• Авторизация


Что происходит с еврейским государством 22-11-2021 01:01 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Диагноз
 
Редактор представляет: 

Представляю оптимистическую статью об израильтянах, как части народа евреев, живущего в диаспоре. Выход из положения, в котором оказалось Государство Израиля автор видит (как я понимаю) в деятельности тех израильтян, которые сбросят навязанное им «репатриантство» и станут олим. Реализуют свое право и, следовательно, обязанность не «абсорбироваться», а нести в себе крупицы мировой культуры в Израиль. Особенно, когда это люди Исхода из СССР, люди жизненного опыта в стране, где еврейское самосознание формировалось в непрерывном противостоянии с государственным и бытовым антисемитизмом, а физика, математика, информатика и кибернетика были еврейскими науками. "Если не мы, то кто? Если не сейчас, то когда?"

Электрон Добрускин.
редактор

        То, что происходит с еврейским государством, поражает не столько самими событиями, сколько, прежде всего, несовпадением того, что ожидалось от государства евреев, с тем, что в результате получилось.

Даже самые большие доброжелатели разводят руками в недоумении – да что же происходит с Израилем? 
То, что происходит, проявляется пока в виде отдельных негативных явлений, которым по привычке ищут аналогии в практике других народов, надеясь таким образом найти и решение постоянно возникающих конкретных проблем. 
Но происходящее не имеет ничего общего с практикой других народов. Явления израильской жизни, которые порождают якобы решаемые проблемы, на самом деле являются симптомами злокачественной опухоли. Она угрожает всем органам национального организма, который мог бы быть здоровым и цветущим. 
Однако у народа нет даже шансов диагностировать собственное состояние, пока он не осознает, к чему ведет подмена уникальной алии скопированными у других народов «иммиграцией» и «репатриацией». 
Поставить же диагноз необходимо. Пока не поздно. 


А для этого нужно поступить так, как и положено поступать в критической ситуации: не бояться задать острейшие вопросы, отказаться от штампов, отбросить предрассудки, снять с себя все «политкорректные » ограничения. Все равно эти вопросы и так задают люди, по разным причинам проявляющие повышенный и далеко не всегда благожелательный интерес к судьбе еврейского народа.

Начав как бы с чисто терминологических вопросов о понятиях «иммигранты», «репатрианты» и «олим», посмотрим, кто построил, кто и как строит еврейское государство, почему в Израиле исчезли лидеры, рассмотрим в этой связи проблематичность израильской элиты, ее цивилизационную недоразвитость и неадекватность. Рассмотрим роль иврита в израильской культуре. Попытаемся приблизиться к постановке диагноза.

О терминологии.

В начале 90-х годов, когда потоки бывших советских граждан растеклись по всему миру, никто в Израиле особенно не обращал внимания, что новые израильтяне называли себя то иммигрантами, то репатриантами, то олим. Любопытно, что часто в разговоре этим особым израильским словом "олим" они называли также и своих бывших соотечественников, ставших новыми американцами. 
Вроде бы и основания для этого были. В общем-то, независимо от страны, куда забросила судьба, все решали похожие проблемы: крыша над головой, поиски работы, устройство детей, и вхождение в новый мир – в новый язык, в новую среду, в новые нравы. 
Обычных людей, обывателей, сходство жизненных проблем волновали намного больше, чем различие в словах, которыми пользовались новички, называя сами себя и друг друга. 
Но различие есть. И принципиальное.

"Иммигранты" - это те люди, которые приняли для себя решение поселиться в среде народа, к которому они не принадлежат. Иммиграция, то есть вхождение в чужое общество, – процесс сложный и часто болезненный. Не приходится сомневаться в том, что решиться на иммиграцию могут только лишь те люди, которые испытывают чувство разочарования в народе, среди которого живут и определенное к нему недоверие. Самим своим выбором иммигранты демонстрируют нежелание пребывать в среде этого народа. 
Этим определяется психология иммигранта, его отношение к новому обществу и нового общества к нему. 
Иммигрант старается понять и принять новые правила игры, измениться, приспособиться к новой среде, и влиться в новый народ, чтобы обрести право на общее "мы". 
В свою очередь и принимающее общество имеет полное право требовать от иммигранта, чтобы он со своим уставом не лез в чужой монастырь. Ведь любое государство – плод культурно-исторического опыта конкретного народа и народ не вправе допускать, чтобы разрушался этот опыт– фундамент государства. 
Даже в таком государстве, как США, созданном иммигрантами и для иммигрантов, уже начали осознавать, что действительность входит в противоречие с этим легитимным термином. И причина очевидна: отцы-основатели США были носителями культурно-исторического опыта протестантов-европейцев и государство они основали именно на этом опыте. 
Именно в их Америку все бегут и те, кто хотят сохранить ее таковой, не имеют права об этом забывать.

"Репатрианты". Есть и такой термин, обозначающий людей, переселившихся в новую среду. Но не совсем новую, а как бы забытую старую. Репатриант долгие годы (а часто и не в одном поколении) жил на чужой земле, находился в чужой среде, приспосабливался к ней, к ней привыкал и отвыкал от собственного народа. И тем не менее со своим народом он всегда был связан – генетически, культурно, исторически. 
Народ, к которому принадлежит репатриант, жил на земле их общих предков, хранил свою самобытность, творил историю и развивал культуру. Самой своей судьбой народ писал устав, который определяет устройство всей жизни – жизни каждого и жизни всех. Народ – это древо, корнями вцепившееся в родную землю и питающееся из нее. Репатриант подобен веточке дерева – как бы далеко веточка не расположилась от ствола, она с ним связана и именно по этой причине все веточки одного ствола подобны друг другу. Ствол уже определил, какой быть веточке. Веточка же жизнь ствола не определяет. 
Народ уже определил, каким именно должен стать репатриант, если он действительно стремиться влиться в свой народ. Как и у веточки дерева у него есть два варианта – либо прижиться, либо засохнуть. 
Типичным примером репатриантов являются советские немцы, возвращающиеся в Германию.

