Надежда Петровна Ламанова (Каютова) (14 (26) декабря 1861 года, Шутилово, Российская Империя — 15 октября 1941. Москва, РСФСР) — российский и советский модельер, художник театрального костюма. Имела звание «Поставщик Двора Ея Императорского Величества». Стояла у истоков российской и советской моды XX века.
Родилась она 14 декабря (26 декабря по новому стилю) 1861 года в селе "Шутилово" Лукояновского уезда Нижегородской губернии и была старшей из 5 дочерей подполковника Белорусского гусарского полка Петра Михайловича Ламанова и его жены, Надежды Александровны, дочери генерал-майора Александра Ивановича Лишева. Род Ламановых, к которому принадлежала Надежда Петровна, восходит к помещикам Великолужского уезда 17 века.
Обряд крещения Ламановой Надежды Петровны был совершён в церкви "Покрова Пресвятой Богородицы", Лукояновского уезда, села Шутилово. Сохранилась запись о ее крещении за № 31 «Рождена 14 декабря, крещена 18 декабря. Родители села Шутилово помещик подполковник Петр Михайлович Ламанов и законная жена его Надежда Александровна, оба православные. Восприемники: того же села помещик Павел Михайлов Ламанов и помещица села Беговатова Варвара Михайлова Алексеева».
Отец — Петр Михайлович Ламанов был потомственный дворянин из обедневшего рода. Он избрал военную карьеру и к моменту рождения старшей дочери Нади имел чин полковника. О матери Надежды Петровны — Надежде Александровне — дошло очень мало сведений.Она была дочерью генерала-майора.
Надежда Петровна училась в Мариинском женском училище 1 разряда в Нижнем Новогороде (с 1883 — Нижегородская Мариинская женская гимназия). Отучившись в гимназии обязательные семь лет, Надя закончила по добровольному желанию восьмой класс, по окончании которого получила свидетельство о том, что она может преподавать географию в крестьянских школах.
Семья жила небогато, еще более осложнили материальное положение большие долги, оставшиеся после старшего брата Петра Михайловича. Девушка принимает решение уехать в Москву, начать работать, чтобы помочь поставить на ноги младших сестер. В 1884 году умирает отец Надежды Петровны, а через два года — и мать. Теперь юной Надежде приходится рассчитывать только на себя.
Будущий знаменитый художник по костюму к этому времени окончила московскую школу кройки Ольги Александровны Суворовой, где училась с 1883 по 1884 год. После - устроилась моделистом в мастерскую к известной в ту пору портнихе Татьяне Степановне Войткевич и скоро стала настолько популярна, что всего через год после начала работы, во второй половине 1885 года, смогла открыть собственное небольшое ателье в Тупом Хлыновском переулке, в доме Помпея Батюшкова, младшего брата известного поэта. Здесь же в это время держала модное заведение и Ольга Суворова.
. Улица Большая Дмитровка, 11 в городе Москве
Первый розничный магазин модных и модно-галантерейных товаров Надежды Петровны Андруцкой появился в Москве и поначалу находился на Большой Дмитровке, в доходном доме Фишер (Большая Дмитровка, 11)
Первое документальное упоминание мастерской Надежды Ламановой (1885 год)
В самом начале 1890-х Надежда выходит замуж за отставного поручика Андруцкого. Но, увы, счастье было недолгим, вскоре Надежда Петровна овдовела. Как пишет в своих воспоминаниях друг семьи, Георгий Леман, любимый умер у нее на руках. Но эта трагедия не сломила ее. Возможно, даже наоборот, она с головой ушла в работу, чтобы заглушить сердечную боль, и добилась признания на высшем уровне.
В 1898 году Надежде Петровне Андруцкой-Ламановой было присвоено высокое звание «Поставщик Двора Ея Императорского Высочества Елизаветы Федоровны», сестры императрицы, жены московского градоначальника. А в 1904 году она удостаивается чести носить ещё более почетное звание - «Поставщик Двора Ея Императорского Величества».
С конца 1890-х мастерская Надежды Петровны находилась в доходном доме Адельгейм (Большая Дмитровка 25, в 1910-х годах нумерация изменилась на 23). На 1900-й год в адресных справочниках Надежда Петровна указывалась уже под фамилией Каютова. Доподлинно неизвестно, сохранилось ли здание, поскольку права собственности на участок перешли от братьев Павла и Виктора Львовичей Адельгейм к Александре Алексеевне Пантелеевой, а от неё — к княгине Марии Александровне Ливен, которая выстроила на этом участке доходный дом
Индивидуальный подход и умение Ламановой создавать платье на любую фигуру, представляя даму в самом выгодном свете, привлекает в ее мастерскую знатных и состоятельных особ. Всего за четыре года штат мастерской увеличился с 11 до 38 мастериц!
