• Авторизация


Занятия логопеда. Артикуляционная гимнастика 11-08-2015 10:26 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[600x400]
Для того чтобы ребёнок научился выговаривать трудные звуки, его язык и губы должны быть гибкими и сильными, длительно сохранять нужное положение, без особых усилий делать повторяющиеся переходы от одного положения к другому. Артикуляционная гимнастика этому способствует. Более того:

- С помощью своевременной методики проведения такой гимнастики и упражнений по формированию речевого слуха дети учатся говорить правильно и чисто.

- Ребята с серьезными отклонениями в звукопроизношении могут быстрее исправить речевые дефекты.

- Артикуляционная гимнастика чрезвычайно полезна и детям с верным, но вялым произношением звуков.

- Уроки артикуляционной гимнастики дают возможность всем научиться правильно, красиво и четко говорить. Следует помнить, что внятное звукопроизношение – это основа правописания на вступительном периоде.

Рассмотрим основные логопедические упражнения, которые Вы можете самостоятельно проводить с ребенком:

1. «Улыбочка»

Удерживать сильно растянутые губы в улыбке. Зубы не видны.
[224x385]

2. «Заборчик»

Улыбнуться (зубы видны). Удерживать губы в таком положении.
[228x391]

3. «Птенчик»

Широко открыть рот, как можно дальше разведя уголки губ. Язык лежит во рту спокойно и неподвижно.

4. «Накажем непослушный язычок»

Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить «пя-пя-пя…».
[231x398]

5. «Лопаточка»

Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу.
[231x362]

6. «Трубочка»

Открыть рот, высунуть широкий язык и загнуть его боковые края вверх.
[226x390]

7. «Оближем губки»

Рот открыть. Медленно, не отрывая языка, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.
[231x367]

8. «Почистим зубки»

«Почистить» кончиком языка нижние зубы с внутренней стороны (слева – направо, сверху вниз). Нижняя челюсть неподвижна.
[231x383]

9. «Часики»

Растянуть губы в улыбку. Рот приоткрыть. Кончиком узкого языка попеременно дотрагиваться до уголков рта.
[231x401]

10. «Змейка»

Рот открыть. Узкий язык сильно выдвигать вперед и убирать обратно в рот. Не прикасаться к губам и зубам.
[229x410]

11. «Орешек»

Рот закрыть, напряженным языком упираться то в одну щеку, то в другую.
[265x417]

12. «Загони мяч в ворота»

Положить широкий язык на нижнюю губу и плавно, со звуком Ф, задуть ватный шарик, лежащий на столе, между двумя кубиками. Щеки не должны надуваться.
[248x362]

13. «Киска сердится»

Открыть рот. Кончик языка упереть в нижние зубы. Язык приподнять вверх. Спинка языка должна быть выгнута, как спинка у кошки, когда она сердится.
[389x359]

14. «Прокати карандаш»

Положить карандаш на стол перед собой. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу («Лопаточка») и медленно, на выдохе подуть на карандаш так, чтобы он покатился.
***

Возможно Вам будет удобнее заниматься с ребенком по картинкам:
[показать]
[показать] [показать] [показать] [показать]
***

Чтобы превратить занятия в игру, Вы также можете использовать приведенные ниже стишки. Наглядный материал находится в прикрепленной к посту презентации.

Лягушка и слоник.

Жил-был маленький Язычок (рисунок 1)

У него были друзья: лягушка и слоник. (рисунок 2) (рисунок 3)

Давайте и мы будем превращаться то в лягушку, то в слоника.

Раз – лягушка с толстым брюшком,

Два – большой и добрый слон.

Ежедневно на опушке, посадив её в кадушку,

Как под душем, ту лягушку

Поливал из шланга он.

Киска сердится.

У язычка была любимая кошечка. (рисунок 4)

Когда киска сердилась, то выгибала спинку. Давайте покажем, как киска сердилась и выгибала спинку.

Выгляни в окошечко-

Там увидишь кошечку.

Кошка спинку выгнула,

Зашипела, прыгнула…

Рассердилась киска-

Не подходите близко!

Парус.

Возле дома язычка протекал веселый ручеёк. Язычок решил лодочку с парусом и отправить её в плавание.

Лодочка получилась очень красивая, с розовым парусом. Давай покажем , какой был парус у лодочки. (рисунок 5)

Лодочка под парусом по реке плывет,

На прогулку лодочка малышей везет.

Маляр.

Пустил язычок лодочку в ручеёк, а сам побежал по берегу, чтобы посмотреть, далеко ли она уплывет. Вдруг язычок увидел маляра, который ярко-синей краской красил крышу дома. (рисунок 6)

Давай покажем, как маляр крышу красил.

Я сегодня утром встал

И поселок не узнал:

Каждый столб и каждый дом

Был покрашен маляром.

