На прошлой неделе OECD опубликовала отчет, посвященный израильскому госсектору. Мы познакомили читателей с некоторыми выводами этого документа, однако он, безусловно, заслуживает куда большего внимания
Начнем с того, что впервые в отчете OECD Израилю посвящен отдельный раздел, и все его выводы касаются только нас. В основной части отчета сообщается, что вмешательство профсоюзов и других общественных структур в целом идет на пользу социально-экономическому развитию стран. И из этого правила есть единственное исключение, которое и решено было выделить в специальный раздел.
Начинается этот раздел с того, что сегодня в Израиле числится свыше 200.000 госслужащих, не считая полумиллиона с лишним работников общественного сектора, средняя зарплата которых составляет 13.300 шекелей в месяц. Суммарно на их зарплату тратится 10,5% ВНП страны, и в сравнении с другими государствами это очень много. Если бы Израиль приблизился к среднему для OECD показателю по затратам на госсектор, он мог бы сэкономить и добавить к годовому бюджету минимум 12 млрд шекелей, которые целесообразно использовать на другие, прежде всего, социальные проекты.
Не подумайте, что каждый госслужащий получает ежемесячно свыше 13.000 шекелей! Ни в коей мере! И в этом кроется первая проблема нашей страны, которая, по мнению авторов отчета, существенно тормозит ее развитие. Дело в том, что большинство рядовых госслужащих получают значительно меньше указанной суммы. Но при этом у нас сложилась элита чиновников, составляющая порядка 4-6% от штата госслужащих, зарплата которых со всеми бонусами колеблется от 50 до 100 тысяч шекелей брутто. В месяц. Например, зарплаты высшего эшелона нашей медицины, юстиции, армии, полиции просто несоизмеримы с зарплатами рядовых сотрудников этих отраслей.
Можно было бы, конечно, посчитать, что это нормально: генералы, судьи Верховного суда, главврачи больниц должны зарабатывать подобные деньги. Однако авторы отчета пришли к выводу, что многие чиновники министерств, ведомств и муниципалитетов получают зарплаты, совершенно не соответствующие их квалификации, нагрузке и служебным задачам. В том смысле, что если бы они решили перейти с госслужбы в частный рынок, никто бы им таких зарплат не платил. В то же время инженеры, программисты и другие высококвалифицированные специалисты, занятые на госслужбе, нередко получают куда меньше, чем могли бы получать в частном секторе.
Трудно понять, почему этот факт так удивляет и даже возмущает составителей отчета. Автору этих строк, к примеру, известна страна, в которой инженер получал меньше рабочего овощной базы. Правда, известно и то, чем та страна в итоге кончила.
Причину столь ненормального положения в Израиле аналитики OECD видят в том, что с 1950-х годов у нас сложилась порочная система расчета зарплат госслужащих, основанная на автоматическом их повышении по мере увеличения стажа работы, а также различных привилегиях в виде пресловутого "квиюта" — постоянства на рабочем месте. Как следствие, израильский чиновник нередко обладает куда меньшей производительностью, чем выполняющий ту же работу его коллега в большинстве стран Запада, и при этом получает такую же или даже большую зарплату. И что еще более показательно, зарплата эта непрерывно растет! С 2009 по 2019 годы зарплаты госслужащих выросли на 31% — это абсолютный мировой рекорд с учетом того, что инфляция в указанный период была минимальной. Причем больше всего выросли зарплаты как раз тех, кто входит в упомянутые 4-6%, а ведь они и так получают немало!
Словом, первая рекомендация OECD Израилю заключается в том, чтобы изменить расчет зарплат в госсекторе, сделав упор на уровень квалификации сотрудников. Одновременно следует повысить производительность труда работников государственного и общественного секторов, что позволит провести сокращения, избавиться от балласта и попутно снизить бюрократические барьеры.
Но как только возникает вопрос о балласте, в силу вступает вторая проблема госсектора, корни которой таятся все в тех же 1950-х годах, с которых ровным счетом ничего не изменилось. Заключается эта проблема во всевластии профсоюзов и их "головного предприятия" — Гистадрута, который считает себя вправе управлять государственным и общественным сектором, как собственной вотчиной. Ни в одной развитой стране, утверждается в отчете, профсоюз не может вмешаться в решение руководства перевести предприятие в другое место, перейти на новые, более современные технологии и т.п., не говоря уже о сокращении штата в связи с появлением этих технологий и т.д. В Израиле же это происходит сплошь и рядом и всегда по одному и тому же сценарию: объявление состояния трудового конфликта, угроза забастовки или забастовка, переговоры с руководством и минфином, которые всегда заканчиваются компромиссом в виде выплаты гигантских компенсаций увольняемым, бонусов за освоение новых технологий и т.п. Не говоря уже о вечных и зачастую необоснованных требований прибавок к зарплатам, которые тоже всегда удовлетворяются, поскольку в минфине приходят к выводу, что потери от забастовки будут куда более существенными. Все это тормозит израильскую экономику и ложится тяжелым грузом на госбюджет. Для исправления сложившейся ситуации эксперты OECD предлагают четко определить и одновременно ограничить круг вопросов, которые профсоюзы могут обсуждать с администрацией и минфином.
Следует также установить потолок бюджетных расходов на государственно-общественный сектор, который не должен быть превышен ни при каких условиях. При этом с профсоюзами оговаривается, как будет повышаться зарплата в секторе в ближайшей перспективе, и обе стороны должны следовать этой договоренности. Эксперты предлагают также ограничить право на забастовку работников жизненно важных отраслей, а возникающие конфликты между профсоюзами и администрацией решать в специально созданном для этого арбитраже.
Израильские экономисты говорят, что новый отчет OECD не открывает Америку: все эти меры предлагаются давно, их необходимость понятна, но… В течение всех последних десятилетий, независимо от того, какое правительство пребывало у власти, ни у одного главы минфина не хватило духу бросить вызов профсоюзам и изменить статус-кво, который сложился, когда страной безраздельно правила партия МАПАЙ, и никто не мог сказать, где кончается она и начинается Гистадрут. Наиболее серьезную такую попытку, как известно, предпринял в бытность министром транспорта Исраэль Кац, но и он в итоге отступил перед натиском профсоюза железнодорожников.
Сейчас надежды экономистов устремлены на нового главу минфина Авигдора Либермана: если он станет бороться с чиновничьим и профсоюзным засильем так же непримиримо, как с бывшим премьером, то сможет совершить долгожданную революцию. Но профсоюзы и "бумажные важные люди" сдаваться без боя не собираются и откроют по противнику огонь из всех орудий. Битва, если до нее дойдет, обещает быть жаркой.