Портрет работы К. А. Сомова, 1911 г. Е. П. Носова в платье мастерской Надежды Ламановой.
Надежда Петровна активно участвовала в различных благотворительных мероприятиях, открыла при мастерской в доме Адельгейма бесплатную школу для девочек, где те, помимо обучения кройке и шитью, могли получить знания по основным общеобразовательным предметам, являлась попечительницей школы кройки при обществе «Московский муравейник».
В конце 90-х годов XIX века Надежда Петровна Ламанова вышла замуж за молодого юриста Андрея Павловича Каютова, известного тогда актёра-любителя. Это был счастливый брак, полный согласия и преданности, не было только детей. Супруги прожили вместе 45 лет. Ламанова познакомилась с его друзьями-актёрами, среди которых были и знаменитая актриса Малого театра Гликерия Федотова, и начинающий актёр Константин Алексеев (Станиславский).
Надежда Петровна Ламанова (слева) и М.С. Воронина.
Москва, 1885-1887 гг. (фото из личного архива потомков М.С. Ворониной).
Из воспоминаний Марии Степановны Ворониной (урождённой Файдыш), записанных её племянницей Евгенией Петровной Турманиной, урождённой Файдыш, известно, что Н. П. Ламанова бывала и в Санкт-Петербурге. Турманина со слов своей «тёти Мариши» пишет, что Ламанова окончила институт благородных девиц:
Это была энергичная женщина. Окончив где-то институт для благородных девиц, она приехала в столицу. Была не очень красива, с манерами мальчика, стриженная. В компании говорила: «Ну, братцы выпьем!» Хорошо играла в винт и преферанс. Открыла мастерскую, так же как и Мария Степановна, но к заказчикам относилась сурово и заставляла их ждать подолгу. Переехав в Москву, как говорили злые языки, Надежда Петровна разорила горбуна Г., выстроив дом на Тверском бульваре, ездила в Париж за моделями. Обслуживала придворных. За самое простенькое платьице брала по 600—800 р. Держалась богом, были у неё цеха. Платила неплохо, но и требовала хорошей работы. Муж у неё был присяжный поверенный Андрей Павлович Каютов. Говорят красивый. Зимой каждый день на своём автомобиле ездила в Сокольники, бегать на лыжах. Каждый день брала ванну и меняла бельё. Вот и всё что я о ней знаю
Дом Ламановой на Тверском бульваре (до 1917 г.)
Каждый этаж здесь имел своё предназначение. Строение было задумано одновременно как ателье с пошивочным цехом, демонстрационным залом, школой портновского дела и общего образования. В этом же доме располагались квартиры семьи Каютовых, и сестры Андрея Каютова, Елизаветы Павловны Шеффер, муж которой, врач Вениамин Давидович Шеффер, был также и управляющим доходным домом Ламановой, жилые помещения для служащих.
Её дом стал настоящим клубом для самых великолепных женщин того времени. Она создавала образы для таких дам, как Её Высочество Великая княгиня Елизавета Фёдоровна и Великая княгиня Мария Павловна, Мария Ермолова и Ольга Книппер-Чехова, Вера Холодная и Евфимия Носова. В ее вечерних платьях, расшитых бисером и стразами, блистали балерины Тамара Карсавина и Екатерина Гельцер... Многие портреты дам, созданные Валентином Серовым, написаны в платьях «от Ламановой».
Художница продолжала совершенствовать своё мастерство в Париже — у знаменитых в Европе модельеров. Познакомилась с Полем Пуаре.
В 1901 году К. С. Станиславский пригласил Ламанову в Московский Художественный театр.
Кроме собственных работ, Надежда Петровна выполняла костюмы к спектаклям по эскизам известных художников, таких как Бакст, Головин. Её изделия были настолько точны и удобны актёрам в создании образов, что заменить её практически некем. Актёры и публика в восторге от её мастерства. Недаром Станиславский называл Ламанову «Шаляпиным» от моды.
