• Авторизация


Без заголовка 20-10-2012 03:35 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Феврония52 Оригинальное сообщение

Хранительница семи ключей.

[показать]

[показать]
Более противоречивую и экстравагантную женщину, чем Елена Блаватская, пожалуй, трудно себе представить. Её называли и шарлатанкой и ангелом. Её хулили. И ей поклонялись.
[показать]
Воспроизведение облика Блаватской в цвете по устному описанию современников (к обложки книги Д. Колдуэла "Оккультный мир М-м Блаватской")
Её главный труд «Тайная доктрина» трактуется по-разному, как гимн расизму и как гуманистическое послание из 21века. Её термин «нордическая раса» гуляет по свету, пугая одних, восхищая других.
Елена Рерих, жена художника Николая Рериха, писала: «Я преклоняюсь перед великим духом и огненным сердцем нашей соотечественницы и знаю, что в будущей России имя её будет поставлено на должную высоту почитания. Е. П. Блаватская истинно национальная гордость… Вечная слава ей».
[показать]

[показать]

Елена Блаватская… Сумрачное лицо. Проницательный взгляд, лицо мыслящей Личности.
[показать]
Новая властительница дум родилась в августе1831 года в Екатеринославе.
Отец - артиллерийский офицер Пётр Ган из рода Мекленбургских князей.
Родословная же с материнской стороны восходит через Михаила Черниговского к основателю государственности на Руси – Рюрику.
[показать]
Мать – Елена Фадеева, по словам Белинского, «необыкновенно даровитая писательница», «русская Жорж Санд», ушла из жизни рано – в 28 лет, скоротечная чахотка тому была причиной.
После её смерти, сестёр - 11-летнюю Елену и младшую Веру (будущая писательница Вера Желиховская) отправили в глушь, в Саратов, к бабушке.
[показать]
Ею была княгиня Елена Долгорукая, писательница, знавшая пять языков, страстно увлекавшаяся ботаникой, её рисунки различных растений, которые в настоящее время хранятся в архиве Академии наук, были известны многим учёным и вызывали их восхищение, она переписывалась со знаменитым Вильгельмом Гумбольдтом.
[показать]
Андрей Михайлович Фадеев, дед Е. П. Блаватской
Прибавьте к этому дядю, Р.А.Фадеева, известного военного теоретика и публициста, и вы получите вполне творческий генный набор.
Домашнее воспитание – три гувернантки: француженка, немка и англичанка да огромная библиотека.
К 14 -ти годам Елена безупречно владела основными европейскими языками. Гены, воспитание, чтение и личностные качества проявились в девочке ярко и необычно, да так, что вызывали опасения в семье.
Чудеса начались с самого детства. В момент крещения на священнике вдруг загорелась риза, но он мужественно довёл обряд до конца.
Она была подвержена лунатизму и в состоянии глубокого сна отправлялась гулять по дому или саду. Ребёнка находили в совершенно неожиданных местах.
У Елены рано обнаружилась тяга ко всему таинственному, жуткому и потустороннему. В старом саратовском доме было множество подземных галерей, куда не решались ходить даже взрослые, именно туда, порой, сбегала девочка от надоедливых гувернанток.
Стремление к независимости и свободе бурлило в ней. Для того, чтобы заставить её что-то сделать, достаточно было запрета.
В этом, таком особенном существе, искрилось множество талантов: она хорошо играла на рояле, рисовала, прекрасно владела литературным языком, писала стихи, была бесстрашной наездницей. Кроме того, она обладала даром убеждения.
[показать]
Сергей Юльевич Витте
Российский реформатор граф Сергей Витте, он приходился двоюродным братом Елене, критиковал её за вымыслы, но отдавал дань удивительным свойствам её психики, тому, что сегодня принято называть экстрасенсорным воздействием. Он восхищался её « феерическими рассказами» об Индии, которые она печатала в «Русском вестнике» как Радда - Бай. Но это позже…
Когда семья генерала Фадеева вместе с внучками переехала в Тифлис, Елена встретила князя Голицына, про которого судачили, что он то ли маг, то ли масон. Голицын сразу заметил природные способности девочки и внушил ей, чтобы она развивала их дальше, а для этого нужно непременно отправиться на Восток.
Слова князя запали в душу юной фантазёрки.
В 16 лет Елена скоропалительно выходит замуж за 42-х летнего надворного советника Никифора Блаватского. Затем, испугавшись, заявляет, что это была шутка. Но фатальный шаг был сделан.
