• Авторизация


Фаюмский портрет 21-03-2017 14:44 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Йоган_Голобрюхов Оригинальное сообщение

Фаюмский портрет

Большаков Владимир Анатольевич

Фаюмские портреты. Феномен слияния римской и древнеегипетской культур

Греки и римляне, жившие в Египте во времена династии Птолемеев (305-30 гг. до н.э.) и римской империи (30 г. до н.э. - 395 г. н.э.), оказались под сильным воздействием египетской культуры. Так, одним из самых сильных проявлений влияния древнеегипетской культуры было заимствование греками, а позднее и римлянами, обосновавшимися в Египте, древней религиозной традиции бальзамирования тел, которую практиковали египтяне. В соответствии с египетским погребальным ритуалом лицо или голову обернутой пеленами мумии покрывали маской, представлявшей собой идеализированные черты лица усопшего.

Однако в воспринятые египетские погребальные традиции были внесены новые элементы. Переосмысление римлянами значения египетской погребальной маски привело к замещению ее портретами, написанными красками на дощечках; надо отметить, что в предыдущую эпоху подобного явления не существовало, таким образом, портреты, написанные красками, возникают лишь в римский период истории страны.

Прежде всего следует уточнить термин «фаюмские портреты». Такое название портреты получили по месту обнаружения первых экземпляров в селении Эр-Рубайят близ Фаюма (Средний Египет) в 80-х годах XIX в.. Изображения представляют собой портреты жителей римского Египта I-IV веков н.э.- египтян, греков, нубийцев, евреев, сирийцев, римлян. Название «Фаюм»происходит от египетского «Па-Йом», что значит «море».

[700x592]

[699x591]

[290x599] [306x599]

Первые портреты приобрел австрийский антиквар Теодор Граф (1840 - 1903), от которого они попали в европейские музеи и в Америку. В 1887 г. Английский археолог Флиндерс Питри обнаружил в некрополе римского города Хавары (также близ Фаюма) 90 мумий с фаюмскими портретами; кроме этого, портреты обнаружили и в других городах около Фаюмского оазиса - Арсиное, Каранисе, Фаг-эль-Гамусе, Тебтунисе. В целом в музеях мира хранятся более 700 «фаюмских портретов».  Название фаюмских портретов закрепилось за этими произведениями, хотя аналогичные экземпляры были найдены и южнее - в Фивах, Антиное, Ахмиме, Ассуане. К сожалению, о первых раскопках имеется мало информации, поскольку поиски портретов велись варварскими методами. Исключением из этого печального правила была хорошо документированная, но охватывавшая лишь малый процент всех существующих портретов работа Ф.Питри в Хаваре и в других местах.

[274x599] [289x599]
               

[297x599] [305x599]
             
 

[315x599] [318x599]
                

[342x599] [308x598]

 Женщины и мужчины, запечатленные на портретах, изображены в одеждах по римской моде того времени. Обычный цвет мужской одежды - белый; у женщин - белый и красный, но также зеленый, голубой или белый. Туника была украшена двумя вертикальными полосами (clavi). Серьги и ожерелья, надетые в основном на женщинах, соответствуют типам украшений, распространенных в определенную эпоху. Прически, как и женские, так и мужские следуют (правда, с опозданием) столичной моде, задаваемой императорской семьей.

[334x599] [350x600]
 

[333x599] [352x538]
 

                                    [420x565]

                                  [456x600]

Портреты преимущественно выполнялись на дощечках из кедрового или кипарисового дерева в размере 43 на 23 см при толщине около 1,6 мм. Многие экземпляры I-II веков выполнены в реалистических традициях римского портретного искусства. Кроме этого сами портреты дают определенное представление об уровне античной живописи, практически нами утраченной.  Небезынтересно, однако, отметить один пессимистический пассаж о живописи из произведения I века Петрония Арбитра: «Ободренный этими рассказами, я стал расспрашивать старика...о времени написания некоторых картин, о темных для меня сюжетах, о причинах современного упадка, сведшего на нет искусство - особенно живопись, не оставившую после себя ни малейших следов.»

Существовало две техники исполнения фаюмских портретов - темперой и восковыми расплавленными красками (в технике энкаустики). Самые ранние и лучшие портреты были выполнены в технике энкаустики в I-II вв. н.э. Краска, являвшаяся смесью пигмента и пчелиного воска, нагревалась для облегчения ее нанесения на доску. При создании портрета использовали, по крайней мере, два основных инструмента: кисть и cestrum - металлический инструмент вроде современного тонкого ножа. Фон и общие участки цвета в основном закрашивались кистью - следы отдельных мазков чаще различимы там, где применялся cestrum, чтобы более тщательно передать моделировку лица и волос. Античная техника энкаустики, в которой написано большое количество фаюмских портретов, остается отчасти загадочной. В античности восковые краски, дававшие большие возможности для передачи пластического строения модели, играли такую же роль, как масляные в живописи позднейших времен. В отличие от энкаустики портреты, написанные темперой, выполнялись только кистью и были дешевле; краска замешивалась на яичной основе и сохла быстрее, однако уже нанесенные штрихи нельзя было исправить. Это и объясняет эффект рисунка большинства поздних «фаюмских портретов».

                                    [365x599]

Со II в. портреты выполнялись прямо на холщовых погребальных пеленах, несмотря на то, что это был менее долговечный материал. Обыкновенно в заранее расписанный на определенный сюжет саван вставлялся заранее написанный портрет заказчика. Такова, например, погребальная пелена II в. молодого мужчины из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина.  Традиция реалистического изображения портретируемых удерживалась в III в., но поздние портреты исполнены в более условной манере. Объем сменила сухая контурная линия, краски стали однотонными, облик модели обрел черты аскетизма. Предпочтение, которое художник III века отдает духовному началу перед телесным, свидетельствует о важных переменах в восприятии мира жителями Римской империи в последние столетия ее существования. «Изменение всего облика искусства надо искать в больших переменах, происшедших в экономике, политике и всех сферах идеологии Римской империи того времени. Захват христианством все более широких кругов населения, развитие мистических культов Востока, развитие местных элементов культуры повлияли на формирование искусства и в особенности на фаюмский портрет, в большой мере носивший культовый характер. Портрет этот не исчезает, но изменяется стилистически. В нем по-иному осмыслен образ человека.» 

                                        [348x599]
     

                                 [467x599]
 

 В IV в. с утверждением в Египте христианства и прекращением практики бальзамирования тел умерших фаюмские портреты, находившиеся в последнем этапе своего развития, постепенно исчезают.

[265x443] [241x367]
          

 Еще раз всмотритесь в глаза этих людей! Сможем ли мы донести себя нашим потомкам с нашими фотографиями, портретами кисти Глазунова и видеоклипами так, как донесли они на своих фаюмских портретах?

                                              [275x500]

                            [433x593]

                                             [306x568]

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
Ответ на комментарий tomkin # На мой непросвещенный взгляд, на такой уровень портреты вышли снова только в 16 веке...


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Фаюмский портрет | Посторонний_старичок - Дневник Посторонний_старичок | Лента друзей Посторонний_старичок / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»