Библия
= В Новом Завете имя Марии Магдалины упоминается лишь в нескольких эпизодах:
Она была исцелена Иисусом Христом от одержимости семью бесами (Лк.8:2; Мк.16:9)
Затем стала следовать за Христом, служа ему и делясь своим достоянием (Мк.15:40-41, Лк.8:3)
Потом присутствовала на Голгофе при кончине Господа (Мф.27:56 и др.)
После чего была свидетельницей его погребения (Мф.27:61 и др.)
А также стала одной из жен-мироносиц, которым ангел возвестил о Воскресении (Мф.28:1; Мк.16:1-8)
Она первая увидела воскресшего Иисуса, сначала приняла его за садовника, но узнав, устремилась к нему дотронуться. Христос не разрешил ей это, но зато поручил возвестить апостолам о своём воскрешении (Ин.20:11-18).
-----------------------
1. Матф.27:56 между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых.
2. Матф.27:61 Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба.
3. Матф.28:1 По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб.
4. Мар.15:40Были [тут] и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия,
5. Мар.15:47Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали.
6. Мар.16:1По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его.
7. Мар.16:9Воскреснув рано в первый [день] недели, [Иисус] явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов.
8. Лук.8:2и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов,
9. Лук.24:10То были Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, [мать] Иакова, и другие с ними, которые сказали о сем Апостолам.
10. Иоан.19:25При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина.
11. Иоан.20:1В первый же [день] недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба.
12. Иоан.20:18Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, [что] видела Господа и [что] Он это сказал ей.
---------------------
Работы
= Евангелие от Марии
Евангелие от Марии дошло до нас на саидском наречии коптского языка в кодексе, который по своему содержанию прямо примыкает к рукописям из Наг-Хаммади…
Евангелие от Марии, с которого начинается кодекс, привлекает внимание своим построением… Не сохранилось начало евангелия (страницы 1 —6), нет также страниц 11 —14. Дошли страницы 7.1 —10, 23 и 15.1 —19.5. Помимо коптского перевода есть греческий фрагмент памятника в папирусах Рейланда, …
Образ Марии Магдалины, первой, согласно Евангелию от Иоанна (20.11 —18), узревшей Иисуса воскресшим, занимает в новозаветной традиции особое место. Епифаний упоминал апокрифические сочинения, связываемые с именем Марии: "Вопросы Марии" и "Родословие Марии". Первый из этих текстов, вызывавший ужас своим кощунственным для христианина содержанием, был частично пересказан Епифанием. В нем Марии была отведена роль наиболее доверенного Иисусу лица. Возможно, как ответ на эту, выдержанную в весьма натуралистических тонах редакцию легенды сложилась иная — в строго аскетическом духе. Она отразилась в коптской рукописи, известной с ХVIII в. и удержавшей наименование, которое закрепил за ней ее первый исследователь,- "Пистис Софиа»…. Помимо этого документ содержит интересное обрамление — изложение беседы учеников Иисуса — Марии, Андрея, Петра, Левия. В обмене репликами раскрываются их разный склад и несходство во взглядах…
Евангелие от Марии
Страницы 1 —6 отсутствуют
... Материя тогда разрушится или нет? Спаситель сказал:
:"Все существа, все создания, все творения пребывают друг в друге и друг с другом; ""и они снова разрешатся в их собственном корне. Ведь природа материи разрешается в том, что составляет ее единственную природу.
Тот, кто имеет уши слышать, да слышит!" '"Петр сказал ему: "Коли ты разъяснил нам все вещи, скажи нам еще это:
что есть грех мира?"
Спаситель сказал: "Нет греха, но вы те, кто делает грех, когда "вы делаете вещи, подобные природе разврата, которую называют "грех".
Вот почему благо сошло в вашу среду к вещам всякой природы, дабы направить ее к ее корню". Далее он продолжил и сказал: "Вот почему вы болеете и умираете, ибо вы [любите] то, что [вас] обманывает. Тот, кто постигает, да постигает! Материя породила страсть, не имеющую подобия, которая произошла от чрезмерности.