Вскоре после женитьбы Н. Блаватского назначили ереванским вице-губернатором, что, грубо говоря, означало: дом – полная чаша. Но Елене нужен был лишь паспорт.
Для непросвещённых - паспорт выдавался только замужним дамам. Близким своим она сознавалась, что затем только и обвенчалась с Н. В. Блаватским, чтобы "быть свободной" от контроля родных.
[показать]
Е. П. Блаватская в юности (около 1860)
Замужество ради паспорта – вот ставка, которую она сделала.
И оседлав коня, ранним октябрьским утром – была такова.
Прощай, семейный очаг! Прощай, рутина супружества! Прощай, уют и покой! Впереди – увлекательное и таинственное Нечто, может быть, даже сама Шамбала!
На английском торговом судне она отправилась в Константинополь, где встретила давнюю знакомую, графиню Киселёву. С ней она путешествовала по Турции, затем по Египту.
Всего Елена странствовала 12 лет, потом вернулась в Россию, но только затем, чтобы снова отправиться в путь. Где только не была Блаватская! Европа и Северная Африка, Малая Азия, Северная и Южная Америка, Индия, Китай…
[показать]
Фотография Е. П. Блаватской, когда ей 39-41 год. Местонахожд. оригинала неизвестно. Воспроизв. в Иллинойсе, Американском ТО
Из родственников один лишь отец знал, где находится его дочь, и периодически высылал ей деньги.
Путешествовать по миру было нелегко. Опять же эти проклятые деньги. Чтобы их добыть, приходилось всячески изворачиваться. Однажды Блаватской даже пришлось выступать в цирке в качестве наездницы. Сбор был полный…
Известно, что она брала уроки игры на фортепиано у Игнаца Мошелеса, известного композитора и пианиста-виртуоза, а позже, зарабатывая на жизнь, дала несколько концертов в Англии. Под псевдонимом мадам Лаура с успехом совершала поездки с фортепьянными концертами по Европе.
Ходила легенда, что юная идеалистка участвовала в сражении в составе войск Гарибальди и была ранена. Её левая рука была дважды перебита ударами сабли, кроме того, она получила два тяжелых пулевых ранения в правое плечо и в ногу. Сначала её сочли убитой, но впоследствии подобрали на поле боя и выходили.. .
Ещё толковали, будто она какое-то время жила среди чёрных магов в Новом Орлеане…
В Южной Америке она делила с ковбоями их наполненную опасностями и приключениями дикую жизнь.
В Египте изучала магию.
Заинтересовалась бытом индейцев и отправилась в Канаду, чтобы пожить в настоящем вигваме. Но тамошние женщины стащили у нее ботинки, и она, разочаровавшись, уехала в Техас.
Путешествовала по Индостану на слонах. Спускалась в пещеры, к которым боялись подходить даже местные жители.
Историй про неё ходило немало. Не женщина, а загадочный сфинкс.
[показать]
Е. П. Блаватская (около 1868) перед отъездом в Тибет
И всюду её привлекал прежде всего мир, населённый необычными людьми. У ясновидящих дервишей, бродячих фокусников и факиров, колдунов и лекарей, людей неординарных, ярких, самобытных, училась она их оккультному мастерству, расширяла свой природный дар.
Во время своих странствий по свету Блаватская искала смысл жизни, хотела докопаться до самых сокровенных тайн мироздания, а они, согласно легендам, спрятаны в Тибете, в священной и таинственной стране Шамбала.
Махатмы, то есть учителя просветили и указали на её предназначение: нести свет эзотерических знаний людям, выступать с проповедями духовности.
Скептические западные умы с большим трудом воспринимают существование в малодоступных областях Гималаев Братства Учителей Мудрости (Махатм), помогающих человечеству; на Востоке к этому отношение другое.
В 1886 г., подтверждая публикации Е. П. Блаватской, семьдесят пандитов (учёных, знатоков древних религиозных учений Индии) подписали заявление, в котором утверждали существование Махатм.
[показать]
Портрет Учителя Мориа. Hermann Schmiechen, 1884
Главным учителем Блаватской, её Гуру, был индиец Мория.
С ним она встретилась в августе 1851года в Лондоне, где проходила первая Всемирная выставка.
Графиня Констанс Вахтмейстер, вдова шведского посла в Лондоне, друг и помощница Е. П. Блаватской, передает подробности разговора, в котором Учитель сказал, что ему «требуется её участие в работе, которую он собирается предпринять», а также, что «ей придётся провести три года в Тибете, чтобы подготовиться к выполнению этой важной задачи».
