Вы плохо запоминаете фамилии ваших знакомых, телефонные номера, стихи, важные даты? Вы стали замечать, что ваша память то и дело вас подводит? Тогда самое время её потренировать! Я предлагаю несколько полезных советов и эффективных способов, позволяющих надежнее хранить в голове интересную информацию.
Совет № 1. Облегчить работу мозга.
Разгрузите мозг от лишних знаний. В ежедневник записывайте планируемые дела: покупки, встречи, визиты и т.п. Развешивайте на видных местах бумажки с неотложными заданиями типа: «Позвонить бабушке», «Купить молоко».
Совет № 2. Передышка.
Мозг постоянно так загружен, что даже несколько минут отдыха лучше, чем работа в полуотключенном состоянии. Можно сделать лёгкий массаж (массируйте лоб, установив кончики пальцев на полпути между бровями и шевелюрой, описывайте ими, слегка нажимая, круги). Или капните несколько капель бодрящего масла (бергамотовое) на ватку и помассируйте ею виски, мочки ушей, нос.
Совет № 3. Репетиция.
Если готовитесь произносить речь, выучите её наизусть – как актёр. Подумайте о реакции публики на те или иные высказывания. Такая подготовка избавит вас от неожиданной немой сцены в разгар выступления.
Совет № 4. Ассоциации.
Попробуйте сочетать впечатления. Например, если часто забываете дома включенные электроприборы, свяжите их (утюг, лампочка, телевизор) с входной дверью. Перед выходом увидите дверь – сразу поймете, все ли выключено.
Совет № 5. Планирование.
Лучший способ борьбы с забывчивостью. Собираетесь в отпуск? Заранее набросайте маршрут и продумайте, что взять в дорогу.
Совет № 6. Порядок.
Пусть у часто используемых (а лучше у всех) вещей будут свои постоянные места.
Совет № 7. Спорт.
Хороший способ сохранить здоровье – это бег. Он стимулирует сердце и кровообращение. Многие ученые во время написания своих научных трудов таким образом разгружают мозг и стимулируют его работу. Для этого трижды в неделю, не спеша, бегайте по полчаса. Пульс не должен превышать 140 ударов в минуту.
Совет № 8. Быстрое запоминание чисел.
Цифровой ряд легче запоминать, если представить себе его набор на клавиатуре телефона. Иногда он даже выписывает там определенные буквы – например, «Н».
Цифры легко ассоциируются с образами: 1 – карандаш, 2 – лебедь, 3 – вилы, 4 – стул и т.д.
Например, 350214. Чем безумнее будет сюжет, тем лучше он запомнится. Итак, вилами отличник проткнул яйцо, а из него вылетел лебедь с карандашом в клюве. Я сел на стул и всё это записал.
Длинный цифровой ряд можно разбить на более короткие цифры. Например, 19902025788769. Разбиваем на 1990 2025 78 87 69 – запомнить намного легче.
Таких способов множество, главное для себя определить наиболее удобный способ.
Исследователи давно доказали: регулярные интеллектуальные нагрузки позволяют сохранить ясность ума до глубокой старости. В наши дни это свойство мозга особенно важно, т.к. мы ежедневно обрабатываем большое количество информации.
И напоследок одно упражнение на запоминание: Хорошо ли вы запомнили эту статью? Помните Совет № 1? Как он назывался?
Вообще, по статистике обычный человек использует около 10% от общего резерва своей памяти. А оставшиеся 90% пропадают из-за того, что человек просто-напросто нарушает правила запоминания. Сегодня вы узнаете, каким образом можно исправить это нерациональное отношение к своей памяти.
Итак, естественных правил запоминания только три. И любые разные методики и системы основываются именно на них. Это впечатление, ассоциация и повторение.
Одним из первых условий для запоминания является получение яркого и прочного впечатления о том, что именно вы хотите запомнить. Для этого нужно просто сосредоточиться. И один из секретов силы памяти звучит так: «Я сосредотачиваюсь на том действии, которым занят в настоящий» момент. Другими словами:
Я сосредотачиваюсь только на том имени, которое слышу в настоящий момент.
Я сосредотачиваюсь только на той книге, которую читаю в настоящий момент.
Я сосредотачиваюсь только на том предмете, который вижу в настоящий момент.
