• Авторизация


Ясность и глубина 19-10-2013 14:14 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Ясность.

Рассматривая различные фазы человеческой жизни, мы убеждаемся в том, что эффективность - это важно. Вы не можете гордиться тем, что вы делаете, если рядом с вами кто-то делает это гораздо лучше вас. Вы не можете получать адекватную оценку вашего труда и даже материальное вознаграждение, которого ожидаете, если вы не конкурентоспособны. Эффективность делает нас теми, кто осуществляют прорывы и идут впереди, пожиная плоды своей уникальности. Эффективность важна и, так или иначе, все кто стремятся делать что-то хорошо, пробуют стать эффективными. Но можно ли учиться быть эффективными? Существуют ли алгоритмы эффективности, пользуясь которыми можно стать более успешными? Да, такие алгоритмы существуют, и технологии эффективности непрестанно развиваются, это и есть прогресс.  Пользуясь достижениями человечества в области находок эффективности, мы применяем их и на этой основе растим своё собственное понимание того, что такое эффективность и как её умножать в нашем отдельно взятом случае.  Как много людей, так же много и технологий, и частных случаев применения этих технологий эффективности; и подчас они настолько индивидуально преломляются в различных ситуациях, что можно даже не узнать, какой именно метод лёг в основу создания того, что мы видим.

Но есть одна вещь, общая для всех. Исследуя то, как талантливые или даже гениальные люди достигали серьёзных результатов в разных областях, можно прийти к выводу, что всю их деятельность, весь их креатив можно уложить в два этапа, которые будут вам понятны и даже применимы в вашей жизни, если понять принцип, заложенный в прохождении их. Глядя через призму мышления, можно отметить, что все мыслители и учёные, предприниматели и руководители всегда делали одно и то же. Сперва они искали ясность. Затем, достигнув её, смотрели через призму одной, предельно ясной и простой, найденной ими мысли на то, что происходит, и – бум! Они совершали прорыв, который другим даже и не снился! Почему? Потому что ясность – вот что являлось оружием их креативности и успеха. Сперва они достигали её, а затем с её помощью достигали всего остального, и делали это гораздо успешнее своих конкурентов. Почему? Потому что ясность позволяла им это делать, в то время как у конкурентов не было ясности, и поэтому они не были способны на прорыв.

Итак, ясность.

Давайте посмотрим как разные великие мыслители современности о ней говорят.

Стив Джобс:

«Одна из моих мантр - сфокусированность и простота. Простое дается труднее, чем сложное: нужно много работать, чтобы мысль стала ясной и простой. Однако оно того стоит, если вам это удается, вы способны свернуть горы».

Джон Уитмор (основатель коучинга ):

«Первым  ключевым  элементом  в  коучинге  является  ОСОЗНАНИЕ, которое становится результатом усиления внимания, концентрации и четкости. Вернемся на мгновение к Краткому Оксфордскому словарю: осознание означает «понимание, наличие знания, не игнорирование».  Я предпочитаю  дополнение, которое  дает  Вебстерский  словарь: «осознание подразумевает обладание знаниями о чем-либо посредством внимательного наблюдения или истолкования того, что человек видит, слышит, чувствует и т.п.» Как наши зрение и слух могут быть хорошими или плохими, так и осознание имеет бесконечное количество степеней. Но в отличие от зрения и слуха, для которых нормальный уровень — это хороший признак, для повседневного осознания это будет плохим признаком. С помощью увеличительного стекла или  звукоусилителя  наши  зрение  и  слух  могут  приблизиться  к тому, что считается нормой. Так же и осознание можно значительно повысить благодаря усилению внимания и практике, для чего не понадобится бежать  в  ближайшую  аптеку.  Повышенное осознание  прояснит восприятие подобно  увеличительному  стеклу. Осознание  —  это  не  только  необходимость  смотреть  и  слушать на  рабочем  месте.  Осознание  —  это  способность  отбирать  и  ясно воспринимать относящиеся к делу факты и информацию, определяя их важность. Эта способность включает в себя понимание систем,   динамики, взаимосвязи фактов и людей, и, безусловно, в какой-то степени психологии. Осознание включает в себя и самоосознание: в частности, определение того, как эмоции  и желания самого человека сказываются на его восприятии и когда».