"Оле" - еврей, возвращающийся на родину предков. Оле ("олим" во множественном числе) возвращается в свой национальный дом, в котором на протяжении 2000 лет отсутствовал весь народ. Здесь нет и не может быть никакой группы, которая могла бы утверждать, что пока оле отсутствовал 2000 лет, именно она, эта группа, оставалась на земле предков, хранила национальную самобытность, творила национальную историю и развивала национальную культуру. Нет и не может быть никакой группы, воображающей себя коренным народом. 
Весь народ и хранил, и творил, и развивал все это в рассеянии, существуя параллельно по отношению друг к другу, в среде других народов, а не на земле предков.
Всего лишь 100 лет назад народ начал постепенно возвращаться на родину как раз для того, чтобы опять укорениться в родной земле и стать тем самостоятельным народом, который может хранить, творить, развивать и развиваться, не мимикрируя и ни к кому не приспосабливаясь. Поэтому "Оле» – значит "всходящий". На Землю Обетованную можно только всходить. Так же, как и противоположное "йоред" означает "спускающийся", потому что с Земли Обетованной можно только "спускаться", а не уезжать. 
Этот уникальный процесс формирования заново вечного народа носит и уникальное название - "киббуц галуйот" - "собирание рассеянных" (собирание рассеянного народа на родине предков). 
Поэтому нет и не может быть никого, кто мог бы сказать: "Ствол - это я, а ты, оле, - всего лишь маленькая веточка". В нашем случае каждый возвращается на родину, чтоб стать частью самого ствола, претендуя на общую землю, куда и он сможет запустить свои корни. 
И нет никого, кто мог бы отказать ему в этом, воображая, что у оле, как и у веточки есть только два варианта – либо прижиться, либо засохнуть.

Как мы видим, уникальность еврейской судьбы выражает соотвествующая терминология. 
Нет аналога терминам "оле" и "киббуц галуйот" А это предполагает как уникальность процесса формирования нового общества, так и создание уникального, не имеющего аналога государства. 
Однако мы, евреи, не стали утруждать себя размышлением о том, каким должно быть наше государство. Мы просто скопировали свое национальное государство у европейцев, что и нашло отражение в терминологической путанице.

 Настоящие олим и Настоящие израильтяне

На начальном этапе воссоздания государства это никак не давало о себе знать. 
Каждый строитель государства ощущал себя настоящим оле из-за того, что на родине предков еще не было никакой группы, воображающей себя коренным народом (разрозненные еврейские общины, уже существовавшие там, на роль воссоздателей государства претендовать никак не могли). 
Оле пахал и строил, создавал поселения и школы, закладывал основы властных структур и самообороны. После 2000-летней зависимости от других он, наконец, почувствовал свободу. "Продуктивность и творчество" - был его девиз, и он действовал в соответствии с этим девизом во всем, за что брался. 
Несмотря на все трудности, с которыми столкнулись первые олим, обстоятельства им благоприятствовали. Сионистское начальство, собиравшее деньги у евреев диаспоры на нужды строителей государства, сидело в Европе. На земле предков действовали лишь представители начальства, которые нуждались в продуктивности и творчестве халуцим-первопроходцев. 
Потому и появилось в этом поколении настоящих олим так много ярких личностей, которые обеспечили успех всему делу и остались в памяти потомков основателями государства и носителями его идеалов.

Однако с каждым следующим поколением все явственней становилась тенденция превращения олим в репатриантов. Прибывая на родину предков, последующие поколения олим очень быстро обнаруживали некую группу таких же как они евреев, однако уже претендующих на роль "коренного народа", основного хранителя и определителя национальных святынь, составителя кодекса, которому все новички должны соотвествовать в качестве репатриантов. 
На превращение оле в репатрианта никто особого внимания не обращал, так как ситуация воспринималась как сама собой разумеющаяся. Однако этим было положено начало процессу, который и привел государство и общество к его нынешнему состоянию.

Постепенное превращение новых олим в репатриантов неразрывно связано с возникновением еще одного, правда, неофициального термина – «настоящие израильтяне". Его появление отражает сложившееся убеждение, будто коренной народ в Израиле уже сформировался. 
У настоящих израильтян есть несколько основных, характеризующих их признаков: место рождения – Израиль; родной язык – иврит; общие воспоминания, начиная с первых шагов во дворе; дружба домами, которая началась еще в те времена, когда бабушки и дедушки строили Тель-Авив и другие поселения, служба в армии и проч. 
Это совсем немало, учитывая, насколько важно было все то, что сделали отцы-основатели, заложившие основы государства. 
Однако этого явно недостаточно для того, чтобы их потомки могли вообразить себя коренным народом, носителем национальной самобытности, творцом национальной истории и национальной культуры. И, в качестве такового, принимающим и, как в Израиле официально заявлено, абсорбирующим репатриантов. 
Все это – плод национальной фантазии. 

Кто построил еврейское государство?