Тогда возникает смятение во всем теле. Вот почему я сказал вам: Крепитесь, и, если вы ослабли, крепите же себя пред разными формами '"природы. Тот, кто имеет уши слышать, да слышит!"
Сказав это, блаженный простился со всеми ими и сказал:
"Мир (хххххх) вам! Мой мир (хххххх), приобретите его себе! Берегитесь, как бы кто-нибудь не ввел вас в заблуждение, говоря: "Вот, сюда!" или "Вот, туда!"
Ибо Сын человека внутри вас. Следуйте за ним! Те, кто ищет его, найдут его. Ступайте же и проповедуйте евангелие царствия. Не ставьте предела кроме того, что я утвердил вам, и не давайте закона как законодатель, дабы вы не были схвачены им".
Сказав это, он удалился. Они же были в печали, пролили обильные слезы и сказали: "Как пойдем - мы к язычникам и проповедуем евангелие царствия Сына человека? Если они не сберегли его, как они сберегут нас?" Тогда Мария встала, приветствовала всех их и сказала своим братьям: "Не плачьте, не печальтесь и не сомневайтесь, ибо его благодать будет со всеми вами и послужит зашитой вам. Лучше же восхвалим его величие, ибо он приготовил нас и сделал нас людьми". Сказав это, Мария обратила их сердца ко благу, и они начали рассуждать о словах Спасителя.
Петр сказал Марии: "Сестра, ты знаешь, что Спаситель любил тебя больше, чем прочих женщин.
Скажи нам слова Спасителя, которые ты вспоминаешь, которые знаешь ты, не мы, и которые мы и не слышали".
Мария ответила и сказала:
"То, что сокрыто от вас, я возвещу вам это". И она начала говорить им такие слова: "Я, — сказала она, — я созерцала Господа в видении, и я сказала ему: "Господи, я созерцала тебя сегодня в видении". Он ответил и сказал мне: "Блаженна ты, ибо ты не дрогнула при виде меня. Ибо где ум,
там сокровище". Я сказала ему: "Господи, теперь скажи: тот, кто созерцает видение, - он созерцает душой [или] духом?" Спаситель ответил мне и сказал: "Он не созерцает душой и не духом, но ум, который между двумя,- и [тот, который созерцает видение, и он тот….
(Страницы 11 —14 отсутствуют)
его. И вожделение сказало:
"Я не увидела тебя нисходящей,но теперь вижу тебя восходящей.
Почему же ты лжешь, принадлежа мне?" Душа ответила и сказала: "Я увидела тебя. Ты меня не увидела и меня не узнала. Я была Для тебя как одеяние, и ты меня не узнала".
Сказав это, она удалилась в великом ликовании.
Снова она пришла к третьей власти, именуемой "Незнание". Она спросила душу, сказав: "Куда ты идешь? Лукавство схватило тебя. Но ты схвачена. Не суди! " И душа сказала: "Почему ты судишь меня, хотя я не судила? Я была схвачена, хотя не схватила. Меня не познали, я же, я познала, что все подлежит разрешению, будь то вещи земные, будь то небесные". Устранив третью власть, душа поднялась выше и увидела четвертую власть в семи формах. Первая форма — это тьма; вторая — вожделение; третья — незнание; четвертая — смертная ревность; пятая — царствие плоти; шестая — лукавство плоти; седьмая — яростная мудрость. Это семь господств гнева. Они вопрошают душу:"Откуда идешь ты, убивающая людей?" — или:"Куда направляешься ты, поглощающая пространства?" Душа ответила и сказала: "Что хватает меня, убито; что опутывает меня, уничтожено; вожделение мое пришло к концу, и незнание умерло. В [мире] я была разрешена от мира (вар.: миром) и в отпечатке отпечатком свыше. Узы забвения временны. отныне я достигну покоя времени, вечности, в молчании". Сказав это, Мария умолкла, так как Спаситель говорил с ней до этого места.
