Об отчаянии еврейских общин Запада. О шоке прогрессистских евреев Америки. О все более широком признании определения антисемитизма. Об опустивших руки правительствах Западной Европы. О ситуации в Соединенных Штатах вообще. О том, вернется ли президент Трамп. Об алие. И… о жар-птице.
Вместо эпиграфа: «канарейка в шахте» — выражение в англоязычной культуре, обозначающее индикатор опасности. В прошлом шахтеры брали с собой клетку с канарейкой, птицей, крайне чувствительной к примесям метана и угарного газа в воздухе. Если канарейка гибла, это означало, что скопление рудничного газа в шахте достигло опасного уровня, и следует немедленно покинуть выработку.
Пожалуй, еще вплоть до 2020 года многие европейские евреи, а уже тем более их американские собратья, продолжали упорно твердить, что вся эта волна напастей и бед скоро схлынет, убеждая себя, что самым безопасным для них местом по-прежнему остается Европа, ну или Соединенные Штаты.
Но вот пришла эпидемия «ковида» и возродила давнюю неприязнь к евреям просто за то, что они, евреи, известные «отравители колодцев». А в мае 2021 года к этому прибавилась и разгоревшаяся вновь антисемитская мусульманская ненависть, могучей волной поднявшаяся с Юго-Востока и нахлынувшая на Северо-Запад, накрыв страны по обе стороны Атлантики.
Еще в 2014 году еврейские общины Запада излучали самодовольство и уверенность в будущем. Теперь же все полностью изменилось. Теперь евреи растеряны и напуганы. И излучают они лишь отчаяние и страдание. Они снимают с входных дверей мезузы, прежде подчеркивавшие их еврейство, а нынче предательски его выдающие. Они убирают еврейские символы из своей одежды. Они покидают еврейские общинные организации или просто не осмеливаются больше там засвечиваться. И конечно же, они держатся тише воды и ниже травы в университетских корпусах, маскируясь и пряча как можно глубже свою еврейскую идентичность. Некоторые из них даже меняют свои уж слишком по-еврейски звучащие фамилии.
Короче говоря, евреи Европы возвращаются туда, где они были в середине 1930-х годов прошлого века. А евреи США оказываются в ситуации, с которой никогда прежде не сталкивались. Они, еще недавно писавшие с оттенком снисходительности о невзгодах, обрушившихся в последние годы на их европейских собратьев, теперь переживают это на собственном опыте. И они в шоке. Ведь еще недавно они были совершенно уверены, что Америка — это самое безопасное для евреев место. Но теперь это совсем, совсем не так.
Но хуже всего то, что евреи по-прежнему боятся говорить вслух о двух причинах, приведших к этой катастрофе. Они боятся говорить об эпидемии, опасаясь, что, упомянув о ней, сами же подтвердят подозрения окружающих в их мнимой вине за распространение болезни. И они очень боятся говорить о мусульманах, превратившихся на Западе в последние несколько лет в могучее и влиятельное многомиллионное сообщество и притащивших за собой традицию травли евреев, к которой привыкли у себя в странах исхода.
И потому евреи молчат. Элиша Визель, сын известного писателя Эли Визеля, пережившего Холокост, стал одним из немногих, кто осмелился заговорить. На публичном мероприятии в мае он сказал: «Евреи всегда заступались за всех и каждого, пришло время нам постоять и за самих себя».
Это и вправду всегда было проблемой евреев диаспоры: боясь упоминать о собственной самобытности, они предпочитали бороться за других, надеясь, что в итоге это исправит их положение. Но вот со всеми остальными проблемами покончено, а они, увы, опять остались в стороне. «Если вы молчали, будучи убеждены, что сюда антисемитизм никогда не доберется, то пришло время оглянуться вокруг», — горестно заметил Визель-младший на конференции на Манхэттене.
На фоне сотен антисемитских инцидентов только за последний месяц кажется, что на этот раз у евреев Запада опустились руки. Теперь их просто избивают на улицах только за то, что они осмеливаются быть евреями и не скрывать этого. Так это теперь в Германии. В Австрии пассажирка, читавшая в поезде книгу, в названии которой было слово «еврей», подверглась травле и унижению. В Лондоне медсестра со «звездой Давида» на шее столкнулась с угрозами. В Бельгии ультраортодоксальная еврейка услышала в свой адрес: «Пошла вон, грязная жидовка». И подобных случаев еще сотни и даже тысячи. «Но реакция на этот раз совсем не та, что была бы прежде, а пессимизм», — отмечает замечательный журналист Кнаан Лифшиц, пишущий на еврейские темы для Еврейского телеграфного агентства (JТА).