Если хочешь жить, как в сказке,

Позови на помощь краски!

Гриб.

Пока язычок смотрел, как маляр забор красит, лодочка с парусом уплыла далеко-далеко. Бросился язычок догонять лодочку. Вдруг в траве что-то мелькнуло. Остановился язычок посмотреть и увидел, что это гриб.(рисунок 7)

Давай покажем, какой гриб увидел язычок.

Под берёзой, у дорожки

Гриб растет на толстой ножке.

Мимо мы пройти не сможем,

Гриб в лукошко мы положим.

Дятел.

Насобирал язычок полную корзинку грибов и вдруг слышит: кто-то стучит. Поднял голову вверх-а это дятел сидит на сосне и стучит по стволу клювом.(рисунок 8)

Давай изобразим как стучит дятел.

Дятел на стволе сидит,

Клювом по нему стучит.

Стук да стук, стук да стук-

Раздается громкий стук.

Комарик.

Послушал язычок, как дятел стучит, и дальше пошел. Вдруг кто-то тонко запищал над его ухом.(рисунок 9)

Давай покажем, как зазвенел комарик.

Прилетает по ночам,

Не дает заснуть он нам:

Зло звенит, над ухом вьется,

Только в руки не дается.

Гармошка.

Не поймал язычок комарика и грустный пошел дальше. Вдруг он услышал веселые звуки гармошки.(рисунок 10)

Видит, заяц на пеньке сидит и на гармошке играет веселые песенки. Давай и мы сыграем на гармошке.

Ну-ка, рот пошире, крошки.

Поиграем на гармошке!

Язычок не отпускаем,

только ротик открываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Нам не трудно повторять.

Развитие дыхания.

“Свисток”

И.п.: сидя, в одной руке стакан с водой, а в другой коктейльная трубочка.

Сделать вдох через нос, выдыхать в воду через трубочку со звуком У-У-У (3-5 раз).


Статья подготовленна с использованием материалов сайтов: Логопед.ру, Логопедия и Логопедия для всех

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (64): вперёд» последняя»
Оленька у меня всё это пройдено в детстве...ходила на уроки... я не выговаривала букву Р...ходила с соской во рту...и рисунки рисовала...Надеюсь сейчас всё по другому..
ахДуняша 11-11-2012-13:02 удалить
Хороший пост. Я сама логопед. Понравился домик со звуками.
Вот у нас те же проблемы..Спасибки Оленька!Утащу для малого.
овно4ка 11-11-2012-22:22 удалить
Оленька, спасибо за полезный материал.. С младшим сыном занимались у логопеда.. вот бы такой материал раньше)), но возьму в копилочку.. может пригодится еще!! Спасибо тебе за содержательный урок!!:good:
Оленька,спасибо большое! У нас малыш очень плохо говорит. Моя внучка считает,что сам научиться правильно говорить. Пока занимается в секции айкидо. Возьму этот материал,распечатаю и попробую убедить,что заниматься необходимо.
oxana086 12-11-2012-11:19 удалить
Спасиба большое! Это то , что нам сейчас с младшей дочкой необходимо. Будем заниматься.
nadegda77756 12-11-2012-12:13 удалить
Спасибо!!! У меня внучек непонятно на каком иностранном языке говорит. Возьму, будем учиться.

(Добавил ссылку к себе в дневник)