Бывало ли у вас такое, что после знакомства с одним, двумя новыми людьми через 5–10 минут вы забываете их имена? Бывало? У меня тоже. Представьте, что у вас классный, профессиональный фотоаппарат самой последней модели. И вы фотографируете на расстоянии 10 метров своего друга в тумане. У вас фотоаппарат отличный, вопросов нет, а вот фотография получилась никакая. Так же и наше сознание не может удерживать тусклые и туманные впечатления.
Необходимо правильно расслышать имя и фамилию нового знакомого.
Если фамилия сложная и необычная – попросите повторить ее.
Уточните, как она пишется.
Ваш новый знакомый будет приятно удивлен от такого внимания. А вам удастся запомнить его имя и фамилию, потому что вы сосредоточили на этом внимание. И как результат – вы получите запоминающееся впечатление.
Вторым условием для запоминания является ассоциация. Здесь также можно привести пример из области новых знакомств. Имя нового человека – Виктор. И я сразу вспоминаю, кто у меня есть из знакомых с таким же именем. Есть, Витя, двоюродный брат. Значит, повторяю про себя, моего нового знакомого зовут так же, как двоюродного брата, то есть, Витя. Это и есть ассоциация.
Тренированная память всегда опирается на систему ассоциаций. И качество такой памяти зависит от двух особенностей этих ассоциаций: во-первых, от прочности ассоциаций, и во-вторых, от их количества. Проще говоря, из двух людей, получающих одинаковую информацию, лучше запомнит тот, кто больше обдумывает получаемые сведения и устанавливает между ними более тесные взаимосвязи.
Наверняка каждый из нас сталкивался в жизни с такой фразой – «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Это также ассоциация. Первая буква каждого слова напоминает нам о последовательном расположении цветов радуги. Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
Третьим условием для хорошего запоминания является повторение. Исходя из этого правила можно запомнить достаточно большое количество материала, если часто его повторять. Можно чаще употреблять новое слово в разговоре или чаще называть нового знакомого по имени. Можно в разговоре упоминать те моменты, о которых планируете говорить на семинаре или на ближайшей презентации. Таким образом эти сведения остаются в памяти.
Непосредственно перед деловой встречей или публичным выступлением необходимо просмотреть план дальнейших действий, «прокрутить» его мысленно в голове. Так память освежится, и вы с уверенностью поделитесь своей информацией с окружающими.
проблемы с памятью присущи не только пожилым людям, но и молодым тоже.
Особенно такая забывчивость беспокоит с наступлением весны. Понятно – зимой многие процессы в живой природе замирают, но наш мозг не имеет кнопки «выкл.» – и забывчивость означает, что нашему органическому процессору мы даем недостаточно питания и тренировки. Если голова отказывается работать, нужно ее «прочистить». Чем? Естественно, зарядкой для мозга. И лучше, если вы не будете откладывать такую гимнастику на «понедельник», а начнете прямо сейчас.
Утро. Просыпаемся. Снова закрываем глаза и считаем в обратном порядке от ста до единицы.
Вспоминаем алфавит, на каждую букву придумываем слово (Б – барабан, Г– гвоздь...) и т.д.
Придумываем 20 мужских имен, нумеруя каждое из них.
Придумываем 20 женских имен, стараясь каждый день называть другие.
Выбираем одну букву алфавита и называем 20 слов, которые начинаются с этой буквы.
Только все эти упражнения нужно выполнять как можно быстрее, не задумываясь. В первое время может получаться не очень быстро, но с каждым днем темп будет нарастать.
Возьмите себе за правило: если вы находитесь в общественном транспорте и поездка достаточно долгая – воспользуйтесь этим временем для умственной гимнастики. Перечисляйте мысленно следующие последовательности:
до ста и обратно по 2 (2, 4, 6...), (98, 96, 94...);
возрастающую на 3: 3, 6, 9, 12, ..., 99;
убывающую на 3: 99, 96, 93, 90, ..., 3;
возрастающую на 4: 4, 8, 12, 16, ..., 100;
убывающую на 4: 100, 96, 92, 88, ..., 4.
Все это нужно делать не останавливаясь и не раздумывая. Придумывайте рифмы для слов, слова на любые буквы. Вы зарядите свой мозг энергией на целый день.
В свободное от работы время можно проводить и такую зарядку для ума: читать печатный текст, перевернув его вверх ногами. Конечно, скорость такого чтения не будет высокой, но тренировка каждый день позволит ее увеличивать.