[показать]
Теперь понятно, откуда у неё было такое яростное желание посетить Тибет, - то было задание Учителя Мории, которого называли великим стражем у ворот эзотерической мудрости, а она говорила о нём со священным трепетом в третьем лице: «Он». Он сказал. Он велел. Он советовал.
Блаватская трижды пыталась попасть туда, куда за тайное проникновение полагалась смерть. Ничто не пугало искательницу – ни возможная казнь, ни лютые морозы, ни непроходимые препятствия. Она поставила цель и упорно добивалась её.
[показать]
В 1859 году Елена возвращается в Одессу, Вот как описывает этот период С.Ю.Витте: «Когда я познакомился ближе с ней, то был поражён её громаднейшим талантом всё схватывать самым быстрым образом… многократно, на моих глазах, она писала длиннейшие письма стихами своим знакомым и родным… В сущности она была очень незлобливым, добрым человеком. Она обладала такими громаднейшими голубыми глазами, каких я никогда в жизни ни у кого не видел».
[показать]
Е. П. Блаватская в 1877 году, когда она писала
"Из пещер и дебрей Индостана")
Сестра её, Вера Жериховская писала: «Довольствоваться обычной, заурядной средой, бесцветным существованием большинства женщин ей было немыслимо. Она искала целей разнообразных, как рыба ищет воды, а вольная птица — воздушной шири, без пределов и препон ее своеобразному полету…
Она была великая искусница в рукоделиях, умела прекрасно делать искусственные цветы; одно время у нее была целая мастерская и шла очень успешно. Потом она занималась торговлей в более обширном смысле: сплавом леса орехового наплыва за границу. Для чего даже переселилась в Мингрелию, на берега Черного моря.
Еще позже она занялась каким-то дешевым способом добывания чернил. И это у нее спорилось недурно. Она впоследствии перепродала его».
Кругом только и говорили что о феномене Елены Блаватской. Она много занимается спиритизмом.
Вот одно из чудес, продемонстрированных ею. Она попросила одного молодого человека передвинуть шахматный столик, что тот с легкость и сделал. Затем Е.П. направила взгляд на столик, какое-то время неотрывно на него смотрела, а затем попросила вернуть его на место. Молодой человек, как ни старался, не мог этого сделать. Столик оторвать от пола было невозможно, он словно прирос к полу. Все ахнули от изумления…
Однажды ей показали медальон и спросили, что в нём, она, не задумываясь, ответила: «А! Это портрет твоей крёстной и волосы твоего брата… Но они оба уже умерли…»
Как она могла это узнать?
[показать]
У. К. Джадж и Г. С. Олкотт. 1891 ("Американский Теософист", 1914)
Рассказывает Уильям Джадж, американский адвокат, помогавший организовывать Блаватской эзотерическую школу. Джаджу, понадобилась ложка, и он привстал, чтобы пойти за ней на кухню. «Подожди, тебе не надо туда идти; остановись на секунду», - сказала госпожа Блаватская. Я остановился в дверном проёме, и она, сидя в своём кресле, подняла левую руку. В это мгновение большая столовая ложка пролетела по воздуху через комнату от противоположной стены и опустилась к ней в руку. Там не было никого, кто мог бы бросить её, а столовая находилась примерно в тридцати футах; две кирпичные стены отделяли её от передней…»
И подобных описаний не счесть…
Погружаться в оккультный мир – не моя задача. Лучше зададимся вопросом: как выглядела эта выдающаяся женщина?
[показать]
Е. П. Блаватская. Фото 1874 (выполнено фотографом-спиритуалистом). Фото подарено профессору Корнеллского ун-та Хираму Корсону
Генри Стил Олькотт описывал ей так: «…Сначала мой взгляд привлекла алая гарибальдийская блуза, которую носила Блаватская… На голове её была копна волос светлого цвета – жёсткие, блестящие и скрученные в кудряшки от самых корней до плеч, похожие на овечью шерсть…Массивное калмыцкое лицо, властное, своеобразное и бесстрашное, представляло собой резкий контраст на фоне обыкновенных лиц находившихся в комнате, как и её алая блуза на фоне белесых оттенков стен, мебели и тусклых костюмов остальных гостей…»
Так выглядела Елена Блаватская в Америке в 1874 году, когда ей было 43 года.
