В детстве все мы играли в содатиков, строили "форты" из пластилина и пуляли из трубочек в индейцев и "ковбойцев" — именно так мы их назвали, да простят меня американские укротители коров… А если не наигрался в солдатики, то всегда интересно увидеть настоящие крепости, а не игрущечные форты. Тем более такие, как в Меджибоже. Ведь подобного рода крепостей нет нигде более на просторах бывшего СССР. Да и в есть ли такие крепости на каждом углу в Европе тоже не уверена.
Да и где эта Европа, а Меджибож — вот он…
Поселок стоит не на самой трассе Хмельницкий-Винница, а примерно в двух километрах от нее, однако непосредственно через Меджибож маршрутки ходят довольно часто.
Но давайте по порядку. Во первых, что за название такое — Меджибож? Все просто. Здесь в Южный Буг впадает его приток — Бужок. Вот вам и "между Бугом и Бужком "— между Бужками — МеждуБож — ну, а учитывая полькую составляющую — Międzybuż — Меджибож.
Меджибож — один из самых древних городов. Первое упоминание о сем чудном месте относится к 1146 году.
Когда-то здесь проходила граница Киевской и Волынской земель. Древнерусский замок "мысового типа" был пограничным форпостом на пути половецких орд.
Первые деревянные укрепления возвели девятьсот лет назад, в XII веке, выкопав глубокий ров с незащищённой реками стороны.
Строительство каменных стен началось в XIX веке.
В XIII веке Меджибож входит в состав Болоховской земли, о которой имеется очень мало достоверной информации. В результате княжеских междоусобиц в середине и во второй половине XIII века большинство городов Болоховской земли были уничтожены. Так как упоминания о Меджибоже с того времени исчезают, вероятнее всего, что его постигла та же участь.
После вхождения Подолья в состав Литовского государства в 1362 году, эти земли были переданы литовским князем Ольгердом под управление братьев князей Кориатовичей. Они начали строительство в этих краях каменных крепостей, одной из которых была крепость в Меджибоже. Она играла важную роль в защите границ Великого княжества Литовского от набегов татар из Орды.
В начале XVI века Междибож становится владением польского магната Синявского. Род Синявских управлял этими землями на протяжении 200 лет. Синявские перестроили замок, значительно расширив и укрепив её. Замок стал одним из фамильных дворцов Синявских.
Считается что именно Николай Синявский начиная с 1540-м года занялся перестройкой, расширением и укреплением меджибожского замка согласно последним веяниям фортификационной науки тех лет. И в целом замок приобрел уже нынешний вид только благодаря стараниям этого человека.
Тем не менее, своим местом жительства Синявский выбрал Бережанский замок, так же им построенный. Там он и был похоронен.
При Синявских был значительно перестроен замок, его укрепили более мощными угловым башнями, на территории возвели несколько жилых и хозяйственных построек.
На верх башни у входа можно подняться по узким деревянным лестницам.
Поднявшись на самый верх башни, убеждаешься, почему она также называлась Дозорной башней — стоя здесь можно увидеть весь окрестный пейзаж — Меджибож, река, поля, церковь… Или приближающегося врага…
В 1593 году Меджибож получает Магдебургское право, то есть статус города с местным самоуправлением. В это время была построена городская Ратуша, к сожалению, не сохранившаяся до наших дней. Город занимал важное положение на перекрёстке торговых путей, в нём развивались торговля и ремёсла. К концу XVIII века население Меджибожа составляло более 12 тысяч человек, и он стал одним из самых больших городов Подолья.
Жившие здесь украинцы, поляки и евреи имели свои культовые сооружения. Однако, возведённый в 1632 году большой барочный костёл дошел до нас в руинах. Не дожила до наших дней и старая синагога. А вот могила основателя религиозно - мистического учения Хасидизма Бааля Шем Това - Бешта - проповедника, лекаря и чудотворца сохранилась. Но об этом чуть позже.
Конец процветанию Меджибожа положили турки, владевшие Подольем в 1672-99 годах, а в 1731 от Синявских город перешел к Чарторыйским. Но за участие в польском восстании 1830 года их имущество было конфисковано в пользу государства, и в 1848 году замок был отдан в распоряжение военного ведомства. В Меджибоже размещались различные военные части, его неоднократно посещал император и члены царской семьи. Для них в замке имелись царские покои. Сооружения замка были перестроены в романтическом стиле с псевдоготическими элементами. Грозная крепость превратилась в романтический дворец.
