СИМФОНИЯ КРЫШ АДОЛЬФА МИЛЬМАНА (1886-1930). ЕЩЁ ОДИН ВАЛЕТ
И.И. Машков (1881-1944) Тройной портрет художника А.И. Мильмана. 1916 г. Холст, масло. 167,5x142,5 см. Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова.
Имя Адольфа Израилевича Мильмана - действительного члена знаменитого общества художников «Бубновый валет» - долгие годы было известно лишь узкому кругу специалистов и коллекционеров, и благодаря произведению Ильи Машкова, научной и просветительской деятельности сотрудников Волгоградского музея изобразительных искусств им. И.И.Машкова личность Мильмана стала известна всему миру.
Адольф Израилевич Мильман родился в 1886 или 1888 году в Кишиневе в многодетной еврейской семье, учился в кишинёвском коммерческом училище. В начале 1900-х годов семья переехала в Москву, где Адольф Мильман поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). В 1904-1910 гг. занимался в студии-мастерской Ильи Машкова. Илья Машков становится не только любимым преподавателем, но и ближайшим другом и сподвижником А.Мильмана. В студии сблизился также с будущими участниками «Бубнового валета» М.Ф.Ларионовым, Н.С.Гончаровой, А.В.Куприным, Р.Р.Фальком и В.В.Рождественским.
С момента учреждения общества «Бубновый валет» был в его составе, входил в ревизионную комиссию и на протяжении 1912-1914 гг. участвовал в его выставках. За первые три года в обществе Мильман сложился как зрелый художник, исповедующий основные бубнововалетские принципы – верность традициям французской школы (Поль Сезанн и фовисты) и одновременно народного искусства, в частности лубка. Мильман начал со второй выставки «Бубнового валета» в январе-феврале 1912 г. с 4 картинами. Критика отмечала, что его работы отличают «сочные краски» и «неподдельное настроение». На московской выставке в феврале-марте 1913 г. выставил 9 работ и среди проданных картин оказалась одна работа Мильмана. На петербургской выставке 1913 г. в каталоге указаны уже 13 картин. И на пятой выставке в Москве в феврале-марте 1914 г. он был уже среди основных экспонентов и продемонстрировал 18 работ, главным образом волжские пейзажи. Мильман был признан «молодым и свежим» художником. Молодой художник строит свои городские пейзажи так же, как и Машков, - как бы с высоты птичьего полета, превращая многочисленные дома с крышами в калейдоскоп разнообразных кубистических объемов. Помимо Волги и Крыма художник очень любил Францию, а точнее - Бретань, пейзажи которой были представлены на выставке в 1915 г. В этот период в живописи Мильмана в большей степени проявляются черты кубизма.
Автопортрет. 1912 г. Частное собрание.
Автопортрет. Фрагмент. 1912 г. Частное собрание.
Портрет девушки (с натюрмортом). 1910-е гг. Холст, масло. 116,5х105 см. Частное собрание, Москва.
Портрет пожилой женщины (матери?). 1910-е гг. Холст, масло. 102х82,5 см. Частное собрание, Москва.
Натюрморт с видом на город. 1910-1915 гг. Холст, масло. 85х110 см. Частное собрание.
Натюрморт. 1911 г. Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.
Пейзаж с мостом (вечер). 1910-е гг. Холст, масло. 70х88,5 см. Частное собрание.
Москва. 1913 г.
Плёс на Волге. 1913-1914 гг. Холст, масло. 70,5х84 см. Ярославский художественный музей.
Деревенская улица. 1913 г. Холст, масло. 51х69 см. Таганрогский художественный музей.
Пейзаж с рекой. Плёс. 1914 г. Холст, масло. 68x75 см. Вологодская областная картинная галерея.
Пейзаж. 1914 г. Холст, масло.
Южный пейзаж. 1914 г. Холст, масло. Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск.
В 1912-1917 гг. Мильман преподавал в частной Студии живописи и рисунка Ильи Машкова. Тогда же Машков пишет знаменитый «четырехголовый» и «четырехрукий» портрет Мильмана. В 1914 г. Мильман заболел туберкулёзом и ежегодно стал ездить на лечение в посёлок Отузы в Крыму. Бубнововалетский период творчества Мильмана отличается экспрессивностью и сложным цветовым строем живописи. Тем не менее, в октябре 1916 г. Мильман покинул «Бубновый валет» и вместе с Р.Р.Фальком, А.В.Лентуловым, В.В.Рождественским и другими присоединился к «Миру искусства». Московская выставка объединения в декабре 1916 – феврале 1917 гг. оживила общество новой художественной кровью. Мильман участвует в петроградской выставке «Мира искусства» в феврале-марте 1917 г., вступает в общество в мае 1917 г. и менее чем через год вместе с А.В.Лентуловым избирается секретарем объединения, а в 1918 г. выставляется на московской выставке общества (декабрь 1917 - февраль 1918 г.).
После Октябрьской революции в 1918 г. Адольф Мильман принимает участие в организации Отдела изобразительных искусств при Наркомпросе. В том же году Мильман переезжает в Киев, где организует частную художественную студию, в числе его учеников были известный художник-модернист русского зарубежья Павел Челищев и советский кинорежиссер Сергей Юткевич. Затем до 1920 г. жил в Крыму, в городе Судак. В это же время заболел редкой болезнью «летаргическим энцефалитом». Единственная персональная выставка Мильмана прошла в 1920 г. в Феодосии.