[показать]
Е. П. Блаватская. Фотография 1875-1878 гг. Архив Исследовательского Центра Блаватской в Адьяре
Нью-Йорк, четыре года спустя. Вспоминает графиня Елена Раковицкая: «Внешне она выглядела необыкновенно тучной и, конечно, никогда не отзывалась о себе иначе как о «старом бегемоте». Но не производила ни малейшего неприятного впечатления; она всегда носила свободное платье, типа индийского, - нечто вроде широкого халата, который скрывал всю её фигуру, оставляя на виду только её действительно идеальной красоты руки…
[показать]
Е. П. Блаватская. 1876-1878.
Фотография выполнена в Нью-Йорке, в фотостудии Эдсела
Типично русский тип: широкий лоб, короткий, толстый нос, выступающие скулы, тонкий, умный, постоянно находящийся в движении рот с красивыми некрупными зубами, русые, довольно кудрявые, почти как у негров, волосы, в которых тогда ещё не было ни единого седого волоса, желтоватый цвет лица и пара глаз, подобных которым я не видела нигде – светло-голубые, почти серые, как поверхность воды, но обладающие настолько глубоким, настолько пронизывающим, настолько уверенным взглядом, что казалось, они смотрят в самую суть вещей, и временами в них появлялось такое выражение, будто взгляд направлен далеко-далеко, выше и дальше пределов всего земного существования…»
[показать]
Герман Шмихен. Портрет Е. П. Блаватской. 1884
С.Ю.Витте, впоследствии ставший Председателем Совета Министров Российской империи, вспоминал: «Помню то время, когда она приехала в Тифлис … Лицо её было чрезвычайно выразительно; видно было, что она была прежде очень красива… Я помню, как к нам каждый вечер собиралось на сеансы высшее тифлисское общество… Так, например, раз при мне по желанию одного из присутствующих в другой комнате начало играть фортепиано, совсем закрытое, и никто в это время у фортепиано не стоял».
Как держала себя Елена Петровна, как строила отношения с окружающими её людьми?
[показать]
Основатели ТО в первые годы приезда её в Индию.
Графиня Раковецкая пишет: «Она представляла собою смесь самых разнообразных качеств…Её пренебрежение, более того, бунт против всевозможных форм условностей и установок общества заставлял её иногда вести себя нарочно с нехарактерной для неё грубостью; и она ненавидела и вела открытую войну со слащавой ложью со всей храбростью и самопожертвованием истинного Дон-Кихота. Однако если к ней приходил сирый и убогий, голодный и нуждающийся, то он мог быть уверен в том, что найдёт здесь такое тёплое сердце и такие щедрые и открытые руки, какие не найдёшь ни у какого другого «культурного».
Эту черту её характера подтверждает и Ачибальд Кейтли: «… Одно ненавидела госпожа Блаватская – ханжество, притворство, лицемерие. В отношении к этому была безжалостна…»
[показать]
Вера и Чарьз Джонстон с Генри Олкоттом стоят за спиной Е. П. Блаватской и ее сестры, Веры Желиховской. Лондон, 1888
Уильям Томас Стед, английский журналист, издатель и теософ: «Госпожа Блаватская была великим человеком… проявила себя как очень одарённая и незаурядная женщина… обладающая яростной, импульсивной, страстной натурой, полной чувств…Она была необыкновенной и сильной личностью, подобной я не встречал нигде – от России до Англии. Она была уникальным, но в то же время абсолютно нормальным человеком…»
Графиня К. Вахтмейстер вспоминает, что в Гавре Е. П. Блаватская, увидев бедную женщину с двумя детьми, которая не могла заплатить за проезд, обменяла свой билет первого класса на четыре билета третьего и отправилась в двухнедельное плавание третьим классом…
[показать]
Теософская конвенция (съезд). Адьяр. 1884. Стоят Баваджи и Олкотт. Сидят во втором ряду слева направо ген.-майор Г. Р. Морган, В. Т. Браун, Субба Роу, Дамодар, ЕПБ, Гартман, Гебхард
Прожив в России пять лет, в 1864 году Блаватская снова снимается с места: живёт в Египте, путешествует по Европе.
Она утверждала, что в 1867году ей удалось проникнуть в Тибет. За озером Пальте, в совершенно неисследованной области (точное место никогда не указывала) здесь якобы ей явились Махатмы (Учителя), от которых она и получила сведения о некой тайной науке.
[показать]
Блаватская с Учителями Кутхуми, Мори и с Сен Серменом
Покойный лама Кази Дава Самдуп полагал, что несмотря на недоброжелательную критику трудов Е. П. Блаватской, у этого автора имеются бесспорные доказательства того, что она хорошо была знакома с высочайшим ламаистским учением, для чего ей потребовалось получить посвящение.