Достаточно только лишь вообразить, что отцы-основатели так и остались бы сами со своими потомками в созданных ими поселениях, на своих полях и плантациях, со своими фабриками, учебными заведениями и прочим! 
Достаточно только представить себе, что народ, рассеянный в диаспоре, не поддержал бы их начинание! 
О каком бы государстве тогда вообще шла речь? 
Все, что они создали, зачахло бы, не успев окрепнуть, и рано или поздно выродилось бы вовсе. 
Именно потому, что все всегда прекрасно это понимали, за алию неистово боролись еще отцы-основатели государства, в то время как противники государства неистово боролись против алии. Да и после того, как государство обрело суверенитет, настоящие израильтяне всегда призывали евреев совершать алию, так как они нуждались и продолжают нуждаться в постоянном участии всего народа в судьбе еврейского государства.

Такая заинтересованность в алие вызвана тем, что настоящие израильтяне никогда не были и не могли быть стволом, по отношению к которому все остальные евреи, прибывающие в Израиль, – это всего лишь веточки-репатрианты, без которых ствол может обойтись. 
На самом деле настоящие израильтяне всегда были лишь саженцем, его пестовал и укреплял весь народ. 
Государство воссоздавалось коллективными усилиями всего народа, причем – и это особенно важно подчеркнуть – успех обеспечило именно разнообразие опыта, накопленного народом в рассеянии. 
То, что могли сделать для государства евреи Западной Европы, в особенности эмансипированные евреи Германии, к которым впоследствии присоединились евреи США, не могли сделать евреи Восточной Европы, у которых не было никакого опыта деятельности в условиях современного государства. И наоборот, личный энтузиазм и готовность к самопожертвованию евреев Восточной Европы невозможно было ожидать от благополучных евреев Запада, которых только Гитлер смог снять с насиженных мест. 
Мощная алия самой элитарной части народа – еврейства Германии, полностью изменила ситуацию в 30-х годах XX века. И это обстоятельство решило не только острейшую демографическую проблему, но и проблему отсутствующего культурного опыта, без которого государство не могло бы стать на ноги даже в том случае, если бы этому никто не препятствовал.

Положение не изменилось до сего дня, в чем мы могли убедиться непосредственно. 
На наших глазах государство сделало гигантский скачок в своем развитии исключительно благодаря огромному опыту, который евреи обрели в бывших социалистических странах. Только лишь тогда, когда в страну прибыло огромное количество готовых специалистов-евреев из СССР, Румынии, Польши и проч., в Израиле появились целые отрасли деятельности, превратившие его в передовое государство. А ведь специалистами эти олим стали не в результате развития опыта настоящих израильтян. Опыт этих олим формировался параллельно и независимо.

Все это опровергает сложившееся убеждение, будто настоящие израильтяне построили государство. Они просто не могли этого сделать собственными силами, развивая лишь собственный опыт. 
Это народ совместными усилиями построил и строит государство. 
Тем не менее, легко принятая народом подмена термина "олим" термином "репатрианты" указывает на то, что у народа сложилось иное, совершенно неадекватное реальности представление о настоящих израильтянах как о строителях государства. 
А такие вещи без последствий не остаются.

Чтобы понять, о чем, собственно, идет речь, сравним два государства – Германию, принимающую бывших советских немцев в качестве репатриантов, и Израиль, превративший бывших советских евреев из олим в репатриантов. 
В Германии давно сформировался и живет народ самодостаточный. Все, что сделало Германию передовым государством, развивалось постепенно всем народом и всем народом усваивалось как общее наследие. 
Поэтому, с каким бы опытом не вернулся немец-репатриант в страну своих предков, он найдет среди коренного народа некую аналогию собственному опыту. Как патриот он, возможно, и горит желанием послужить своей вновь обретенной родине и обогатить ее своим опытом. Но он не может не осознавать, что такое государство, как Германия, не особенно в этом нуждается. 
В Израиле коренной народ не сформировался. Настоящие израильтяне не являются таковым народом потому, что они не самодостаточны. Все, что сделало Израиль передовым государством, собрано из опыта других народов, который евреи лишь адаптировали, находясь в среде этих народов, и в свое государство перенесли. 
Именно по этой причине прибывающий в Израиль оле стремится не просто устроить свою личную жизнь в качестве репатрианта или иммигранта. У оле совершенно иная психологическая установка – он стремится внести свой вклад в общую копилку.

Его мотивация еще более усиливается, когда он обнаруживает, как много в государстве еще несформировавшихся областей, где именно его опыт может быть полезен государству. При этом он полагает, что настоящий израильтянин или тот, кому от имени государства поручена роль его представителя, стремится к той же цели – использовать его потенциал ради процветания их общего государства.

Вот тут-то и кроется ошибка. Настоящий израильтянин, вообразивший себя представителем коренного народа, убежден в самодостаточности собственного опыта. 
Выставляя свой собственный опыт в качестве особого израильского мерила, он просто не осознает, насколько это мерило узко, насколько не вмещает в себя весь тот огромный опыт, который народ накопил исключительно благодаря рассеянию и который объединенными усилиями вложил в собственное государство. 
Личный же опыт настоящего израильтянина с огромным опытом народа просто несопоставим. 
Сама по себе эта несопоставимость опытов не является недостатком. Она является лишь особенностью уникального явления киббуц галуйот – не имеющего аналога процесса формирования заново вечного народа. 
Однако если это явление – киббуц галуйот – понять неверно, более того, извратить его переименованием алии в «репатриацию» и в «иммиграцию», то особенность эта не просто превращается в недостаток. 
Эта особенность вырождается в порок. 

Проблема элиты или почему в Израиле исчезли лидеры?

С каждыми новыми выборами у народа тают надежды на то, что появится, наконец, лидер, которому удастся вывести общество из кризиса. Уже всех потенциальных лидеров перепробовали в качестве действующих премьеров, а ожидаемой личности нет даже на горизонте. 
Мистики поспешили заговорить о том, что отсутствием лидеров еврейский народ наказан за какие-то грехи. 
Однако ситуация достаточно ясна и без мистики. Нужно всего лишь понять, как влияет на формирование элиты замена алии на иммиграцию и репатриацию.

