Актер, которого нынешнее поколение не может представить себе иначе как пожилым и с бородой, начинал в одно время с Жераром Филиппом (легендарный Фан-Фан Тюльпан) и был до неприличия молод. Но на одного - Филиппа - слава обрушилась, едва тому исполнилось восемнадцать, а к другому она пришла после шестидесяти. [показать]
- И слава богу, - говорил Нуаре. - Филиппа погубила его известность. Если бы он рос в тиши и безвестности, как я, то вполне мог бы дожить до семидесяти.
На стандартный вопрос журналистов «в чем секрет вашего благополучия», Нуаре отвечал так:
- Я владею искусством лени. Это самая приятная из всех наук в мире. Правила простые. Для начала нужно обзавестись домом где-нибудь вдали от шумных мест. Во-вторых, хорошим сном. Вставать нужно тогда, когда солнце уже устало нагревать бедную землю, где-нибудь между 11 и 12 часами дня. Именно тогда природа млеет вместе с вами, и часа три у вас уходит только на то, чтобы попасть ногами в домашние тапочки, выползти на балкон с чашкой кофе, вдохнуть тончайший аромат темно-бордовых любимых роз, перемешанный с пряным запахом кофе...
Для начала нельзя не заметить, что актер с подобной внешностью и физическими данными мог состояться исключительно во Франции. Однако после 50-летней карьеры Филипп Нуаре стал, без сомнения, одним из самых ярких достояний кинематографа страны.
"Я так люблю сниматься, что если придется, то согласен играть черт знает что" - заявил актер с одном из интервью середины 80-х. Нуаре явно кокетничал - черт знает что ему не пришлось сыграть ни разу. 80-е стали "золотым" десятилетием актера, продолжающим трудиться с невероятной интенсивностью. "Что заставляет меня принять роль? - Чистое удовольствие!" Актер-эпикуреец хочет ощущать себя комфортно в кадре, а потому по-прежнему не рискует. "Меня просто бесят актеры, декларирующие любовь к риску. Рисковать не стоит никогда - мы не герои, а ремесленники". Согласно заявленной позиции, Нуаре в эти годы действительно в основном снимается в поларах и легких комедиях, однако далеко не всегда. Ревнивый муж-убийца из "Большой уборки", демагог-телеведущий из "Масок", выплескивающий свое презрение к человечеству прямо на публику, врач-гомосексуалист из "Золотых очков", "грязный полицейский" из "Топиться запрещено", обреченный историей аристократ из "Шуанов" - все это тоже Нуаре. На самом деле, актер привык не рисковать лишь в одном: он неизменно ставил на состоявшегося режиссера, и от этого выигрывали все. 5 фильмов Бертрана Тавернье, 4 - Пьера Гранье-Деферра, по 3 - Марио Моничелли и Робера Энрико, а еще Шаброль, Корно, Франжу, Робер, Зиди, Феррери, Рози, Скола… В 80-е Нуаре с успехом удавалось сочетать удовольствие с опытом, и его актерская палитра заметно расширилась.
[показать][показать]
Он родился в Лиле 1 октября 1930 года и долго не мог даже стать бакалавром - "не из-за слабоумия, а по причине элементарной лени". Некто Анри де Монтерлан надоумил юношу стать актером, и после окончания Курсов драматического искусства Роже Блена в 1950-м Нуаре едет в Париж и посвящает различным театрам следующие 13 лет жизни. В Национальном Народном Театре он знакомится с начинающим кинорежиссером Аньес Варда, которая и сделает его главным героем своего странноватого дебюта "Пуэнт Курт". Однако лишь через 5 лет успех экранизации романа Реймона Кено "Зази в метро" Луи Маля не только принесет актеру известность, но и сделает его самым заметным исполнителем своего поколения. Специфическая внешность определит и амплуа ролей 60-х - его можно было бы определить как "обманчивый простачок". Вечно рассеянное лицо, затуманенный взгляд и нерасторопные комичные движения сделали его образцовым молодым человеком многих уважаемых режиссеров "папиного кино" (Деланнуа, Ле Шануа, Клер, Франжу), эти же качества прекрасно подошли и для кинокомедий - он стал частым гостем съемочных площадок комедиографов Ива Робера, Жерара Ури и Филиппа Де Брока. Броская французская типичность актера привлекла внимание и иностранных режиссеров. И Нуаре снимается у неореалиста Де Сика, мастера саспенса Хичкока и даже у культового Лючио Фульчи, посвятившего карьеру жанру "джалло", то есть итальянским дешевым "ужастикам". В 1966-м году, отыграв в успешнейшем спектакле "Странная пара" на сцене театра "Ренессанс", Нуаре окончательно оставит сцену, чтобы вернуться на нее лишь в конце 90-х. [показать]
Завершив карьеру в театре и полностью сосредоточившись на кино, в 70-е Нуаре порой снимается в пяти фильмах в год. В его фильмографии становится меньше комедий, зато доля фильмов иностранных режиссеров резко возрастает. Объяснение подобному явлению довольно просто - Нуаре принадлежит к числу тех актеров, которых просто трудно представить молодыми. Он словно законсервировался в образе канонического буржуа-француза среднего возраста, под внешней простоватостью которого порой скрывается сильная и неоднозначная натура. Этот плохо выбритый, слегка обрюзгший и рассеянный буржуа в случае необходимости мог проявить недюжинную ловкость, интеллект и сильные эмоции. Именно эти качества актера использовал Робер Энрико в картине "Старое ружье", принесшей актеру первого Сезара. И именно своей канонической буржуазностью Нуаре привлек к себе внимание одного из самых больших хулиганов мирового кино Марко Феррери, снявший его в скандально-сатирических "Большой жратве" и "Не трогай белую женщину". "Он может все" - как-то сказал об актере Энрико, сравнив Нуаре с великим довоенным актером Рэмю, абсолютно естественно смотревшимся в любых ролях. Достигнув звездного статуса, Нуаре в 70-х начал сам выбирать себе роли, а Бертран Тавернье, к примеру, трижды пишет сценарии специально под актера. Комедии, полары, драмы, костюмированные и приключенческие ленты - в 70-х Нуаре становится самым снимаемым французским актером.
Ему было 76 лет. Он умер в Париже, от тяжелой и продолжительной болезни - врачи диагностировали рак. Говорят, он много курил. Филипп Нуаре обожал трубку и сигары. А о его портсигаре ходили легенды. Говорят, он был оборудован специальным термометром, чтобы, не дай бог, температура внутри коробки не превысила норму!
Если человек был симпатичен актеру - он закуривал в его присутствии одну из своих знаменитых ароматных сигар. Если человек был не просто симпатичен, а вызывал неподдельный восторг, Нуаре раскуривал в его присутствии трубку с «вишневым» табаком. Он считал, что запах – это самая сильная форма поощрения человека. И актер не был одинок в своем мнении. Садоводы-селекционеры вывели и назвали в его честь сорт морозоустойчивых бордовых роз. Розы «Месье Нуаре» чрезвычайно распространенных на юге Франции… Из всей актерской братии только он один удостоился подобной милости от садоводов и природы. Это его памятник. У одних из бронзы - после смерти, а у него еще при жизни - из запаха.
источник http://kino.ukr.net/persons/1369/http://www.lookatme.ru/flows/kino/posts/83669-filipp-nuare[показать]