Из воспоминаний Г. А. Лемана:
Она обнаружила огромный вкус, и постепенно стала одевать дам самых высоких и самых богатых кругов московского общества. У неё стали одеваться не только дамы московского купечества, но и аристократия, так, в частности, она одевала великую княгиню Елизавету Федоровну, жену московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича, родную сестру государыни. Была она приглашена также и к самой царице, но они как-то «не сошлись характерами» и это отношение оборвалось. Дело Надежды Петровны настолько разрослось, что постепенно у неё стало 300 мастериц. Она выстроила огромный дом на Тверском бульваре (на внутреннем проезде, через несколько домов от Никитских ворот). Я слышал от неё, что она подавала счета богатым московским купцам в десятки тысяч. Курьезны были её рассказы, как купцы «торговались» с ней — купцы любят, чтобы им «делали скидки».
Так, например, подаст она счет на 34 240 руб. Приезжает «сам» М. А. Морозов (Тверская мануфактура) и говорит: «Надежда Петровна, уж вы мне уступите, скиньте 240 руб.» «Извольте, с удовольствием!» Жена великого князя Михаила Александровича, графиня Брасова, урожденная Шереметьевская, Наталья Сергеевна, так и осталась должна Надежде Петровне 20 тыс. руб. Насколько широк был размах работы Надежды Петровны можно судить по тому, что она ежегодно ездила в Париж, где держала квартиру, закупать модный товар для своего предприятия. А закупала она этого товара на полмиллиона! Конечно, огромен был и доход её — мастерская давала ей до 300 тыс. руб. в год, то есть другими словами, по 1000 руб. в день! Она была подлинным гением костюма. Я смело утверждаю, что то, чем Станиславский был в области режиссуры, то была Надежда Петровна в области костюма. Недаром они так хорошо понимали друг друга, и после революции много лет, до самой кончины Надежды Петровны работали вместе. Именно её костюмы мы видели в многочисленных постановках Художественного театра и Вахтангова — «Женитьба Фигаро», «Зойкина квартира», «Принцесса Турандот» и др. Надежда Петровна продолжала также одевать отдельных, обращавшихся к ней дам.
Для этого у неё в комнате всегда стояло несколько манекенов, на которых иногда бывали надеты платья. Хорошо помню, как однажды, придя к ней, я увидал на одном из манекенов замечательной красоты платье тонкого теплого серого цвета, чудесно драпирующее фигуру. Я немедленно бухнулся на колени и положил этому платью-шедевру… земной поклон. Как-то я сказал Надежде Петровне: «Надежда Петровна, вы — гениальны!» На что она, как бы удивившись, что в этом можно сомневаться: «Конечно!» Да, я не преувеличиваю, она в своей области была действительно гениальна
После Октябрьской революции, вопреки всему, Ламанова решила остаться на Родине.
Когда ее ателье ликвидировали, Надежда Петровна продала дом на Тверском бульваре, чтобы расплатиться с поставщиками и персоналом, остальную часть денег вложила в Народный банк. Семья Ламановых-Каютовых из роскошного особняка вынуждена была перебраться сначала в особняк Чижовых (Еропкинский пер., 2, кв. 3), а потом в квартиру № 4 в доме № 4 по Еропкинскому переулку, которую впоследствии уплотнили, оставив Надежде Петровне лишь комнату.
Так для бывшего Поставщика Императорского Двора началась новая жизнь и новый этап творчества.
В 1919 году бывшую «поставщицу двора Ея Императорского Величества» арестовали. Только благодаря вмешательству Максима Горького через два с половиной месяца её освободили. С 1921 года она работала в театре Вахтангова.
После Октябрьской Революции Ламанова вынуждена разрабатывать многочисленные модели простой одежды, рассчитанной на широкие слои населения. Одновременно она занималась проектированием платья по идеям народного русского костюма.
В 1922 году Ламанова стала членом Академии Художественных наук.
В 1925 году Надежда Петровна Ламанова и Вера Игнатьевна Мухина совместно издали альбом «Искусство в быту». В этом же году модели Ламановой (без неё) отправились в Париж на всемирную выставку, где её платья в русском стиле произвели фурор — стиль «а-ля рюс» в те годы стал чрезвычайно моден в Европе.
Международные выставки принесли ей известность, признание и награды. По её коллекциям мир узнал, что в России есть своя самобытная мода. На Родине же она по-прежнему известна и любима, теперь уже не царствующими особами, а женами советской номенклатуры и артистками (в костюмах художницы позируют для журнала «Красная Нива» Александра Хохлова, Лиля Брик и Эльза Триоле), у нее по-прежнему престижно шить платье...