Андрей же ответил и сказал братьям: "Скажите-ка, что вы можете сказать по поводу того, что она сказала. Что касается меня, я не верю, что Спаситель это сказал. Ведь эти учения суть иные мысли". Петр ответил и сказал по поводу этих самых вещей. Он спросил их о Спасителе:"Разве говорил он с женщиной втайне от нас, неоткрыто? Должны мы обратиться и все слушать ее? Предпочел он ее более нас?"
Тогда Мария расплакалась и сказала Петру: "Брат мой Петр, что же ты думаешь? Ты думаешь, что я сама это выдумала в моем уме или я лгу о Спасителе?"
Левий ответил и сказал Петру: "Петр, ты вечно гневаешься. Теперь я вижу тебя состязающимся с женщиной как противники. Но если Спаситель счел ее достойной, кто же ты, чтобы отвергнуть ее? Разумеется, Спаситель знал ее очень хорошо. Вот почему он любил ее больше нас. Лучше устыдимся!
И облекшись совершенным человеком, удалимся, как он велел, и проповедуем евангелие, не ставя другого предела, ни другого закона, кроме того, что сказал Спаситель". Когда [...] и они начали уходить, [дабы про] возглашать и проповедовать.
--------------------------------------
Значение открытия 1945 года переоценить невозможно.
Давайте посмотрим на несколько важных отрывков из Библиотеки Наг-Хаммади. Первый отрывок взят из Евангелия от Филиппа:
«И спутница [Сына - это Мария] Магдалина. [Господь любил Марию] более [всех] учеников, и Он [часто] лобзал её [уста]. Остальные [ученики, видя] Его [любящим] Марию, сказали Ему: Почему Ты любишь её более всех нас? Спаситель ответил им, Он сказал им: Почему не люблю Я вас, как её? Слепой и тот, кто видит, когда оба они во тьме, они не отличаются друг от друга. Если приходит свет, тогда зрячий увидит свет, а тот, кто слеп, останется во тьме».
Другой отрывок из Евангелия от Филиппа гласит следующее:
«Трое шли с Господом всё время. Мария, его мать, и её сестра, и Магдалина, та, которую называли его спутницей. Ибо Мария - его сестра, и его мать, и его спутница».
=========================================
Разное
-------------------------------------
= Западной Европы, основывающейся на неясностях её личности для западной традиции, на протяжении долгих веков вызывает множество различных спекуляций. Основные сюжеты:
А) Магдалина была выставлена католической церковью как блудница нарочно. Цель — дискредитация той, кто на самом деле была самой любимой и лучшей ученицей Христа и захват власти над ранней Церковью мужчинами, и в частности апостолом Петром. Источники — опора на апокрифические евангелия, в особенности от Филиппа.
Б) Гностики
Образ Марии Магдалины играл важную роль в литературе гностицизма — еретического течения христианства с большим влиянием античной философии и язычества, где она выступала как получательница откровения («Пистис София», «Евангелие от Филиппа») и истинная восприемница заветов Христа.
--------------------------------------
= И по сей день Мария Магдалина, если судить по каноническим Евангелиям, остаётся наиболее таинственной и загадочной фигурой. При описании жизни Спасителя о ней упоминается только один раз и только в Евангелии от Луки, где сказано про её исцеление и служение Иисусу имением своим.
Зато во всех четырёх Евангелиях сказано, что она в числе других женщин (но почти везде её имя упоминается первым) присутствовала при распятии Христа, сидела у его гроба, первой обнаружила, что гроб опустел, и ей первой явился воскресший Спаситель. Роль Марии Магдалины в становлении и развитии раннего христианства несомненна и подтверждается многими письменными источниками того времени, несмотря на глухое молчание относительно этой женщины в Новом Завете.