klimur 12-11-2012-13:20 удалить
Спасибо Большое!
Чигирина 12-11-2012-15:49 удалить
Спасибо большое. Возьму для внучки. Мы как раз сейчас ходим к логопеду.
Спасибо, очень понравилось!
Ответ на комментарий Мечтающая_Ирина # а букву вы никогда не сможете научиться говорить! буквы можно видеть, писать и читать. это звуки можно говорить и слышать а научиться можно! главное было бы желание даже сейчас! всё зависит только от вас. если хотите научиться рычать- могу подсказать как
Ответ на комментарий люблю_черешню # может я не так выразилась....но к школе я могла все буквы произносить и даже Р ..так что мне помогли...и я могу сейчас сама рычать...
С дочерью ходили на занятия с логопедом, отнесли кучу денег) Теперь с младшим будем сами заниматься. Упражнения те же)) Спасибо!:give_rose
Ответ на комментарий Роза_Щупак # Здравствуйте, Роза. По большому счёту, нарушения речи, это повреждения Центральной нервной системы, которые произошли внутриутробно, при родах или после них. Да, вот так всё сложно.
Для начала, вам лучше сходить хотя бы на одну консультацию к логопеду, можно в поликлинику. Определить что у ребёнка за логопедическая проблема и есть ли она вообще. Узнать, в чём дело, только ли в отсутствии некоторых звуков или дело всё таки, в общем развитии речи. Нет ли "Общего недоразвития" всей речи (ОНР)? Или ребёнок вообще говорит только несколько слов и всё и не строит фразу, хотя бы из двух, трёх слов и не ставит их в правильные грамматические сочетания друг с другом? Или его речь такова, что его понимает только узкий круг родственников и то, в контексте происходящего здесь и сейчас (то есть, могут быть нарушения слоговой структуры слова), если это так, то есть признаки недоразвития речевой системы. Всё это нужно выяснить ДО самостоятельных занятий артикуляционной гимнастикой, которая конечно, нужна нам, но только при постановке и автоматизации звуков, которые ребёнку будет "ставить" логопед (а вы их закреплять дома), для дикции и чёткости в произношении слов. А убеждать других, можно только с фактами в руках, то есть с логопедическим заключением от специалиста. Но зачастую, родители склонны не верить, что с их ребёнком что-то не так, отрицают. Правда, потом, бывает поздно, что либо исправлять в речи. Ведь с возрастом, дефекты речи склонны закрепляться. Всё нужно исправлять до 7 лет, до школы. Иначе потом, плохое развитие речи, может помешать ребёнку хорошо учится, это может сказаться на многих школьных предметах, на письме, чтении, математике и т. д. С уважением к вам, учитель-логопед детского сада.
Ответ на комментарий Зосенька_Морская # Добрый вечер,Зосенька! Спасибо большое за внимание к нашей проблеме. С какого возраста необходимо обращаться к логопеду. Моему правнуку 3 года и 8месяцев. Строит он предложения очень правильно,но произносит так,что не все в семье его понимают.
Ответ на комментарий Роза_Щупак # В принципе уже можно пойти на консультацию к логопеду, вполне. И у вас будет достаточно времени, до школы, для исправления проблем речи.
Вполне возможны нарушения слоговой структуры слова. Слова могут быть деформированы за счет: 1. Нарушения количества слогов: а) Элизия – сокращение (пропуск) слогов): “моток” (молоток). б) Итерации - увеличение числа слогов за счёт добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных (“тарава” - трава) 2. Нарушение последовательности слогов в слове: - перестановка слогов в слове (“деворе” - дерево); - перестановка звуков соседних слогов (“гебемот” - бегемот). 3. Искажение структуры отдельного слога: - сокращение стечения согласных, превращающее закрытый слог в открытый (“капута” - капуста); слог со стечением согласных – в слог без стечения (“тул” - стул). 4. Антиципации, т.е. уподобления одного слога другому (“пипитан” - капитан; “вевесипед” - велосипед). 5. Персеверации (от греческого слова “упорствую”). Это инертное застревание на одном слоге в слове (“пананама” - панама; “вввалабей” - воробей). 6. Контаминации – соединения частей двух слов (“холодильница” - холодильник и хлебница).
Существует 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности по Марковой. Необходимо выявить умение произносить слова различной слоговой структуры (13 классов по Марковой). Можете сами проверить произношение, с фраз снизу, с самого сложного, поднимаясь вверх по таблице. И вы услышите, есть ли искажение слоговой структуры слов.
Инструкция: повторяй за мной слова:
1. ЗУБЫ, ЛЫЖИ, МЫЛО, ПИЛА
