Словоизменение прилагательных
«Подводное царство»
Цель: Учить детей изменять слова-прилагательные.
Развивать мелкую моторику рук, ориентация в пространстве
Оборудование: картинки рыб, морских животных, гранёные карандаши, картинки кораллов
Ход
1. Организационный момент
-Покажите рыбок, плывущих налево, назовите какого они цвета, сколько их Покажите рыбок в аквариуме, плывущих направо, назовите какого они цвета, сколько их. (Картинка: плавающие рыбки в разном направлении )
2. Моторика
-У рыбок очень подвижные плавники, а мы потренируем свои пальчики.
Рыбке рак — ни друг ни враг. Сжимание и разжимание пальцев
Рыбке вряд ли страшен рак.
Рыбке страшен червячок, Перекатывание карандаша в ладонях.
Что насажен на крючок.
3.Сообщение темы
-Сегодня мы будем изменять слова – «признаки» и употреблять новые слова.
-Узнаем о жизни морских обитателей .
4. Словоизменение прилагательных
А)-В подводном царстве жил царь Осьминог с царицей Каракатицей. Они любили, когда их хвалили. Я буду говорить об осьминоге, а вы, измените слово и скажете о каракатице. Повторите предложение, используя союз и.
[507x124]
В) -На морском дне лежит много разных сокровищ. Найдите предметы одинаковые по цвету; по форме; по размеру. Ответьте на вопрос:
– Какие предметы? (демонстрация картинки)
[507x269]
-Составьте словосочетания предмет + признак. Какие были сокровища?
5.Физминутка
-Морские рыбки очень любят играть и резвиться среди морских растений. Мы тоже поиграем и отдохнём. (имитация движений)
Рыбки весело плескались.
В чистой тёпленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
6.Подбор прилагательных в предложениях
-Вдруг акулы решили напасть на подводное царство. Спастись от зубастых хищниц можно, спрятавшись за кораллами. Тот, кто подберёт слово – «признак» и правильно повторит предложение, тот сможет спрятаться за кораллами. (при ответе ребёнок получает картинку коралла)
-Пилить (какой?) пилой — острой.
-Умываться (какой?)водой
-Вытирать (каким?) полотенцем
- Рисовать (какими?) красками
- Писать(какой?) ручкой
- Вытирать (какой?) тряпкой
- Есть (какой?) ложкой
-Копать (какой?) лопатой
-Рубить(каким?) топором
-Расчёсывать (какой?) расчёской
-Упаковывать (какой?) бумагой
-Играть (какими?) кубиками
7. Составление предложений
-Подводное царство спасено. Все его жители рады. Но вот к морским обитателям подплыла морская черепаха. Она хочет рассказать какая жизнь на суше. Помогите ей правильно составить предложения, подобрав слова –« признаки.»
- Где что растёт? Какие? (На поле, на земле, в лесу, в болоте, на дереве)
- Где живут люди, животные? Какие? (В городе, в деревне, в горах, в лесу, в поле, в болоте)
-Что ГДЕ покупают? Какое? (В магазине, в аптеке, в книжном магазине, в мебельном магазине, на почте и т.д.)
8. Итог
-Сегодня мы учились изменять слова – «признаки».
-Какие задания вам понравились больше всего?
Список литературы
Под.общ. ред. Власовец Т.В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М: В.Секачев, 2007
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб.:Союз, 1999
Гаврикова М.Ю. Коррекционно-логопедические занятия с младшими школьниками. Волгоград: Панорама ,2006.
Волина В.В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение,1991
Иванова Т.В. Развитие связной речи. Подготовительная группа. Волгоград: Корифей, 2009.
РОЩЕНКО А.Г.
Учитель-логопед общеобразовательной школы №1 , пос. Яя, Кемеровской области.
|