Вообще огромный вклад, сделанный женщинами в развитие раннего христианства, был сведён к минимуму церковью на протяжении всей её истории, хотя именно и только женщины были свидетелями Воскресения Иисуса и свидетельствовали об этом перед остальными. …
Мария Магдалина была вполне реальной исторической личностью. Только реальность эта, видимо, не всем пришлась по вкусу, судя по тому, что её роль оспаривал сам святой Пётр….
Стало ясно, что каноническая христианская литература очень сильно, мягко говоря, «подправлена» в направлении понижения роли и искажения морального облика этой великой женщины. …
Даже римская католическая церковь, приписавшая Марии Магдалине в VI веке н.э. некую «греховность», о чём в Новом Завете нет никаких упоминаний, удостоила её наименования «апостол апостолов» за то, что Мария первая возвестила о Воскресении Христа и впоследствии твёрдо отстаивала истинность этого факта.
Из числа наиболее полных жизнеописаний церковь выбрала 4, содержащие меньше всего противоречий, а остальные объявила апокрифами, то есть запрещёнными. Как ни странно, в четырёх канонических Евангелиях содержится очень мало упоминаний о Марии Магдалине. Зато в уцелевших апокрифах говорится, что Иисус отличал Марию Магдалину среди своих учеников, любил её больше, чем их. Ей Он доверял то, о чём не говорил другим, так как она понимала Его лучше других, безоговорочно верила Ему, в отличие от других. Поэтому ей можно было сказать больше и самое важное.
Мы должны помнить, что Мария Магдалина не только следовала за Иисусом и была первым свидетелем Его Воскресения. Она была лидером раннего христианства и сыграла в нём важную роль. Она была личной и любимой ученицей Христа. Она, единственная из учеников Христа, нашла в себе смелость присутствовать при казни, в то время как другие ученики разбежались и спрятались. Именно Мария Магдалина первая увидела Воскресение Христа и убедила в этом остальных. И поскольку её роль оспаривал сам апостол Пётр, она была в христианстве не менее важна, чем все 12 апостолов.
Мария Магдалина действительно выделялась среди учеников Христа, уже хотя бы потому, что была женщиной, а в те времена это было очень необычно. И именно эта выдающаяся женщина, убедившая всех в Воскресении Христа, сделала христианство мировой религией. Это, конечно, вызывало ревность со стороны других учеников Христа, которых она явно превосходила своим интеллектом и знаниями, поэтому они (Андрей, Пётр и др.) неоднократно требовали удалить Марию Магдалину из окружения Христа. Но, пока Спаситель был жив, они были вынуждены терпеть и даже обращались к ней за разъяснениями. Зато потом многие века имя Марии Магдалины подвергалось клевете, её роль всячески принижалась.
-----------------------
= Петрова церковь изуверски вымарала из исторических свитков какое-либо упоминание о Марии Магдалине, поскольку ей была препоручена миссия строительства истинной церкви. За Марией шли многие. Мария была Его первой совершенной ученицей, исполненной полнотой Святого Духа вслед за Богородицей. И сама Пречистая Дева вложила в нее полноту Своих даров и печатей и облекла ее в девственные ризы.
Фарисеи приложили максимум усилий, чтобы представить ее кающейся проституткой, как обычно они делают с девственниками - приписывают им разврат. …
В Европе Мария Магдалина создала большую духовную школу, пользующуюся популярностью, и считалась первой первосвященницей жен-мироносиц Святого Грааля. «Священномать-мироносица, невеста Христова» - усвояли ей имя первые ученики, позднее уничтоженные Римом.
Мария Магдалина всегда была первой после Богоматери в свите монсенгюрского катарского Христа и лично наставляла жен и матерей-мироносиц в годы расцвета катарского движения. Среди катаров имело хождение законспирированное (не имевшее широкого распространения) Евангелие от Марии Магдалины, где Мария рассказывала о своем видении Христа как живого Божества и о своей безумной любви к Нему.