2. МАШИНА, СОБАКА, ЛОПАТА, КОРОВА, ГАЗЕТА, КУРИЦА
3. КОТ, МЯЧ, ПУХ, НОЖ, ЛЕС, ДОМ, МАК
4. ЛИМОН, ТОПОР, ВЕНИК, ЯЩИК, ПЕНАЛ, ЛЕБЕДЬ
5. МЫШКА, КОШКА, ЛОЖКА, ВИЛКА, ОКНО, ЧАШКА
6. ЧАЙНИК, ФАРТУК, КОМПОТ, ТЕТРАДЬ
7. ОГУРЕЦ, ПОМИДОР, САМОЛЕТ, БАРАБАН, ПОПУГАЙ
8. КОНФЕТЫ, БАБУШКА, РУБАШКА, КОТЛЕТЫ
9. ЦЫПЛЕНОК, АВТОБУС, АПЕЛЬСИН, КАРАНДАШ
10. МАТРЕШКА, КИСТОЧКА, ЛАМПОЧКА, КОРЗИНКА
11. СТОЛ, СТУЛ, ДВЕРЬ, ТКАЧ, ХЛЕБ, КЛЮЧ, ПЛАЩ
12. КЛЕТКА, КНОПКА, ЗВЕЗДА, КРАСКИ, ГНЕЗДО
13. ЧЕРЕПАХА, ОДЕЯЛО, ГУСЕНИЦА, ПИРАМИДА
Слова сложной слоговой структуры.
ТАНКИСТ СКВОРЕЧНИК
СКОВОРОДА ПРОСТОКВАША
КОСМОНАВТ ЛЕКАРСТВО
КИНОТЕАТР СКВОЗНЯК
АКВАЛАНГИСТ ТЕЛЕВИЗОР
ТЕРМОМЕТР СВИСТОК
МИЛИЦИОНЕР СТРОИТЕЛЬСТВО
АКВАРИУМ ПАРИКМАХЕРСКАЯ
Под грибом, перепорхнуть, пуговица
Предложения со словами сложной слоговой структуры.
Экскурсовод ведет экскурсию.
Водопроводчик чинил водопровод.
Милиционер регулирует движение.
В аквариуме плавают разноцветные рыбки.
Строители работают на строительстве высотного дома.
Волосы подстригают в парикмахерской.
---------------------------------------
Или это нарушение звуков. Например их пропуск в речи, замена на другие звуки (звук Ш на звук С или Ж - З), искажение звуков, их смягчение (зв З на звук Зь) и т д. От этого тоже зависит понятность речи ребёнка, для окружающих.
Звуки проверить тоже не трудно. Попросить повторить ребёнка, изолированные звуки, за собой: песенка воды - С, песенка комарика З, песенка змеи Ш, песенка жука Ж, песенка тишины Ц, песенка часов Ч, песенка щётки Щ, песенка самолёта Л, песенка тигра Р. Потом подберите картинки с этими же звуками, пусть ребёнок по картинкам назовёт слова. А вы записывайте слова так, как он сказал, в точности (сказал суба, вместо шуба, или зылет - вместо жилет, сказал ...ыба, вместо рыба, или пе...о, вместо перо, если звук вам вообще не понятен в произношении, то ставьте какой либо значок в этом слове, для себя так и записывайте) и затем посмотрите какие будут замены, пропуски или смягчения звуков.
Нормы для появления звуков напишу.
Ответ на комментарий Зосенька_Морская # Таблица времени появления звуков
[640x512]
Ответ на комментарий Зосенька_Морская # Спасибо большое за рекомендации. Он чаще всего пропускает первую букву в слове Машина-Ашина. Если его поправляешь,то повторяет правильно. Хотя иногда говорит правильно,если это отдельное слово,а не в предложении.В детском садике многие так разговаривают,как он,но меня это не успокаивает.
Ответ на комментарий Роза_Щупак # Да, видимо есть небольшие нарушения слоговой структуры, но точно это определит только логопед на очной консультации.
Всё таки он не должен пропускать первые звуки, звуки раннего появления, такие как М, Н, они не такие сложные, как например зв. Р, или Л которые в силу возраста ребёнка и их самого последнего в очереди, появлению и по усвоению, могут пропускаться. Потренируйтесь , например, говорить звук М отдельно от других зв. (так мычит коровка - говорим ребёнку, это её песенка), покажите как сжать губки для этого произнесения этого звука, затем проговаривайте слоги со зв. М, ма-ма-ма, мо-мо-мо, му-му-му, мэ-мэ-мэ, ам, ом, ум, эм, мам, мом, мым, ама, омо, уму, эмэ, затем включите эти слоги в слова, мама, мак, сам, дам, сама, дама, маска, далее словосочетания - у мамы мука, у Маши мак и т.д. Подберите с ребёнком ещё слова с этим звуком, нарисуйте или наклейте картинки со зв. М в тетрадочку.
Обратите его внимание, что слова ломаются, не звучат красиво, без первых звуков. Такая же схема и для усвоения других звуков: усвоение отдельного звука, произнесение слогов с ним, а затем слов и словосочетаний, заучивание стихов с нужным звуком.
Ответ на комментарий Зосенька_Морская # Спасибо большое! Доброй ночи!
Ответ на комментарий Роза_Щупак # Пожалуйста. Вам так же, спокойного сна)
PEROOO 13-11-2012-01:25 удалить
Ответ на комментарий Роза_Щупак # РОЗОЧКА ..ЗАЙДИТЕ КО МНЕ В РУБРИКУ-ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ..И ДАЙТЕ ПОЧИТАТЬ МАТЕРИАЛ РОДИТЕЛЯМ ВНУЧКИ..У МЕНЯ ЛОГОСТАЖА ТРИ ДЕСЯТКА ЛЕТ...СЕЙЧАС ЛОГ.СЛУЖБА ОЧЕНЬ РАЗВИТА,ИМЕЕТ ХОРОШУЮ БАЗУ..ДОСТУПНУЮ И ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ..УДАЧИ И УСПЕХОВ..


Комментарии (64): вперёд» последняя» вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Занятия логопеда. Артикуляционная гимнастика | Оленька_Коваленко - Дневник Оленька_Коваленко | Лента друзей Оленька_Коваленко / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»