В Бельгии президент Лиги против антисемитизма Джоэл Рубинфельд с горечью признает, что вряд ли сможет продолжать жить в этой стране с женой и двумя детьми: «Раньше я думал, что сумею, но теперь сомневаюсь в этом».
Бриджит Вильхизен, известная журналистка и борец с террором из Нидерландов, подтверждает: «После долгих лет борьбы с антисемитизмом я убедилась, что все мои усилия оказались тщетны. Борьба с этой болезнью стала безнадежной. Если евреи — та самая знаменитая канарейка в угольной шахте, то пора признать: эта птичка больше не жива».
Да, птичка умерла.
Это хорошо известная карикатура, на которой американские евреи уже стоят по колено в волне, захлестнувшей всю Америку. Канарейка в клетке уже сдохла, а их знаменитые лозунги типа «Никогда больше» или «Исправим мир», пожалуй, еще никогда не выглядели столь нелепыми и неуместными. Они с тоской глядят на статую Свободы, которая удаляется от них все дальше и дальше.
Между прочим, на пьедестале знаменитой статуи Свободы выгравировано стихотворение одной из самых известных в истории Соединенных Штатов еврейских поэтесс — Эммы Лазарус. Она была такой убежденной сионисткой, что даже раздражала прихожан Темпеля (реформистской синагоги), которые злились на нее: как бы она своим сионизмом не напортила бы им их американскую мечту. К слову, одним из ее ярых противников был представитель влиятельной династии Сольцберг — владельцев газеты «Нью-Йорк таймс», которая с тех пор так и осталась радикально антисионистской.
В сентябре 1882 года Эмма Лазарус издала «Песни семита» и «Послание к евреям», предсказывая возрождение еврейского народа на своей легендарной земле:
Бей в колокола, Израиль,
Скрипок Якова коснись,
В гуле медных труб и славе
Маккавеев дух явись!
Тогда величие и мощь американского еврейства были реальностью, евреи же Земли Израиля казались не более чем зыбким миражом. Теперь все стало ровно наоборот.
Убивают евреев во второй раз: в странах Евросоюза попробовали было с помощью подобных металлических пластинок увековечивать на улицах имена евреев, живших здесь прежде, но отправленных затем на уничтожение. Однако в скором времени пластинки были осквернены — новые мусульманские хозяева Европы не готовы принимать евреев ни в каком виде, даже мертвых…
А это уже кадр из ролика, на котором видно, как некий молодой человек пару недель назад подходит к хабадской синагоге города Ульм, ничего не опасаясь, разливает вокруг горючее и поджигает его. Да, ущерб, нанесенный им, невелик, но попробуйте представить, что подобному нападению подверглась бы мечеть, а не синагога… Какой, думаете, была бы реакция? Ну а кровь евреев вновь стала дешевле воды.
Евреи Запада больше не знают покоя, и это сильно отравляет им жизнь. В худших кошмарах они не представляли себе, что Европа и Соединенные Штаты вдруг отторгнут их из французов, немцев или американцев, они вдруг снова станут просто евреями…
Но никто из них не смеет назвать причину постигшего их бедствия. Еще поколение назад мусульмане были маргинальным меньшинством в Европе и уж тем более в Соединенных Штатах. Сегодня же они подчинили себе улицы Запада, используя свою нарочитую «святую ярость» как эффективное оружие для дальнейшего распространения завоевания. Их боятся и европейцы, и американцы.
Взгляните, например, на их бои в пригороде Парижа 30 мая. Сегодня мусульманская ненависть направлена на «еврейскую канарейку», но завтра она обратится и против самих европейцев. В конце концов, вслед за любой субботой всегда наступает воскресенье…
Почему же не смеют говорить об этом ужасающем «слоне в комнате»? Боятся, просто боятся. Каждый прекрасно понимает, что стоит ему лишь заикнуться об этой напасти, и к нему домой придут… И добром для него это не кончится. Демократия угасает, а на смену ей приходит смертельный страх.
Один из тех немногих, кто пока еще осмеливается говорить открыто, — это конгрессмен демократ Тед Дойч из Флориды, обвинивший своих коллег по Демократической партии и по Палате представителей США Рашиду Тлаиб, Александрию Окасио Кортес, Кори Буш и (представительницу «Братьев-мусульман») Ильхан Омар в раздувании жуткой волны антисемитизма:
«Когда есть среди нас те, кто рассуждает о Палестине от реки до моря, в которой нет места еврейскому государству, когда наши коллеги ошибочно и ложно называют Израиль государством апартеида, — это и есть антисемитизм», — сказал Дойч после того, как в конце мая злоумышленники расписали стены Музея Катастрофы во Флориде свастиками и надписью «Евреи виновны». В чем они виновны? Да какая, к аллаху, разница! Главное — виновны!