Любые головоломки, ребусы, шарады и загадки очень полезны для интенсивной мозговой деятельности. Очень хорошо, если вы любитель отгадывания кроссвордов – это развивает не только память, но и эрудицию, и кругозор. Хорошую тренировку мозга дают и такие упражнения:
Произносите фразы в обратном порядке;
Произносите слова задом наперед;
Пишите или произносите слова, первые буквы которых идут в направлении алфавитного порядка. Например: икра, кора, лень, мель, ночь и т.д.
Играйте с детьми в логические игры и игры вроде «Кто придумает больше слов на букву ...», «Монопол». В процессе игры вы не только укрепляете свою память, но и развиваете память своих детей. Упражнений для мозговой деятельности существует достаточно много. Очень хороши для тренировки мозга и памяти, например, «Занимательные задачи и опыты» Я. И. Перельмана.
В Интернете можно наткнуться на множество бесполезных и не очень статей на тему изучения языков, начиная с того, что учить слова надо непременно лежа на кровати с поднятыми вверх ногами, и заканчивая тем, что лучше всего языки учатся сами собой во сне. Я же решил сделать выжимку из всего того, что нашел в Интернете, и того, что сейчас использую сам.
Первое – прекращайте зубрить. Это самый худший из способов заучивания. По сути зубрежка – это многократное повторение вслух информации, которую надо воспроизвести в дальнейшем. Во время зубрежки даже и речи не идет о подключении воображения, зрительной памяти, логического мышления и других мощнейших механизмов нашей памяти. Зубрежкой мы вгоняем как можно глубже нужную нам информацию в память кратковременную, и временами нам от этого мучительно больно...
К сожалению, мы все зубрили в школе стихи, правила, новые слова и отрывки из произведений великих авторов. Единственный плюс, который можно увидеть в зубрёжке, – это забывание. Если хотите забыть начисто то, что учили несколько дней назад, то зубрите, потому что в ином случае забывание не гарантируется.
Способов эффективного запоминания масса. Это не секретные способы, и о них не ходят легенды, но они в силах улучшить успеваемость ученика в школе, в вузе и сделать процесс обучения эффективным, быстрым и увлекательным. Я выделяю 4 главных подходa:
Подключение воображения, или правого полушария. Для лучшего запоминание создайте у себя в голове историю или яркую картинку. Если вам надо купить в магазине яйца, сыр и хлеб, то представьте себе картину, как вы кушаете яичницу и бутерброд с сыром, как она вкусно выглядит и манит вас своим запахом. Отмечу, что иногда лучше запоминается нечто абсурдное.
Ассоциации. Запоминание можно улучшить благодаря ассоциативным связям. Запоминая что-то новое, старайтесь найти или создать крепкую ассоциацию с вещами, которые вы хорошо знаете. Это упражнение сильно улучшит вашу память. Оно работает, как снежный ком – новые ассоциации наслаиваются на старые и усиливают их. Хорошие ассоциативные связи пойдут на пользу не только вашей памяти, но также и интеллекту, мышлению и воображению.
Запоминание под музыку. Запоминать новое лучше под классическую музыку.
Повторения. Для сведения забывания к минимуму необходимы повторения. Особо важно первое повторение перед сном. Далее надо повторять информацию с увеличивающимся интервалом. К примеру: второе повторение через день, следующее через три дня, четвертое через неделю и последнее через месяц.
Рассмотрим запоминание на примере техники Е. А. Васильевой «Полиглот» для запоминания иностранных слов. С помощью этой техники можно за день выучить до 300 слов. Для запоминания слов необходимо:
– представить себе перевод слова;
– придумать созвучное слово и представить его;
– соединить два образа в картинку или историю и создать ключ-фразу для запоминания (ключ-фраза должна содержать в себе перевод слова и созвучное иностранному русское слово);
– сфотографировать написанное вами слово глазами;
– записать это слово несколько раз и проверить себя;
– записать слово на карточку для дальнейшего повторения.
Я вам советую вместо карточек использовать сайт memrise.com. На сайте можно создавать свои собственные словари изучаемых слов или пользоваться уже готовыми. Там встроена система повторения.
В заключение скажу следующее. Доказано, что память взрослого человека способна запоминать в 5 раз больше, чем память детей благодаря накопленному багажу ассоциативных связей. Если вы считаете, что с возрастом память становится хуже, то вы ошибаетесь. Секрет всего лишь в том, что мотивации как не было, так и нет, а работать из-под палки уже не хочется.