Вообразив себя титульной нацией, настоящие израильтяне усвоили самосознание естественной элиты израильского общества – элиты по праву рождения. 
Однако права рождения недостаточно, чтобы быть элитой. Необходимо уметь выполнять функции, которые возложены на элиту. В противном случае элита по праву рождения вырождается и, разумеется, не может стать той средой, которая поставляет народу лидеров. 
Настоящие израильтяне оказались в положении намного худшем, чем их отцы-основатели. 
С одной стороны, они лишились источника опыта передовых народов, у которых учились их отцы и деды, так как опыт этот можно обрести только находясь внутри него. А настоящие израильтяне родились и выросли на земле предков, где необходимый опыт отсутствовал. 
С другой же стороны, они не могли воспользоваться еврейским традиционным опытом, так как этот опыт является опытом жизни в общине, и к государству никакого отношения не имеет.

Естественная элита является носительницей идеалов, консолидирующих общество. Она является созидательной силой общества. Инициируя различные виды деятельности, она тем самым общество развивает. Наконец, элита является организующей общество силой, так как ее важнейшей функцией является создание системы взаимодействия всех членов общества.

Идеалы.В этом смысле уже отцы-основатели государства были весьма проблематичны как элита. 
Они несомненно были носителями идеалов – идеалов построения социалистического общества, основанного на личном труде. 
Однако весь народ их идеалы не разделял. Многочисленная диаспора поддержала их начинание только лишь потому, что многовековая традиция приучила народ поддерживать тех евреев, кто решил поселиться на земле предков. И положение таковым остается до сего дня – диаспора поддерживает еврейское государство, не интересуясь идеоло гией его граждан. 
Не идеалы отцов-основателей поднимали евреев с насиженных мест, а резкое обострение антисемитизма в XX веке. Самая большая в до-государственный период Пятая алия прибыла из Германии после прихода Гитлера к власти. Массовая алия из арабских стран прибыла после провозглашения государства из-за того, что в арабских странах евреев начали воспринимать как пятую колону. Последняя волна алии из СССР была вызвана развалом советского государства. 
Все это не имеет ничего общего с идеалами отцов-основателей. Тем более это не имеет ничего общего с "идеалами" настоящих израильтян, так как они сами не только давно отреклись от идеалов своих отцов и дедов, но еще и высмеяли их. 
Понятно, что носителями идеалов, консолидирующих народ, настоящие израильтяне быть просто не могут. Таких идеалов у них нет.

Развитие общества.Не могут настоящие израильтяне выполнять функции элиты и в том, что касается способности развивать общество. 
Даже евреи поколения, закладывавшего инфраструктуру будущего государства в период британского мандата, фактически были не создателями, а лишь переносчиками тех знаний и навыков, которые они обрели в среде других народов. В государственный период ситуация, как уже говорилось выше, не изменилась и доказательством этому служит последняя волна алии из СССР. Евреи принесли в страну знания и навыки, которые они обрели в стране исхода. Настоящие израильтяне все это получили в готовом виде, не ударив при этом палец о палец. 
Но более всего высказанную мысль подтверждают те из евреев, кто не обрел в стране исхода необходимых для жизни в современном государстве знаний и навыков. По этой причине они до сего дня являются для государства проблематичным населением. И вовсе не потому, что они не в состоянии всему необходимому обучиться, а потому, что настоящие израильтяне, не будучи элитой созидательной, не в состоянии их этому обучить.

Организация общества. Проблематичными были отцы-основатели и как организаторы государства. Большинство из них прибыло на родину предков из местечек-штетлов черты оседлости Российской империи, где они, естественно, не могли обрести никакого опыта государственных деятелей. Государственным строительством занимались опытные англичане в соответствии с мандатом Лиги наций, точно также, как они это делали во всех своих колониях. 
Но если первые поколения лидеров государства еще могли копировать своих европейских учителей, то заложить традицию управления государством на основе копирования они никак не могли. Естественно, что им нечего было передавать настоящим израильтянам, их детям и внукам, которые в качестве естественной элиты могли бы продолжить и развить традицию отцов и дедов, если бы таковая была.

Осознавая особенность ситуации, в которой оказались настоящие израильтяне, можно диагностировать два их главных качества, лишающие народ надежды на то, что из их среды может выйти лидер еврейского народа – цивилизационную недоразвитость и неадекватность.

Цивилизационная недоразвитость

Это вовсе не оскорбление. Это диагноз болезни, которой настоящие израильтяне не могли не заболеть, подменив алию иммиграцией и репатриацией. 
Болезнь эта вызвана неравномерностью в развитии еврейства диаспоры, продолжавшего жить в среде других народов, и популяции настоящих израильтян, создавших собственную среду на земле предков. 
В то самое время, когда еврейство диаспоры, решая разнообразные проблемы в качестве граждан современных государств, формировало соответствующее своему гражданству мироощущение, у настоящих израильтян, выросших на земле предков, где решались базисные проблемы существования, тоже сформировалось соответствующее мироощущение – мироощущение людей ишува, то есть поселения. 
Лишенные опыта жизни в современном государстве, настоящие израильтяне естественным образом воссоздали традиционный штетл на основании единственно известного евреям опыта жизни – опыта жизни в общине. 
Это видно по тому, как настоящие израильтяне мыслят и действуют.

Для того, чтобы это осознать, нужно вспомнить, как мыслили и действовали евреи в штетле, ограниченные рамками жизни традиционной общины.

