знания относительно эффективного поиска в крупных поисковых системах Google и Яндекс, ведь везде присутствуют свои секреты и особенности.
О поисковике Google я уже писала в посте 16 Секретов для быстрого поиска в Google. А сегодня поговорим про поисковик Yandex/Яндекс.
Яндекс — поисковая машина, способная по вашему запросу найти в русскоязычной части интернета наиболее подходящие веб-страницы, новости, картинки, статьи энциклопедий или товары, дать ответ на вопрос о погоде или культурных событиях.
Достаточно набрать вопрос — так же, как бы вы его задали библиотекарю или всезнайке-эрудиту. Например, где раки зимуют? или ярчайшая звезда северного полушария
Яндекс — это всего лишь программа, а не человек. Не надо наделять его всемогуществом: мол, найдётся всё, только скажи.
Сколько бы ни пытались его разработчики, но искусственный интеллект пока никому на планете создать не удалось. Учтите этот факт и не пытайтесь задавать Яндексу "человеческие вопросы". Толку от этого мало — не поймёт.
Поэтому начнём с самой главной тонкостей поиска информации. Наиболее важным и базовым здесь является правильная постановка запроса в строке поисковой системы. Запрос должен чётко описывать то, что Вам необходимо отыскать в недрах интернета. К примеру, по одному неконкретному запросу «яблоко», мы в выдаче поисковика замечаем и сайт политической партии, и пояснения термина «яблоко», и разнообразные рецепты, и много других страниц (полезных и не очень). Так что в каждом вашем запросе вы должно чётко отвечать на вопрос: чем является тот объект, информацию о котором Вы желаете отыскать на страницах выдачи.
К слову сказать, при наборе запроса Яндекс сам предложит вам наиболее актуальные варианты - поисковые подсказки.
Теперь по поводу запроса: очень длинный запрос может, как улучшить точность поиска, так и ухудшить её.
Лучше искать в Яндексе по фразам,
состоящим из двух-трёх слов.
Получив результаты, обождите сразу кликать. Бегло просмотрите предложенные ссылки. Оцените: это именно то, что ищите? Если нет, то далее просто уточняйте ваш запрос, добавляя новые слова.
Если тематика запроса специфическая, например, относительно «пищеварительной системы испанского ежика» :о), то запрос должен состоять не более чем из 5-6 слов (в большинстве случаев) Когда относительно вашего длинного (несколько слов) запроса, поисковая система выдает бред, то нужно уменьшать количество слов в запросе, для того чтобы расширить область поиска, в крайнем случае – это лучше чем вообще ничего не найти. Возможно, в таком варианте Вы получите не на 100% то, что хотели, но альтернативно-приближённая информация тоже хорошо, за неимением лучшего.
Совет: в случае уж очень некорректной выдачи по вашему запросу, помогает метод подбора синонимов и перефразировка Вашего запроса. Порой, это существенно помогает найти нужную информацию, ведь поисковые системы ориентируются на вхождение ключевых слов в тексте страницы, и если вы меняете запрос, то соответственно меняется и выдача.
Кстати, здесь есть парочка секретов.
Во-первых,
Есть у поисковиков такая интересная функция,
как «Расширенный поиск».
Расширенный поиск Яндекс доступен по адресу: http://yandex.ru/search/advanced
В окне этого самого расширенного поиска, вы можете немного манипулировать выдачей, задавая те или иные параметры, тем самым сужая область поиска.
Как вы видите, в окне расширенного поиска «Яндекс», мы можем настроить определённый регион ,расположение слов, язык страницы, её формат, дату добавления и многое другое. Подобным и интуитивно понятным интерфейсом расширенного поиска обладает и поисковая система Google
Во-вторых, знайте:
Яндекс формирует результат с учётом
географического региона, в котором
находится пользователь.
Вполне логично предлагать ссылки на интернет-магазины, которые находятся рядом, а не за тридевять земель.
В большинстве случаев действительно удобно. Но что делать, например, если хотим заказать доставку роз подружке, проживающей в Уфе, а сами находимся в Мурманске? Такой режим будет мешать.