Беритесь за дело. Не зубрите, а развивайте себя, обучайтесь.
Чтобы улучшить наблюдательность, в первую очередь нужно научиться смотреть на вещи с полным вниманием и сосредоточенностью. Если вы хотите практиковаться – а наблюдательность за счет практики становится привычкой, то я могу предложить вам следующее упражнение.
Возьмите листок бумаги и попробуйте записать на нем все, что находится в одной из ваших комнат, разумеется, не заглядывая в эту комнату. Запишите все, что вы можете вспомнить: мебель, картины, украшения и т.д.
Затем зайдите в комнату и проверьте свой список. Отметьте все предметы, которые вы не записали или которые вы по-настоящему не замечали. Выйдите из комнаты и попробуйте еще раз. Ваш список будет становиться все длиннее после каждой проверки комнаты. Сделайте то же самое с другими комнатами своего дома.
Если вы продолжите подобные упражнения, ваша наблюдательность обязательно улучшится, и вы будете замечать значительно больше деталей – как внутри дома, так и за его пределами.
Представьте себе хорошо знакомую улицу, по которой вы прогуливались множество раз. Проверьте, сумеете ли вы вспомнить магазины, которые расположены на этой улице. Запишите в правильном порядке. Затем проверьте себя. Ну а когда в следующий раз вы будете прогуливаться, внимательно смотрите на витрину какого-нибудь магазина. Затем, не глядя больше на витрину, проверьте, какое количество из выставленных на ней предметов вы сумеете перечислить.
Представьте лицо кого-то из близких друзей и попробуйте описать его во всех мельчайших деталях. Затем проверьте свое описание, когда в следующий раз встретите этого человека. Обратите внимание на то, чего вы никогда не замечали раньше.
Существует большое количество способов, при помощи которых вы можете проверить свою наблюдательность, и чем больше вы будете ее проверять, тем лучше она будет становиться. Я хочу заверить вас, что если вы будете слушать и смотреть с полным вниманием и сосредоточенностью, то не только сэкономите время и избавите себя от лишних проблем, но и сразу же улучшите свою память.
принцип запоминания, основанный на ассоциативном запоминании слов – по написанию, виду или звучанию, схожих с картинкой образами или с ее сюжетом. Дело в том, что таким способом можно с первого раза запомнить даже тысячу слов. Но для такого количества нужна тренировка и индивидуальные способности или максимум усердия.
В общем, после того представления, которое мне довелось посмотреть в молодости, я задумался, как это возможно и смогу ли я повторить увиденное. Не ожидал, честно говоря, что так быстро найду секрет успеха артиста. Попробовал – и все получилось. Сначала поразил своими внезапно открывшимися способностями самых близких, потом друзей. А когда стал уверенным и натренированным достаточно, чтобы не ошибаться, уже мог демонстрировать кому угодно и сколько угодно слов. В дальнейшем этот метод мне очень пригодился в изучении иностранных языков. Так, через месяц интенсивного изучения английского (в школе и институте изучал немецкий) прочитал «Над пропастью во ржи» без словаря.
Итак, приступим.
Возьмите ручку и лист бумаги или воспользуйтесь клавиатурой и монитором. Сделайте нумерованный список. И рядом с каждым номером напишите или напечатайте любое слово, которое будет вызывать у вас стойкие ассоциации. Например:
1. Мышь;
2. Дерево;
3. Женщина;
4. Лед;
5. Гитара;
6. Море
и т.д.
Постарайтесь их хорошо запомнить. Эти пронумерованные слова смогут вам пригодиться на многие годы. А теперь предложите кому-нибудь произнести с минимальной паузой то количество слов, которое имеется в запасе в вашем кодовом перечне.
Предположим, назовут следующие слова в таком порядке:
1. Капуста;
2. Бумага;
3. Мыло;
4. Рыба;
5. Кошка;
6. Подхалим.
Сами понимаете, этих слов может быть сколько угодно. Каждое предложенное вам для запоминания слово привяжите к запомненному вами заранее в вашем кодовом списке. Получатся примерно следующие картинки в вашем воображении.
1. Мышь ест капусту;
2. Бумага делается из дерева;
3. Женщины предпочитают ароматное, мягкое мыло;
4. Мороженная во льду рыба;
5. Кошка, мурлыкающая под гитару;
6. Подхалим все сделает для своего начальника, чтобы поехать отдыхать на море.
Все эти слова, сами понимаете, мне самому только что пришли в голову, то есть это совсем не важно.