Школа Марии Магдалины заключалась единственно в безумной любви. …
Мария Магдалина являлась часто с Чашей в руках. А внутри Чаши сиял крест. Над Чашей стояло солнце и в ее сердце - негасимая свеча. Ее лик был неописуемо прекрасен, поскольку Мария Магдалина олицетворяла другое христианство - христианство чистой любви.
Школа Марии Магдалины, великолепным образом расцветшая в Средневековье и особенно в английских и европейских мессианистических династиях, игнорировала римский догматизм и ритуал. Из поколения в поколение, из уст в уста передавался жезл любви Христу. От свечи Марии Магдалины зажигались тысячи. Мария, не уставая, приходила, являлась многим мужчинам и женщинам разного возраста от детей до глубоких стариков, открывая им Христа, каким Его надо видеть. Она стала матерью великого движения любви ко Христу, ответного Грааля. …
Христос приходил к ней и говорил: «Твой путь истинный. Я не хочу ничего кроме безусловной и превосходящей человеческие рамки запредельной любви». Запредельность любви и несла вохристовление и обожение против римских печатей дистантности, идолопоклонства, почитания, молитвы, поклонения и того, что несли «петровские ключари».
Священницы Марии Магдалины не имели в себе никаких формально-институциональных печатей горделивых раввинов и их наследников (римских священников). Они были изумительно просты, премудры, прекрасно-чисты и побеждали своей совершенной духовностью. Никто не мог им перечить. Сама Премудрость Божия и полнота Святого Духа стояла на них. Многие, будучи полуграмотными и непросвещенными, знали Христа так, как Его не знал ни один школяр и университетский профессор богословия. …
Мария Магдалина жила, по сути, очень много лет на земле и вела великую брань с самим князем мира сего, поскольку была объявлена Христом Своей наследницей.
-------------------------------
= Мария Магдалина с детства чувствовала себя сиротой. Она потеряла мать в раннем возрасте. Отец был очень занятым богатым человеком (купцом или аристократом).
С детства Мария Магдалина имела видения о совершенном Посланце с неба, который станет ее нареченным Женихом и Которому она посвятит свою жизнь. Мария буквально искала. Многие женихи к ней сватались, но она отвергала их одного за другим, ища своего Суженого, своего Помазанного с неба.
Иудейский ритуал ее не интересовал и разочаровывал. Но никогда Мария не знала, что станет невестой небесного Помазанника, сошедшего из Царства Отца Нашего Всевышнего.
Все ее существо было готово к вершине теогамического брака, ею испытанного. И вслед за Божией Матерью Мария - вторая величайшая из цариц-наставниц теогамической школы. Поклонение Марии Магдалине нанесет смертельный удар римской иерархии и вернет человечеству аутентичного Христа каков Он есть. Мария единственная из современников видела Его после Иоанна Богослова. ….
Мария, напротив, олицетворяла совершенный брак, единство, служение, претворялась в Него, а Он - в нее. Их мистический брак состоялся уже с первого знакомства. Мария, увидев Христа, сказала: «Да, это Тот, Кого я видела в своих снах с девства».
Господь являлся ей и диктовал Свои послания. Мария их тотчас диктовала другим, и те записывали. Это были послания любви и Премудрости. …
Мария говорила Христу: «Сладчайший, я приведу к Твоим стопам все человечество. Я не успокоюсь, пока не увижу мир любящим Тебя, как я Тебя люблю».
Мария была матерью школы рыцарей и жен-мироносиц Святого Грааля. Выражение «жены-мироносицы» происхождением от школы Марии Магдалины. Жены Христовы несут в руках мирро Возлюбленного своего, что означает: сочетанны Нашему Всевышнему. Чаша в руках священника (священницы) - знак совершенного бракосочетания Возлюбленному и сорастворения Ему. Надо стать живой чашей.
Сама Мария часто почти мгновенно преображалась и состояла из другого состава. Тот, кто хотя бы однажды держал в руках Чашу, становился чашей. «Надо стать чашей Его, - говорила Мария, передавая Грааль в руки тем, кому она доверяла, - и ждать, чтобы Он наполнил вас, как чашу, Своим мирро, полнотой Своего присутствия».
