Благословен день, месяц, лето, час
И миг, когда мой взор те очи встретил!
Благословен тот край, и дол тот светел,
Где пленником я стал прекрасных глаз!
Благословенна боль, что в первый раз
Я ощутил, когда и не приметил,
Как глубоко пронзен стрелой, что метил
Мне в сердце Бог, тайком разящий нас!
Благословенны жалобы и стоны,
Какими оглашал я сон дубрав,
Будя отзвучья именем Мадонны!
Благословенны вы, что столько слав
Стяжали ей, певучие канцоны, -
Дум золотых о ней, единой, сплав!
IX
Когда часы делящая планета
Вновь обретает общество Тельца,
Природа видом радует сердца,
Сияньем огненных рогов согрета.
И холм и дол - цветами все одето,
Звенят листвою свежей деревца,
Но и в земле, где ночи нет конца,
Такое зреет лакомство, как это. В тепле творящем польза для плода. Так, если солнца моего земного Глаза-лучи ко мне обращены, Что ни порыв любовный, что ни слово - То ими рождено, но никогда При этом я не чувствую весны.
XLVII
Я чувствовал - оправданна тревога,
Вдали от вас не властен жизнь вдохнуть
Никто в мою хладеющую грудь,
Однако жажда жизни в нас от Бога,-
И я желанье отпустил немного,
Направя на полузабытый путь,
А ныне вновь кричу ему: "Забудь!"
И - дерг поводья: "Вот твоя дорога!"
Я знал, что оживу при виде вас,
Которую увижу вновь не скоро,
Боясь, что ваши очи оскорблю.
Отсрочку получив на этот раз,
Боюсь, недолго проживу, коль скоро
Желанью видеть вас не уступлю.
[показать]
CXXIII
Внезапную ту бледность, что за миг
Цветущие ланиты в снег одела,
Я уловил, и грудь похолодела,
И встречная покрыла бледность лик.
Иных любовь не требует улик.
Так жителям блаженного предела
Не нужно слов. Мир слеп; но без раздела
Я в духе с ней - и в мысль ее проник.
Вид ангела в очарованье томном -
Знак женственный любовного огня -
Напомню ли сравнением нескромным?
Молчанием сказала, взор склоня
(Иль то мечта?), - намеком сердца темным:
"Мой верный друг покинет ли меня?"
«Девушка с томиком Петрарки» 1526—1528
В «Девушке с томиком Петрарки» (1526—1528, Флоренция, Уффици) изображена, по-видимому, Мария — падчерица Андреа (дочь Лукреции от первого брака). Молодая девушка держит в руках томик сонетов Петрарки и как бы указывает на них своему собеседнику, находящемуся за пределами картины. Здесь снова книга выступает как некий эмоциональный фактор. (Достаточно вспомнить рисунок к неосуществленному портрету Лукреции и «Портрет скульптора».), «Девушка с томиком Петрарки» — одно из самых жизнерадостных произведений Андреа дель Сарто. Образ молодой девушки с круглым личиком и лукавым взглядом полон живости и мягкой женственности. Свобода композиции, живописные качества произведения и очарование поэтического образа девушки позволяют причислить этот портрет к числу лучших произведений мастера.
Андреа дель Сарто признан во всем мире как один из лучших рисовальщиков Возрождения, он оставил большое графическое наследие, свидетельствующее о том, как много он рисовал, как разнообразны по своей направленности и по своему назначению его рисунки и какого высокого мастерства он достиг в этой области.
Сообщение о Петрарке: Итальянский поэт Франческо Петрарка (1304-1374)