Фото из дореволюционного журнала "Столица и усадьба"
Место возведения дворца было выбрано не случайно. По преданию Иван Грозный, проезжая однажды верхом через сосновый бор, зацепился за ветку собольей шапкой, которая упала в снег. Разгневавшись, царь приказал вырубить на этом месте вековые сосны и на широкой поляне возвести каменный дворец. Точная дата постройки дворца и имена строителей неизвестны. Предполагается, что его строили русские мастера. Отчасти это подтверждает в своих воспоминаниях Феликс Феликсович Юсупов, повторяя семейную легенду: «Строили этот дом архитекторы Барма и Постник, те самые, что создали в Москве Собор Василия Блаженного». После смерти Ивана Грозного дворец оставался пустым довольно долгое время. Затем палаты были отданы барону Шафирову, графу Петру Толстому и позже секретарю воинской части Волкову. Последний владел ими наименьшее время, но почему-то именно его имя закрепилось за палатами. В 1727 году палаты были отданы во владение князю Юсупову, чей род владел ими до 1917 года. Юсуповский дворец связан с именем А.С.Пушкина, который несколько лет жил здесь. С 1801 по 1803 годы Сергей Львович Пушкин со своей семьей снимал западную часть палат (флигель). Будущий великий поэт вместе со своей няней любил гулять в прекрасном «Юсуповом саду». Позже Александр Сергеевич Пушкин посвятил насколько строк этому саду: И часто я украдкой убегал В великолепный мрак чужого сада, Под свод искусственный порфирных скал. Там нежила меня теней прохлада; Я предавал мечтам свой юный ум, И праздномыслить было мне отрада. Любил я светлых вод и листьев шум, И белые в тени дерев кумиры, И в ликах их печать недвижных дум… К сожалению, этот сад, впрочем, как и флигель, не сохранился. Все погибло во время великого пожара 1812 года. Когда семья Юсуповых на рубеже ХIХ-ХХ в.в. переехала в Москву, то для жилья был отремонтирован флигель. Западный корпус был соединен галереей со старыми палатами, а затем был надстроен третьим этажом (архитектор В.Д. Померанцев). Восточная часть палат, парадная часть - служила для проведения различных торжеств, приемов, балов. В 1892 году по проекту архитектора П. Р. Султанова, приглашенного княгиней З. Н. Юсуповой, была проведена реставрация восточной части здания. Все интерьеры дворца в 1892-95 гг. были декорированы по эскизам Ф. Ф. Солнцева — выполнены богатые настенные росписи в русском стиле, резные порталы, бронзовые решетки, подсвечники и фонари. В 1895 году со стороны двора к зданию было пристроено новое парадное крыльцо. Зеленый цвет крыльца выбрали специально, резко отличающимся от цвета основного здания. Крыши сделали более крутыми, а их скаты расписали «в шашку». Восстановили декор кровли — высокие покрытия с флюгерами и каменными дымниками. В окна вставили наружные стекла с разнообразными рисунками переплетов, имитирующие слюдяные окошки XVII века. На парадном дворе была построена каменная ограда с воротами, где был помещен герб Юсуповых. Зеленое парадное крыльцо было пристроено в конце 19 века, когда проводилась масштабная реставрация. В 17 веке этой части дома не было и вот эта стена была наружной. Вы видите, в ней есть окошко, которое функциональной нагрузки в этой части помещения не несёт, а раньше это было окно наружу. [показать]
[показать]
[показать]
Вестибюль
На Парадной лестнице установлена скульптура грозного льва с разинутой пастью, который держит в своих лапах герб рода Юсуповых. Лев – фигура чрезвычайно популярная в 17 веке, его часто использовали как элемент украшения зданий, особенно жилых. Ведь считается, что лев даже спит с открытыми глазами и денно и нощно охраняет покой дома без сна и отдыха. Также лев - это символ ВЛАСТИ, БОГАТСТВА. Поэтому лев ещё раз изображён на стене лестницы. В паре к нему – олень, который символизирует БЛАГОРОДСТВО И ЧИСТОТУ Герб поделён на шесть частей. В верхней части на зеленом фоне всадник, скачущий на коне с поднятым вверх ятаганом и со щитом. Рядом шестиконечная звезда (вполть до XX века звезда Давида была просто звездой библейского Давида и никак не олицетворялась с евреями) и татарин с молотком в руках. В третьей части на голубом фоне изображен натянутый золотой лук и устремленная вверх стрела. Справа – на красном фоне изображение льва. Слева – в углу двуглавый орел. Рядом на голубом фоне – перекрещенные шпаги, окруженные шестиконечными звездами. В центре – изображение месяца с четырьмя звездами, а над ним корона российской империи. До наших дней сохранилась деревянная резьба лестниц, залов, переходов, выполненная в древнерусской традиции. [показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
Фото 1910-х гг. из журнала "Столица и усадьба"
Тронный зал.
Также это помещение называют крестовой палатой, по названию таких помещений в 17 веке. Юсуповы предпочитали называть этот зал Тронным. В палату ведут три бронзовые, ажурной работы, двери. [показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
Трапезная палата.
В этом помещении проходили приёмы. По структуре помещение имеет коробовый безопорный свод. В орнаменте стен доминируют элементы экзотической восточной росписи. Это подчёркивает происхождение Юсуповых из арабского халифата. В элементы узора вплетаются стилизованные изображения свечей – прямоугольник с наконечником – стилизованное изображение пламени свечи. Эта стилизация большой церковной свечи, которая называлась - "вощяница". Ещё есть мнение, что прямоугольник - не сама свеча, а подсвечник. Внутри прямоугольников – изображение элементов герба Юсуповых. Интерьеры здания украшают фигурные печи из голландских изразцов начала XVIII века с рисунками и надписями того времени (сохранились до наших дней). Сейчас эта подлинная русская печь лишь часть дизайна помещения. [показать]
[показать]
[показать]
[показать]
Серия сообщений "Самые интересные места на планете.":
Часть 1 - Замок Линдерхоф (Sсhloss Linderhof).Бавария.
Часть 2 - Замок Нойшванштайн (Бавария)
...
Часть 36 - Прогулка по залам Эрмитажа.Часть 7.
Часть 37 - Статуя Будды и Монастырь По Лин.
Часть 38 - Юсуповский дворец в Большом Харитоньевском переулке в Москве.Часть 1.