А на следующем этапе вам либо предложат повторить слова в озвученном порядке, либо назовут отдельные номера предложенных участником слов для повторения. Поверьте, вы сделаете это без всякого труда, причем в любых предложенных вам вариантах, в любом порядке.
Используя такой же ассоциативный метод (когда вы либо прочитанное, либо произнесенное слово из иностранного языка сможете увязать с образом, похожестью в написании или с созвучным знакомым словом из родного языка), вы сможете довольно быстро и надолго освоить любой иностранный язык.
Применение подобной методики может помочь и в других сферах применения – в частности, для запоминания длиннорядных чисел или номеров телефонов, расчетного счета в банке, паспортных данных или паролей на используемых вами сайтах.
Немного терпения, тренировок – и у вас все получится самым наилучшим образом. Можете демонстрировать вашу феноменальную память кому угодно. Успеха вам и удачи.
достаточно 10 секунд просто смотреть на слово и его перевод, и оно запомнится. А вы пробовали ни о чём не думать в течение 10 секунд? Вот то-то и оно. Нужна привычка концентрироваться.
Начните с упражнения Пифагора: перед сном в течение 5 минут вспоминайте прожитый день. Повторяйте новые фамилии и телефоны, мысленно очищайте этот день от негатива и настраивайтесь на будущее, которое непременно будет для вас светлым и лёгким, вы же расширяете границы своего сознания!
Три месяца сознательных усилий – и дальше всё пойдёт «на автомате». Вам не составит труда сдать трудный экзамен или вспомнить имя человека, которого вы видели мельком много лет назад.
Что же такое ментальные карты? Это - ваши мысли, изложенные на бумаге графическим способом. Именно этот приём - обрамление мыслей в графические образы и является механизмом, запускающим в работу правое полушарие мозга!
Как составляется ментальная карта?
Берём чистый лист бумаги и в самом центре крупно выписываем ключевое понятие той проблемы, которую мы будем решать или того тезиса, который мы хотим запомнить, развить, презентовать и т.п. Теперь нужно попытаться изобразить его графически. Тут могут помочь любые ассоциации, в том числе шутливые. Например, тезис «экономия» может быть проиллюстрирован свиньёй-копилкой.
Далее, от основного тезиса отводим несколько стрелок. Каждая стрелка заканчивается новым понятием, тезисом, определением, которые составляют структуру нашего исходного понятия. Теперь каждый новый тезис надо также снабдить графическим изображением. Между тезисами устанавливаем логические связи (тоже стрелочками, но другими - пунктирными или другого цвета). Связи тоже можно графически прокомментировать. Например, из «экономии» можно выделить понятия «оптимизация расходов» (иллюстрируем лампой накаливания, от которой идёт стрелка к новой экономичной спиральной лампе) и «снижение статей расходов» (иллюстрируем зачёркнутыми сигаретами). От новых тезисов также идут стрелки к более мелким понятиям, и так заполняется весь лист.
Крайне желательно использовать яркие цвета, запоминающиеся рисунки, красивые шрифты и т.п. Картинка в целом должна радовать глаз, запоминаться. Пусть в ней будет много юмора, шутливых сравнений, забавных картинок. Это будет очень большой плюс для восприятия и запоминания карты, а также для раскрепощения сознания при работе с ней. Используйте гротескные сравнения, преувеличения, гиперболы. Намеренное нарушение стандартов, отрыв от реальности позволяет улучшить запоминаемость карты, ибо мы лучше помним все необычное.
Помните, как запоминал марку цемента герой фильма «По семейным обстоятельствам»? - «Психический»!
Почему ментальные карты воспринимаются лучше, чем привычные списки, графики, таблицы, тексты? Дело в том, что они лучше соответствуют структуре человеческого мышления - ассоциативного, иерархического и визуального. Хотя, разумеется, карты не заменяют таблиц и графиков, а прекрасно дополняют их.
Попробуйте составить ментальные карты для решения ваших задач, и вы поймёте, насколько легче станет развивать идеи, запоминать и излагать материал.
Если вы тоже хотите развить, укрепить и усовершенствовать свою память, нужно помнить следующее.
1. Внутренняя установка – необходимое условие для успешного запоминания: весь мозг должен быть включен и настроен на определённую цель: запомнить. Не отвлекайтесь мыслями на другие предметы.