Портрет работы В. А. Серова, 1911 г. Н. П. Ламанова
Как государственная, мастерская «Современный костюм» просуществовала до конца 1924 года. За отсутствием кредитов она прекратила существование и Надежда Петровна была вынуждена продолжать ее на правах кустарной, так как ей была необходима лаборатория для разрешения задач, которые ставили перед ней экспортные организации, театр и общественные организации. За это в марте 1928 года Надежду Петровну лишили избирательных прав «как кустаря, имевшего двух наёмных мастериц». Но прекраснейшие характеристики, данные ей театром, руководством Академии художественных наук и другими организациями, спасают ее от унизительного клейма лишенки, в 1930-м ее восстановили в избирательных правах, и она смогла продолжить работу. Так, например, в 1930 году Ламановой по заказу был выполнен бесплатный проект по созданию пионерских костюмов.
Портрет Надежды Петровны Ламановой. Художник — Яков Хаст. Пастель. Париж, 1903 год
С 1926 года Ламанова создала ряд моделей по мотивам творчества народов Севера (по заказу Всекопромсоюза) для продажи за рубеж, затем разработала коллекцию меховых изделий для Лейпцигской выставки, участвовала в Нью-йоркской выставке 1929 года. С 1930 года она стала заведующей мастерской Мехкомбината; ранее, в марте 1928 года её лишили избирательных прав «как кустаря, имевшего двух наёмных мастериц».
Ламанова создавала также костюмы для фильмов Эйзенштейна, Александрова, Протазанова:«Поколение победителей»,«Цирк»,«Александр Невский»,«Ревизор».участвовала в создании костюмов для фильма «Аэлита».
События последних дней жизни и обстоятельства кончины Надежды Ламановой долгое время оставались невыясненными. Вокруг её смерти ходило немало легенд.
По одной из наиболее популярных версий, Ламанова опоздала к пункту сбора артистов и сотрудников МХАТ, которые должны были 14 октября 1941 года отправиться прямиком из Камергерского переулка в эвакуацию. Коллеги не дождались Ламанову и уехали без неё. Надежда Петровна, добравшись до места сбора, увидела только запертые на замок двери. Она бросилась в Большой театр, с которым также сотрудничала, но по дороге, в сквере перед театром, скончалась от сердечного приступа. По другой версии Ламанова скончалась прямо на ступеньках Художественного Театра. Ещё по одной версии Ламанова опоздала из-за того, что шла вместе со своей младшей сестрой Марией Петровной, которая медленно ходила. Журналистам в этой связи очень полюбилось сравнение Ламановой с Фирсом из «Вишнёвого сада». Всё же, несмотря на то, что у этих мифов есть реальная основа, они не соответствуют действительности.
Могила Н. П. Ламановой (состояние на 7 ноября 2015 года)
Мраморное надгробие Н.П.Ламановой в 2015 году
Захоронение Надежды Петровны Ламановой находится в глубине 3-го участка Ваганьковского кладбища в Москве. Ориентир — чёрная арочная ограда с белыми наконечниками по соседству.
Захоронение считалось утерянным, пока Сергей Лепёшкин, член «Общества некрополистов» (организация, занимающаяся розыском захоронений и сохранением памяти об известных людях), не нашёл его и не опубликовал 28 ноября 2010 года информацию о его координатах на сайте «Где дремлют мёртвые»
27 декабря 2015 года на месте захоронения Н. Ламановой прошла мемориальная служба и возложение цветов к могиле по случаю 154-летия со дня рождения модельера.
http://lamanova.com/16_burial.html
https://www.culture.ru/materials/179352/nadezhda-lamanova-kutyure-imperatorskoi-semi
Серия сообщений "Императорский двор":
Часть 1 - Парадные портреты как средство изучения истории:фрейлины
Часть 2 - Фрейлины российского императорского двора: при царствовании Екатерины 1
...
Часть 19 - Царские дети.Часть 5.Няни и воспитательницы
Часть 20 - Царские дети.Часть 6.Воспитатели и учителя. Царские дети после семи лет
Часть 21 - Надежда Ламанова-Каютова- великий русский модельер(1)Страницы жизни
Часть 22 - Надежда Ламанова-Каютова- великий русский модельер(2)КОСТЮМЫ ИЗ ФОНДОВ МУЗЕЕВ
Часть 23 - Фрейлина-авантюристка Мария Анненкова и прекрасный остров Гарда
Часть 24 - Судьбы фрейлин русского императорского двора:Е.А. Воронцова-Дашкова