Это цитата сообщения
Александр_Ш_Крылов Оригинальное сообщение Лукас Кранах Старший
[490x700]
Лукас Кранах Старший (Lucas Cranach Elder) (1472-1553), немецкий живописец и график эпохи Возрождения. Учился, вероятно, у отца; в 1509 посетил Нидерланды. Работал в Австрии (около 1500-1504), в Виттенберге при дворе курфюрста Саксонского Фридриха Мудрого и его преемников (1505-1550), в Аугсбурге (1550-1552) и Веймаре (1552-1553). В ранних произведениях Кранах выступал как смелый новатор: дерзкая правдивость образов, резкая асимметрия композиции, напряженное и экспрессивное цветовое решение как бы предвосхищают грядущие общественные потрясения в Германии (“Распятие”, 1503, Старая пинакотека, Мюнхен). В других картинах Лукаса Кранаха, напротив, господствуют сказочно-идиллическое начало, поэтическое восприятие природы, во многом послужившие дальнейшей основой для сложения дунайской школы живописи (“Отдых на пути в Египет”, 1504, Картинная галерея, Берлин-Далем).
В период работы художника в Виттенберге окончательно определился противоречивый творческий облик Кранаха, отразивший сложность эпохи и формировавшей его среды. Достижения ренессансного искусства, идеалы возрожденческого гуманизма претворены в “Алтаре святой Екатерины” (1506, Картинная галерея, Дрезден) и “Княжеском алтаре” (1510, Государственная галерея, Дессау), в картинах “Венера и Амур” (1509, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) и “Нимфа источника” (1518, Музей изобразительных искусств, Лейпциг). Дружба Лукаса Кранаха с Мартином Лютером способствовала появлению в его творчестве произведений, выражавших идеи Реформации и протестантизма: иллюстраций к теологическим сочинениям, портретов Лютера, многочисленных гравюр (“Проповедь Иоанна Крестителя”, ксилография 1516). Одновременно в творчестве художника Лукаса Кранаха нарастали тенденции, предвосхищавшие европейский маньеризм 1530-1550-х годов: сухие протестантские аллегории, манерные и жеманные изображения обнаженного женского тела, выполненные по заказам знати и в очень большом количестве размножавшиеся в мастерской художника.
Лукас Кранах Младший "Портрет отца" 1550
[322x700]
"Венера и Амур" 1509, Эрмитаж, Санкт-Петербург
[469x700]
"Мадонна с младенцем под яблоней" 1526, Государственный Эрмитаж
[477x700]
" Мистическое обручение святой Екатерины со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой"
[700x454]
" Христос и Богоматерь"
[471x700]
"Принцесса Сибилла Клевская" 1526, Государственное художественное собрание, Веймар
[700x524]
"Христос и грешница"
[545x700]
"Принц Саксонии" 1517, Национальная галерея искусств, Вашингтон
[560x700]
"Адам и Ева" 1526, Галерея института Курто, Лондон
[488x700]
"Адам и Ева в Эдемском саду"
[482x700]
"Адам и Ева"
[533x700]
"Рождество"
[470x700]
"Кормящая Мадонна"
[516x700]
" Меланхолия" 1532
[443x700]
"Мадонна с младенцем со св Анной"
[700x636]
"Мезальянс" 1532, Национальный музей, Стокгольм
На протяжении всей жизни Лукас Кранах Старший оставался замечательным мастером остропсихологичного, монументального портрета (“Доктор Иоганн Куспиниан”, 1502-1503, Собрание Оскара Рейнхарта, Винтертур; “Иоганнес Шенер”, 1529, Музей старинного искусства, Брюссель). Из картин Кранаха на религиозную тематику наиболее достойны внимания: “Богоматерь” (Собор святого Якова, Инсбрук); “Распятие Христа” (Старая пинакотека, Мюнхен); “Покаяние святого Иеронима” (Музей истории искусства, Вена); “Мадонна с младенцем под яблоней” (Эрмитаж, Санкт-Петербург) и “Мадонна в винограднике” (ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва), несколько изображений Адама и Евы под древом познания добра и зла (в Берлине, Дрездене, Флоренции и др. местах), истории Юдифи (в Вене, Дрездене, Штутгарте и т. д.), “Блудница перед Христом” (в Мюнхене, Касселе, Нюрнберге и Будапеште) и другие. Некоторые композиции Кранаха имеют культурно-историческое значение, так как исполнены в духе реформации и протестантизма.