Традиционный культ денег. Главной проблемой еврейской общины была проблема добывания денег. И это естественно, так как только за деньги безземельный народ мог купить себе право на существование. Добывание денег было главной целью и для того, чтобы удовлетворить все нужды внутри общины: построить синагогу, микву, обеспечить кашерную еду, написать свиток Торы, поддержать бедных и больных и т.д. 
Задачи, необходимые для развития государства, община не решала. Этим занимался народ, в среде которого община существовала.

Проблема в том, что также мыслят и действуют настоящие израильтяне, пытаясь решать проблемы государственного уровня теми же методами, которыми решались проблемы в традиционной еврейской общине. Они тоже верят, что все проблемы решаются посредством денежных вливаний. Хотя опыт многих народов, разбогатевших благодаря богатым природным ресурсам, доказывает, что есть вещи непокупаемые – традиция и культурный капитал.

Что происходит, когда элита государства не понимает таких базисных вещей, видно по кризису, охватившему израильскую систему образования. 
Настоящие израильтяне не осознают, что прежние достижения этой системы были возможны исключительно благодаря отдельным евреям, которые из развитых стран привозили готовые знания и навыки. Однако традицию на основе копирования создать невозможно, как невозможно и обратиться за опытом к национальной системе образования, в хедерах и ешивах которой исключается обучение "несвятым" точным и естественным наукам. 
Такая собственная традиция и определяет то, что у большинства населения нет мотивации получать необходимые знания в "несвятых" для еврейской традиции областях, а учительский труд в обществе презирается. 
Нет поэтому ничего удивительного в том, что утратив культурный капитал, привезенный из диаспоры, и не имея возможности опереться на собственную традицию, сами настоящие израильтяне создали методики и концепции, благодаря которым в еврейском государстве на глазах исчезают хваленые еврейские мозги. Теперь уже очевидно, что эти мозги проявляют свой потенциал только в чужой культурной среде.

В Израиле всем давно уши прожужжали великой реформой системы образования, которую поддерживают все правительства. Но вся реформа сводится к финансовой реорганизации. "Реформаторы" не осознают сути поблемы – о.сутствие традиции. Они надеются, что эффективное использование денег позволит решить проблемы всей системы, так как в образование придут хорошие специалисты. 
Но это как раз тщетные надежды.

Во-первых, отсутствие традиции у народа определяет ее отсутствие и у каждого представителя народа, сколько ему не плати. Поэтому специалисты не придут – им неоткуда взяться. Тем более, когда речь идет о педагогике, которая больше, чем какая-либо иная область связана с традицией народа и его психологией. Показательно, что даже то, что было принесено народу в готовом виде из диаспоры, народ не удержал.

Во-вторых, отсутствие традиции сказывается не только в системе образования, но и во всех других областях. Отсутствует традиция и в подготовке полицейских, из-за чего общество уже не рассчитывает на то, что "моя полиция меня бережет". Дошло уже до отсутствия необходимой подготовки среди высшего офицерского состава, что и вскрыла последняя Ливанская война. 
Но откуда эта подготовка возьмется, если военачальники, не успев завершить службу, устремляются в бизнес делать деньги, а не укреплять и развивать государство в своей области? 
Все проблемы государства посредством финансовых вливаний решить невозможно. Главную роль в решении проблем играет мотивация народа создавать, укреплять и развивать свою культурную традицию во всех областях. Сами евреи подтверждают своим отношением к ортодоксальной культуре важность такой мотивации. 
Но у настоящих израильтян отсутствует мотивация хранить, укреплять и развивать культурный капитал, трудом поколений накопленный в среде народов мира, так как уверовав в то, что они сами "построили государство, они убедили себя, будто у них все само получается в стиле импровизации.

В-третьих, настоящие израильтяне не осознают ценность культурного капитала, который не имеет денежной оценки и который они привыкли получать от диаспоры в готовом виде. Проблема в том, что они этот культурный капитал не приумножают, а прожирают. Используют его исключительно для роста собственного благосостояния. В надежде на бесперебойные его поставки в будущем, как это случилось в прошлом, например, при развале СССР. 
При таком отношении к этому невосполнимому капиталу, он рано или поздно закончится.

Наконец, отношение к деньгам, как панацее от всех бед, а вовсе не "арабская проблема" является причиной патологической политизации общества. Масса людей стремится пролезть в политику не для того, чтобы принести пользу государству, а чтобы распределять деньги. 
Это и определяет политическую культуру настоящих израильтян, политические лидеры которых собирают вокруг себя не единомышленников, а интересантов. 
Все теряют терпение, чувствуя, что проблемы решаться не будут, так как все решения всегда сводятся к раздаче денег.

Традиция штетла и внутренние проблемы государства и общества. Цивилизационная недоразвитость определяет и ситуацию, которую создали настоящие израильтяне внутри государства. 
В народе не случайно появилось название "Тель-Авивское государство". Сам народ определил масштаб людей, фактически воссоздавших штетл на земле предков. 
Не понимая этого, невозможно понять, например, что происходит с городом Сдерот, подвергающимся непрестанным обстрелам со стороны Газы. Принято объяснять этот абсурд какой-то особо изощренной политикой, благородной сдержанностью, наконец, гуманными соображениями. 
Но объяснение лежит совершенно в иной плоскости: город Сдерот для настоящих израильтян лежит за пределами того мира, который они воспринимают, как свой. Одна гражданка "Тель-Авивского государства", задавшая риторический вопрос "кто там живет?", имела ввиду, что там живут "не наши" люди – всякие иммигранты и репатрианты, выходцы из арабских стран и республик СССР. И ее все поняли. 
Дело, однако, не в отдельно взятой ситуации в Сдероте. Настоящие израильтяне нигде не владеют ситуацией, продолжая жить как в штетле – все, что находится за границей моего мирка, меня не касается. 
На Юге бедуины заселяют Негев и рэкетируют население; на Севере среди арабов ширится поддержка противников государства; даже друзы, верные граждане государства, начали бунтовать. Но настоящий израильтянин живет так, как будто все, что происходит в нескольких километрах от его дома, происходит на другой планете. 
Масштаб проблем, с которым столкнулись в Израиле нацменьшинства, настоящие израильтяне просто не понимают. Да и удивительно ли, если они не понимают проблем той части соплеменников, которую поторопились записать в иммигранты и репатрианты?