Джим Коллинз. Из книги «От хорошего к великому»:

«Должна ли каждая организация выработать «концепцию ежа»? Что, если вы проснетесь однажды, трезво посмотрите вокруг и заключите: «Нет и не было ничего, что мы делали бы лучше других». В этом и есть один из самых интересных аспектов нашего исследования. В большинстве случаев компании, которые добились выдающихся результатов, не были «лучшими в мире» ни в одной сфере деятельности, и имели мало предпосылок стать. Используя «парадокс Стокдейла» («Должно быть что-то, в чем мы можем стать лучшими, и мы найдем это! Мы также должны трезво взглянуть на действительность и понять, в чем мы не можем быть лучшими, и не строить иллюзий!»), каждая из великих компаний, не важно, какой бы жалкой она не была в начале, довела выработку собственной «концепции ежа» Вырабатывая свою концепцию, помните, что когда в компаниях, достигших выдающихся результатов, ухватили «концепцию ежа», там не стали прыгать выше крыши и бить себя кулаками в грудь, бахвалясь, как в компаниях прямого сравнения. «Да, мы можем быть лучшими в этом виде деятельности», - констатировали они факт, так же спокойно, как сказать, что небо голубое, а трава зеленая. Момент осознания своей «концепции ежа» - это как одинокая, чистая, идеально сыгранная нота в финале фортепьянного концерта Моцарта, которая повисает высоко в воздухе в абсолютной тишине концертного зала. Нет необходимости что-то говорить, истина говорит сама за себя».

О «концепции ежа»: «Берлин, на основе этой притчи, предложил поделить всех людей на две группы: «лисы» и «ежи». Лисы стремятся к нескольким целям одновременно, и видят мир во всей его сложности. Они «разбрасываются, пытаясь добиться сразу многого, - говорит Берлин, - их мышление не объединено концепцией или видением». «Ежи», со своей стороны, упрощают мир, сводя его к простой организующей идее, принципу или концепции, которая связывает все воедино и направляет их действия. Не важно, насколько сложен мир, «еж» сводит все вопросы и проблемы к упрощенной, иногда даже примитивной, «ежу» понятной идее. Для «ежа» все, что не вписывается в его собственную концепцию, не имеет значения… Давайте уточним - «ежи» не глупы. Напротив. Они знают, что суть самого глубокого понимания проста. Что может быть проще, чем е=mc2? Что может быть проще, чем идея, что подсознательное определяет наше Ид, Эго и Суперэго? Что может быть элегантнее, чем булавочная фабрика Адама Смита и его «невидимая рука»? Нет, «ежи» - не простачки, они проницательны, что позволяет им за всей сложностью мира различать основополагающие принципы. «Ежи» видят суть и не обращают внимания на остальное. Что общего между «ежами», «лисами» и великими компаниями? – Всё!            

Создатели великих компаний были до той или иной степени «ежами». Они использовали свою «ежовую» натуру, чтобы вести компании к тому, что мы назвали «концепцией ежа». Руководители компаний прямого сравнения, бывшие в основном «лисами», не могли воспользоваться преимуществами простоты «ежей», оставаясь непоследовательными». (Из книги «От хорошего  к великому»).

Итак, если все эти великие, выдающиеся мыслители современности приходили к пониманию ясности как поворотного момента успеха, почему бы нам не сделать то же самое и не начать пользоваться этим новым знанием в нашей жизни? Если ясность достижима одними и не достижима другими, значит достигать её не так уж и просто. И что же: здесь должны быть свои методы и алгоритмы? Да, конечно же! Я даже подозреваю, что знание этих методов достижения ясности для достижения успеха может быть гораздо более важно, чем знание каких-то вещей в той профессиональной области, где вы трудитесь, просто потому что многие знают то, что знаете вы. Но вашим конкурентным преимуществом может быть ясность, а не знания, потому что знания есть у многих, а ясности нет почти ни у кого.

Глубина мысли.

Определившись с ясностью мышления, давайте вспомним, что существует довольно много позитивных характеристик мышления. Это ясность, глубина, яркость, чистота, правдивость, бесхитростность, широта, возвышенность, увлекательность, чёткость, глобальность, центробежность, виртуозность, подвижность, устремлённость, векторальность, сосредоточенность, простота, дисциплина и другие. Каждая из этих характеристик интересна сама по себе, но совокупность их и есть человек со всеми его качествами и свойствами.