[показать]
Монастырь Ташилунпо
В 1927 году по просьбе Панчен-ламы IX (1883—1933) Китайским обществом исследования буддизма в Пекине была опубликована книга Е. П. Блаватской «Голос Безмолвия». В предисловии сообщалось, что Е. П. Блаватская несколько лет обучалась в Ташилунпо и хорошо знала предыдущего Панчен-ламу. Кроме того, в книге было опубликовано послание самого Панчен-ламы IX, специально написанное им для этой книги.
Однако родина, видимо, тянет к себе. 26 декабря 1872 года Елена Блавтская обращается с письмом к начальнику одесского Третьего управления и предлагает свои услуги в качестве… международного шпиона.
Работать на жандармов, на полицию? Фи! Как это низко! – восклицают биографы Блаватской.
Это письмо интересно тем, что отражает метания в душе Елены Петровны из-за неполной востребованности её талантов.
Она пишет о том, что представитель папского правительства предлагал ей большие деньги взамен сбора различных данных, но из-за «врождённой ненависти ко всему католическому», она отказалась. Отвергнув Ватикан, Блаватская и обратилась к России. Она писала, что часто, даже против своей воли, могла знать очень важную для страны информацию, которой с ней делились.
«До сей поры всё это пропадало даром, и огромнейшие в правительственном и политическом отношении результаты, которые, применённые к практической выгоде державы, приносили бы немалую выгоду, - ограничивались микроскопической пользой одной мне. Цель моя – не корысть, но скорее протекция и помощь более нравственная, чем материальная».
По всей видимости, жандармский начальник читал это письмо в большом удивлении. А поразмыслив, написал резолюцию: «Просьба г-жи Блаватской оставлена без последствий»
Российской Мата Хари из Блаватской не получилось. Может, оно и к лучшему, ибо вместо шпионских интриг на свет появились две значительные философско - религиозные работы Елены Петровны.
В 1873 году она отправилась за океан, в Америку, где добилась немалого. Живя в общежитии для работниц, она зарабатывала на жизнь изготовлением рекламных карточек, галстуков, украшений из кожи и другими мелкими поделками.
В это время в США становятся популярны спиритические сеансы, широко рекламируемые прессой и обсуждаемые обществом.
Елена Петровна посещает в Вермонте ферму братьев Эдди, где происходили медиумистические явления с феноменами материализации. Разъясняет опасности спиритических сеансов и явлений, основанных на медиумизме и низших астральных проявлениях.
[показать]
В их доме встречается с полковником Олькоттом, который на долгие годы становится её постоянным помощником и сотрудником.
В апреле 1875 года Блаватская оформила номинальный брак с грузином, живущим в Америке Михаилом / Майклом Бетанелли и вскоре разошлась с ним.
В 1877 году в Мемфисе была удостоена диплома масона и Розового Креста в рубинах, в июле следующего года приняла американское гражданство.
[показать]
Е. П. Блаватская и Г. С. Олкотт. Лондон, октябрь 1888. Фото с надписью опубликовано в "Собрании сочинений", т. X
А двумя годами раньше, в 1875 году Елена Блаватская вместе с американским журналистом, издателем и адвокатом Генри Стилом Олькоттом основала в Нью-Йорке Теософское общество. Олькотт стал его президентом, а Блаватская – вдохновительницей и «серым кардиналом».
[показать]
На первом заседании Общества было всего 17 человек. В год смерти Е. П. Блаватской в Обществе состояло 100 тысяч членов.
Незнакомый для многих современников термин «теософия» образован от двух греческих слов, означающих Бог и Мудрость (знание).
Цели Теософского Общества - образовать ядро Всемирного Братства без различия расы, цвета кожи, пола, касты и вероисповедания; поощрять изучение мировых религий и наук, Древней Мудрости; исследовать сокровенную сторону природы во всех её аспектах, а также непроявленные психические и духовные силы человека.
«Соединив религии вместе, мы получим единую вечную истину»,-считала Блаватская.
[показать]
Е. П. Блаватская. 1875-1876. Фото выполнено неким Сарони в Нью-Йорке (современный монтаж "White Lotus")
Но как на практике воплотить эти возвышенные идеи? Как осчастливить человечество? Кто послужит ему папой и мамой? «Универсальная религия»? Восточная мудрость? Оккультный мир Елены Блаватской?..