Хладнокровие настоящих израильтян в бушующем море страстей принято объяснять тем, что государство на протяжении всей своей истории воюет. Это, дескать, и приучило его граждан не реагировать на постоянные инциденты. 
Разумеется, перманентная война влияет на менталитет всех евреев, которые связали свою жизнь с национальным государством. Однако дело не в этом. Дело в отношении настоящего израильтянина к будущему, которое характерно для еврея штетла. 
Традиционный еврей о будущем имел весьма расплывчатое представление – когда-то придет Машиах и все будет хорошо. Однако в каждодневной, реальной жизни для еврея существовал только сегодняшний день. И это понятно – хозяева в любой момент могли сменить милость на гнев, что влекло за собой погром или изгнание. 
У отцов-основателей государства вера в мессианское будущее трансформировалась в веру в образцово-показательное общество, которое они дескать построят. Но и их реальность вынуждала жить сегодняшним днем. 
У настоящего израильтянина вообще нет понятия "завтрашний день". Машиаха он не ждет, образцово-показательное общество не строит. Он живет днем сегодняшним в придуманную им эпоху постсионизма. 
Соответственно он решает проблему взаимоотношений с арабами – настоящему израильтянину нужен "мир сегодня", сейчас подай ему мир. 
Соответственно он повел себя, когда спешно вышел из Ливана и из Газы, решая ту проблему, которая стоит перед ним сегодня, без малейшего представления о перспективах завтрашнего дня. Результаты в виде "Хизбаллы" и ХАМАСа не заставили себя долго ждать. 
Соответственно на протяжении всех лет существования государства настоящий израильтянин принимал олим: главное привезти и накормить. Вопрос о том, как общество будет формироваться, как будет выглядеть в будущем, его не волнует - как-нибудь сформируется.

Таким же образом он создал и систему предприятий и учреждений: готовые специалисты становились в строй для решения локальных проблем. 
Но о системе взаимодействия всех специалистов, подготовке смены, настоящий израильтянин никогда не задумывался. Поэтому сегодня специалисты, приближающиеся к пенсионному возрасту, бьют тревогу: кто встанет на вахту после них? О проблеме заговорили уже бизнесмены: они готовы вкладывать деньги, но сталкиваются с проблемой нехватки квалифицированной рабочей силы. Даже в хайтеке предвидят необходимость ввоза специалистов все по той же причине – нет видения перспективы. И это после массовой алии из СССР. 
Нет поэтому ничего удивительного в том, что внутреннее положение в государстве настоящие израильтяне довели до состояния системного кризиса.

Традиция штетла и внешние проблемы государства. Однако проблемы еврейского государства не ограничиваются теми, что создали настоящие израильтяневнутри государства. Превратив государство в штетл, они завели его в тупик и на международной арене.

Не нужно быть большим мудрецом, чтобы осознавать проблематичность существования евреев в среде народов мира. Воссоздание еврейского государства не сняло с повестки дня "еврейский вопрос", на что так надеялись Герцль и его последователи. В определенном смысле этот вопрос даже усугубился. 
Тем не менее воссоздание еврейского государства несомненно создало новую ситуацию. И это само наводит на мысль о том, что традиционная взаимосвязь евреев обрела новую форму как связь диаспоры с государством. 
А эта форма требует новых подходов, новых идей. 
Однако по установившемуся статус-кво видно, что никакого обновления не произошло. Отношения диаспоры с государством базируются на двух по сути своей традиционных идеях. 
Первая: все евреи несут друг за друга ответственность, поэтому с одной стороны государство не может существовать без диаспоры, а с другой стороны диаспора заинтересована в процветании государства хотя бы как в возможном убежище. Вторая: в качестве граждан разных государств евреи мира могут оказывать Израилю поддержку. 
И это все?

Достаточно обратить внимание на ситуацию, сложившуюся в "глобальной деревне", чтобы идеи сами начали приходить в голову. 
В современном мире в положении евреев оказались практически все народы, так как теперь и у них, как и у евреев, есть собственные диаспоры. Отличие лишь в том, что у евреев всегда была диаспора, но не было государства, а у народов мира всегда были государства, но не было той рассеянной по миру диаспоры, которая образовалась в результате глобализации. 
А это значит, что в современном мире живет огромное количество людей, которые кровно заинтересованы в процветании и государства, с которым связаны этнически, и того, в котором обрели гражданство. 
В процветании государства своего гражданства они заинтересованы потому, что в нем они живут, трудятся, растят детей. В процветании государства своего происхождения они заинтересованы не только потому, что, как правило, там живут их родственники, но еще и потому, что престиж этого государства определяет и их личный престиж. Никто ведь не хочет носить на себе личное клеймо народа-неудачника. 
Эта ситуация настолько нова, что она не может не изменить сами принципы дипломатии. Классическая дипломатия основывалась на взаимоотношениях чуждых друг другу общностей людей, что и определяло специфику работы, которую всегда и везде выполняли дипломаты. 
Образование огромных диаспор меняет задачу. 
Теперь уже сами люди кровно, а не по долгу службы, заинтересованы в сотрудничестве разных государств. Будучи носителями смешанного менталитета, они прекрасно ориентируются в возможностях этого сотрудничества. Могут служить передатчиками культурного опыта. 
Устанавливать взаимопонимание между народами не посредством отдельных мероприятий, а на основе постоянного личного взаимодействия с друг с другом и т.д.. 
Нужно только найти основу широчайшего сотрудничества диаспоры с государством-метрополией, чтобы каждый народ смог внутренне самоорганизоваться. Кстати, те, кто готовят теракты с целью разрушения государств, уже это поняли. 
Вот тут-то как раз именно евреи могли бы выступить как новаторы, создать собственную школу дипломатии, так как умение организовать рассеянную диаспору для достижения общенациональных целей. Это как раз то, в чем евреи на протяжении 2000 лет проявили непревзойденное искусство. 
Могли бы, ...если бы дипломатией еврейского государства не занимались настоящие израильтяне.