Итак, глубина. Эта характеристика очень мало понимаема просто потому, что этому не учат ни в школах, ни в институтах. Однако глубина мышления всегда важна, когда говорят о прорывах в новые области. Почему? Да потому что именно глубина мышления есть то, чем происходит освоение этих новых необъятных пространств, которые все есть мысль, и сами недра мироздания содержат в себе потенциальные мысли, готовые раскрыться пытливому уму, обладающему сродством к этому качеству мироздания – объёмному мышлению, многомерности мысли. В древности был найден этот закон, который гласит, что Космос может давать ключи к своим тайнам лишь тем умам, кто настроен созвучно Космосу, потому что созвучное взаимно соприкасается, в то время, как несозвучное отторгается. Многомерность Космоса была понята древними философами, и многие тайны природы, открываемые современной наукой, для древних учёных тайнами не были. Более того, для некоторых мудрых природа всегда была как открытая книга, дозволяющая себя читать. А потому древние школы развития назывались школами философии («философия» переводится как любовь к мудрости, само же слово «мудрость», «София», - переводится как «постижение оснований и причин»), потому что одним из главных способов развития человека в них было обучение глубине мысли. Считалось, что человек способный достигать глубины мысли, может касаться тайн мироздания, потому что все эти тайны лежат в глубине, той же самой, что и глубина мышления. То есть, открыв глубину в себе, ты тем самым открываешь доступ к глубинам мироздания и его тайнам – к тому, что не достигшим глубины не видно.

Эта концепция достижения глубины мысли для познания тайн природы была утеряна, как и само понятие глубины, на многие столетия. И лишь прогресс мышления, который совершился в последние десятилетия, привел нас к открытию, которое пока что не понято до конца но которое очень скоро совершит переворот во всех областях науки. Оказывается, можно познавать разумом, заточенным под восприятие глубины. То есть, развивая свойство глубины мышления, человек может стать буквально гением, уму которого тайны мироздания смогут открыться.

Глубина мышления для нас – это нечто неочевидное, но ясное и простое, когда мы до него доходим. Это некая тайна, которую можно раскрыть, опыт, который можно обрести. Нечто совершенно неочевидное, но существующее и эффективное, хотя и парадоксальное.

Можно сказать, что ясность мысли – это начало развития, но глубина – это уже явление экспонентного роста. Джон Уитмор, основатель коучинга, определил цель жизни человека как обретение мудрости: «Горизонтальную ось можно также приравнять к знаниям. Кризис смысла происходит тогда,  когда наше накопление знаний превосходит умеренное влияние наших  ценностей. С наступлением кризиса у нас исчезает ложное чувство безопасности, порожденное  иллюзией власти и определенности, которую нам дают большие знания. Мудрость выше знаний и  значительно глубже их. Она обеспечивает предвидение, часто бывает парадоксальной и предлагает безопасность иного рода выходящему из кризиса человеку.  Можно сказать, что линия,  проходящая  на диаграммах под углом 45, представляет собой мудрость, лежащую между двумя  крайностями, которые грубо можно определить как безудержную эксплуатацию знаний, с одной стороны, и оторванный от реальности духовный фанатизм — с другой. Знания часто называют ценной  валютой  настоящего и будущего. Веками  человечество жило в  условиях  аграрной экономики, затем промышленная  революция  привела ей на смену экономику  капитала. Аристократов-землевладельцев сменили торговцы-нувориши. В новой экономике знаний  технофилы,  казалось бы, крепко сидят на своих местах,  но на самом деле кресла под ними  шатаются,  а падать им, если что, ой как высоко. Свидетельствует ли это о том, что между  нашими знаниями и мудростью  разверзлась огромная пропасть? Может уже промелькнуло  зарождение следующей  фазы  —  экономики мудрости? Можем ли мы рассчитывать на то, что лидеры будущего  —  политики  и  бизнесмены  —  окажутся  и  вправду  мудрыми, или  нам  стоит поискать  мудрость  внутри  себя,  находя  своего  внутреннего лидера?»

Что ж, с Уитмором трудно поспорить. Но ещё труднее с Коллинзом, который в своей книге «Построенные навечно» утверждает, что великим компаниям принадлежит особое видение, понимание глубоких причин происходящего и как следствие – наиболее эффективные решения, которые и делают эти компании великими.