[516x700]
"Покаяние святого Иеронима" 1503
[700x446]
"Отдыхающая нимфа" 1530-1535
[514x700]
"Суд Париса" 1512-1514
[504x700]
"Портрет молодого человека" 1521
[469x700]
"Портрет женщины" 1526
[468x700]
"Геркулес и Антей"
[700x486]
"Геракл у Омфалы" 1537
[451x700]
"Молодая женщина" 1530
[679x700]
" Венера и Амур"
[485x700]
"Обиженный Амур и Венера" 1530
[465x700]
"Аполлон и Диана" 1530
[445x691]
"Распятие с центурионом" 1536
Картины Лукаса Кранаха мифологической тематики “Венера с Амуром”, “Аполлон и Диана”, “Амур и пчелы”, “Геркулес с прялкой” и другие, созданные им самим, или вышедшие из его мастерской, повторяются затем во множестве экземпляров учениками мастерской художника. Портреты работы Кранаха, большого и малого размера, были распространены во многих коллекциях и художественных собраниях Европы. Такие как, например, портреты курфюрстов, Лютера, его жены, кардинала Альбрехта Бранденбургского и курфюрстины Саксонии Сибиллы. Немецкий живописец Лукас Кранах Старший также писал сцены княжеской охоты и жанровые картины. Очень немногочисленные гравюры Кранаха на меди (например, портреты курфюрстов, Мартина Лютера и святого Иоанна Богослова) свидетельствуют об отсутствии у художника склонности к работам подобного рода. Зато многочисленные гравюры на дереве, исполненные в его мастерской, пользовались широким успехом у немецкой знати и бюргеров. После смерти Фридриха Мудрого художник остался при дворе Иоганна Твердого, заменившего брата на троне. Лукас Кранах стал наставником его сына, принца Иоганна Фридриха, впоследствии будущего курфюрста Саксонского Великодушного. В 1550 году курфюрст Иоганн Фридрих, впавший в немилость императора Карла V, был взят в плен, а затем отправлен в ссылку. Верный своему воспитаннику до конца, Лукас Кранах в 1550 году отправился в Аугсбург к находившемуся там в плену курфюрсту Иоганну Фридриху и, через два года, вместе с последним, переехал в Веймар, где и скончался 16 октября 1553 года. Художник Лукас Кранах умер последним из представителей великого поколения мастеров немецкого северного ренессанса, на 10 лет пережив Ганса Бальдунга и Ханса Хольбейна Младшего и на 25 — Альбрехта Дюрера и Маттиаса Грюневальда. Творчество Лукаса Кранаха в свое время оказало большое влияние на живописные школы центральной и северной Германии.
[524x693]
"Доктор Иоганн Куспиниан" 1503
[529x700]
"Портрет Анны Куспиниан" 1503
[541x700]
" Иоганн Фридрих Великодушный, курфюрст саксонский"
[427x700]
"Екатерина Бора"
[442x700]
"Мартин Лютер"
[469x693]
"Портрет Герхарта Волька"
[448x699]
"Портрет девушки" (возможно Эмилия Cаксонская)
[487x700]
"Георг Бородатый, герцог саксонский"
[463x700]
"Христос и самаритянка у источника"
[445x700]
"Аллегория меланхолии" 1528
[692x700]
"Лот с дочерьми"
[525x695]
"Иоганн Твердый, курфюрст саксонский"
[597x700]
" Портрет Георга Спалатина" 1509
[454x700]
" Юдифь с головой Олоферна"
[409x700]
"Моление о чаше"
[242x700]
[241x700]
" Страшный суд" Слева "Ад" (копия картины Босха)
"Райский сад" Справа ->
[537x700]
" Страшный суд" (копия картины Босха)
[700x476]
"Эдемский сад"
[241x700]
[236x700]
"Адам" и "Ева"
[700x368]
"Меланхолия" 1532
[258x700]
[249x700]
"Адам и Ева"
[486x700]
"Cardinal Albrecht of Brandenburg as Saint Jerome"
[492x700]
"Поклонение волхвов"
[440x700]
"Moritz Buchner"
[661x700]
"Изящная юная госпожа"
[453x700]
"Троица"
[475x700]
"Мадонна с младенцем и ребёнком Иоанном Крестителем "
[575x700]
"Аллегория закона и сострадания"
[458x700]
"Лукреция"
[525x700]
"Лукреция"
[495x700]
"Распятие Христа"
[700x489]
"Христос благословляет детей "
[483x700]
"Мадонна с младенцем"