2. Систематичность также способствует укреплению памяти. Прочное запоминание можно обеспечить каждодневными, регулярными тренировками, выделяя для этого час или хотя бы 20-25 минут.
При этом нужно учитывать, что эффективнее всего работает память между 8 и 12 часами дня, затем результативность снижается до 17 часов, после чего процесс восприятия информации улучшается и, если человек не очень устал, к 19 часам становится оптимальным.
3. Внимание и сосредоточенность не менее важны для конечного успеха. Приучите себя фиксировать в памяти мелкие детали, очертания предметов, их расположение и количество, затем воспроизводить для себя то, что видели, сравнивая с оригиналом.
Попросите близких прочитать вам список из десяти наименований, постарайтесь запомнить и записать по памяти, затем сверьте запись с прослушанным списком. Практикуйте как чтение вслух, так и прослушивание кассет или дисков с записями, выделение в прослушанной информации главного, затем повторение услышанного.
Если нужно заучить большой объём материала, внимательно прочитайте его, уясните общий смысл, затем разбейте его на части, выделив в каждой из них по предложению, так называемые сигнальные вехи. Это могут быть определения, формулировки, удачные сравнения. Их нужно связывать в уме так, чтобы каждый пункт последовательно влёк за собой следующий, формируя единую цепочку нужной информации.
Просмотрите текст ещё раз, стараясь запомнить по частям во взаимосвязи. Отложив книгу, по памяти воспроизведите (желательно вслух) нужный материал. Если почувствуете необходимость, ещё раз перечитайте текст, но только после небольшого перерыва в 10-15 минут, затем опять проговорите текст. Между отдельными повторениями пауза может быть и более длительной. Ещё можно выделить в тексте ключевые слова, зафиксировать их на бумаге и по ним воспроизвести предложения и текст.
4.«Повторение – мать учения» – правило, которому нужно следовать. Полезно периодически повторять то, что мы хотим зафиксировать надолго. При этом каждый человек должен знать, какие внешние обстоятельства, вплоть до, казалось бы, пустяков, помогают ему сосредоточиться, сконцентрировать внимание, способствуют рождению вдохновения.
Одним людям лучше делать это утром, скажем, по пути в школу, институт, на работу, другим – вечером перед сном. Временные промежутки между повторениями следует постоянно увеличивать. Это обеспечит прочность и точность запоминания, длительность хранения информации. После занятий, потребовавших большого умственного напряжения, желательно предоставить мозгу полноценный отдых: погулять, послушать любимую музыку и т.д.
5. Заучивание наизусть стихотворных текстов– один из способов развития памяти. Для её тренировки и укрепления можно выбрать одно из любимых поэтических произведений и постепенно заучивать его по частям, но с условием: повторение должно быть осмысленным и регулярным, а не механическим и эпизодическим. Очень способствует запоминанию напевание текста.
Заниматься нужно ежедневно, без пропусков. И результаты не замедлят сказаться. Вы заметите у себя безусловное улучшение памяти. Бездумная зубрёжка – наихудший вид запоминания. Хотя иногда приходится прибегать и к её «услугам».
6. Осознанное запоминание – одно из условий успешной тренировки памяти. Чем больше осмыслен и систематизирован изучаемый материал, тем прочнее оседает он в кладовых памяти. Даже «сухие» цифры, имена и правила, прежде чем их запомнить, нужно систематизировать. Чрезвычайно полезно поэтому стремление оригинально, по-своему связать новые знания со старыми, установить смысловую связь между явлениями, по-своему сформулировать запоминаемый материал. В этом очень хорошо помогают простые пометки, сопоставительные или обобщающие таблицы, кластеры, графики, тесты. Однако подобная тренировка – большой и серьёзный труд, поэтому, кроме желания, здесь нужны воля и упорство.
Все, о чем шла речь, касается запоминания важного, нужного и полезного вам материала. А вот от всего второстепенного, скоропреходящего, подсобного память следует разгружать. Второстепенный, текущий материал (куда пойти, кому позвонить, с кем переговорить и т. п.) следует систематизировать и заносить в записную книжку. Кстати, ведение записной книжки не только экономит, но и своеобразным способом тренирует память.
Для укрепления и экономии памяти целесообразно перед отходом ко сну продумать график занятий и работы на следующий день, который желательно записать в книжке. По записной книжке можно проверить, как реализуются личные планы. К сожалению, некоторые, делая нужные пометки в записных книжках, забывают в них заглядывать. Между тем это очень важно. Хорошо завести дома, а при необходимости и на работе, небольшую картотеку, в которую заносить отметки о проработанных материалах, прочитанных книгах.