Считается, что именно на территории Меджибожа Михаил Гунашевский составил известную «Львовскую Летопись», в которой освещаются события 1493-1649 годов. В 1846 году в Меджибоже останавливался Т. Г. Шевченко.
За створками кованых ворот - широкий двор. Если посмотреть из башни на внутренний двор, первое что видишь — безусловно церковь.
В ней сохранились фрагменты росписей. Правда, увидеть их не удастся - храм относится к категории вечно закрытых.
Итак — церковь. История у неё прелюбопытная. Сейчас это православная церковь, а построена она была как католическая. В 1586 году Рафал Синявский (у. 1592), бывший каменецким кастеляном, выстроил ее тут в готической манере. Когда Меджибож отошел туркам по Бучацкому миру 1672 года, в церкви была устроена мечеть. Когда турки ушли, здесь вновь был костел. Позже, в XIX столетии, ее перестроили в барочном стиле. Готические формы фронтона изменены на барочные. В 1831 году перестроена в православную церковь. Ей тогда вернули кое-что из опять модной тогда готики.
Впереди - ренесансный дворец Чарторыйских. Небольшой, каменный, прямоугольный, двухэтажный, он очень привлекает к себе. Противоположным фасадом была крепостная стена, которая в этом месте самая высокая, до 17 метров!
Северный корпус своим правым краем подходит ко дворцу. Еще недавно крыша корпуса была черепичная, но теперь в крепости идет "евроремонт". Оказывается в крепостях раньше были крыши из метолочерепицы, если кто не знает.
Кстати, о "евроремонте". Реставрация - болезненный для меджибожского замка вопрос. Советские времена ознаменовали собой упадок замка и города. Время и люди разрушали старинный замок. В его стенах размещались различные предприятия, что не способствовало его сохранности. Кирпич из стен замка и его кровля разбирались для хозяйственных нужд местного колхоза. В 50-е годы была разобрана на строительные материалы старинная Успенская церковь, построенная в XVI веке, в 1962 году разрушен Свято-Троицкий костёл тех же времён.
Руины замка изучают уже более тридцати лет, с 2001 года здесь работает государственный музей "Меджибож", а замок тем временем продолжает разрушаться и с философским терпением ждёт реставрации...
Об опасности прогулок под стенами предупреждают многочисленные таблички...
Впрочем, настоящие рыцари, как им и полагается, не боятся опасностей. Уже несколько лет подряд в Меджибоже проводятся рыцарские фестивали, программа которых предусматривает конкурс средневекового костюма, состязания лучников, арбалетчиков и даже метателей ножей. Массовые бои тоже планируются. Хотите принять участие?
"Неорыцари" и их приверженцы изрядно активизируют жизнь тихого городка.
Но второй главной достопримечательностью Меджибожа является могила Бааль Шем-Това, основателя хасидизма, жившего в городе с 1740 по 1760 год. И если среди русских и украинских путешественников более известна первая достопримечательность, то есть замок, то за пределами постсоветского пространства - вторая: Меджибож - одна из главных еврейских святынь.
За что стоит уважать евреев - так это за то, что родства они не забывают, и в эту глушь не дожидаясь цивильных условий едут паломники. Несколько лет назад сюда переселилась группа хасидов из Израиля, и началось возведение культурного центра. Вот такой парадокс: евреи вернулись туда, где были когда-то изгоями, но уже совсем в другом качестве. Даже местные жители надеются на ворзрождения поселка через паломников.
Тогда-то в Меджибоже и появилась новая улица.
Дорогу, ведущую к еврейскому кладбищу, нарекли именем цадика (праведника), а над его могилой построили маленький молельный дом
охель, иудейский аналог склепа-часовни:
Летом в Меджибоже можно увидеть множество хасидов из России, Израиля, Канады, США...
Местные жители продают гостям сувениры. Особо впечатляет беглый иврит, на котором местные жители общаются с гостями...
Да, народ в Меджибоже талантливый. Нужно будет - здесь и на турецком заговорят...