Джим Коллинз так это описал: «Исследование. Есть ли в 3М лидер-провидец?
В 1988 году мы впервые обратились к проблеме корпоративного видения. Существует ли оно? Если да, то, что оно такое? Откуда оно возникает? Каким образом организации совершают дальновидные шаги? К тому времени видение привлекло внимание деловой прессы и теоретиков менеджмента, но мы все равно были неудовлетворены имеющейся информацией по данному вопросу. Прежде всего, термин "видение" имел много определений и по-разному применялся. Так что это сильнее запутывало ситуацию. Некоторые считали, что видение есть взгляд через магический кристалл на будущее рынков. Другие усматривали за этим технологии и товары, например, компьютер "Макинтош". Третьи относили это понятие к организации, ее ценностям, целям, миссии, смыслу существования, образу идеального места для работы - полная неразбериха! Неудивительно, что бизнесмены-реалисты становились скептиками при одном упоминании о видении, столь туманным, запутанным и непрактичным оно им представлялась. За всеми дискуссиями и публикациями о видении, и это более всего нас беспокоило, как правило, стоял некий образ того, кого все привыкли называть лидером-провидцем – харизматичная и блестящая фигура. И однажды мы спросили себя, если такой лидер необходим для развития выдающихся организаций, то кто является харизматичным и прозорливым лидером в 3М? Мы не смогли ответить на этот вопрос. Вы можете? 3М почтенная и уважаемая организация уже многие десятилетия, но лишь не многие в состоянии назвать его нынешнего руководителя, его предшественника, предшественника предшественника и так далее. 3М это компания, про которую многие сказали бы, что она обладает видением, однако она не имеет и по-видимому не имела в своих рядах типичного, блестящего и харизматичного руководителя. 
Мы обратились к истории компании и выяснили, что она была основана в 1902 году. Если у нее в прошлом и был дальновидный лидер, то он уже давным-давно умер. Стало понятно, что успех 3М едва ли можно было приписать какому-либо товару, рыночной идее или счастливому стечению обстоятельств, поскольку ни одна из этих вещей не может предопределить столетний корпоративный успех. В 3М было что-то, выходящее за рамки привычного лидерства, удачной товарной идеи, рыночного озарения или воодушевляющего заявления о корпоративном видении. Мы решили, что 3М лучше всего может быть охарактеризована как компания обладающая видением».

Корпоративная культура, в которой принято быть глубоким, глубоко мыслить, вносить свой вклад в общее видение компании – по определению является залогом успеха, единственным богатством компании, тем, что у неё точно не отнять. В итоге мы начинаем понимать, что глубина мышления является очень серьёзным качеством человека, это то же самое, что мудрость по Уитмору или видение по Коллинзу. Это способность видеть причины, зарождающиеся, хотя ещё и не видимые предпосылки, способность понимать прежде других. И именно это качество мышления – глубина – является одним из наиболее ценных с точки зрения руководителя. Таким образом, к сочетанию «скромность-воля» я бы добавил ещё «мудрость-знания». Сами по себе они как бы исключают друг друга; часто люди руководствуются либо знанием, либо интуицией, которые друг друга исключают. Но всё же принцип не «или», но «и» позволяет нам понимать, что лишь сочетание мудрости и знания приводит к высокой эффективности.

И, конечно же, можно озаботиться о воспитании глубины мышления и мудрости в себе. Воспитание сначала ясности, а затем и мудрости это те задачи, которые и должно взять на себя высшее и дополнительное образование. Во всяком случае, образованные по такому образцу люди, смогут быть гораздо более эффективными в своей области, неся в свои жизни новую волну развития, делая свои компании гораздо более конкурентоспособными. Совокупное глубокое мышление соратников компании становится тем, что называется видением компании и в итоге это и есть самое мощное конкурентное преимущество, какое только можно придумать.

Итак, как воспитать ясность и глубину мышления? Должны же быть методы? Да, безусловно. Но о методах речь пойдет уже в другой статье.

 

http://zvenigorod.eu/

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Ясность и глубина | voin-mirotvorets - Дмитрий Раевский глазами учеников | Лента друзей voin-mirotvorets / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»