1. П.Ф. Челищев (1898-1957). Киево-Печерская Лавра. 1918 г.
2. П.Ф. Челищев (1898-1957). Портрет матери. 1918-1920 гг.
1. С.И. Юткевич (1904-1985). Эскиз к постановке «Город». 1918 г. Бумага, акварель, тушь. 27х22 см.
2. С.И. Юткевич (1904-1985). Рыночный носильщик. 1919 г. Бумага, гуашь, тушь. 26х13 см.
А.И. Мильман. Крымский пейзаж (г. Отузы). Местонахождение неизвестно.
Крымский пейзаж с желтым небом. 1915 г.
Пейзаж с домами и горой. 1915 г.
Крымский пейзаж. 1916 г. Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.
Крым. 1916 г. Холст, масло. 73х95 см. Частное собрание В.А. Дудакова и М.К. Кашуро.
Пейзаж. Крым. 1916 г. Опубликовано в журнале «Наше наследие». 1990 г., №V(17).
Пасхальный натюрморт. 1915-1916 гг. Музей-галерея «Новый Эрмитаж», Москва.
Натюрморт с куклой. 1916 г. Холст, масло. 129х128 см. Государственная Третьяковская галерея.
Натюрморт. 1916 г. Частное собрание.
Город. 1920 г. Холст, масло. 98,5х93 см. Пермская картинная галерея.
В 1920 г. вместе с врангелевскими войсками Адольф Мильман уезжает в Константинополь, а оттуда в 1921 г. в Париж. По другим сведениям, благодаря жене Валентине Папандо, имевшей французское гражданство, эмигрировал во Францию. Жил в Париже, был казначеем общества «Мир искусства», предоставлял свою квартиру для собраний общества (248, bd Raspail, 6-e). Участвует в нескольких выставках русских художников в Париже (общество «Мир искусства», галерея La Boёtie и Осенний салон, 1921 г.), Лондоне (Whitechapel, 1921 г.) и Гааге (1924 г.). Занимался антикварной торговлей.
В парижском доме Мильман открыл студию рисования и живописи (68, rue d’Assas, 6-e), которая, к сожалению, просуществовала всего около двух лет. Среди его учеников в 1920-1922 гг. был известный впоследствии канадский художник Эдвин Холгейт (Edwin Holgate, 1892-1977).
Канадский художник Эдвин Холгейт в своем ателье в Монреале. Фото 1939 г.
Эдвин Холгейт (1892-1977). Норд-Шор, близ Ванкувера. Этюд. 1920-е гг. Картон, масло. 21,6x27,3 см.
Эдвин Холгейт (1892-1977). Рыбацкая деревня Конкарно. Бретань, Франция. 1921 г.
А это две единственные картины Адольфа Мильмана парижского периода, которые удалось отыскать в сети:
А.И. Мильман. Городской пейзаж с крышами домов. Холст, масло.51х60 см. Hargesheimer Kunstauktionen, Дюссельдорф, Германия.
А.И. Мильман. Натюрморт. Холст, масло. 68,5x123 см. Аукцион askART, 2018 г.
Последствием перенесенного Мильманом энцефалита стал развивающийся паралич, который с 1922 г. сделал невозможным занятия живописью. Последние восемь лет художник был прикован к постели и потерял дар речи. В 1929-1930 гг. Роберт Фальк, живший в то время в Париже, по мере возможностей поддерживает художника, делает его портрет. В письме матери он сообщает: «…посетил Мильмана. Он лежит 8 лет. Он при полном сознании. Всем интересуется. Говорить не может». Адольф Израилевич Мильман умирает в Париже 17 января 1930 г. Похоронен в Париже на кладбище Монпарнас. Р.Фальк присутствовал на похоронах художника.
Р.Р. Фальк (1886-1958). Портрет А.И. Мильмана. Париж. 1929-1930 гг. ГМИИ им. А.С.Пушкина – Музей личных коллекций.
«Бубновый валет». Путь на Запад? Путь к себе. Каталог выставки к 90-летию общества «Бубновый валет». Москва, ООО «КомпьютерПресс», 2002 г. Обложка и титульный лист.
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. Том I и II. Москва, Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г.
ИСТОЧНИКИ:
1. Мильман, Адольф Израилевич - Википедия
2. http://rusavangard.ru/online/biographies/milman-adolf-izrailevich/
3. https://www.liveinternet.ru/users/3717443/post223071175/
4. http://www.artrz.ru/menu/1804645939/1804785332.html (Русское зарубежье)
5. Юлия Дьяконова. Еще один валет. Адольф Мильман в галерее «Элизиум». Газета «Культура», 2004 г., №46.
6. «Бубновый валет». Путь на Запад? Путь к себе. Каталог выставки к 90-летию общества «Бубновый валет». Москва, ООО «КомпьютерПресс», 2002 г.
7. Р.Р. Фальк. Беседы об искусстве. Письма. Воспоминания о художнике. Москва, Издательство «Советский художник», 1981 г.