Поведение представителей еврейского государства на международной арене вызывает не меньшее недоумение, чем то, что творится внутри государства. 
Почему престиж еврейского государства на международной арене падает? Почему противники государства так успешно создали зловещий образ Израиля при полной беспомощности дипломатического корпуса еврейского государства? 
И вновь поведение этого корпуса стараются объяснить какими-то таинственными планами умных евреев. Однако причина намного проще: настоящие израильтяне и в международных отношениях провалились потому, что у народа нет никакой традиции международных отношений, а якобы самодостаточность "титульной нации" лишает мотивации эти традиции закладывать.

Достаточно упомянуть лишь ситуацию, которая сложилась вокруг предполагаемой гибели арабского мальчика Мохаммеда ад-Дуры, чтобы понять, что собой представляют настоящие израильтяне в качестве представителей еврейского государства. 
Мохаммед ад-Дура стал символом интифады 2000 года, так как все средства массовой информации раструбили, будто израильские солдаты хладнокровно расстреляли ребенка. Однако проверка специалистов, причем не только израильских, показала, что речь идет о навете: израильские солдаты стреляли под таким углом, что мальчик не мог попасть в зону обстрела. 
Нашелся упорный французский журналист-еврей Филипп Карсенти, который потребовал через суд, чтобы канал France -2 показал весь отснятый материал, по которому можно судить о том, что сцена гибели мальчика сфабрикована. 
Реакция суда, отказавшего журналисту в иске, показательна: чего так, дескать, волнуется журналист, если еврейское государство не вмешивается и не требует восстановления истины. 
Тот, кто знаком близко с настоящими израильтянами не должен удивляться их поведению в этом деле. Они и в международных вопросах являются во всех отношениях людьми ишува, поселения, подтверждая ставшие крылатыми слова Генри Киссенджера о том, что у Израиля нет внешней политики, а есть только внутренняя. 
Что такое международное общественное мнение, настоящие израильтяне понятия не имеют, так как привыкли обмениваться мнениями друг с другом. Они выросли в обстановке, в которой об антисемитизме знают понаслышке. Им не понятен весь ход мыслей юдофобов, глубина их чувств, так как это понимает еврей диаспоры. Поэтому они не придают значения тому, что подобный фотомонтаж может быть искрой, которая разожжет пламя. 
К дипломатической службе их не готовят. И дело даже не в отсутствии школы дипломатов, а в том, что в системе образования такой базисный для формирования общего мировоззрения предмет, как история, воспринимается как ненужный довесок к тем предметам, которые в будущем помогут деньги зарабатывать. 
Да и какое может быть отношение к истории у народа, который 2000 лет живет преданиями?

Но провинциальная ограниченность настоящих израильтян - это еще пол-беды. Главное - то, что настоящие израильтяне и в международных отношениях воссоздали "дипломатию" штетла, что в новых условиях государственного существования равносильно самоубийству.

Чтобы понять, о чем речь, нужно вспомнить, что собой представляла традиционная еврейская "дипломатия" рассеяния. 
Эта "дипломатия" вынужденно строилась на трех столпах вследствие зависимости безземельных евреев от воли правителей тех народов, в среде которых евреи обитали – на личных отношениях,. 
Важнейшей особенностью "еврейской дипломатии" в рассеянии была зависимость от личного отношения правителя к евреям, защита интересов соплеменников и институт штадланов.

Личные отношения. В дипломатии личные отношения с элитой всегда и везде играли огромную роль Но у евреев, живущих в среде другого народа, была своя специфика. Достаточно было появиться "новому фараону, который не помнил Йосифа", и милость старого правителя могла у правителя нового смениться, как погода у моря, даже не гневом, а настоящей ненавистью. 
Примеров предостаточно. 
Во взаимоотношениях между государствами личными отношениями ограничиться нельзя. Взаимоотношения между государствами строятся на принципиально другой основе: на взаимной заинтересованности. 
Однако во взаимоотношениях еврейского государства с государствами мира невозможно не учитывать проблематичность самого существования евреев в среде этих народов. Возвращение евреев после 2000-летнего отсутствия на землю предков по предсказанию пророков – событие планетарного масштаба. Его нельзя свести к взаимовыгодной торговле (партнера всегда можно сменить) и даже стратегическому партнерству (стратегия всегда может измениться). 
Для того, чтобы народы мира смирились с существованием Израиля, у них должна появиться нужда в этом существовании.