Таков путь к бессмертию и обожению человека, инструментом которого Мария Магдалина считала Чашу. А о кресте учила в катарском ключе как о необходимости введения в страстноoе через дар безумной любви ко Христу.
Первое, чему учила Мария, - потрясающий образ Христа превосходящей любви. Мария учила о Нем обжигающе. Ни один апостол даже в земные дни Христа не мог так сказать о Нем, как учила Мария уже спустя десятилетия. Она непрестанно являлась столетиями другим. От одних ее слов душа зажигалась безумной любовью на века. Мария буквально подносила листок бумаги к своему сердцу и от негасимой свечи зажигала любовь в сердцах других. И тотчас любящие (невесты Христовы) подвергались гонениям от фарисеев.
Мария Магдалина учила: «Вершина - преобразиться в Него. Стать не просто чашей, но источить Последнюю Каплю, любить до смерти, умереть от любви. Умирающий от любви непорочно зачинается. Нет большей радости, чем умереть от любви к Тому, Кто ежечасно умирал от любви к нам. Умер на кресте из-за Своей безумной любви».
Мария несла то, чего не мог нести никто из Его учеников - даже в слабой степени Иоанн Богослов. Она несла весть о любви запредельной, бесконечной, дарующей чудеса преображения и обоoжения.
Преображаясь, 90-летняя Мария Магдалина могла выглядеть как юная дева.
Несколько раз ее арестовывали, но Господь чудодейственно ее выводил, и Мария еще успевала обращать тех, кто ее арестовывал. Ее отпускали с благодарностью, целуя ей руки.
Ее проповедь состояла из следующего: «Люди добрые, видите, как человек ищет любви с детства? Юноша влюбляется в девушку, почитает родителей своих. Нет ничего прекраснее любви. Но знали бы вы, какая любовь возможна у человека к Божеству и у Божества к человеку!»
Мария владела абсолютно уникальными ключами и знала тайны Священного Писания, неведомые раввинам. Рим много заимствовал от школы Марии Магдалины, и уничтожили все следы.
Мария часто говорила от Его лица. Христос нашептывал ей чудесные слова, и Мария диктовала их неотлучно с ней здесь же находящимся ученикам. Ученики были влюблены в Марию Магдалину, как Мария была влюблена во Христа и говорили: «Многие учат о Иисусе Назарянине. Но никто не знает такой любви к Нему, как великая старица наша, мудрая дева, невеста Его».
Ее полагали олицетворенной Премудростью, второй после Божией Матери. Мария наглядно демонстрировала, какие плоды приносит любовь ко Христу и запрещала какие-либо рационально-догматические ухищрения. С точки зрения основоположницы агапической школы Марии Магдалины, какой-либо рационализм и догматизм оскорбляет чувства чистой невесты.
Мария Магдалина говорила: «Начало лукавого - определение кто Он и что, а дальше - дистантность и идолопоклонство». Римскую версию Мария Магдалина называла лжеобожением или самым коварным ходом дьявола по искажению учения Христа.
О Спасителе земных дней Мария говорила: «Наш дорогой Господь - Учитель вышней любви какой нет на земле. Откликается Он только на тех, кто способен слышать о любви Отца Небесного и о Его любви. Тем же, кто задают Ему религиозные вопросы, Он отвечает притчами, поговорками, отговорками и т.д. Он не открывается им кто Он есть. Открывается только любящим Его».
-------------------------
= Далее утверждается, что Мария Магдалина является истинной основательницей и главным действующим лицом того, что приобрело известность как Иоаннова Община (т.е. Мария Магдалина была одним из первых апостолов-основателей и лидеров ранней Христианской церкви)…
Доказательства, подтверждающие данный тезис, содержат некоторые гностические христианские писания из библиотеки Наг-Хаммади и внутренние свидетельства из текста самого Четвертого Евангелия…
=============================================