В заключение ещё раз напомню, что запоминание – это активный творческий процесс, требующий не только хорошего настроения, вдохновения, но и волевой установки. На укрепление памяти не нужно жалеть ни труда, ни времени, и всё окупится сторицей.
Греки разработали специальную систему запоминания «мнемонику», по имени богини памяти – Мнемозины. Так греки заметили, что память основана на ассоциациях. Например, чтобы сохранить слово «стол», Вы запоминаете его форму, цвет, материал, из которого он сделан, а также людей, которые присутствовали за столом.
Греки поняли, чтобы человек лучше запомнил слово, его надо наполнить чувствами, эмоциями. Тогда получится «прочувствованный» образ, которому надо найти место для хранения. Это напоминает Интернет, в котором информация расположена не хаотично, а по определенной системе.
Это три основных принципа запоминания: ассоциации, образ и место фиксации. К примеру, Вашему ребенку предстоит запомнить название 7 цветов радуги. Фраза «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» поможет запомнить расположение цветов в радуге. Наиболее удачным приемом для запоминания является придумывание сказки или фантастического рассказа, в котором будет немного юмора.
При создании образа для запоминания надо учитывать следующие моменты. Например, ассоциации помогут запомнить десятки и единицы, если десяток – мальчик, а единица – девочка. Воображение понадобится, чтобы представить, например, спряжения глаголов в виде 2 домов, в котором живут глаголы с разными окончаниями. Ступеньки этого дома – 3 лица глагола. Для придания образу красочности используйте различные цвета.
Для лучшего запоминания вспомните с ребенком, на что похож созданный образ. Рисунок напоминает дом, в котором живут люди. Важно учитывать, что позитивные образы легче запомнить.
При изучении иностранных языков используются не только картинки, но и символы, которые облегчают запоминание. А глаголы лучше запоминаются в движении. Помните, как на уроках иностранного языка учитель просил встать и сесть, чтобы мы понимали смысл слов и отличали глагол «setze sich» от «steh auf»?
Наиболее эффективным способом запоминания служат «умственные карты» (mind map). Они разработаны Тони Бьюзеном.
При создании этих карт важно задействовать воображение, цвет, мышление. Внешне они напоминают солнце или дерево, на ветвях которого отражаются основные вопросы параграфа.
Для создания «умственной карты» прочитайте текст, выделите ключевые вопросы. Возьмите альбомный лист бумаги. В центре нарисуйте солнце, в котором напишите название темы параграфа. Каждый солнечный лучик – это вопрос, который требует ответа. От этого лучика могут быть другие лучи, которые детализируют информацию.
Если вам нужно запомнить что-то важное, создайте в уме в связи с этим некоторый образ, возможно смешной или забавный. Мозгу намного легче запомнить что-то необычное.
Возьмите учебник арифметики с простыми упражнениями, такими как 1+8=__, или 5х3=__. Решайте как можно быстрее в уме по 50 примеров ежедневно.
Когда вы пытаетесь выучить или запомнить важную информацию, произносите ее громко вслух самому себе или кому-то другому. Таким образом, клетки мозга лучше вовлекаются в процесс запоминания.
Постарайтесь в уме начертить схему, чтобы упорядочить нужную информацию. Таким образом, вы поможете себе представить, как соотносятся друг с другом разные составные части этой информации, и это действует даже лучше, чем обычные заметки.
Придумывайте несложную рифму или даже песенки, чтобы помочь себе что-либо запомнить. Например: «В понедельник, после часа, материал забрать у Стаса. Ближе к вечеру, к шести, к стоматологу зайти».
Однако существуют несколько практически общепризнанных механизмов, позволяющих упростить запоминание, сделать его надежнее и облегчить воспроизведение (вспоминание) запомненной информации. Эти механизмы можно назвать законами памяти. Вот главные из них:
Закон внимания. Жалуетесь, что не можете что-либо вспомнить? А были ли приложены усилия для запоминания? Может быть, во время запоминания вы еще и телевизор смотрели? Для хорошего запоминания необходима концентрация внимания на материале. Далее перечислено несколько факторов, которые негативно влияют на сохранение информации в памяти и которые нужно по возможности исключить:
Посторонние мысли
Отвлекающие воздействия (шум, радио, ТВ, звонки, ...)