Искать в Яндексе без учёта региона можно через форму расширенного поиска —
В-третьих, прежде, чем искать в Яндексе:
определитесь, что именно хотите найти:
ссылки на сайты или ответ на конкретный вопрос.
С первым вариантом всё вроде бы понятно. Ввели слова, получили результат, затем, начинаем методично исследовать предложенные сайты. Привычно, но долго.
Второй вариант не столь очевидный. О нём, кстати, многие (те самые 85%) не знают.
Смотрите, Яндекс за месяц посещает практически все сайты Рунета, даже не особо известные и малопосещаемые, и скачивает все страницы куда-то к себе (на безразмерный жёсткий диск). Когда вы вводите запрос, то Яндекс ищет не на сайтах, а у себя в уже скаченных страницах, на том самом безразмерном диске, или, как говорят специалисты, в кэше.
Что это означает? А то, что
можно получить ответ сразу в результатах поиска,
быстро и без обхода сайтов.
Например, хотим узнать год постройки Храма Спаса-на-Крови. Достаточно ввести запрос "спас на крови" и в результатах будет :
"Храм Спас на Крови (арх. А. Парланд) построен по указанию Александра III и решению Синода в 1907 г. на месте трагической гибели императора Александра II."
Ответ получен? Да.
Это простой пример. Для сложных потребуется знание специальных команд и сноровка. С первым помогу, второе придёт с опытом.
Для того чтобы эффективно владеть поиском в интернете, необходимо знать хотя бы базовые принципы функционирования поисковых машин.
Итак, команды Яндекса для поиска:
1. Если нужно искать фразу целиком, заключаем её в кавычки. (По умолчанию искомые слова могут находиться в любом месте страницы или вообще отсутствовать, а кавычки заставляют Яндекс искать именно фразу.)
Пример: "красные розы"
2. Если искомые слова должны быть в одном предложении и допускается, что между ними могут быть другие слова, то вставляем символ амперсанда.
Пример: красная & роза
3. Если нужно вывести страницы, которые обязательно содержат какое-то слово, то добавляем его в запрос и перед ним ставим плюсик.
Пример: "красные розы" +уфа +цены
4. Плюсик удобно использовать, когда нужно искать с учётом предлога, по умолчанию предлог может игнорироваться.
Пример: "красные розы" +в уфе
5. Если перед словом поставить пробел и две тильды, то из результатов будут удалены страницы, содержащие это слово.
Пример: "красные розы" +уфа +цены ~~россии ~~оптом
6. Если у слова есть синонимы или другие слова, близкие по смыслу, то их можно перечислить через вертикальную черту, при этом всё перечисление обрамляем круглыми скобками.
Пример: "красные розы" +уфа +(цены | стоимость) ~~ (россии | оптом | оптовые)
В этом примере в результат попадут страницы, содержащие "уфа" и одно из слов "цена" или "стоимость", при этом ни на одной из них не должны встречаться: "россия", "оптом", "оптовые".
Весь список можно посмотреть в справке Яндекса или в памятке, ссылка на неё есть в форме расширенного поиска.
Что такое учет морфологии при поиске?
Покажу на примере...
В русском языке слова могут иметь разные формы (падежи, единственное и множественное число и т.д.) В какой бы форме ни стояло слово в тексте страницы (даже отличной от формы слова в запросе), Яндекс найдет его. Например, если задан запрос «идти», то в результате поиска будут найдены документы, содержащие слова «идти», «идет», «шел», «шла» и т.д. На запрос «окно» будет выдана информация, содержащая и слово «окон», а на запрос «отзывали» — документы, содержащие слово «отозвали».
Обратите внимание, что при выборе форм слова для поиска Яндекс различает части речи. Например, если вы задали запрос «компьютер» (существительное), то будут найдены страницы со словами «компьютера» или «компьютерами», но не «компьютерный» (прилагательное).
Базовые приёмы поисковых запросов: