18.01.2010 на кухне Ашрама начался разговор. Его начало не столь существенно. Важно, что затем началась Высокая беседа. Как часто бывает в Ашраме, «экспромтом». Но это не экспромт в привычном, «обывательском» смысле. Это огненное иеровдохновение. К счастью её удалось записать на диктофон (иногда такие беседы остаются только в «записях пространства»).
Меня очень заинтересовала (не найду пока другого слова) часть о разделении Учения на Живую Этику и Агни-Йогу. В рядах тех, кто привычно называет себя «рериховцы», существует большая путаница по этому вопросу. Многие считают, что эти понятия взаимозаменяемы. Некоторые даже договорились до того, что считают тексты Учения «устаревшими» и требуют новых продолжений.
У меня в связи с этим возник такой образ: нам показали Источник Мудрости, допустили до родника, который из него вытекает. Но большинство всё-таки предпочитает либо не пить вообще, либо пить из загрязнённой лужи. Но вспоминается русская сказка: «не пей из лужи - козлёночком станешь».
Когда ту беседу перевели в текст, то решил «разобрать» её более подробно. Вот что получилось в первом приближении.
=======
Наставник:
1.Итак, приезжает человек, сюда, и первый вопрос - с чем ты пришел человече? Ответ очевидный - с отношением. Отношение это часть Этики, - сразу. Т.е Живая Этика предполагает выработку в людях правильного отношения ко всему, что из себя представляет Мироздание, мир, окружающие люди, собственный жизненный путь, Карма, Учителя, Иерархия, Тонкие Миры. Т.е. правильное отношение.
2.Правильное отношение соответственно, вытекает из правильных представлений, поэтому Будда говорил что: все зло проистекает из невежества. И борьба со злом - заключается в борьбе с невежеством. Поэтому мы и говорим, что для того чтобы сформировать правильные отношения и путь человека был верным для этого нужно сформировать у него правильные представления.
3.Так вот, правильные представления формируются Знанием. Знание и заложено, как раз таки, в Живой Этике и во всем том комплексе книг, который окружает Ее. Это и "Основы Миропонимания Новой Эпохи", "7 Великих Тайн Космоса", это книги, статьи Николая Рериха, это Письма Елены Рерих.
Т.е. это вот, все что окружает и что объясняет людям те или иные положения Учения о том, как им нужно жить, о том как, живя на земле все-таки думать о Небе, или вернее как идти к Небу живя на земле.
Живая этика и Карма-Йога
И, эти положения во многом совпадают с Карма-Йогой, во многом, т.е. они рассказывают о том, как правильно прожить жизнь, освобождаясь этим от земной Кармы. Вообще утверждается, что важно не то, что человек даже понял, потому что многие понимают правильно и тут же забывают. Важно то, к чему человек стремится. Ключевой момент здесь заключается в том, что правильное Стремление - невозможно выработать, просто какими-то знаниями там и т.д. Правильное стремление вырабатывается у человека, когда завершается его Карма.
Поэтому, Учение Живой Этики, беря в основу Карма-Йогу, учит тому - как человеку завершить свои земные счета, свою земную Карму. Это принципиальный вопрос. Потому, что человек может много себе воображать. Он может много представлять, много читать, но в итоге,правильного стремления и правильного отношения у него так и не выработается - потому что карма его не завершена - карма будет мешать ему, иметь правильные представления и правильное стремление. Поэтому, дело не только в знаниях, но и в карме.
1.Карма
О том, как закончить земные счета, Учение Агни-Йоги дает несколько, очень практических, очень практичных советов - руководство к действию.
Первый совет- ни в коем случае, никогда, ни при каких обстоятельствах не роптать на карму. Владыки Кармы этого очень не любят и умножают счета, вместо того, чтобы уменьшить их.
Во-вторых,желательно наоборот - сменить свое отношение. Опять таки, отношение - это Этика. Сменить свое отношение и относиться к карме как к другу, как к огню, который сжигает все наносное и все ненужное. Причем как к другу, который заботится о продвижении, и заботится о лучшей жизни. Само даже такое отношение уже меняет карму человека сразу.
Затем- встречать трудности радостно. "Благословенны препятствия - ими растем". И осознанно относится к трудностям - как к тому, что поднимает. Такое отношение буквально "съедает" карму как - дождь "съедает" талый снег, нет - ускоряет, отдачу земных счетов. Т.е. - если роптание на карму - затягивает отдачу долгов, то радость препятствиям наоборот - ускоряет их отдачу. Понятно, да?
Крометого, очень полезна отдача незнакомым людям в духе. Когда ты идешь и понимаешь - что кому-то нужна помощь и совершенно не задумываясь о себе, совершенно бескорыстно, без всякой задней мысли не для того, чтобы улучшить свою карму там, или еще для чего-то, а просто так - от чистого сердца взять и кому-то помочь, не требуя ничего взамен. Это очень сильно уменьшает счета, очень.
Считается, что даже тяжкий грех, совершенный когда-то - тяжкий груз, который тащит человек на своих плечах, моментально убирается, и больше не возвращается. Понятно? Т.е. нужно приучить себя к таким отдачам. Об этом говорил Христос, что - прощайте должникам долги ваши. И отдавайте с чистым сердцем. Помните, да?
Т.е. правильное отношение к карме, к отдаче кармических долгов должно быть такое, что - это то с чем надо расстаться. Есть долги, и все равно ты их не обойдешь. Все равно их надо отдать. Но отдать их нужно, как можно быстрее. И для этого нужно пользоваться этими вот советами. …
Поэтому и сказано, что часто люди, которые совершали много благих дел, а затем, делая что-то нехорошее, например - выставляя счета за свои дела, или начиная роптать, или становясь недовольными, что их не отблагодарили, желая благодарности, тем самым полностью аннулируют все последствия своих благих деяний и это очень печально. Т.е. правильное отношение к отдаче кармы является ключевым в Карма-йоге и в Живой Этике, которая является, собственно, дочерью Карма-Йоги.
2. Отношение к труду
Кроме того, Карма-йога передала Живой Этике еще несколько интересных аспектов.
Один аспект - это правильное отношение к труду. Опять таки - Этика, как правильно трудиться.
- Труд должен быть радостным.
- Он должен быть сменным. Т.е. разные фазы деятельности должны менять друг друга, чтобы не было утомлений и раздражения.
- Труд должен иметь ритм обязательно. Агни-Йога говорит, что труженик Карма-йоги без всякого насильственного напряжения знает радость ритма.
- Кроме того, важно научиться любить труд. Карма-йог трудится не потому, что его кто-то заставляет, но он не может жить без труда. И это опять таки, это связанно с Ритмом.
- Кроме того, желательно, очень желательно свои труды посвящать Высшим. Помните притчу о том, как три человека сидели и обрабатывали камень, и каждого из них спрашивали - что он делает? Первый говорил - я зарабатываю деньги. Второй говорил, я строю дом. А третий говорил, я строю Храм, и делаю это бескорыстно. Соответственно, одно и тоже действие всех трех различалось по своей энергетике. И деяния третьего было насыщенно самыми Высокими энергиями, которые он привлекал на землю из Мироздания. Т.о. он ближе всех подошел к космическому сотрудничеству и быстрее всех отдавал свои кармические долги.
3. Раздражение
Важно понимать, что раздражение в корне недопустимо. Раздражение отягощает человека, засоряет его нервные центры и является проклятьем. Считается, что бич человечества это раздражение. Т.е. в отношении к окружающим людям, к окружающим обстоятельствам, самое главное это не допускать раздражение ни в коем случае. Больше того, желательно не допускать и многословие, потому что многословие содержит в себе раздражение. Был момент, когда Урусвати болела и спросила:
- Великий Владыка, чем болею я?
- Империлом.
- Но я же не раздражалась.
- Да, но ты много говорила.
Такой маленький, тонкий момент, но многое объясняет.
4. Терпимость и терпение
Затем, важно говорить о терпимости, и о терпении к ближнему. Важно понять, что гонимый получит больше чем гонители. Важно понять, что Велик тот, кто велик в терпении. Важно понять, что любвеобильная доброта, проявляемая к ближним, без всякой корысти и без всяких требования дать чего-то взамен возвышает человека и растит ему крылья практически мгновенно. Такое отношение делает человека не святым, нет. Оно делает его карма-йогом, она - освобождает его от кармы.
5. Не привязанность
Следующий момент тоже очень важный, о котором мы тоже говорили - это не привязанность. Не привязанность к вещам в первую очередь. Не привязанность к мнению о себе, и отсутствие вообще мысли о себе. Но это как бы целый огромный пласт. Давайте, рассмотрим подробнее…
Не привязанность к вещам это очень важный момент Агни-Йоги. Потому, что считается, что человек всегда делает две вещи - он либо растит себе крылья, либо растит себе якоря. Растит себе якоря, думая о материальном, как о чем-то важном. Думая о материальных вещах, как о принадлежащих ему, и думая о последствиях своих трудов как о чем-то, что является его собственностью. Он встает и говорит себе - сегодня пойду потружусь, получу плоды своего труда, и они будут моими. И в этой форме он привязывает себя к земле и обрубает себе крылья.
Настоящий труженик скажет совсем по-другому. Он скажет - сегодня встану, пойду потружусь, пусть труд мой будет радостным! И пусть последствия моего труда достанутся тем, кому они нужны. И если они достанутся мне, потому что они нужны мне в данный момент для того, чтобы продолжить мою жизнь, пусть будет так. Если достанутся моим ближним, потому что им в этот момент они будут нужнее - пусть будет так. Если они достанутся незнакомым, потому что им они нужнее - пусть будет так. И в этой не привязанности будет гимн Небесам. Поэтому, дух, думающий о земле, не может растить крылья.
С другой стороны нам говорят о том, что Небеса зовут нас. И о том, что посмертное существование гораздо дольше, чем земное. И что в посмертном существовании лишь крылья, выращенные на земле, имеют значение. А раз так, то значит - надо растить крылья! Крылья растятся на земле, и привязанности - к земному. По этому - делая любое дело, надо думать о Небе. Просто, красиво, и ясно. Это может каждый. Не надо себя заставлять, не надо насиловать. Но это возносит человека - в короткие сроки. Это, если говорить о привязанности к материальному.
Если говорить о привязанности к себе, то это вообще то, с чего надо начинать. Человек, по сути, является эгоистом. Ему нужно понять, что от этого надо избавляться. Об этом у нас было целое занятие с Андреем, когда я показал ему, с чего вообще нужно начинать. Но я могу вам сказать, что, вследствие всех тех мер, которые я привел ранее, человек постепенно приходит к тому, что он забывает о себе. И важно понять, что все, что он делает во имя свое, это все тленно, и все приводит к пыли, тленности и праху.
Все, что он делает во имя кого-то другого, а тем более Небес, это все возносится великими гимнами, которые висят в воздухе. И когда у него получается начать какое-то дело, и он видит удачу, то удача является следствием того, что эти незримые помощники, которые он сам родил, эти Гимны, которые висят в воздухе возле него поднимают все его дела. И он говорит - ха-а, удача пришла. Человек, она не пришла - ты сам ее взрастил ранее. Только и всего. Поэтому скажем об истоках удачи - это Величество Учения Живой Этики. Правда, красиво?...
Это все Живая Этика. Это не Агни-Йога. Это может практиковать каждый. Каждый может, каждый день, не говоря об общине, не говоря о Гуру, об Иерархии Света, просто взять и делать это. И его жизнь уже поднимется.
Дальние Миры, Небеса
Поэтому, Агни-Йога и говорит, что Живая Этика очень похожа на Карма-Йогу, но сходство заканчивается, когда мы прикасаемся к понятию Дальних Миров. В Карма-Йоге этого нет.
Все, что он делает во имя кого-то другого, а тем более Небес, это все возносится великими гимнами, которые висят в воздухе. И когда ему получается начать какое-то дело, и он видит удачу, то удача является следствием того, что эти незримые помощники, которые он сам родил, эти Гимны, которые висят в воздухе возле него поднимают все его дела. И он говорит - ха-а, удача пришла. Человек, она не пришла - ты сам ее взрастил ранее. Только и всего. Поэтому скажем об истоках удачи - это Величество Учения Живой Этики. Правда, красиво?
Так вот, когда человек выполнит все, что здесь сказано - этому научится, то он подойдет к тому, что он пожелает - претворения Неба на земле. И он пожелает создать вокруг себя такой мир, как если бы Небо уже пришло в его жизнь. И тогда он скажет - что же хочу я? Я хочу Небес здесь. Как я могу осуществить это?
Давайте, посмотрим, как это существует на Небе. На Небе нет такого, что человек сидит один и любит самого себя. На Небе в любом случае он в окружении сотрудников, соратников - это братство. Путь к Братству можно прокладывать из самой малой жизни. Из самой незаметной, самой неприметной. Первым - будет мечта о Братстве. Если человек не мечтает о Братстве - то ничего в его жизни не возможно. Он может кричать на всех углах о том, что братство и община - это цель его жизни, но если в его сердце не живет такой мечты, а эти слова исходят лишь из его мозга, то ничего у него не получится. Пусть сначала возлилеет мечту в сердце своем, а после этого поговорим.
Братство
И вот когда пришедший к вам будет спрошен, как ты относишься к Братству, и он ответит - я мечтаю о нем, то вы скажите - годен. Если скажет - не слышал о нем, вы скажите - иди поучись еще. Потому, что вся жизнь должна привести человека к тому, что он захочет Братства. Это будет завершением кармы, когда человек захотел Братства, то ему скажут - как большой дом начинается с малого фундамента, так и великое Братство - начинается с малой общины, иди и приступи. Так начинается претворение Общины на земле.
При завершении кармы, в желании братства, во всем сознании великого грандиозного труда начинающегося с малых земных дел человек начинает строить общину - как преддверие Братства. Огромные сияющие Врата в Великое Братство начинаются с маленькой двери в маленькую общину. Просто и красиво, да?
Агни-Йог
Т.о. все должно строиться естественно. Человек сам должен приходить к каждой следующей ступени. Понимая всю непреложность и необходимость, он должен понимать, что эта ступень сформирована по тому, что по другому нельзя. Если у него не будет сформировано такое отношение, то все это будет насильственно, и все это будет приводить к разрушению. По этому и рухнул Советский Союз - что все было насильственно.
Человек должен естественно к этому придти, он должен желать каждого следующего шага. И задача Иерархии и Наставников, и Знающих и Прошедших заключается в том, чтобы так подвести людей, чтобы они сказали - а как же мы жили без этого!? Как вообще без этого можно жить!? И возжелали бы всем сердцем. Вот это и будет правильным формированием отношения у людей к Мирозданию. Этим и отличаются Агни-Йоги от всех остальных людей - что Агни-Йоги знают этот путь, и прошли его, а все остальные только еще приближаются к нему. Путь указующие, Держатели Свитков, содержащих указания о пути - это те кто, собственно говоря, и есть - Светочи. Все остальные, те, кто на них ориентируются.
Рождение огненности
Так вот самый главный урок сегодняшнего утра заключается в том, что умение так вот, мимоходом, родить так много Красоты, ясности и простоты - это качество огненного сознания. Это и есть то качество, которое надо достигнуть. Это и есть огненность. Понятно?
Просто люди не знают что такое огненность мысли, огненность сознания. Но она рождается таким образом:
- сначала человек постигает Карма-Йогу;
- затем он желает, желает на самом деле и приходит к тому, что это неизбежно - Законы Мироздания. Он желает вступить во Врата Надземные, здесь на земле, и для этого мечтает о Братстве и создает общину;
- проходя врата Общины, и становясь совершенным в Общине, постепенно он подходит к тому, чтобы стать совершенным в Братстве;
- становясь совершенным в Братстве, он уже является огненным.
Т.е. на самом деле, эта огненность незаметно нарастает в процессе выполнения вот этого вот плана, который и есть Учение Живой Этики и Учение Агни-Йоги. Потому что, пройдя - став совершенным в Общине, он становится способным к Агни-Йоге. И вот с этого момента - нарастает его огненность. И проходит совсем немного времени, и он становится огненным. И его мысль оттачивается, именно, как это не покажется странным, в практике Братства и Единения.
Т.е. - ты занимаешься:
- практикуя общину,
- практикуя братство,
- практикуя Единение, Кольцо Мысли,
- упражняешься в мышлении,
- упражняешься в правильном этическом отношении внутри общины,
- упражняешь свое сердце.
Здесь уже не мыслимо без Иерархии, и ты:
- упражняешь свое сердце на отношение к Иерархии,
- на чуткости к Иерархии,
- выполняя указы.
И тем самым ты уже, сам того не замечая, становишься огненным, твоя мысль заостряется, и ты уже многие вещи видишь совершенно иначе, чем человек даже может себе представить. Незаметный рост происходит в процессе этих упражнений за короткие 2-3-4 года.
Таким образом, Агни-Йога говорит о том, что человек становится огненным. Он становится огненным мыслителем. Его мысль становится как клинок, который прободает собой толщу Майи и Мары. Он становится Победителем Мары. Он становится воином Света за короткие несколько лет, потому что сначала он:
-правильно выполнял Живую Этику;
- затем он стал практиковать общину и подошел к вратам Агни-Йоги;
- затем он понял о необходимости еще большего, сияющего Знания, которое есть Агни-Йога.
И вот уже прошло несколько лет, и он стал огненным. Вот что такое, собственно говоря, Агни-Йога. Поэтому она и говорит о скором достижении без механических упражнений и о достижении Небес. Собственно, вот о чем мы и говорим. Просто и красиво.
=======
То, о чём говорил Наставник, действительно «просто и доступно». За этим не надо ехать в какие-то дали, в горы и пустыни, в другие страны. Даже если поселитесь возле горы Белухи или в Кулу, но не измените себя, своего отношения к труду, ближним, к Общине и братству – никаким огненным, просветлённым вы не станете. Это самый главный вывод, который так трудно даётся многим. Ведь так легко куда-то поехать и так трудно изменить себя, победить своего ветхого человека.
Наставник многократно повторяет заповедь буддизма: «велик воин, победивший врага, но многократно более велик тот, кто победил себя».