Усталость, раздражение
Спешка
Закон яркости. Лучше всего запоминается все яркое и необычное. За день вы встречаете множество людей, но вечером можете вспомнить только тех из них, кто чем-то выделялся, отличался от других. Поэтому перед запоминанием будет полезно попытаться придать информации яркий, необычный вид.
Закон значимости. По значимости для человека информацию можно разделить на три группы. В первую попадает жизненно важная информация (режим питания, знания об опасностях,...). Она запоминается без усилий и практически навсегда. Ко второй группе относится интересная и субъективно важная для человека информация. Она тоже усваивается относительно легко. К третьей группе относится вся остальная информация. Она усваивается хуже всего. К сожалению, такой информации подавляющее большинство. Отсюда вытекает несколько законов, облегчающих запоминание:
Закон интереса. Как уже было сказано, информация, относящаяся к интересам человека (вторая группа), запоминается легко. Поэтому нужно хотя бы временно заинтересовать себя тем, что собираешься запомнить.
Закон мотивации. Необходимо убедить себя в важности для вас запоминаемой информации. Представьте, какие выгоды принесет вам ее запоминание: более быстрое продвижение по службе, победа в викторине и т.д. Тогда информация временно перейдет во вторую группу и будет запоминаться значительно надежнее.
Закон деятельности. Информация, с которой вы производите какие-то действия, запоминается лучше. Поэтому попробуйте что-нибудь сделать с ней: что-то подсчитать, сравнить ее с чем-то и т.п.
Закон понимания и осмысления. Пытаться запомнить что-либо, не понимая - практически безнадежное дело. Поняв и осмыслив информацию, вы очень поможете своей памяти.
Закон предыдущих знаний. Запоминаемая информация взаимодействует с той, что уже хранится в вашем мозге. Происходит установка ассоциативных связей, сравнение, выделение общих признаков, ... Поэтому, чем больше у вас информации по какой-либо теме, тем легче запоминается новая информация по этой теме. И вообще, чем больше вы знаете, тем легче усваиваются новые знания. Так что чтобы запоминать лучше, запоминайте больше.
Закон настройки и установки. На запоминание нужно настроиться. Прежде всего, решите для себя, сколько времени вам нужно помнить запоминаемые данные: день, год, всю жизнь. Это поможет мозгу правильно разместить их. Перед запоминанием бегло просмотрите материал, который нужно запомнить. Это подготовит мозг к его запоминанию, позволит оценить сложность материала. Очень полезно перед запоминанием вспомнить известный вам материал по этой теме. А для улучшения вспоминания представьте себе ситуацию, когда вы будете вспоминать это, экзамен, например.
Закон тормозов памяти. Существуют два процесса, тормозящие (ухудшающие) запоминание. Проактивное торможение: предыдущая запоминаемая информация ухудшает запоминание последующей. Ретроактивное торможение: последующая запоминаемая информация ухудшает запоминание предыдущей. Наличие данных процессов связано с тем, что даже после завершения восприятия запоминаемой информации в мозгу идут процессы ее усвоения и размещения. В связи с этим можно дать следующие рекомендации по запоминанию:
Запоминайте важную информацию утром или вечером. В это время влияние процессов торможения наименьшее.
Делайте перерывы при запоминании. Во время перерывов нельзя получать никакую другую информацию (читать, смотреть телевизор, слушать радио). Это уменьшит влияние процессов торможения.
Не запоминайте однотипную информацию друг за другом. Так не следует учить математику после запоминания исторических дат. И там, и там работа происходит с цифрами. Это затруднит запоминание.
Не делайте сразу после запоминания ничего сложного для вас. Мозг сосредоточится на сложной деятельности и не сможет правильно разместить запоминавшуюся информацию.
Следующие два закона позволяют упростить вспоминание информации.
Закон временного слоя. Информация хранится в памяти слоями. Типов этих слоев очень много, и одним из них является временной слой. Вся информация, запоминавшаяся примерно в одно время, хранится рядом. Поэтому, если вам нужно что-то вспомнить, попробуйте припомнить то, что вы делали в тот день, когда к вам поступила нужная информация.
Закон тематического слоя. Еще одним из слоев памяти является тематический. Вся информация по сходной тематике хранится в мозге рядом. Поэтому, пытаясь вспомнить что-то, попробуйте вспомнить близкую по тематике информацию. Например, если вы забыли название города, вспомните названия нескольких других городов.