Но все эти порывы к истине уже неоднократно были в истории человечества. И все – безуспешные. Увы
[показать]
Блаватская писала сочинения, доказывала, на своих сеансах демонстрировала феномены ясновидения, телепатии, телекинеза. Она пыталась убедить людей в существовании параллельно с нашим физическим миром других миров, более тонких, в которых обитается не материя, а дух.
Кто-то был поражён сеансами Блаватской и уверовал в её учение. Кто-то выказывал недоверие и скепсис. Кто-то воспринимал увиденное как проявление шарлатанства.
В прессе множились язвительные статьи против Блаватской, и ей пришлось покинуть Америку и отправится в Азию.
Считается, что в жизни человек должен обязательно посадить хотя бы одно дерево. Блаватская построила в Индии храм, основала Теософское общество.
[показать]
Блаватская и Олкотт принимают буддийское прибежище (посвящение) на Цейлоне. Рисунок
Слава Елены Петровны с каждым годом ширилась, росло число её поклонников, но вместе с тем умножилось и число её критиков.
Её учение развенчивал Всеволод Соловьёв, брат гениального философа Владимира Соловьёва и сын прославленного историка Сергея Соловьёва.
Вот что произошло со скептиком Соловьёвым в отеле «Виктория» в Эльберфельде : «Внезапно я проснулся. Меня разбудило чьё-то горячее дыхание. Рядом со мной, в темноте, стояла высокая человеческая фигура в белой одежде. Я услышал голос, не могу сказать - на каком языке, но мне приказано было зажечь свечу. При её свете я увидел, что было два часа ночи, и что рядом со мной находился живой человек. Это был мужчина, в точности походивший на виденный мной прежде портрет махатмы Мории. Он говорил со мной на языке, которого я не знал, но тем не менее понимал. Он сказал мне, что я одарён большими способностями, и мой долг — воспользоваться ими. После этого он исчез. Но сразу появился снова, улыбнулся и на том же, незнакомом, но всё же понятном языке произнес: «Будьте уверены, я не галлюцинация, и вы не сошли с ума». Потом снова исчез. Было три часа ночи. Дверь всё это время была заперта на ключ».
Более позднюю атаку на учение Блаватской провёл философ Николай Бердяев.
[показать]
Неожиданную поддержку Блаватская получила от митрополита Санкт- Петербургского Исидора, человека образованного и мудрого.
Он встречался с Еленой Павловной, она демонстрировала ему феноменальные возможности психики, и митрополит «удивлён был вельми», однако «бесовщины в том никакой не усмотрел».
Напротив, на прощание благословил Блаватскую и напутствовал её словами: «Нет силы не от Бога! Смущаться ею вам нечего, если вы не злоупотребляете особым даром, данным вам… Мало ли неизведанных сил в природе! Всех их далеко не дано знать человеку, но узнавать их ему не воспрещено и пользоваться ими. Он со временем может употребить их на пользу всего человечества… Бог да благословит вас на всё хорошее и доброе».
[показать]
Е. П. Блаватская. Первая половина 1887, дом Мэйбл Коллинз, Мэйкот, Кроунхилл, Норвуд
Летом 1875 года Елена Блаватская начала работать над рукописью «Разоблачённая Изида» и завершила её через два года. В книге автор даёт сравнительный анализ мировых религий, показывает единую связь между ранним христианством, буддизмом и каббалой, то есть пытается соединить несоединимое.
«Как выглядела её рукопись – надо было видеть: изрезанная и склеенная, снова изрезанная и подправленная! Если посмотреть её на свет, можно было увидеть, что она состоит из шести, восьми, иногда десяти кусков, отрезанных от других страниц, склеенных вместе, и весь текст исчеркан вставленными между строк предложениями и словами…»
Кстати, Олькотт вспоминал, что Елена Петровна имела четыре совершенно разных почерка, в зависимости от освещаемого вопроса. И в стиле ее просматривались разительные несовпадения: некоторые страницы были написаны отличным английским языком, а другие требовали многих поправок.
Автор утверждала, что Вселенная разумна и что существует Мировой разум, который как бы распадается на бесчисленное количество единиц – монад. Они тесно связаны с атомами материального, проявленного мира. Каждая монада должна пройти свой эволюционный цикл от простейшего одноклеточного до осознания самое себя и вернуться в Единое Неведомое, в Беспредельную Совокупность.
Грубо говоря, такие этапы развития: молекула – что-то многоклеточное - простейшее животное – человек – снова прах – молекула и т.д. В этом состоит эволюция Вселенной, которая идёт по спирали, и каждый круг повторяет эволюционную работу предыдущего круга на высшей ступени. Материя не исчезает и всё время преобразуется.