Но настоящие израильтяне этого не понимают. Поэтому всю свою дипломатию они, как люди штетла, свели к личным взаимоотношениям. Как и во времена рассеяния они пользуется тем, что в мире есть достаточно правителей, по разным причинам лично симпатизирующих еврейскому государству. 
Ну и что? Разве это та основа, на которой еврейское государство может строить долгосрочные отношения с другими государствами? Так свои отношения может строить община, которая в случае смены настроений перекочевывает в другое место. Но государство не может быть кочевником. 
Да, у президента Буша, благодаря его личным религиозным убеждениям к Израилю отношение особое. Поэтому об особых интимных отношениях с США настоящие израильтяне трещат на каждом перекрестке. Им кажется, что эти отношения будут таковыми всю оставшуюся жизнь. 
Но ведь уже сегодня можно увидеть признаки "фараона, который не знает Йосифа". Достаточно присмотреться к новой антиизраильской элите, которую куют американские университеты, чтобы понять, насколько недопустимо привязывать политику государства к личным отношениям с тем или иным лидером. 
Дело не ограничивается США.

Современное поколение настоящих израильтян оседлало тему Катастрофы, на которой оно строит свою политику в надежде на то, что весь мир будет бесконечно каяться перед евреями за гибель 6 000 000. Но уже видны признаки "нового фараона, который не знает Йосифа". 
У нового поколения европейцев иные проблемы. Они не чувствуют никакой вины перед евреями, так как не они их убивали. Зато они видят, что Катастрофу европейского еврейства превратили в знамя борьбы с естественным для каждого народа стремлением защитить территорию своих предков от разрушительного влияния иммигрантов. И они делают естественный вывод: из-за евреев и их борьбы "с ксенофобией" мы теряем контроль над ситуацией в собственной стране. 
Вину за хаос, в который погружаются их государства, они рано или поздно возложат на "политику Катастрофы". 
Пока видны лишь первые признаки будущего взрыва возмущения. Пока старой правящей элите удается это возмущение сдерживать. Но придет новая элита, у которой все разговоры о Кататстрофе будут вызывать лишь бешенство. Что тогда?

Настоящие израильтяне не ощущают беды, которая стоит у порога. Они наслаждаются тем, что лично обласканы здесь и сейчас, что пока еще есть лидеры, связывающие Катастрофу с ними, хотя до недавнего времени настоящие израильтяне, напротив, противопоставляли себя европейским евреям, которые, по их мнению, шли в печи, как бараны. 
Им кажется, что нынешнее положение будет сохраняться вечно. Но эпоха покаяния подходит к концу. А с ней и вся "дипломатия" настоящих израильтян.

Защита интересов соплеменников. Причина этой особенности "еврейской дипломатии" – понятна: евреи, которые находились в благоприятных условиях, старались помочь своим притесняемым братьям уже хотя бы потому, что они и сами могли оказаться в положении, когда и им понадобится помощь. 
Однако лоббирование интересов другого государства крайне опасно возможным противоречием интересов. А это значит, что лоббистов всегда могут обвинить в двойной лояльности. 
Но настоящие израильтяне откровенно делают ставку на еврейское лобби. И вот результат – уже слышны обвинения евреев в том, что они навязывают американцам невыгодную государству политику в интересах Израиля. 
Пока слышны лишь отдельные голоса, лишь отдельные люди пишут статьи и книги. Но уже просматриваются будущие обвинения в том, что в войны, которые ведут американцы на Ближнем Востоке, их втянули евреи.

Институт штадланов. Штадланы играли незаменимую роль в судьбе еврейства на протяжении многих веков, представляя интересы общины перед властью. Особенно их деятельность активизировалась, когда над общиной нависали всякого рода угрозы. 
Штадланами были евреи, способные действовать во внешнем мире благодаря тому, что обладали необходимыми для этого положением, связями, знаниями и возможностями, которыми рядовой член общины не только не обладал, но которыми и обладать ему было запрещено. 
Бесправный еврей штетла не имел право решать свои личные проблемы с нееврейской властью. Он мог это делать только через штадлана. 
Это обстоятельство ставило штадланов над толпой и обеспечивало им не только высокий статус, деньги, но и право жить по особым правилам. Естественно, что и к народу они относились соответственно. 
Если присмотреться к тому, каким образом народу Израиля был навязаны Ословские соглашения, можно легко обнаружить, что инициаторы этой авантюры действовали как традиционные штадланы из штетла. 
Небольшая группа, которую никто не выбирал и не уполномочил, поставила себя над народом и присвоила себе права действовать по собственным правилам вопреки законам государства. По сути, взяла на себя роль штадланов только лишь потому, что у нее во внешнем мире были связи с теми, кто был заинтересован в легитимации Арафата и "палестинского народа". 
При этом никто даже не скрывал, что деятельность израильских штадланов от государства оплачивается из-за границы. 
Граждане государства прекрасно понимали всю абсурдность замысла инициаторов "мирного процесса", предсказывали сценарий развития, который полностью подтвердился. Однако штадланы-самозванцы отнеслись к народу так, как привыкли относиться к нему в штетле – как к безмозглому и бесправному стаду, которое не имеет права определять собственную судьбу. 
Результат их "дипломатии" народ оплатил тысячами жизней убитых и искалеченных людей. И это только начало будущей трагедии. 
В этом отношении с воссозданием государства ситуация ухудшилась.

В услугах традиционных штадланов евреи рассеяния действительно нуждались, так как те очень часто выполняли жизненноважные для народа функции. Но кому нужны штадланы от государства, которые из-за своей цивилизационной недоразвитости втянули не только собственный народ в порочный круг Смерти, но и внесли хаос в мировую политику?

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Что происходит с еврейским государством | Agoll - ИУДЕЙ, ЕВРЕЙ, ИЗРАИЛЬТЯНИН. (дайджест) | Лента друзей Agoll / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»