Сама Блаватская, говоря о «Разоблаченной Изиде» и «Тайной Доктрине», утверждала: «Ключ должен быть повернут семь раз, прежде чем вся система будет раскрыта. Мы делаем лишь один поворот и тем позволим глазу непосвященного заглянуть в тайну. Счастлив тот, кто поймет все!». «Хранительница семи ключей» — так можно было бы по праву назвать Е. П. Блаватскую.
[показать]
Английский критик Уильям Эмметт Колимен считает, что в «Исиде без покровов» мадам Блаватская цитирует приблизительно тысячу четыреста книг, которыми она не располагала. Все цитаты верны.
Книга мгновенно обрела успех. Тираж в 1000 экземпляров разошелся за 10 дней. Затем последовало еще несколько дополнительных изданий.
« Наступила война наша с Турцией, и не стало покоя Елене Петровне. О! Какие громовые статьи писала она в американских газетах конца 1876 и весь 77 год, против иезуитства католиков, против враждебных выходок папы на славян. Как она болела душой, каждым фибром, каждой каплей своей русской, православной крови, за кровь своих соотечественников. Письма ее того времени не чернилами, а кровью и слезами писаны», - вспоминала сестра Вера.
Часть средств от издания «Разоблачённой Изиды» Елена Петровна направила в Россию в фонд помощи раненым в Русско-Турецкой военной кампании на Балканах (1877-1878 г.г.)
[показать]
Конвенция (съезд) Теософского общества. Бомбей, 1882
Весной 1878 года с Е. П. Блаватской случилось странное происшествие, она неожиданно упала в обморок, продолжавшийся несколько дней. Ее сочли умершей и собирались хоронить, когда из Индии была получена Олькоттом телеграмма от того человека, которого она считала внушителем всех своих знаний и называла "Учителем". Он писал: "Не бойтесь, она не умерла и не больна, но заработалась. Тело ее требовало отдыха. Будет здорова". В начале пятых суток Блаватская пришла в себя и действительно оказалась совершенно здорова.
В конце марта 1882 года Елена Петровна, получив приглашение махараджи, направляется в Калькутту. В тот же вечер во дворце махараджи было учреждено Бенгальское Теософское Общество.
17 ноября было приобретено поместье в Адьяре, пригороде Мадраса.
[показать]
Первые два тома книги Блаватской «Тайная доктрина», имеющей подзаголовок: «Синтез науки, религии и философии», написанные на английском языке, увидели свет в 1888 году, а третий, в него вошли обширные комментарии, вышел уже после смерти автора.
[показать]
На русском языке двухтомник « Тайная доктрина»( 1. Космогенезис» и 2. «Антропогенезис» вышел в Риге в 1937 году. Перевод осуществила Елена Рерих.
«Тайная доктрина» - особо сложная книга, основанная на энциклопедических знаниях, и это тем более удивительно, что Блаватская «университетов не кончала».
Не случайно Вера Желиховская была озадачена сестрой: «Я дивлюсь происшедшему с Еленой феномену внезапного всезнайства и глубочайшей учёности, свалившейся на неё как с неба, - гораздо больше, чем всем чудесам, которые ей приписывают её поклонники – теософы»
[показать]
Так, может, действительно с неба?
Недаром Блаватская говорила, что она – де всего лишь «телефон посвященных Адептов»: ей говорят – она записывает.
Сама ли писала Блаватская или некто диктовал ей текст сверху – не будем гадать, но работа над книгами была для неё изнуряющей. Здоровье Елены Павловны заметно пошатнулось.
[показать]
«Вещие видения не прекращались. В начале июля 1886 года мы были удивлены письмом ее (из Остенда), в котором она просила дать ей подробности о смерти А. М. Бутлерова. Это письмо было получено в то же время как извещение о его кончине появилось в столичных газетах».
В это время в Адьяре чета Куломбов совершает своё предательство. Несколько ранее, в мае, Правление удалило из дома экономку и её мужа за недостойное поведение, интригантство и злоупотребление денежными средствами Общества. Куломбы нашли пристанище в Мадрасе, у миссионеров – иезуитов, которые спустя некоторое время объявили, что Куломбы признались в своей, якобы, причастности к «мошенническим трюкам» Елены Петровны.
Началась публичная компания травли Е.П.Блаватской.
[показать]
Субба Роу, Баваджи, Е. Блаватская. До 1884 (архив Московского ТО, а также журнал "Слово", 1905)
Добровольные пожертвования богатых членов Общества часто давали Блаватской возможность поддерживать многие благотворительные учреждения: школы, библиотеки Теософического Общества в Индии, но в Англии она ничего еще дотоле не предпринимала, довольствуясь лишь помощью бедным членам их братства.
В августе 1890 года Елена Петровна совершает поездку в Ист-Энд на открытие «Женского клуба-приюта» для низкооплачиваемых молодых работниц, в который она вложила свои средства.
Открытие этого клуба-приюта на 300 женщин с дешевейшим прокормлением, с даровой библиотекой, воскресными уроками, швейными и другими машинами, вдобавок с 40, почти бесплатными, кроватями для женщин в нем, преимущественно сирот, — произвело самое лучшее впечатление и дало много прозелитов Теософическому Обществу.
[показать]
Е. П. Блаватская в ее кресле каталке рядом с издателем Джеймсом Прайсом и своим секретарём Г. Р. С. Мидом. Архив ТО в Пасадене
И всё же банальные болезни одолели великую женщину.
Её душа могла свободно перемещаться из одного мира в другой, но тело, её бренное тело, остававшееся неизменно на земле, всё дряхлело…
Во время работы над «Тайной доктриной» она несколько раз умирала, но какие-то сверхестественные силы спасали её. Но всё это до поры до времени…
[показать]
Вероятно, последняя прижизненная фотография Е. П. Блаватской. 1890-1891. На ней ее белая шаль, и она дердит в руке номер журнала У. К. Джаджа "Путь". Фото Эллиот-и-Фри, 55 Бейкер Стрит, Лондон
Последнее пристанище Елены Блаватской – Лондон. Не успело утро перейти в день, как она тихо умерла 8 мая 1891 года.
"Она ушла так тихо и мирно, — напишет о ней очевидец, — что мы, стоявшие возле нее, даже не заметили, когда она в последний раз вздохнула... Великое чувство мира снизошло на нее и на нас, когда мы опустились на колени, поняв, что все кончено..."
Майским солнечным днём, гроб, где покоилось тело основательницы Теософического Общества, весь покрытый цветами, увезли на станцию Ватерлоо, а оттуда в лондонский крематорий.
Не было никаких торжественных шествий, по непременному её желанию никто не надел даже траура.
Только у дверей пекла, которое должно было превратить в прах ее тело, было произнесено несколько слов благодарности и последнего привета "творцу и вдохновительнице теософического движения, учившей своих последователей жить честно, чисто и деятельно, — на пользу другим и в преуспеяние своего вечного бессмертного духа!.." Так сказано было в речи над ее телом.
Прах ее разделен на три части, они хранятся в урнах в Нью-Йорке; Адьяре и Лондоне — в собственных комнатах Блаватcкой, сохраняемых в память ее нетронутыми и необитаемыми.
А напоследок очень хочется напомнить слова Махатмы Ганди, сказанные им о Блаватской: «Я был бы вполне удовлетворен, если бы смог поцеловать краешек ее платья».
Быть может, когда-нибудь так же скажет о своей непонятой дочери и Россия?
Между прочим, русская провидица предвосхитила многие открытия грядущего века.
Она фактически дала описание атомной энергии со всеми вытекающими из этого практическими последствиями.
Она заявила о том, что скоро психическая энергия станет предметом самого тщательного изучения европейской науки, и современная медицина все больше будет обращаться не к медикаментозным, а к энергетическим способам лечения.
В сфере гуманитарных наук Блаватская впервые обратила внимание науки на связь народов Севера и индейцев Америки, а также на связи существовавших цивилизаций друг с другом, что подтвердил Тур Хейердал во время своих знаменитых путешествий.
Написано на основе:
Ю.Безелянский «Сфинкс Х!Х столетия»,
В. П. Желиховская «Радда-Бай (правда о Блаватской)»,
Фото- http://lomonosov.org/theosophy/five...phy1911236.html
lidlud@mail.ru"
http://blogs.mail.ru/mail/lidlud/



Серия сообщений "Исторические личности":

Часть 1 - КРОВАВАЯ ШАЛУНЬЯ РЕНЕССАНСА (Лукреция Борджиа)
Часть 2 - Ее Величество Елизавета II
...
Часть 13 - Первая Графиня Программирования
Часть 14 - Ла-Валлетт: неистовый гасконец и Великий Магистр
Часть 15 - Хранительница семи ключей.


вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | kazimira22 - Дневник kazimira22 | Лента друзей kazimira22 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»